Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Связь и взаимодействие эстетического и художественного.В мировой эстетике несколько моделей решения этой проблемы: 1.Искусство трактуется как явление, обладающее эстетической сущностью, явление, эстетическое по-преимуществу. Трактовка искусства как эстетического явления на уровне самих целей искусства. Идея полифункциональности искусства. Искусству прежде всего приписывается эстетическая цель: искусство как способ познания и эстетического освоения мира. Искусство, создающее эстетическую реальность, новую, художественную красоту. Этот взгляд мы находим и в античности, и в средневековой религиозной эстетике, и в эпохи постренессансные (барокко, романтизм). Это же мы находим и в позиции Гегеля: искусство – познание, но эстетическое по-преимуществу. Специфика этого взгляда: само эстетическое – реальность, имеющая место только в искусстве. Мир природы – царство потенциального эстетического, настоящее эстетическое только в искусстве. Нет эстетического и художественного, все художественное – эстетично. У Гегеля художественное равно эстетическому. Близкий взгляд – Бахтин: эстетическая позиция как таковая: только в искусстве возможно полноценное эстетическое отношение человека к миру. И трагическое возможно только через художественную форму. Во всех других случаях субъект подчинен. От этого взгляда многие в эстетике отказались. Сегодня большинство эстетиков признает невозможность редуцировать художественное к эстетическому. Художественное больше эстетического, оно включает и другие составляющие, которые не сводятся к эстетическому. Признание специфики искусства проявилось в том, что возник другой взгляд в отношении специфики искусства. В искусстве ХХ века эстетическое как бы не просматривается, искусство не выражает эстетическое или отличается антиэстетизмом. Гегель: эстетика – философия искусства и другой эстетики нет. Современные американские теоретики искусства: эстетика – то, что занимается эстетическим; философия искусства – просто искусством. И это – другая крайность, которую принять трудно. Ибо, несмотря на все своеобразие, художественное включает эстетическое, не поглощая эстетического, не растворяясь в нем. И в содержании, и в форме, и в воздействии искусство отличается от эстетического. Эстетическое и художественное – пересекающиеся сферы, эстетическое продолжает существовать на территории искусства. В эстетике принципиально важно видеть связь эстетического и художественного, и это важно для самой науки, в которой нужно видеть связь и единство этих сфер. Необходимо ответить на два связанных вопроса:1.Что есть в художественном эстетического? 2.В чем художественное не совпадает с эстетическим? 1.Само художественное отношение к миру базируется на эстетическом отношении к миру. Искусство как особая человеческая деятельность, базирующаяся на эстетическом отношении, оно является базовым для художественного отношения к миру. Это проявляется и на уровне художественного содержания и на уровне художественной формы. Художественное содержание – эстетический взгляд на мир остается важнейшим и основополагающим. Искусство продолжает раскрывать эстетическую содержательность мира, включая и безобразное, и ужасное, и низменное. И это было и раньше: Шекспир показывал уродства мира, и это не устраивало классицистов в Шекспире. В классическом искусстве есть и аклассическая линия: Босх, Жак Калло. Сама художественная форма, художественный текст эстетически совершенны. Эстетическое совершенство – закон организации художественного текста. Уродство так моделируется в искусстве, что мы получаем удовольствие от самого моделирования. Искусство демонстрирует победу античеловеческих начал в форме победы человеческого начала. Наслаждение уродством опосредовано совершенством видения и оформления мира, структуры художественного высказывания. Отсюда – эстетизм воздействия искусства. Зритель, читатель, слушатель должны занять определенную эстетическую позицию. Один из важнейших мотивов обращения к искусству – испытать эстетическое наслаждение, наслаждение от мастерства, игры. Через такое воздействие искусства на общество мы прослеживаем определенный его эстетический след. И там, где на уровне быта эстетическое отступает под напором прозы жизни, злобы дня, в искусстве эстетическое начало существует. Это не означает, что в искусстве можно все свести к эстетическому. Оганов – статья в последних Вопросах философии – вскоре переходит в анализе от эстетического к искусству: и особая иллюзорность, и склонность к совершенству, и игровая природа. Отрывать искусство от эстетического – не правомерно, но и сводить – нельзя. Здесь ряд особенностей: в основе искусства иная социокультурная необходимость, чем та, что порождает эстетическое отношение к миру. Необходимость эстетического – необходимость непосредственно чувственно-эмоциональной гармонизации по отношению к действительности. И эта необходимость вполне реализуется в пределах созерцательного отношения к миру. Искусство создается и существует исходя из других, гораздо более сложных задач, у искусства своя необходимость отчасти направленная на всю сферу эстетического. Отсюда и специфика художественного отношения к миру: если эстетическое отношение к миру вполне исчерпывается субъект-объектной связью, в искусстве гораздо более сложная структура отношений. Искусство это еще и отношение другого человека к другому, в художественном творчестве существует связь с восприятием. Искусство – система, включающая по меньшей мере три звена: художественное творчество – художественное произведение – художественное восприятие. Отношение художника к миру здесь связано с отношением к восприятию и воспринимающий через художника начинает относиться к миру. Это, во-первых. Во-вторых, художественное не равно эстетическому и по информационному содержанию. Художественное - сложный синтез: эстетического, предметно-познавательного отношений, плюс морально-нравственная, мировоззренческая, религиозная содержательность. В-третьих, различна форма бытия эстетической и художественной информации. Эстетическая информация передается через чувственный контакт, это способ бытия эстетического. В слиянии субъекта и объекта происходит понимание эстетической выразительности мира, через эстетический контакт. При эстетическом контакте с миром не происходит удвоения реальности. В искусстве – особое явление удвоения реальности, особая реальность, благодаря которой живет художественная информация. Искусство – особый способ жизни, эстетическое – с большой натяжкой. В определенных культурах вариант социальной утопии; искусство периодически начинает существовать как утопическая модель реальности. Существовали попытки построить жизнь по законам искусства: романтики, русские символизм (Иванов, Башня Иванова; у Блока – отношение к жене как к прекрасной даме, обрекая ее на трагизм бытия). Еще один момент: в итоге – искусство выходит за пределы тех эффектов, которые дает эстетическое отношение. Искусство способно на многое, на все, но в определенном плане, плоскости, сфере. Но изменить мир только с помощью искусства нельзя, ибо оно воздействует только на духовную сторону человека. Слово художника означает причастность к сфере искусства. Художественное восприятие не равно восприятию искусства: не всякое восприятие искусства художественно, художественное восприятие – это реализация специфического художественного смысла). Феномен искусства: искусство сопутствует человеку на протяжении всей истории его существования, но, бесспорно, искусство возникает вместе с современным типом человека. В рамках первобытной культуры по реконструкции истории культуры: искусство возникает в первобытную эпоху и сохраняется на протяжении всей истории человечества. Почему искусства когда-то возникнув, не исчезло? Многое ведь исчезло: магия, тотемизм. Но искусство – феномен со своей историей. Оно не выполняет прямой практической задачи. Проходя через всю историю человечества, оно переживало времена, которые не благоприятны для искусства. И даже в сложные времена человек создавал искусство. Магия для первобытного человека имела практическое объяснение и назначение, искусство никогда не отличалось такой практической направленностью. Искусство притягивало к себе лучшие силы человечества, которые шли в сферу искусства. В этом особенность искусства. На последних этапах развития искусство сталкивалось с началами, которые противоречили его природе. (Сованаролла- проповедь против искусства). В ХХ веке идеи, что наука и научное развитие противоречит искусству. Теорий конца искусства было немало особенно в ХХ веке. Нужен ли Бах и Блок человеку, который летает в космос – дискуссия 60-х. Несмотря на это искусство существовало и развивалось Искусство будет существовать столько, сколько существует человек. То, что Гегелю казалось вырождением, оказалось взлетом искусства. Далее – второе, искусство не существует как некое нерасчлененное неоднородное явление. Мы существуем в мире искусства. То, что мы называем искусством, это система различных его видов и продуктов художественной деятельности. Проблема перехода между искусством и неискусством была поставлена очень остро. Искусство великий Протей, который принимает форму той деятельности, в которой оказывается. Третье – универсальность искусства в целом ряде отношений: а) универсальность социально-онтологически – нет народа у которого не было бы искусства; искусство трансисторично. б) универсальность антропологически- оно обращено к любому человеку. в)универсальность содержательная, информационно-смысловая: в искусстве синтезируются и раскрываются все основные типы духовного отношения человека к миру. Искусство универсально как модель, двойник человеческой духовности. Оно несет все возможные (типологически) для культуры точки зрения. Оно универсально и в плане возможности вобрать в себя многообразие мира, в котором живет человек.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.005 с.) |