Глава 1 основы обучения плаванию детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 основы обучения плаванию детей дошкольного возраста



Министерство спорта Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК)»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

Кафедра Теории и методики спортивного и синхронного плавании,

аквааэробики, прыжков в воду и водного поло

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

«ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ»

 

Специальность 032101.65 «физическая культура и спорт»

 

Исполнитель: Студентка 6 курса

специализации ТиМ плавание

заочной формы обучения

Ильина Алла Борисовна

Научный руководитель:

профессор д.п.н. Гордон С.М.

 

 

Москва- 2016

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..  
Глава 1 ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………  
1.1. Морфофункциональные, физические и психические особенности развития детей дошкольного возраста……………  
1.2. Физическое совершенствование детей 5-6 лет средствами плавания…………………………………………………………….  
1.3. Обучение плаванию дошкольников путем применения упражнений с музыкальным сопровождением………………….  
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……………………..  
2.1 Цели и задачи исследования…………………………………….  
2.2 Методы исследования……………………………………………  
2.2.1 Анализ литературы  
2.2.2.Педагогическое наблюдение  
2.2.3. Педагогический эксперимент по овладению плавательными навыками и подбору музыкального сопровождения…………..  
2.2.4. Методы анализа статистических данных……………………  
2.2.5.Организация исследования…………………………………….  
ГЛАВА 3. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОЛУЧЕННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ…………………………………..  
3.1 Взаимообусловленность изучаемых показателей………………  
3.2 Факторный анализ показателей полученных в результате оценки……………………………………………………………….  
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….  
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………..  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….  
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..  

 

ВВДЕНИЕ

 

Актуальность. Дошкольный возраст является одним из наиболее важных периодов в жизни человека, в котором закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности.

Для обучения детей дошкольного возраста плаванию разработаны и обоснованы различные методики проведения занятий Казаковцева Т.С.,Котляров А.Д., Осокина Т.И., Мосунов Д.Ф., Меньшуткина Т.Г.,Булгакова Н.Ж., Еремеева Л.Ф.,Петрова Н.Л., Баранов В.А.).

В работах по теории и методике физического воспитания дошкольников подчеркивается, что использование музыки повышает эмоциональную насыщенность занятий, создает ощущение психологического комфорта, а согласование движений с музыкой придает им конкретно-образный смысл и повышает эффективность упражнений (Э.Я. Степаненкова, С.О. Филиппова, Е.А. Чугина и др.).

Однако в специальной литературе нет сведений об использовании музыки на занятиях по плаванию в ДОУ. Не получили должного отражения в литературе результаты исследований по модификации содержания занятий в воде с целью разностороннего воздействия на развитие ребенка в условиях ДОУ.

На наш взгляд эмоциональность, музыкальное сопровождение, разнообразие интересных упражнений, будет способствовать развитию физических качеств, творческих и психических способностей детей.

Таким образом, можно выделить следующие противоречия между применяемыми в физическом воспитании дошкольников методами и средствами сопряженного развития двигательных и познавательных способностей с использованием музыкального сопровождения и недостаточной разработанностью таковых для занятий в воде.

Все вышеизложенное определило необходимость проведения настоящего исследования.

Объект исследования. Начальное обучение плаванию детей дошкольного возраста.

Предмет исследования. Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста с использованием музыкального сопровождения.

Гипотеза. Предполагается что, использование музыкального сопровождения в начальном обучении плаванию окажет положительное влияние на овладение навыками плавания у детей 5-6 лет, будет способствовать позитивной динамике физического, психического и функционального развития.

Цель: обосновать применение упражнений с музыкальным сопровождением на занятиях по начальному обучению плаванию детей дошкольного возраста как эффективного средства формирования двигательных навыков занимающихся.

Задачи исследования:

1. Обосновать необходимость включения в начальное обучение плаванию музыкального сопровождения.

2. Выявить особенности использования музыкального сопровождения на занятиях по обучению плаванию.

3. Экспериментально обосновать эффективность использования упражнений с музыкальным сопровождением для динамики двигательных навыков при обучении плаванию детей 5-6 лет.

Теоретико-методологическая основа исследования базируется на фундаментальных положениях теории обучения двигательным действиям (H.A. Бернштейн; М.М. Боген; П.А. Гальперин), оптимизации обучения плаванию (И.Ю. Кистяковский; Г.Ф. Полевой), совершенствования техники спортивного плавания (Т.М. Абсалямов; В.А. Аикин; Л.П. Макаренко), теории оптимального функционирования системы спортивной подготовки (Н.Ж.Булгакова; С.М.Вайцеховский; C.B. Малиновский; Л.П. Матвеев; A.A. Новиков; В.Н. Платонов, А.И. Полунин; О.И. Попов и другие).

Методы исследования. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, анализ рабочих документов и программ, опрос, педагогические наблюдения, тестирование, педагогический эксперимент, методы математического анализа и статистики.

Научная новизна исследования состоит в том, что экспериментально подтверждена эффективность использования музыкального сопровождения в обучении плаванию детей 5-6 лет. В частности, определен конкретный репертуар произведений для выполнения элементов «Звезда» на спине, на груди, «Стрела» на спине и на груди.

Практическая значимость исследования. Предложенная программа на основе использования музыкального сопровождения позволяет совершенствовать воспитательный и учебный процесс в детских садах (старшие группы), где имеются плавательные бассейны, при начальной подготовке. Занятия по разработанной программе формируют у детей потребность в продолжении регулярных занятий плаванием, которые обеспечивают сохранение и укрепление здоровья.

Полученные результаты дают возможность рекомендовать методику на основе использования музыкального сопровождения в обучении плаванию детей дошкольного возраста в практику работы ДЮСШ и ДОУ.

Организация исследования. Наше экспериментальное исследование проходило на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения школа №386 г. Москвы, дошкольного отделения.

Исследование проходило в несколько этапов.

1 этап – теоретический (1.09.2015 – 01.11.2015): сбор и анализ информации по начальному обучению плаванию детей дошкольного возраста, подбор групп с желаемым количеством человек.

2 этап – исследовательский (01.11.2015 – 01.02.2016): на данном этапе осуществляется подбор программ и музыкальных произведений для занятий в контрольной и экспериментальной группах, а так же непосредственное проведение эксперимента. Обработка полученных данных велась с помощью методов математической статистики.

3 этап – аналитический (15.02.2016 – 25.03.2016): главной характеристикой данного этапа является обсуждение полученных результатов, разработка практических рекомендаций по начальному обучению плаванию детей 5-6 лет.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась современной методологической базой, использованием научных методов, адекватных цели и задачам исследования, достаточной по объему выборкой испытуемых и обработкой результатов методами математической статистики.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы, практических рекомендаций и приложений.

 


Знание возрастных особенностей психического развития, особенностей ведущей деятельности юных спортсменов, очень помогает тренеру в работе, помогает успешно решать задачи по обучению и воспитанию, а родителям найти общий язык с ребёнком, лучше понять мотивы его поведения, чувства и переживания.

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребёнка к пяти-шести годам ещё не завершено.

Позвоночный столб ребёнка 5-7 лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях осанка ребёнка нарушается: может появиться вздутый или отвислый живот, плоскостопие.

Строение стопы ещё не завершено, в связи с этим необходимо предупреждать появление и закрепление у детей плоскостопия.

К шести годам у ребёнка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук.

Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник более совершенно овладевает различными видами движений. Тело приобретает заметную устойчивость. Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но на небольшие расстояния. Шестилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. В период с 5 до 6 лет ребенок постепенно начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом к 6 годам начинает доставлять ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т.д.).

К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.

Возрастной период от 5 до 7 называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребёнок может вырасти на 7-10 см. Средний рост дошкольника 5 лет составляет около 106 – 107 см, а масса тела 17 - 18 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц - 200 г, а роста – 0,5 см.

Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.К пяти годам размеры сердца у ребёнка увеличиваются в 4 раза. Интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается на протяжении всего дошкольного возраста.

С возрастом изменяется деятельность сердечнососудистой системы. Частота сердечных сокращений (ЧСС) с возрастом понижается. В 7 лет - 85 -90 уд./мин. У девочек пульс несколько чаще, чем у мальчиков того же возраста. Средняя частота пульса к шести-семи годам составляет 92-95 ударов в минуту.

Ударный и минутный объемы крови зависят от физического развития. У детей, отличающихся высоким физическим развитием, ударный и систолический объемы выше, чем у менее физически развитых сверстников. У мальчиков рассматриваемые объемы несколько выше по сравнению с девочками.

У детей с 3 до 7 лет потребность организма ребенка в кислороде возрастает. Обеспечивается это во многом за счет перестройки функции внешнего дыхания. К 5 годам наблюдается грудной тип дыхания. Увеличивается и жизненная емкость легких, причем у мальчиков она несколько больше, чем у девочек. У девочек несколько выше частота дыхания и меньше глубина и минутный объем дыхания, а также потребление кислорода. Число дыханий в минуту в среднем составляет 25 раз. [2, с.9]

Исследования по определению общей выносливости у дошкольников показали, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки. Потребность в двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи период 5-7 лет называют «возрастом двигательной расточительности».

По анализу литературных источников длина тела наиболее стабильный показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме и служит одним из критериев соматической зрелости. Масса тела определяет степень развития костной и мышечной систем и зависит от генетической предрасположенности, а так же от факторов внешней среды (Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н.).

В возрасте 3-6 лет отмечается увеличение размаха движений в суставах ребер, что приводит к увеличению объема грудной клетки при дыхании и жизненной емкости легких, которая изменяется с 400 мл до 1200 мл (Сапин М.Р, Сивоглазов В.И., Нейман Л.В, Богомлинский М.Р., 2001, Баева Н.А., Погадаева О.В., 2002).

Результаты исследований В.Н.Шебеко, В.А. Шишкиной, Н.Н. Ермак и Н.В. Алябьевой по вопросам развития двигательных качеств у дошкольников показывают существенный прирост быстроты движений в дошкольном возрасте.

Развитие центральной нервной системы. Поверхность мозга шестилетнего ребёнка составляет уже более 90% размера коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга; дети старшего дошкольного возраста осознают последовательность событий, понимают сложные обобщения.

В этом возрасте совершенствуются основные процессы: возбуждение, и особенно торможение.

Однако дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта. Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребенок нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся все более длительными и активными.

Игра - основной вид деятельности дошкольника. В игровой деятельности дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу. В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. Предполагается, что именно в таких играх формируется и закрепляется у детей дошкольного возраста мотивация достижения успеха.

Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку. Появляется интонационно мелодическая ориентация музыкального восприятия. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные.

В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее развитие мотивы общения, в силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми. Примечательно, что к естественной любознательности детей-дошкольников, их озабоченности одобрением со стороны взрослых людей в старшем дошкольном детстве добавляются новые мотивы общения - деловые и личные. К старшему дошкольному возрасту у большинства детей возникает внутренняя, мотивационно-личностная готовность к учению, которая составляет центральное звено общей психологической готовности к переходу в следующий возраст.

Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми является для ребенка одним из наиболее значимых мотивов межличностного поведения в старшем дошкольном возрасте. Другим не менее важным мотивом выступает стремление к самоутверждению.

Дошкольный возраст характеризуется тем, что в данном возрасте дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребенок не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее, стремится получить похвалу, очень старается ее заслужить. Все это свидетельствует о том, что ребенок уже вступил в период развития, наиболее благоприятный для формирования и укрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других жизненно полезных личностных свойств, которые в будущем должны будут обеспечить успешность его учебной, профессиональной и других видов деятельности.

Для оценки уровня развития мотивации достижения успехов у детей важно выяснить, способны ли они сравнительно охарактеризовать тот вклад, который в результаты деятельности вносят прилагаемые ее субъектом усилия и его способности, а также учитывать то обстоятельство, что недостаточно развитые способности для достижения того же самого результата можно компенсировать за счет прилагаемых усилий, а при высокоразвитых способностях для получения одного и того же эффекта достаточно приложить меньше усилия.

К пяти-шести годам дети уже могут усматривать причину достигнутого результата как в своих способностях, так и в прилагаемых ими усилиях, однако чаще всего одно из объяснений - со стороны способностей или усилий - доминирует над другим.

Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему требований появляются примерно к трем - четырем годам на основе сравнения себя с другими людьми. Внутренняя позиция ребенка в дальнейшем становится исходным пунктом для возникновения и развития у него многих других, в частности волевых, качеств личности, в которых проявляются его независимость, настойчивость, самостоятельность и целеустремленность.

В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается общаться взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.

В данном возрасте у детей в интеллектуальном плане выделяются и оформляются внутренние умственные действия и операции. Они касаются решения не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что в это время у ребенка появляется внутренняя, личная жизнь, причем сначала в познавательной области, а затем и в эмоционально-мотивационной сфере.

В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутреннихдействий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность. В восприятии этот синтез представлен перцептивными действиями, во внимании - умением управлять и контролировать внутренний и внешний планы действия, в памяти - соединением внешнего и внутреннего структурирования материала при его запоминании и воспроизведении.

Эта тенденция особенно отчетливо выступает в мышлении, где она представлена как объединение в единый процесс наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического способов решения практических задач. На этой основе формируется и далее развивается полноценный человеческий интеллект, отличающийся способностью одинаково успешно решать задачи, представленные во всех трех планах.

В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребенка способность вызывать и произвольно манипулировать образами (в ограниченных, разумеется, пределах) при помощи речевых самоинструкций. Это означает, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления. Синтез познавательных процессов лежит в основе полноценного усвоения ребенком родного языка и может - как стратегическая цель и система специальных методических приемов - быть использован при обучении иностранным языкам.

Одновременно завершается процесс формирования речи как средства общения, что подготавливает благоприятную почву для активизации воспитания и, следовательно, для развития ребенка как личности. В процессе воспитания, проводимого на речевой основе, происходит усвоение элементарных нравственных норм, форм и правил культурного поведения. Будучи усвоенными и став характерными чертами личности ребенка, эти нормы и правила начинают управлять его поведением, превращая действия в произвольные и нравственно регулируемые поступки.

Между ребенком и окружающими людьми возникают многообразные отношения, в основе которых лежат различные мотивы, как деловые, так и личные. К концу раннего детства у ребенка оформляются и закрепляются многие полезные человеческие качества, включая деловые. Все это вместе взятое образует индивидуальность ребенка и делает его личностью, отличной от других детей не только в интеллектуальном, но и в мотивационно-нравственном плане.

Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном детстве является персональное самосознание, включающее осознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.

Соответственно, на основании рассмотренной нами информации об особенностях развития личности детей дошкольного возраста, при обучении плаванию мы должны учитывать следующие факторы:

- особенности формирования костно-мышечной системы, работы сердца и легких при определении частоты занятий и объемов нагрузки;

- ведущий вид деятельности у дошкольников – это игра, поэтому для эффективного обучения плаванию занятия должны содержать разнообразные игровые элементы;

- ставить реалистичные задачи и оценивать достижения, чтобы достигнутые результаты подстегивали и стимулировали детей заниматься с большими усилиями и развиваться;

- процесс обучения плаванию должен строиться от простого к сложному, с учетом развития и формирования психических познавательных процессов (памяти, мышления, воображения) и личностных особенностей;

- использовать на занятиях изобразительные средства, например, музыкальное сопровождение, которое будет стимулировать темпо - ритмовое восприятие движений и спортивных элементов и другое.

 

Цели и задачи исследования

 

Цель: обосновать применение упражнений с музыкальным сопровождением на занятиях по начальному обучению плаванию детей дошкольного возраста как эффективного средства формирования двигательных навыков занимающихся.

Задачи исследования

1. Обосновать необходимость включения в начальное обучение плаванию музыкального сопровождения.

2. Выявить особенности использования музыкального сопровождения на занятиях по обучению плаванию.

3. Экспериментально обосновать эффективность использования упражнений с музыкальным сопровождением для динамики двигательных навыков при обучении плаванию детей 5-6 лет.

 

Методы исследования

 

Анализ литературы

 

Для написания исследовательской работы были изучены и обобщены литературные источники, среди них хрестоматии, учебные пособия, авторефераты, методические разработки, исследования авторов. Полученные сведения были сопоставлены между собой, установлено их практическое применение. Всего было изучено 52 источника информации.

При анализе научно-методической литературы большое внимание уделялось особенностям построения учебных занятий по начальному обучению плаванию детей 5-6 лет с учетом их морфофункциональных и физических особенностей развития.

Наиболее подробно изучались работы по использованию музыкального сопровождения на занятиях по начальному обучению плаванию и влиянию музыкального сопровождения на двигательные навыки дошкольников.

Прикладная направленность. В программе обучения плаванию тренер предусматривал помимо освоения жизненно необходимых навыков плавания ознакомление с правилами безопасности на воде.

 

Педагогическое наблюдение

 

Педагогическое наблюдение - это профессионально-ориентированное восприятие детей в естественных условиях их жизни и деятельности, анализирующее и фиксирующее многочисленные показатели проживаемого детьми отношения (Щуркова Н.Е., 2002г.).

Педагогическое наблюдение проводилось для уточнения данных об использовании на занятиях по начальному обучению плаванию дошкольников музыкального сопровождения. Основания для использования педагогического наблюдения:

1) оно предполагает естественные условия жизнедеятельности ребенка, а значит, естественное и непосредственное проявление ребенком своих реальных эмоций, двигательных реакций;

2) педагогическое наблюдение является скрытой формой диагностирования, когда ребенок не знает о том, что как объект подвергается педагогической оценке, не испытывает дискомфорта в отличие от эксперимента, об участии в котором сообщают и детям, и родителям;

3) педагогическое наблюдение позволяет охватить все сферы физического и эмоционального развития ребенка разом и в очень короткий срок без специально отведенного времени для анализа характера развития;

4) наблюдения за непосредственной деятельностью предоставляют множество самых разных ситуаций для проявления одного и того же двигательного акта, что исключает риск появления специально надуманных ситуаций;

5) педагогическое наблюдение фиксирует динамику двигательной активности, выполнения необходимых элементов, в отличие от лабораторных методик, получающих статичные характеристики подвижного мира развивающегося ребенка.

 

Организация исследования

 

Наше экспериментальное исследование проходило на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения школа №386 г. Москвы, дошкольного отделения.

Для проведении эксперимента были выделены контрольная и экспериментальная группы, по 10 человек в каждой.

Группы были укомплектованы по следующим признакам:

- по возрасту (5-6 лет);

- по исходным показателям (все испытуемые тестировались по технической, физической и плавательной подготовленности).

В обеих группах дети не имели первоначальных навыков плавания и в бассейн пришли впервые.

Исследование проходило в несколько этапов.

1 этап – теоретический (1.09.2015 – 01.11.2015): сбор и анализ информации по начальному обучению плаванию детей дошкольного возраста, подбор групп с желаемым количеством человек.

2 этап – исследовательский (01.11.2015 – 01.02.2016): на данном этапе осуществляется подбор программ и музыкальных произведений для занятий в контрольной и экспериментальной группах, а так же непосредственное проведение эксперимента. Обработка полученных данных велась с помощью методов математической статистики.

3 этап – аналитический (15.02.2016 – 25.03.2016): главной характеристикой данного этапа является обсуждение полученных результатов, разработка практических рекомендаций по начальному обучению плаванию детей 5-6 лет.

В рамках исследовательского этапа в обеих возрастных группах проводилось антропометрическое обследование - измерение роста, массы тела, точный возраст, которые производились общепринятыми способами.В таблице 2 представлены результаты исследования в обеих группах.

Таблица 2. Антропометрические данные экспериментальной и контрольной групп

 

№п\п Экспериментальная группа Контрольная группа
возраст Рост /см/ Вес /кг/ возраст Рост /см/ Вес /кг/
             
  6 лет     6 лет    
  6 лет   19.8 5лет    
  5 лет     5лет   21.5
  5 лет   22.7 6 лет   18.4
  5 лет   28.4 5 лет   18.9
  6 лет     5лет    
  5 лет     5 лет    
  5 лет   19.5 6 лет   21.2
  6 лет     5 лет   21.6
  6 лет   19.8 6 лет   22.5

 

Было выявлено, что у детей экспериментальной и контрольной группы средние значения результатов практически равны, между группами нет статистически достоверных различий – группы однородны.

Исследования детей обеих групп включали подобную оценку, как в начале, так и в конце экспериментального исследования.

В большинстве случаев используется стандартная схема проведения занятий. Предполагается двухразовое посещение занятий в неделю, продолжительность занятий в начальный период обучения составляет около 20 минут с дальнейшим увеличением до получаса. Наполняемость групп начальной подготовки от 8 до 15 человек.

Организационные условия реализации эксперимента

Пространство вокруг чаши бассейна должно быть свободным от посторонних предметов. Оформление зала и бассейна должно соответствовать гигиеническим (САНПиН2.4.1.2660-10) и эстетическим требованиям.

В помещении бассейна находится необходимый физкультурный инвентарь: плавательные доски, поплавки, резиновые шапочки, игрушки, очки, длинный шест (2-2,5 м) для поддержки и страховки, обручи, надувные мячи, круги, мелкие игрушки, разделяющая дорожка, массажные дорожки, обручи, надувные крупные игрушки.

Дети занимаются плаванием в плавках, в резиновых шапочках. Помещение должно проветриваться каждые 30-40 минут в течение 5-7 минут. Два раза в день проводится сквозное проветривание. В помещении бассейна должна работать вентиляция.

Перед посещением бассейна обязательно предшествуют гигиенические процедуры. Перед тем как принять душ, дети обязательно посещают туалет, затем они тщательно, быстро моются в душе. После занятий дети вновь принимают непродолжительный душ, вытираются полотенцем, сушат волосы, одеваются и отдыхают.

Обязательным условием для занятий является хорошее самочувствие ребенка.

Непосредственная образовательная деятельность детей в условиях крытого бассейна имеет свою структуру: гигиенические процедуры; подготовительная часть (5-10 мин) выполнение различных общеразвивающих и подготовительных упражнений (ходьбы, бега, прыжков по дну бассейна) (частично могут проводиться на суше или/и в воде), знакомство с подвижными играми.

Основная часть (10-30 мин). Формирование новых и совершенствование ранее приобретенных навыков с помощью упражнений, игр, эстафет. Заключительная часть (5 мин). Снижение физической и эмоциональной нагрузки. Самостоятельное плавание с индивидуальной работой. Подведение итогов.

Таблица 3. Параметры бассейна, температурный режим, периодичность и продолжительность занятий

Размеры (м) Глубина (м) t воды (°С) Кол-во занятий в неделю Продолжительность занятия (мин)
3 × 7 0,5–0,6 30–31   20–35

 

Продолжительность занятий в экспериментальной группе не отличалась от занятий в контрольной группе. Далее с детьми из экспериментальной группы проводилось обучение плаванию по программе с использованием музыкального сопровождения (на занятиях использовался стерео магнитофон). Звезда на груди - «Березка» муз. Е.Тиличеевой, слова П. Воронько. Звезда на спине - «Березка» муз. Е.Тиличеевой, слова П. Воронько. Стрела на груди-«Полька» муз. Д.Львова-Компанейца, слова З.Петровой Стрела на спине-«Полька» муз. Д.Львова-Компанейца, слова З.Петровой.

Подбирая произведения, мы исходили из того, что единое ритмичное дыхание под музыку регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание.

В композициях ведется тщательная работа над качеством выполнения движений. Это нужно для того, чтобы у детей формировался навык элементов техники плавания, а так же воспитывалось чувство красоты, культуры движения, стремление все делать с полной отдачей сил.

Самостоятельное исполнение упражнений говорит о сформированности двигательных навыков, является показателем результата обучения и демонстрирует уровень развития важнейших психических процессов - воли, внимания, музыкальной и двигательной памяти.

С точки зрения доступности музыка для движений должна быть:

- небольшой по объему, но в тоже время разнообразной, быстрой, медленной, с ускорением и замедлением;

- 2-х или 3-х частной (каждая часть музыки, контрастная по звучанию и разнообразной по форме);

- музыкальный образ, характер, настроение произведения должны быть понятны детям.

Характеризуя доступность ритмической композиции в целом, необходимо проанализировать следующие параметры: объем движений, переключаемость, интенсивность нагрузки. Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений. Наиболее нагрузочными является темп, которому соответствует быстрый бег, прыжки, подскоки, галопы, приседания, выполняемые в умеренном, быстром темпе.

В контрольной группе дети занимались по методике «Обучения плаванию в детском саду» (Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева).

При определении контрольных показателей мы руководствовались следующими принципами:

- во-первых, нам были необходимы показатели, которые отражали бы цель исследования;

- во-вторых, необходимы были показатели, позволяющие проследить динамику развития технической и плавательной подготовки детей 5-6 лет.

Учитывая это, мы установили в качестве критериев следующие параметры (таблица 4).

Таблица 4. Планируемые результаты освоения детьми программы

Возраст Планируемые результаты (овладение необходимыми умениями и навыками)
5-6 лет Умеет скользить на груди и спине с подвижной опорой, лежать на воде на спине и на груди с задержкой дыхания, спрыгивать в воду из положения, сидя на бортике, работать руками и ногами, как при плавании кролем, принимать безопорное положение на воде, всплывать
6-7 лет Умеет лежать на спине и на груди, скользить по воде после толчка от борта бассейна без работы ног, проплывать 25м при помощи работы ног кролем на спине или кролем на груди, находиться некоторое время под водой без дыхания, прыгать с бортика бассейна. Умеет согласовывать дыхание с движением ног, рук. Умеет выполнять задания в воде «поплавок», «звездочка», «стрелка», «торпеда», «тоннель», «буксир», «катер»  

 

С первого же занятия дети начали проявлять интерес к плаванию, особенно в экспериментальной группе, где обучение проводилось с музыкальным сопровождением. Дети относились к занятиям ответственно, и пропусков без уважительной причины практически не было.

О благоприятной реакции на дозированную физическую нагрузку свидетельствует отсутствие одышки, вялости, утомления, головокружения.

Обучение плаванию проходило в форме групповых занятий. Количество занятий для каждой группы - 2 раза в неделю.

Овладение навыком плавания достаточно сложно для дошколь­ников; в связи с этим в процессе обучения надо использовать зна­чительное количество разнообразных подготовительных упражне­ний и игр.

Все подготовительные упражнения классифицируются на группы:

1. Элементарные передвижения в воде.

2. Погружения.

3. Всплывания и лежания.

4. Упражнения на дыхание.

5. Прыжки и спады в воду.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.108 с.)