Лекции по эстетике Л.А. Закса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекции по эстетике Л.А. Закса



Лекция №6

Что же происходит между субъектом и объектом?

Объект предъявлен субъекту по принципу, делай, что можно. Особая активность, особая деятельность, которую субъект осуществляет по отношению к объекту. Эстетическая деятельность – это не какая-то особо выделенная институционально и профессионально деятельность. Субъект эстетической деятельности – тот же субъект, который выступает как жизненная активность. Нет никакого социального института, который обеспечивал бы эту активность. Эстетический момент присущ всем основным видам деятельности, и это также говорит, что нет особой эстетической деятельности. Поэтому здесь необходимо понятие – освоение – особое взаимодействие с субъектом, благодаря которому объект из чужого становится своим. След. – активно деятельная, осваивающая связь субъекта с объектом делится на модификации, у каждого из этих способов свои задачи и свое эстетическое содержание.

Специфика эстетического освоения мира человеком – тема 3 этапа, уровня эстетического освоения мира.

Начинаем с исходного, главного уровня, в рамках этого уровня начинаются основные эстетические эффекты, здесь связь между субъектом и объектом носит идеально-духовный характер, здесь субъект не выходит за пределы духовного контакта, духовное освоение можно было бы назвать этот уровень эстетического освоения, исходя из деятельностных компонентов. Разговор о духовной связи субъекта и объекта имеет и психологический компонент - но об этом – позже.

Назовем этот этап, уровень эстетического освоения, созерцательным. Характеризуя в целом, что происходит – созерцание, его суть – непрактическая связь субъекта с объектом, это особая непрактическая активность. Специфика созерцания:

1. Человек не вторгается в пространство объекта. Это такой способ активности, с помощью которого человек пытается создать особую данность объекта. Это особый тип рассмотрения, усмотрения. При этом активность не столько направлена на активность объекта, объект сам раскрывает себя. Такие черты как любовное приятие объекта, ненасильственный контакт с объектом;

2. Всегда самоорганизация субъекта – настройка органов, которые позволяют раскрываться объекту.

3. Это проявляется в любовной (благоговейной, внимательной, склонность к установлению интимного контакта) связи; Закс: «Любовь без интимного контакта – не любовь, а общественное поручение».

Философские созерцания – философская рефлексия – спокойное погружение в глубины объекта, чтобы объект раскрывал свое содержание, сущее. Созерцательная спекуляция – умственное усмотрения глубин сущего.

Нравственное созерцание – усмотрение нравственных глубин сущего. Человек раскрывает нравственное содержание мира. Раскрытие нравственности своего состояния – ответственности, вины и т.д. Основы – нравственные чувства. Но суть нравственного отношения – сверхчувствена.

Суть философского отношения – тоже сверхчувственна. Суть эстетического отношения – чувственный контакт.

Бахтин – милота, мы ласкаем объект, любовный приемлющий характер отношения.

Эстетическое созерцание идет в режиме подчинения себе отношения человеческого. Эстетическое созерцание идет в режиме духовного усилия, усилия любовного, эротического, любовно-эстетическое отношение к миру – уже у Платона.

Пристальность, внимательность, любовная сосредоточенность. Глаз в процессе эстетического созерцания совершает работу подобно руке, которой гладит любимый объект – психологическое исследование.

Первый этап созерцания – нет собственно эстетического характера, эстетическое сознание еще не действует. Это не эстетический этап эстетического созерцания. Любой акт должен быть подготовлен, это подготовительный этап.

Предметное познание или опознание объекта

Первый этап – созерцательный

неэстетическое, чувственно-предметное познание

1. Человек начинает различать предметный состав, структуру, динамику. Мы приобщаемся к объекту в его предметной данности. Здесь включается эстетическое сознание – переход к следующему этапу.

2. Эстетическая интуиция – эту активность включает эстетический вкус. Эта эстетическая интуиция и есть эстетический вкус. Переключение объекта в эстетический режим, объект начинает говорить с нами на эстетическом языке. Рождается красота, трагизм, комизм. В содержательном плане на основе интуиции происходит распознавание и интерпретация эстетической ценности. Здесь нет познавательного отношения к миру, это собственно ценностное, не познавательное отношение. Происходит интерпретация объекта сквозь призму эстетического эталона субъекта. Субъект оказывается сопричастным с эстетической ценностью. Субъект оказывается в единстве с объектом, происходит идентификация субъекта с объектом.

Мы проходим через полноту объекта, насыщаемся объектом. Любовь - безусловное приятие. Внутринаходимость – мы входим в объект, и он не чувствует насилия, он хочет, чтобы в него вошли.

И объект начинает интенсивно переживать. Возникает определенная эмоциональная наполненность. Переживание; там, где нет переживания, нет события, и это другая сторона того же самого. И здесь действуют эмоциональные механизмы. Это переживание глубоколичностно: на вкус, на цвет – товарища нет. Каждый переживает индивидуально-эмоционально. Люди поэтому расходятся в восприятии различных объектов.

Переживание бескорыстно по своему характеру, это любовь ко всему миру.

Любое слово огрубляет информацию, потому что предназначено для предметной информации, а здесь передается ценностная информация. Мир открывается через переживание гораздо полнее. В философии после Гегеля это утверждается. (Ниточкин: «Страстями надо жить», в фильме «Наш современник»).

Эмоциональная связь с миром дает полноту его понимания.

Оценивание – постоянное отнесение себя к этому объекту. В процессе переживания – мы располагаем ценностью. Дополнительный аспект переживания возникает, но не сразу – к этому переживанию объекта добавляется процесс удовольствия от объекта. Мы становимся как бы чистым духом, эффект гармонической связи с миром. Мир открыт, понятен, положительно значим – этот момент и называется наслаждением – апофеоз, вершина эстетического восприятия. Особое, духовное удовольствие, пронизывающие чувственные, даже телесные радости. Это и составляет эмоциональную гармонию – гармонизацию отношений с миром, внутреннее утверждение субъекта, сладостное чувство свободы. Обретение свободы, ибо сущность человека – свобода.

Для этого существует вся духовная культура и в особенности эстетическое созерцание.

Но это дает и другие возможности в освоении мира (свободное отношение к миру) – эстетическое созерцание дает толчок к творческому переустройству мира.

Следующий этап – его суть – человеку приходится выходить за пределы своей созерцательной связи. Возникает 2 последующих этапа или уровня эстетического освоения:

Второй этап. Проективный. Человек создает образ желанного для себя эстетического объекта, творя в воображении и с помощью воображения. Образ должного: наглядный, чувственный, но и ценностно-смысловой. Человек создает с помощью фантазии образ нового возможного явления.

Бернштейн: человек создает модель потребного будущего. И это ни что иное, как эстетический проект. Ни один человек не избежал в своей жизни эстетического проектирования реальности. И этот уровень в современной культуре имеет особое значение. Эстетическое преобразование мира может стать соизмеримым с масштабами всего проектирования мира.

Человек проектирует в настоящее время все в мире.

Дизайн – в настоящее время проектирование всего.

Специфика эстетического проектирования – придать объекту такую форму, чтобы создать объекты, доставляющие удовольствие своим внешним видом. Гармоничные по сути и восприятию.

Задача дизайна – соединить практически-функциональные характеристики вещи с его эстетической оптимальностью, с созданием наиболее сильного гармонизирующего эффекта; получением максимального духовного удовольствия от общения с объектом. И получить в итоге художественно-значимый, ценный продукт.

Третий этап – практический. Объект создается в реальной действительности. Создается новый объект с заранее заданными эстетическими свойствами.

Но сложность: с одной стороны мы имеем дело с объектами, адекватными замыслу, но всякие результаты эстетической деятельности так или иначе получают эстетическую значимость (смешное, трагическое) – непреднамеренное эстетическое содержание.

Еще одна черта эстетической практики человека ХХ в. – извращенное стремление человека к созданию чего-либо уродливого. Эстетизация безобразного, что является приметой кризиса культуры; ибо никакое общество не может покоиться на распаде.

Как бы то ни было, практический этап не является последним, ибо цель – не практическое, а духовное общение с этой данностью, распредмечивание ее. И объект становится объектом нового созерцания, самоутверждения.

Таким образом, расширенное воспроизводство этого утверждения. В рамках жизни этот процесс бесконечен.

Нормальное человеческое существование – существование свободное, раскрепощенное, свободное освоение мира, бесконечность приобщения к смыслу. (Главный вопрос – вопрос о самоубийстве: если мир абсурден, в нем нет смысла существовать – Камю).

Способность человека творить эстетическую реальность и наслаждаться ею – прорыв через серую повседневность, безлично отчуждающую практику. Эта способность сильна в историко-культурной традиции.

Иванов, Белый – жизнетворчество – в эстетическом созидании альтернатива пошлости и бездуховности существования.

Эта утопия, ибо эстетическое не свободно от социальной реальности. Не случайно в ХХ веке наступает смакование уродства.

И надо видеть место эстетического в культуре, не преуменьшая, но и не преувеличивая его.

 

II семестр

Лекция I. Трагическое

Эстетика со времен Аристотеля занималась трагическим. Аристотель не говорил - «трагическое», он занимался трагедией.

Сразу – не следует путать трагическое в обыденном словоупотреблении и эстетическое трагическое.

Необходимо определить содержание с одной стороны и обязательные условия осуществления содержания, форма освоения. В трагическом эта форма имеет особое значение. Ибо в этой форме только рождается эстетический эффект трагического.

Отнюдь не всякие неприятности включаются в трагическое. И не всякая гибель трагична. Бывают в жизни ситуации, когда смерти нет, но есть – трагическое. У Чехова – «Дядя Ваня», «Вишневый сад» - трагедия, хотя Чехов называл их комедиям.

Смерть может быть не трагична, если: 1. смерть постороннего человека, 2. она естественна, когда смерть пожилого человека, 3. ребенок погибает при родах.

Сложное содержание:

на поверхности – какие-то утраты – непосредственная данность трагического. В прекрасном и возвышенном мы обретаем мир, в трагическом – утраты человеческих ценностей, и это могут быть и материальные ценности.

И все-таки, не каждая утрата трагична. Сама трагедия определяет масштаб тех ценностей, которые мы теряем. Не все слезы трагичны. У Моцарта в «Женитьбе Фигаро» Барбарина поет ариозо по поводу потери булавки. Музыка искрится по поводу ложных слез утраты. Но вершина мировой оперы – трагедия. Отелло, Трубадур, Бал-маскарад, Травиата, Аида Верди; Вагнер – Кольцо Нибелунгов, Тристан и Изольда – лучшие оперы – трагические.

В основе трагического – утрата ценностей, фундаментально значимых для человека. Утрата этих ценностей – слом, надлом человеческого бытия в самых сокровенных своих качествах, и пережить эти утраты невозможно. Какие это ценности:

1.Утрата Родины. Стихи Цветаевой – видит куст рябины, и не может говорить. Шаляпин всю жизнь носит на груди ладанку с родной землей. Это духовная и витальная ценность (любимого пространства).

2.Утрата своего дела, по-существу, жизни. Дела, без которого человек не может жить. Невосполнимая утрата. Жизнь приходится начинать сначала (певец, потерявший голос). Трагедия невозможности творчества.

3.Утрата истины – ценности, без которой люди не могут жить. Люди не могут жить во лжи. Мы врем постоянно, но наступает момент истины. «Смерть привлек, чем жизнь во тьме…».

Добро, чистая совесть – ценности такого же плана. Совесть, терзающая человека, наказывающая его, заставляющая человека чувствовать себя палачом. Борис Годунов – больная совесть, которая начинает его терзать, и жизнь останавливается, ломается. Ломка жизни в момент утраты ценностей. Раскольников – следует расплата и это не то, что он на каторге, а то, что он не находит себе места, оказывается изгоем среди других людей. Человек предпочитает гибель попранию нравственных основ. У В.Быкова: Рыбак и Сотников. Рыбак с первой минуты идет на компримисс, Сотников остается нравственным существом, идя на виселицу, смотрит на мир с улыбкой.

Оптимизм трагедии: человек свободно выбирает свою нравственную суть, жизнь после этого оказывается невозможна.

Любовь – человек, обретший любовь, уже не может без нее существовать.

Свобода – человек свободен по своей сути, утрата свободы – колоссальная трагедия. Все вместе это можно обобщить еще в одной ценности – смысл жизни. Там, где его нет – жизнь абсурдна. У Камю – мир лишен для человека смысла и, поэтому, главный вопрос жизни – вопрос о самоубийстве.

Смысл жизни – то последнее, интимное, что связывает нас с бытием. Тогда, когда он есть, стоит жить. Ситуация утраты возможностей общаться с другим человеком – утрата смысла жизни. Антониони – герои живут в абсурдной ситуации. Презирая абсурд, человек может подняться над осмыслением жизни – Камю «Миф о Сизифе».

Это первый слой трагического – утраты. Но второе – важен характер, скрытая сущность этих утрат. Неизбежный, закономерный характер этих утрат. Одна сущность умножается на другую. Когда утрата случайна – нет трагического. У греков – рок, судьба – именно неизбежность утрат. Зачем это так? Человек пытается извлечь опыт из той жизни, в которой живет. Случайность – то, в чем невозможно ориентироваться. В трагическом для человека открывается правда жизни, и это то, что мы с неизбежностью не только открываем, но и теряем. Посредством трагического мы становимся вровень с закономерностью бытия. Случайность вариативна, закономерность устойчива. Трагическое ведет а утрате самого дорогого, что есть у нас. Почему «Царь Эдип» трагедия? Эдип нарушает две базовых закономерности жизни, две ценности, на которых держится архаический космос древности; совершает кровосмешение и убийство родственника, и тогда начинают действовать другие закономерности. И здесь мы видим не только объективное содержание, но докапываемся до сути, постигаем истину, переживаем и преодолеваем конфликт. Эдип убил отца и женился на собственной матери. И эта трагедия всегда волновала зрителей.

Искусство трагедии как жанра и мелодрама: мелодрама – все случайно, все события обратимы (заменимы), торжество злодеев временно, трагедия – все закономерно, гибель неизбежна. Мелодрама - мы получаем мало что в духовном плане, трагедия – глубокое духовное переживание. А. Боннар - плакать трагическими слезами – значит понимать, не может быть иначе – вот истина, которую открывает нам трагедия. Через всю историю человечества проходит символически осмысленный рок. Вся трагедия проходит в каких-либо символах. Слеза ребенка у Достоевского - эстетический символ трагедии.

Наконец в трагическом необходимость – мы не только утрачиваем, но постигаем причину утраты. Причины трагического: противоречия бытия человеческого, противоречия, которые не могут быть мирным образом разрешены, их еще называют антагонизмом. Покуда в мире антагонизмы – мир будет жить в трагическом. И часто антагонизмы выражают подлинную суть человеческих отношений. Какие это антагонизмы? (если их много, тогда трагическая культура и трагическая жизнь). Ван Гог «Церковь в Овере»- воплощение трагического мироощущения, сколок сознания, живущего в неразрешимом антагонизме: отсутствие надежды, смысла, любви – отсутствие этого чувства у Ван Гога всю жизнь. Он любил людей и не имел признания при жизни. «Ночное кафе в Арле» - атмосфера, в которой человек может сойти с ума.

Какие это антагонизмы? 1) человек – природа: вечная борьба человека с природой. Человек входит в борьбу с такими стихиями, с которыми договориться невозможно, и природа сминает человека. Но необходимость пробивает свою дорогу и через утраты.

2) антагонизм человека с его собственной природой, и этот антагонизм не устраним: бесконечность духовной сути человека, субъективное бессмертие человека (смерть и Я несоединимые вещи). И это вступает в непримиримые противоречия с телом человека, его смертностью, биологической ограниченностью. Страх смерти и жажда преодолеть смерть. Условие нормальной жизни – свобода от смерти. Трагическое противоречие, которое несет в себе каждый человек, и жизнь каждого человека трагична. Расставание с жизнью неимоверно трудно для самого человека.

3) социальные антагонизмы: сама динамика жизни человека определяет социальные антагонизмы. Социальный мир устроен на непримиримых противоречиях войны народов за территории, противоречиях между классами, кланами, группировками, мировоззрениями. Верещагин «Апофеоз войны». Конфликт между обществом и личностью: каждый раз посягательство на свободу личности. Иногда конфликт приобретает более банальные формы, но он не менее трагичен: среда сжирает человека, сжигает его. Но конфликты и внутри самой человеческой личности, которая по-разному осмысляется в разных культурах. Долг – чувство, общественная норма и личное желание. Федра погибает потому, что не может выполнить долг. Человеку нужно сделать выбор между двумя сторонами собственной личности: чувство – долг, и «это ужасно тяжело». Бертолуччи «Последнее танго в Париже». Человек учится не только анализируя закономерности, но на уроках преодоления закономерностей. Рок и противостоящий року человек. Разные степени несвободы в отношении к судьбе: люди – игрушки в руках судьбы. Трагическая вина – максимум свободы человека в трагической ситуации. Человек, осознав неизбежность своей гибели, свободно и ответственно выбирает свою гибель. Иначе это будет отказ от своей судьбы. Кармен не может лукавить, быть свободной для нее важней, чем врать. Свободу и любовь утверждает Кармен своей гибелью. Она виновата в своей гибели, это трагическая вина. Но она не может отказаться ни от любви, ни от свободы.

Зачем людям нужно воссоздавать и воспринимать трагическое в искусстве? Это сложный процесс, где рациональное связано с эмоциональным, бессознательное с сознательным. Логика восприятия трагического: начинается с погружения в бездну ужаса, страха, страдания. Это потрясение, мрак, почти схождение с ума. Аристотель: страх и сострадание. Вдруг во тьме возникает свет: здесь светлый разум и добрая воля имеет колоссальное значение в жизни человека. На уровне переживания происходит почти мистический переход слабости в силу, тупика в рассвет. Мрак уходит из души, мы начинаем испытывать чувство, которое не испытать нельзя. Греки назвали эту трансформацию катарсисом, очищением души. Ради этого существует трагическое.

Важные моменты: уже в ужасе есть сострадание, я становлюсь другим, поднимаюсь до страданий другого, уже в этом возвышаюсь. Мы поднимаемся, во-вторых, до понимания того, что происходит, и это уже есть выход из ситуации. Преодоление абсурда, уже выход из этого абсурда. Мы постигаем не только необходимость утрат, но и масштаб их и значение тех ценностей, которые утрачены. Мы хотим любить как Ромео и Джульетта и т.д. Происходит приобщение к фундаментальным ценностям на самом глубоком уровне. Эти ценности компенсируют нам понимание безвыходности положения. Пессимизм разума – оптимизм воли – Грамши. И это есть момент истинного возвышения человека: я настаиваю на свободе, любви. Истинно человеческие начала торжествуют в человеке, не сдают своих позиций, а продолжают жизнь. Бетховен: жизнь есть трагедия, ура! Для самого человека это каждый раз утверждение человека. Мужество – внутренняя сила, верность чему-то, воля к жизни, связь человека с жизнью, ее ценностями – утверждение в трагическом. Именно поэтому трагическое неустранимо в нормальной человеческой культуре.

 

 

Комическое. 2 семестр (2 лекция, 11 с начала года).

 

Существуют некоторые элементы структурного сходства трагического и комического: в комическое входит определенное противоречие; в трагическом и комическом - утрата ценностей, но в комическом – других. Обобщенное выражение трагического – очищающие слезы, комического – смех. Нередко комическое отождествляется со смешным. Но важно помнить, что комическое не равно смеху, смех имеет разные причины. Смех в комическом – это реакция на определенное содержание.

В каком-то смысле вся история человечества – история смеха. Но это и история утрат, но что утрачивается? Рассмотрим комическое: 1.Что такое комическое, его функции. 2. Структура комического.

  1. В обществе существует потребность в духовном преодолении того, что утратило право на существование. В мире человеческих ценностей появляются ложные ценности или псевдоценности, антиценности, объективно выступающие помехой духовному, социальному существованию человека. Комическое – способ переоценки ценностей, возможность отделить мертвое от живого и похоронить его. И чем меньше какое-либо явление имеет право на существование, тем больше претензий на существование. Искандер – комическое правдиво. Оно входит в мир ложных представлений и устраивает здравый смысл. Разоблачение достигается смеховой реакцией. Гоголь: предуведомление актерам к «Ревизору»: насмешки боится тот, кто ничего не боится.

В древних культурах уже был механизм ритуального смеха. Малиновский описывает это: молодой человек: лучше убейте, но не высмеивайте. Смысл комического – унижение определенных социально ранжированных ценностей. Перед определенными социальными переворотами – взрыв комического творчества. Смех лишает пиетета перед устаревшими ценностями. Великая Французская революция, например, изменение порядка феодально ранжированного мира. Средневековый карнавал выполнял функцию сомнения в ценности королевской власти, в установлениях церкви. И это был резерв развития. И здесь механизм переворачивания, изменения пропорций мировосприятия. Гротескное осмеяние – снимались телесные запреты, пиршество плоти. Истоки русского мата – карнавальный характер. И не надо использовать эту культуру как норму в кризисный период (настоящее).

В комизме все не сводится к отрицанию. Вместе с отрицанием и некоторое утверждение: свобода человеческого духа. Смеясь и играя человек утверждает свою свободу, возможность преодоления любых границ. Маркс: это нужно, чтобы человечество смеясь расставалось со своим прошлым. Комизм это утверждение творческих сил, новизны, идеалов, ибо отрицание ложных ценностей происходит при доминировании положительного начала. Но может быть и смех человека бездуховного, без идеалов – скабрезный характер смеха; подглядывание в скважину, смех вызванный просто проявлением телесности: пошлые анекдоты, смех цинический – смех над всем, включая святыни с позиций отрицания всего и вся, и по отношению к дорогим сторонам жизни других людей.

Нормальный комизм по природе универсален. Он рождается в проблемных зонах человеческой культуры. Он может подвергать смеху все на свете. В сущности осмеянию подвергается самое дорогое. И этот комизм двигается не каким-то скрытым образом. Обратное значение комизма: комизм и отрицает, и утверждает. Средневековому человеку было не страшно смеяться над Христом, он слишком верил в него. А над бюрократом смеяться уже не безболезненно, ибо это уже не святое. «Фига в кармане» как типичная ситуация тоталитарного социалистического общества.

Структура комического: это единственная эстетическая ценность, в которой субъект выступает не только реципиентом, приемником информации; в комическом нужна творческая роль самого субъекта. Свобода у субъекта позволяет ему нарушить серьезные условия существования, которые препятствуют комизму. В комическом не нужна определенная дистанция, субъект должен разрушить ее, хотя объект и сам здесь субъект. Когда эта дистанция ломается – комическое. Дистанция фамильярного контакта, которая уравнивает субъект и объект и создает превосходство субъекта над объектом, и развязывает руки субъекту. Игра с объектом, его разглядывание в попытке сорвать с него маску.

Смешно тогда, когда некое противоречие в объекте. Чтобы стало смешно, некая антиценность должна быть проявлена в некой несообразности объекта. В эстетике это называется комическое несоответствие. Вначале это внутренне несоответствие в объекте. В свете идеала несообразность становится нелепой, абсурдной, смешной, разоблачительной. Условием, все-таки является духовная свобода человека, он должен быть свободен, вплоть до мелкого хулиганства.

Комическое несоответствие – форма существования комического, так же, как и трагический конфликт – форма бытия трагического. Отсюда две взаимосвязанные способности субъекта: остроумие – способность создавать комическое несоответствие; соединение несоединимого (Борев – в огороде бузина, а в Киеве – дядька, стрелять из пушки по воробьям). Здесь же – несовпадение сущности и явления, формы и содержания, замысла и результата. В результате – некий парадокс, обнажающий странность данного явления. Гоголь – украинская тема – карнавальная культура (соединение нрава Ивана Ивановича со штанами Ивана Никифоровича); Петербург – трагическое.

Эффект комического всегда рождается по принципу метафоры как в детском анекдоте: слон вымазался в муке, посмотрел на себя в зеркало и сказал: "Вот это пельмень».

Вторая рецептивная способность – грань эстетического вкуса, эстетического сознания – способность интуитивно чувствовать комическое несоответствие и реагировать на них смехом – юмор. Если анекдот объяснять, он все теряет. Объяснить комическое невозможно, комическое схватывается сразу и целиком. Интеллектуальность комического – необходимость проникновенной остроты ума, для дураков комического не существует. Противоположность между смыслом и формой выражения – одна из распространенных форм комического в литературе (у Чехова, немка: мой муж большой любовник ходить на охоту). Дьячок в письме к жене в деревню: посылаю Вам фунт икры для удовлетворения Вашей физической потребности. У Чехова: действующее лицо так неразвито, что не верится, что оно было в университете; маленький, крошечный школьник по фамилии Трахтенбауэр. Неожиданность, новизна информации как еще одна форма комического. Избыточность элемента неожиданно порождает комический эффект. Комизм снимает некоторое противоречие засчет смеха. Следует пример из рассказа Искандера.

Модификации комического: прежде всего это модификации объектного характера, которые можно рассматривать с точки зрения комического.1.Чистый или формальный комизм. Формально возвышенное или трагическое быть не может. Прекрасное – может, форма прекрасного сама по себе. Комизм, лишенный малейшего критического содержания – игра слов, шутка, каламбур. «Вместо шапки на ходу он надел сковороду». Парадокс в чистом виде, эстетическая игра ума – технологическая основа последующих форм комизма. Смеются не над чем-то, а вместе с чем-то. Затем – содержательный комизм. 2. Юмор – одна из модификаций содержательного комического, а не просто чувство. 3.Сатира. Различия с юмором: юмор – комизм, направленный на явление, положительного в своей сути; явление настолько хорошо, что мы не стремимся уничтожить его смехом, но ничего не может быть идеальным. Юмор – смех мягкий, добрый в своей основе, сочувствующий, легкий. Он придает человечность явлению. По отношению к друзьям возможен только юмор. Старый анекдот: портной-заказчику: сравните этот мир и эти брюки. Феликс Кривин – его книги пример юмора. Сатира – дополнение юмора, она направлена на явления, отрицательные по своей сущности, выражает отношение к явлению, в принципе не приемлемом для человека. Сатирический смех жесткий, злой, разоблачающий, уничтожающий. В искусстве сатира и юмор неразрывно связаны, одно незаметно переходит в другое – Ильф и Петров, Гофман. Когда речь о жестких временах, эпохи юмора отходят, обостряются времена сатиры. 4. Гротеск - комическое несоответствие в фантастической форме. У Гоголя нос уходит от хозяина. Масштабность порока, который рассматривается гротеском. В основе гротеска – гипербола порока и доведение его до космических масштабов. У гротеска две стороны: сторона насмешническая, издевающаяся и сторона игровая. Не только ужас, но и восторг

вызывают крайности жизни.

Ирония и сарказм – еще две категории комического, субъектные модификации, обозначающие определенный тип позиций, особенностей комического отношения. Ирония – комизм, к которому субъект причастен, но смысл завуалирован самим субъектом. В иронии два слоя – текстовой и подтекстовый. Подтекст как бы отрицает текст, образуя с ним некоторое противоречивое единство. Ирония также требует интеллекта. Ирония – скрытый комизм, хула под видом похвалы.

Чистый комизм - юмор – сатира – гротеск – комическое по мере нарастания.

Сарказм – антипод иронии. Это открытое эмоциональное выражение отношения и возмущенный пафос, гневная интонация, возмущенно-протестная позиция.

В итоге – появление эстетических ценностей глубоко закономерно и необходимо, между собой они внутренне связаны, они образуют систему эстетических ценностей, конкретизирующую определенную социальную ситуацию человека в мире. Эстетическое отношение направлено на то, что можно назвать миром эстетических ценностей. Любые эстетические ценности – превращенная форма выражения человека и мира его ценностей; человек – мир человека. Вся наша жизнь – попытка создать свой мир и получить удовлетворение. Но реально это многопланово и описывается в том числе эстетическими ценностями прекрасного, возвышенного, трагического, комического.

Прекрасное – ситуация гармонии человека со своим ценностным миром, та зона, которая доступна человеку, зона свободы и гармонии.

Возвышенное – принципиально иной поворот экзистенциального круга – борьба за новые ценности, стремление расширить себя духовно, утвердить себя на новом уровне. Но не только обретение и рост человека, но и неизбежность утраты ценности, сокращение человеческого мира, и это уже переход к другой эстетической ценности:

Трагическое, где победа тоже происходит, но на ограниченной территории.

Комическое – антипод возвышенного. Мы свободно боремся за новые ценности, добровольно отказываясь от жизненного мира. Комическое – великий санитар культуры.

На границах существуют симбиозы: возвышенно-прекрасное (прекрасное, уходящее в бесконечность), траги-комическое – комическое по форме, трагично по сути, смех сквозь слезы (Дон Кихот, герои Ч. Чаплина; несовершенства внешнего порядка не совпадают с несовершенством по сути, страдающий человек может быть смешным).

Эти четыре ценности описывают круговорот человека в своем ценностном бытии. Эстетическое сознание, не будучи рациональным, рефлексированным по своему характеру, сохраняет ориентирование человека в существенных ситуациях жизни, и в этом мировоззренческое значение эстетических ценностей.

Сфера искусства. 2 семестр, лекция 3.

Прежде чем рассматривать искусство, остановимся на соотношении эстетического и художественного, проблемы, возникающей для эстетики на определенном этапе, как две стороны предмета эстетики. Это важно для понимания целостности эстетики как философской науки.

Лекции по эстетике Л.А. Закса

 

1 семестр.

Лекция 1. Эстетика как философская наука.

Эстетика – нечто специфическое в мире философии, и одной общефилософской подготовки может быть недостаточно для ее понимания. Наша задача – войти в специфику этой философской дисциплины, которой уже 2, 5 тыс. лет.

Эстетика существует столько же, сколько существует философское освоение мира, но не всегда она существовала в недрах философии. Это может быть психология (Л.С. Выготский, например), в пределах различных сфер искусствознания (Веселовский А.Н., Шкловский В., Эйхенбаум Б. – теоретики искусства и литературоведы). Еще одна важная форма, в которой мы находим эстетику – эстетические взгляды практиков искусства (А. Дюрер, Л. да Винчи, У. Хогарт, и мн. др.). В ХХ в. – Сартр, Камю, Станиславский, Брехт, Эйзенштейн. И все-таки, духовная родина эстетики, ее органическое пространство – философия, хотя до 1 трети ХVIII в. эстетика не знала, что она эстетика. Проблематика и постижение эстетической проблематики существует в древности, но осознание особости задач эстетики возникло только в ХVIII веке.

ХVIII в. поставил вопрос, как формируется человек, а это, в свою очередь, вопрос, а что изменять в человеке? И это требует порядка, системы, и над этим вопросом задумался А. Баумгартен. Баумгартен шел от антропологии. Считалось, что у человека 3 духовных способности: разум, воля, чувство. И, увидев этот треугольник, Баумгартен обнаружил, что философия, занимающаяся рациональной, понятийной сферой, давно развита, оформлена – это логика. В ХVIII в. считалось, что отношение к миру может быть только познавательным, отсюда – логика. Воля – свобода поступания, и этим философия занимается уже давно – этика, философия поступка. Смысловая сторона поступка и интересует философию поступка. Наконец, есть сфера непосредственного, чувственного постижения мира. Философия этим тоже занимается, начиная с ХVIII века, но слова, раздела философии не было. И здесь Баумгартен обращается к др. греч. «эстезис» - чувственный. Для грека – истина – несокрытость, рус. – обнаружение данного. Чувственный в т.ч. общее с др. слав. «чуять», т.е. и для рус. сознания чувствовать значит постижение, проникновение куда-то. В отличие от европейского - «эмоция» - разная этимология: чуять – проникать внутрь, эмоция – переживать, волноваться. И Баумгартен говорил, прежде всего, о чувстве. В этом широком понимании его эстетика далеко от того, что мы понимаем. Но Баумгартен пробросил мостик: высшая форма чувствования – чувство красоты, а высшая форма красоты – искусство. Таким образом, он включил в эстетику и сферу эстетического, и сферу художественного. С этого момента эстетика и существует. Окончательное ее становление произошло у И. Канта. Кант кроме «Критики чистого разума», «Критики практического разума», создает «Критику способности суждения», а точнее «Критику оценочной способности суждения». Кант сознательно формулирует специфику этой сферы, ее несводимость к другим сферам. Баумгартена принято называть отцом эстетики, хотя он только зафиксировал сложившиеся реалии. Современная эстетика в этом отношении начинается с Канта, потом будет Гегель, романтики и далее. История эстетики занимается становлением эстетики в исторической динамике. Мы занимаемся теорией эстетики и, потому, должны понять объект эстетики.

Выделим 4 основных пласта объекта эстетики. Заметим, что объект эстетики не равен ее предмету. Объект – те реалии, которые внеположены человеку, на которые направлена его познавательная активность. Специфику науки часто определяет предмет – целевое содержание, цель постижения, модальность существования объекта. Что я хочу познать в объекте – предмет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.079 с.)