Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Об особенностях формирования у слабовидящих географических представлений и понятий
Многие слабовидящие дети не имеют достаточно отчетливых географических представлений Они не могут непосредственно зрительно представить многие географические объекты и явления, например, восход и заход солнца, линию горизонта, силуэты гор, движение небесных светил, облаков, разнообразный природный ландшафт и др В связи с этим у них возникают трудности при формировании географических понятий Специфические трудности возникают у детей с нарушениями зрения при изучении плана и карты, при проведении измерительных работ на местности, выполнении лабораторных и практических работ по географии В связи с недостатками зрения дети не могут непосредственно чувственно воспринимать многие явления и процессы, происходящие в природе Учитывая эго, при обучении географии и природоведению следует особое внимание обращать на развитие наблюдательности и формирование зрительно-пространственного синтеза в процессе овладения системой знаний Для развития наблюдательности огромное значение имеет проведение экскурсий в природу При проведении экскурсий внимание учащихся фиксируется на тех свойствах объектов, которые могут быть восприняты не только с помощью зрения, но и других органов чувств (слух, осязание и т д). Использование неполноценного зрения в совокупности с другими органами чувств позволяет осуществлять чувственное познание динамических процессов и явлений в связи с изучением географии и природоведения. Опираясь на имеющиеся знания и синтетическое восприятие окружающих объектов, слабовидящие дети могут представить и мысленно воссоздать сложную топографическую картину местности направление и распо-ложрние леса, болота, реки и т п Все это помогает развитию наблюдательности и формированию топографических представлений. Перед тем как дать задание познакомиться с рельефом местности, необходимо ознакомить детей с геоморфологическими моделями и подробно объяснить цель и задачи проводимой экскурсии При обучении географии используются геоморфологические модели гор с вершинами и перевалами, бассейна и излучин рек, водопада, геррасы, действующих и потухших вулканов и т. п. Уменьшенное изображение географических объектов в виде модели позволит учащимся путем зрительного и осязательного восприятия овладеть целостным представлением о происходящих в природе сложных динамических процессах, которые они затрудняются воспринимать и наблюдать непосредственно
Для уяснения учащимися соответствующих понятии им читаются рассказы и статьи на изучаемую тему При этом учитель опирается на те представления, которые у них сложились при изучении моделей После такой предварительной подготовки дается задание самостоятельно наблюдать те или иные географические объекты и явления во время проводимой экскурсии При этом учитель предварительно ставит перед учащимися ряд познавательных задач и вопросов, способствующих организации хода наблюдений. Важное значение для формирования пространственных представлений имеет выполнение разнообразных практических работ, связанных с необходимостью ориентации учащихся на местности В процессе выполнения этих работ развиваются приемы глазомерной оценки расположения разных географических объектов и расстояния до них Так, например, учитель может предложить определить, в каком направлении и на каком приблизительно расстоянии от учащихся находится лес, как далеко от них находятся населенные пункты В целях развития пространственной ориентировки детей необходимо научить самостоятельно пользоваться планом, кар- той, глобусом. Перед этим надо хорошо изучить условные обозначения" географических объектов. Очень важно со слабовидящими школьниками младших классов отработать понятия, связанные с пространственной ориентировкой: «ближе» — «дальше»; «шире» — «уже»; «мельче» — «глубже». Важно сформировать понятия, связанные с оценкой направлений: «поперек», «вдоль» и др. При обучении детей ориентировке в плане и карте в качестве раздаточного материала используются разные по масштабу карты и планы. Контуры карт и планов обводятся жирным черным карандашом для четкости восприятия. Черным карандашом или тушью обрисовываются также очертания границ разных государств, рек, морей и т. пЛ Для изготовления раздаточного материала по географии могут привлекаться родители, учащиеся старших классов, а также участники кружков домов пионеров. При изучении животного мира по географии следует посетить зоопарк, предварительно ознакомившись с чучелами птиц и животных в биологическом кабинете.
При сопровождающейся объяснением демонстрации картин, карт, схем детям с низким зрением разрешается к ним подходить. При остроте зрения 0,! и ниже рекомендуется предлагать в качестве раздаточного материала раскрашенные географические карты для слепых. При формировании географических представлений используются знания, которые дети усвоили во время занятий математикой, природоведением, черчением,трудом. Для усвоения слабовидящими школьниками условных обозначений, связанных с ориентировкой по сторонам горизонта, учитель может подобрать специальные географические задачи. Географические познавательные задачи позволяют учащимся установить сложные причинно-следственные связи и зависимости между разными процессами и явлениями. Чтобы при изучении географии учащиеся овладели умением сознательно пользоваться иллюстративными средствами наглядности, они должны хорошо уяснить принцип плоскостного изображения условных обозначений географических объектов и правильно соотносить их с реальными географическими объектами. При этом 1 Для подрисовки контуров настольных географических и исторических карт могут быть использованы карты из старых учебников. настоящие размеры географических объектов дети должны научиться правильно соотносить с известным масштабным уменьшением этих размеров на плане или карте. Внимание учащихся обращается на масштабное воспроизведение, основанное на предварительных измерениях и расчетах, которые они производят на практических занятиях. Чтобы сформировать правильные понятия о географическом пространстве, детей учат приемам ориентировки предметов по сторонам горизонта и локализации их места на плане. В этой связи детям предлагается ряд практических упражнений и познавательных задач. Учитывая трудности слабовидящих при ориентировке на карте и плане, с ними следует хорошо отработать навыки, связанные с определением положения отдельных ориентировочных пунктов на карте. Обучение умению пользоваться зрительными ориентирами при работе с картой позволит слабовидящим быстро находить искомый географический объект и устанавливать его связь с другими. Такими зрительными ориентирами могут быть: материки, океаны, моря, крупные реки. Основное значение при этом приобретает взаимное расположение объектов, что позволяет при нахождении географических пунктов воссоздавать целостный образ карты, на которой легко могут быть выделены отдельные географические пункты в их пространственных отношениях к другим. Формирование географических представлений, как отмечалось выше, тесно связано с развитием оценки направлений, что предполагает применение различных видов пластического моделирования. Во время индивидуальной работы со слабовидящими детьми рекомендуется практиковать упражнения с применением контурных карт, на которых выделены некоторые исходные ориентиры, по которым они воссоздают целостные представления о географических объектах. Особо важное значение при обучении географии и природоведению имеет развитие у учащихся наблюдательности. Это достигается разными методами: путем организации экскурсии в природу для наблюдения сезонных изменений в разные времена года, путем наблюдения за динамическими суточными изменениями (высота солнца над горизонтом, положение тени в разное время дня). Важное познавательное значение имеют фенологические наблюдения за погодой, за температурными изменениями и т. п. Чтобы облегчить проведение фенологиче- 9. М. И. Земцова 129 ских наблюдений, рекомендуется использовать специальные приборы, позволяющие заменить неполноценное зрение слуховым наблюдением (фотофон, фоноскоп и другие)1. Такие приборы предназначены для детей с очень низким зрением (с остротой зрения 0,05—0,09) Умелое сочетание различных практически действенных методов обучения с наблюдениями и накоплением географических и природоведческих знаний позволит слабовидящим детям в процессе обучения сформировать правильные географические представления и понятия, а также сознательно овладеть соответствующими знаниями и практическими умениями.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 878; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.005 с.) |