Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности работоспособности слабовидящих детей⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25
Как отмечалось выше, у слабовидящих детей, по сравнению с нормально видящими, значительно снижена работоспособность
Исследования показали, что это снижение работоспособности обусловлено повышенной утомляемостью глаз. Утомление зрительных функций изо дня в день накапливается В течение недели видимость у детей с нарушением зрения снижается на 12% (В Н Ксенофонтова и др) Под влиянием зрительной нагрузки изменяется также корковая динамика, нарастает процесс внутреннего торможения В результате страдает подвижность нервных процессов, ухудшается функциональная деятельность всей зрительной системы Исследования (А Н Гнеушева) убедительно показали, что утомляемость зрения нарастает в течение учебного дня У некоторых слабовидящих детей отмечаются снижение остроты зрения (рис 10), изменение лабильности (рис II), электрической чувствительности (рис 12), видимости (рис 13) глаз с третье его урока На четвертом уроке наблюдается значительное снижение зрительных функций На пятом уроке зре- 1-й 2-й 3-й Ч-й Уроки 5-й
Рис. II. Изменение лабильности
3-й 4-й Уроки Рис. 12. Снижение электрической чувствительности глаза. ние падает настолько, что учащиеся оказываются не в состоянии воспринимать учебный материал. На рисунках 10, 11, 12 и 13 показано снижение зрительных функций у слабовидящих школьников под влиянием учебной нагрузки. Постоянное зрительное напряжение, неправильные поза и осанка при письме, чтении и т. д. приводят к утомлению зрения и сказываются на функциональном состоянии всей центральной нервной системы. В связи с утомлением у одних детей отмечаются повышенная возбудимость, иногда — неадекватные реакции на замечания учителя или подсказку товарища. Такие дети легко отвлекаются, становятся двигательно беспокойными, непоседливыми. У других детей, наоборот, отмечаются заторможенность функций, крайняя медлительность, несколько подавленное состояние. Все это свидетельствует о снижении работоспособности школьников, обусловленной повышенной утомляемостью. Для предупреждения утомления в конце 4 и 5-го уроков
1-й 2-й 3-й 4-п Уроки Рис. 13. Снижение видимости. 5-й
10. М И. Земцова слабовидящим детям рекомендуется давать индивидуальные задания, не связанные со зрительной нагрузкой Во время уроков чтения, письма и рисования следует через 20—25 минут после начала урока давать отдых глазам Время отдыха (1—2 минуты) следует посвящать гимнастике глаз — 5—6 раз поднять глаза вверх, опустить вниз, отвести вправо и влево, посмотреть вдаль Эти упражнения способствуют улучшению деятельности функции адаптационного аппарата глаз и в некоторой степени снижают их утомление Во время выполнения контрольных работ учащиеся могут непрерывно писать в течение 45 минут Во время экзаменов и выполнения длительных (два урока) контрольных работ следует делать пятиминутные перерывы. Соблюдение при обучении слабовидящих детей определенного режима зрительной нагрузки имеет важное значение для предупреждения утомляемости Слабовидящие дети должны размещаться ближе к естественному источнику света Это особенно важно при выполнении ими письменных контрольных и экзаменационных работ При некоторых формах нарушения зрения (катаракта, помутнение роговицы и др) у детей наблюдается светобоязнь Таких детей надо размещать дальше от источника света Учителю необходимо применять дифференцированную дозировку зрительной работы в отношении разных групп слабовидящих детей на основе учета работоспособности и степени утомляемости зрительных функций При этом следует руководствоваться рекомендациями врача-офтальмолога Теоретические и практические занятия неодинаково сказываются на функциональном состоянии неполноценного зрения Офтальмологическими исследованиями установлено, что при теоретических занятиях острота зрения у слабовидящих школьников понижается Так, например, отмечается заметное понижение остроты зрения при счете про себя в течение 45 минут (до 64%) Посильная для детей мышечная работа может долгое время осуществляться на неизменном или возрастающем уровне (А А Холина и Р. И Чернобыльский) Под влиянием учебной нагрузки меняется не только острота зрения, но и аккомодационный аппарат глаза Особенно, как отмечалось выше, неблагоприятные условия для зрительной работы возникают на 5—6-м уроках.
Так, например, под влиянием перегрузки зрительной системы снижается острота зрения, изменяется устойчивость ясного видения и другие функции зрительной системы Работоспособность постепенно снижается не только в течение учебного дня, но и в течение недели Наиболее низкий уровень работоспособности отмечается в конце недели, особенно в субботу Выяснено, что у слабовидящих детей отмечается значительное снижение работоспособности в четвертой учебной четверти и в период экзаменов В целях повышения работоспособности рекомендуется наряду с повышением искусственной освещенности окрашивать классные и другие учебные помещения в светлые матовые тона (светло зеленый молочный, серовато-голубой и др) Целесообразно размещать учащихся с низким зрением ближе к источнику естественного света, использовать оптические средства коррекции, следить за тем, чтобы дети носили предписанные им врачом очки Надо приучить слабовидящих детей бережно относиться к очкам Неаккуратное хранение и обращение с ними приводит к тому, что на стеклах образуются царапины, пятна, которые значительно снижают четкость видения Рекомендуется также строго соблюдать режим зрительной работы, писать в тетрадях с особой разлиновкой Особенно важное значение для предупреждения утомляемости имеет использование таких методов обучения, которые предполагают опору на разные анализаторы и активное участие в процессе усвоения учебного материала разных форм познавательной деятельности мышления, речи, воссоздающего воображения, логической памяти, произвольного внимания и др В процессе обучения особое внимание обращается на формирование этих функций и на правильное сочетание умственного, физического и трудового воспитания слабовидящих детей 10*
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.7 (0.005 с.) |