Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Художник – духовно-ценностная информация; идеальная форма – реальность; артефакт – текст (сообщение), эстетическая организация. ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Подходим к главному, интимному в специфике искусства: серединная форма между содержанием и артефактом – идеальная форма (Гегель – внутренняя форма). С помощью текстов искусство моделирует некую особую реальность, некую особую феноменологическую данность. Критерий феноменологического и критерий особого воздействия. Искусство моделирует систему, поток, связность определенной видимости сознания. Искусство моделирует некую виртуальную систему, которая, с одной стороны, несет духовно-ценностную информацию, но, главное, как это является человеку, как это феноменально дано нам и как это обнаруживается в художественной деятельности. Особая, самоценная реальность, которая существует как особая данность: нечто изначально существующее. Эта реальность столь же условна, сколь и безусловна - онтологична. Возникает реальность, которую мы воспринимаем как данность, которая не только внеположена нам, но властно нас захватывает, превращает нас в часть самой себя. Чем сильнее мы втягиваемся, тем определенней говорим, что это художественное. Есть и «высоколобая» художественная реальность, но и там это есть, и в философских романах тоже, например. «Так говорил Заратустра» это и художественное произведение. Здесь есть столь же волнующая, многозначная реальность. Она захватывает вопреки всему. Человек начинает чувствовать, что живет особой жизнью. Это касается любого произведения искусства. Приводит пример с фонтанами у центра Помпиду: человек вовлекается в это, начинает жить жизнью этой странной системы. В искусстве все может стать самодвижущимся, и это самодвижение эманирует определенный смысловой опыт. Закс: я вовлекся в это самодвижение фонтанов и начал соучаствовать в нем. Почему реальность существует, в чем суть искусства? Нет времени подробно рассматривать историю этого вопроса; в истории эстетики по 2 параметрам можно проследить этот взгляд на сущность искусства. Любая эстетическая система: связанность искусства с определенным предельным субстанциальным началом, силой, порождающей искусство, наполняющей деятельной энергией и приводящей к определенному результату. Варианты начала: Бог – абсолютное духовное начало, искусство как божественное дело и божественная цель. Есть варианты в истории эстетики: Гегель, Бердяев, романтики. Этот взгляд не отрицает роли человека, но это люди, зависящие от этого высшего начала. Образ художника, одержимого божественным экстазом: когда художник творит, он не властен сам над собой. Классический образ искусства – образ деятельного человека, вдохновляемого и направляемого божественной силой. Антипод в модернистском искусстве – образ дьявола. У Манна Адриан Леверкюн обретает силу дьявола, и это онтологически из той же самой сферы.
Не меньшее значение имеет концепция природы – Пуссен и Сезанн противоположны, но главное – след природы. Классическая концепция мимезиса, подражания природе. Искусство есть природа в другой форме. Кант приписывает искусству быть как бы природой. В ХХ веке это получило выражение в мифопоэтической концепции бытия Хайдеггера. О природе он не говорит, но о бытии. «Бытие и время» в определенном смысле книга поэтическая. И искусство – самопроявление бытия, возвращение бытия к себе через медиума, художника. Искусство как социальное явление, социум определяет сущность искусства – эта концепция возникает в Х1Х веке в позитивизме (Конт, Милль, Спенсер). Искусство – часть социального организма. Искусство – социальная сила, сила коллективного организма, надиндивидуальное начало для достижения социальных же целей. Лукач, например. То же – марксизм и постмарксизм (в том числе франкфуртская школа и Адорно). Искусство как деятельность вырастает из определенных социальных потребностей, выражает логику определенной социальной системы: спады и развитие искусства обусловлены социальными спадами и развитием). И последняя, антропологическая концепция искусства: человек, человеческая природа – источник, сила, толкающая искусство и то, для чего это делается. 2 класса учений: 1) человек – существо биовитальное – Ницше, философия жизни. Воля к жизни, воля к власти – искусство спонтанное выражение этих начал, главное – дионисийство. Фрейд – искусство – выражение бессознательной психической энергии. Искусство – сублимация. Американская философия прагматизма – искусство – один из механизмов, адаптирующих человека к действительности. Это функционально-биологическое понимание искусства. 2) человек – существо духовное – все многообразие искусства находит основу в духовной сущности человека – Шиллер, Кант; в американской философии – Дж.Сантаяна, экзистенциализм – Бердяев, Сартр и весь французский экзистенциализм.
Лекция 5- 2 семестр, продолжение рассмотрения сущности искусства. Что делает само искусство? Чем оно реально занимается? Каково содержание художественной деятельности? Таким образом, вопрос, что такое искусство превращается в вопрос, что делает искусство? Многообразие позиций связано с многомерностью искусства. Каковы эти подходы? Основные позиции: 1. Искусство как мимезис, подражание. Искусство как познание действительности. Затем, т.е., трактовка сущности искусства как гносеологического феномена. Постижение мира как задача искусства и постижение экзистенциальное, прежде всего, на чем мир базируется. Познавательная доминанта искусства столь важна, что Леонардо называет живопись наукой. Леонардо так и говорит: наука живописи. Затем в марксистской эстетике доминирует подход к искусству как познанию, отражению действительности. Вопрос: почему, наряду с различными формами другого познания (философского, научного), существует форма художественного познания? Для Гегеля: искусство, как религия и философия постигают одно и то же. И дело в развитии субъекта. Белинский: наука и искусство занимается одним и тем же, только в различных формах. Смена взгляда на то, чем искусство занимается, обусловлена не исчерпанностью этого подхода, но изменением задач искусства в культуре. В разные эпохи деятельностный клубок искусства поворачивается разными сторонами. Отсюда и другие варианты трактовки его сущности.
Можно ли сказать, что это универсальный признак искусства? Да. Искусство всегда играет с миром, с которым работает. Для ХХ века эта теория очень привлекательна. Крен культуры от чистого содержания к технологии, к способу бытования но, будучи универсальной, игра не может быть универсальным объяснительным принципом искусства.
Марков – искусство – выработка и передача личностных смыслов. Искусство существует ради приращения личностных смыслов.
Как относиться к этому? Этот подход правомерен, но недостаточен. Эти подходы остаются частными. Эти подходы не несут в себе необходимой объяснительной силы. Их недостатки: во-первых, эти подходы опускают какие-то стороны искусства, тогда как феномен искусства – целое, не сводимое к конкретным сторонам. Во-вторых, гуманитарная наука пришла к высокой степени интеграции, что связано с культурологическим видением знания. Сведение искусства к одному из вариантов неправильно потому, что культура создала множество видов, деятельностей, форм и познанием занимается, например, и множество других явлений культуры. Если мы включаем искусство в ряд аналогичных явлений, тогда зачем искусство? Лотман: культура – полиглот, и это нужно для надежности. То же в отношении игры: существует множество форм игровой деятельности человека, но почему существует именно этот тип игры, языка, познания? В любом случае ясно: включение искусства в ряд культуры что-то говорит нам об искусстве, но не дает возможность понять нам его уникальность. Зачем искусство и что такое искусство? Вопросы остаются без ответа. Именно поэтому эстетика второй половины ХХ века добавила две новых вещи в понимание искусства:1)стремление к интегративному, объединяющему, целостному взгляду на искусство, художественную деятельность и содержание, которое создается искусством. Попытка уйти к некоему целостному взгляду. Движение к теории, соединяющей эти части воедино, дающей синтетический образ искусства. Это – экзистенциальная эстетика. Г.Башляр – его эстетика соединяет в разных моделях искусства целостность. Бахтин – искусство как синтетическая форма мира, но Бахтин все это делает под эгидой эстетического начала. Герменевтическая эстетика, эстетика, связанная с феноменологией – Хайдеггер – попытка удержать полноту принципов искусства, поэтический взгляд на искусство. В наст. время – М.С.Каган, его взгляд на художественную, синтетическую деятельность. Анализ основных компонентов человеческой деятельности и их синтез в искусстве. На основе системного анализа человеческой деятельности модель в искусстве. 4 типа человеческой деятельности: 3 носят субъект-объектный характер: трудовая деятельность – субъект преобразует объект. Раппопорт: материальное и идеальное (духовно-практическое преобразование). 2 тип деятельности: субъект получает объективную информацию об объекте – познавательная деятельность. 3 тип – субъект получает информацию о значимости объекта для субъекта, ценностно-ориентационная деятельность. 4 тип – субъект-субъектная деятельность, направленная на другого субъекта и в той мере, в какой субъект сохраняет себя сам. Каган создал конверт.
В центре его находится художественная деятельность, искусство. Этот тип деятельности рождается как синтез равноправных деятельностей. Равноправное слияние моментов в нерасчленимую деятельность. Искусство – уникальная часть человеческой культуры, которая синтетически-целостно удваивает весь человеческий опыт. Картинка красивая, но, по-моему, не бесспорная: трудно признать синтетическое равноправие всех четырех компонентов. Нижний ряд – преимущественный. Искусство – особая информация и вокруг нее строится взаимодействие. Но положительный смысл этой концепции важнее минусов – стремление целостного взгляда на искусство. Этот синтетический взгляд связан с появлением другого новшества ХХ века – структурно-системного подхода. Функциональная сторона искусства. Функционализм не сводится к описанию того, что делается. Система – органическое единство определенных элементов, которое больше, чем эти элементы, не сводится к ним. Любой элемент в системе приобретает характер подсистемы. Искусство – подсистема единого социокультурного мира. Вопрос: почему системе присуща подсистема, как это можно объяснить? У Бахтина еще в работах 20-х гг. сформулирован системный подход в понимании искусства. Откуда специфика искусства, как ее объяснить? Это возможно, только поняв место искусства в целостной системе культуры, и без соотнесения с этим целым культуры специфика искусства объясняется произволом или капризом. Чем объясняется сущность и специфика той или иной подсистемы? Системный подход объясняет это той особой ролью, функцией, задачей, которую эта подсистема решает по отношению к целому. Я называю это генеральной функцией искусства. В науке генеральная функция – добывание знания, в религии – приобщение человека и гармонизация его с высшим началом, мораль – регуляция человеческого поведения в поле игры различных человеческих интересов, регулятивная функция морали. В искусстве этот ответ не может быть получен однозначно. Зачем деятельность, которая создает и передает художественную информацию? Сверхзадача искусства – в этой сфере. Надо выводить художественность из генеральной функции, сверхзадачи, вывести ее из конкретного, специфического отношения к миру и деятельности – невозможно. Из этого современного функционального подхода вытекает необходимость искусства. В чем закономерность и неизбежность существования искусства в том виде, как мы его знаем? Здесь возможен исторический подход, анализ ситуации происхождения искусства – Еремеев. Закс – это недостаточно, искусство, возникая в первобытности, проходит через все этапы исторического развития. Дело не в первобытности: существует некая фундаментальная причинная зависимость, которая воспроизводится, передается из поколения в поколение. Искусство уходит своими корнями в некоторые принципиальные, неустранимые, неодолимые особенности человеческого существования. Гегель так не считал, и искусство для него было преходяще. Но искусство живет, и далее мы рассмотрим необходимость искусства.
Лекция 6. Продолжаем подходы к искусству: проблема – Зачем искусство? Необходимо выяснить причины и основания уникального предназначения этого явления. Решение искусством генеральной задачи по удовлетворению потребности. Рассмотрим социокультурную необходимость искусства. Искусство – явление социокультурного мира, это та часть общества, которая принадлежит явлению, обозначенному как культура. Особая форма содержательности и бытования этой содержательности – все это социокультурная необходимость. Само понимание искусства ориентирует нас на понимание специфической необходимости, хотя есть наложения и с другими формами культуры, но это не может объяснить его специфики. Эта реальность должна быть достаточно универсальна по характеру. Речь идет об обстоятельствах и отношениях, которые не являются жестко конкретно-историческими. Если бы это было так, искусство не получило бы всемирно-исторические основания. Истоки искусства – принципиальные особенности человеческого отношения к миру. Это связано с пониманием искусства, как оно сложилось на протяжении тысячелетней истории. Особенности человеческого отношения к миру: прежде всего, исходный, базовый уровень =- практическое отношение к миру, практика, преобразование мира совместно с другими людьми. Материалистический взгляд – человек, прежде всего, материальное существо. Основа человеческой жизни материальна, исторический материализм и современная мировая философия исходят из тех же посылок, хотя не всегда об этом говорят. Но человек – существо не просто практическое, он наделен механизмом сознания – механизмом программирования и саморегуляции человеческой деятельности. Сознание – реальность идеального, мир идеального, способ получения информации, который присущ только людям. Формирование практического отношения к миру связано с уровнем практического сознания. Двойной смысл: 1)онтологически – такое сознание, которое существует только вместе с практическим отношением к миру, только на базе практики. Субъект практики и практического сознания совпадают. 2)в функциональном плане- это сознание от начала до конца имеет задачи универсального обеспечения практического процесса Это сознание. которое обусловливает практику. Его цели: получение информации, необходимой для практики, постоянные цели для ориентировки в практике, выработка программы практики, субъективное стимулирование практики – своеобразная машина желаний, обеспечивающих субъективность человека. Из этой функциональной роли вытекают важнейшие онтологические и психологические особенности. Это сознание бытийно и содержательно привязано к пространственной сфере практической активности человека. Это сознание ограничено тем, что задействовано в практике – осознание практического, тела человека, его потребностей, его психических особенностей. Человек живет в реальности, очерченной радиусом практики.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.193.207 (0.018 с.) |