Техника тропов — Хауэр (1883—1959). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника тропов — Хауэр (1883—1959).



В 1926 году написал статью «Двенадцатитоновая музыка. Учение о тропах».

В системе Хауэра объединены различные интервальные варианты 12-звучной хроматической гаммы, каждый из которых состоит из двух взаимодополняющих гексахордовых сегментов. Всего возможно 44 тропа, образующие мелодико-гармоническую основу произведения и создающие «универсальный» музыкальный язык, который сам композитор считал «космической игрой с 12 тонами». Каждый троп разделен на два гексахордовых сегмента.

Число 44 соответствует территориальному делению Древнего Китая на 44 провинции. Хауэровская идея гексахордового членения тропа косвенно опирается на китайскую систему «люй» с ее делением на 6 светлых тонов (женское начало «инь») и 6 темных (мужское «Ян»).

Как и в классической додекафонии вся ткань произведения выводится из комплекса 12 высот путем его повторения. Однако, внутри тропов, в отличие от серии, допускаются любые комбинации звуков. Таким образом, троп является скорее горизонтальным ладовым модусом, чем упорядоченной последовательностью интервалов. Сегменты тропа могут меняться местами.

Каждый троп имеет по 12 обращений (перенос звуков на октаву вверх????) и 12 высотных позиций. В результате, как пишет сам Хауэр, возможно 12441600 комбинаций или мелодических возможностей тропов.

В основе техники его сочинения — техника контрапункта. Но он понимает ее иначе, чем мы привыкли — буквально «нота против ноты». То есть, любое горизонтальное распределение высот тропа между двумя и более голосами.

По мнению Курбатской, теория и техника тропов не привели к созданию ярких художественных концепций. В отличие от додекафонии, узкоспециализированная техника тропов, как говорит Когоутек, осталась «безжизненной как для консерваторов, так и для радикалов, воплощением идеи механического движения тонов по заранее установленным правилам.

 

+28. Музыкально-теоретическая концепция Карлхайнца Штокхаузена.

Штокхаузен.

Перекрестная игра - именно на него он указывал как на то, что демонстрирует новые принципы сочинения...

Теоретические работы - от начала 50-х до начала 21 столетия.

63 год - Штокхаузен объединил свои работы в одном томе под названием: "Тексты об электронной и инструментальной музыке".

Вышли тексты Щтокхаузена. С третьего тома он сократил название: "Тексты к музыке". У нас издают как "Тексты..."

98 год - последний том №10. Около 900 страниц - шикарное издание. С пятого тома по 10-й он пишет только про свою композицию "Свет".

О Веберне писал, о Кейдже. + "Каденционная ритмика в творчестве Моцарта". Большая часть статей - имеет названия именно по типу новой музыкальной композиции. "Момент-форма", "Композиция группами", "Музыка и графика", "Музыка в пространстве".

Он акцентирует и на том, как надо слушать музыку нового времени. Не считает, что слушатели сами должны решать, что им с этой фигней делать. Он все объясняет:)

 

Три ключевых работы-манифеста.

1. "От Веберна к Дебюсси". 54-йгод.

2. "...как течет время..." (...wie die Zeit vergehen"). 56 год.

3. "Изобретение и открытие. К вопросу о генезисе формы".

 

Название - это часть задумки, часть эффекта.

Изобретений много.

Первое - теория единого временного поля. Универсальная теория. 56-й год, в статье "Как течет время". Главная ключевая фраза: "музыка представляет упорядоченные во времени пропорции". Идея не нова. Но параметры... Это разгар сериализма. Все детали музыки рассыпались... Под временными категориями рассматриваются: ритм, высота, тембр и форма... Все эти 4 категории измеряемы временем=числом. Если высокие частоты – слышим только тембр. Далее - более медленные частоты - звуковысотность. Частотность ниже - слышим ритмы. И замедление сильное - форма...

Есть измеритель единого поля. Простейший способ измерения - пропорция 1/2. Поле от тембра до формы - в этой пропорции. Переход от одной позиции к другой. Переход регулируется особенностями человеческого восприятия. По всем исследованиям акустиков - можно понять, когда мы начинаем слышать высоту. За пределами этого числа - тембр... Ритмоформа - от 8 секунд...

Каждая область была выложена октавами по 7-8 штук... Вместе у него 22-23 октавы. числа не актуальны. Это имеет физическое обоснование. Идея не с потолка. Разработанная им теория связана с появлением электронной музыки. Обоснование новых реалий электроники - содержится в теории.... Приводит в пример "Контакты" - перетекает из времени во время... Идея связана с новыми концепциями. Попытка теоретически объединить электронное пространство...

 

Из других концепций. Электронная музыка. Он один из теоретиков электронной музыки. Она появилась в эти годы. Он мимо пройти не мог. Он еще и теоретик электронной музыки. Все шло параллельно. Он работал в электронной студии в Кельне. Песня отроков - 56-й год. Это эмблема новой музыки. Статья "4 критерия электронной музыки". Первым критерием является единое временное континуо. Он говорил, что композиция находится в едином континууме. Второй критерий: декомпозиция звука. Тембр можно разделить на составляющие. Эти составляющие = независимые музыкальные слои.

Третий критерий - звуки электронные могут располагаться в пространстве вокруг слушателя. Четвертое - равнозначность тона и шума. звук = непрерывный континуум.

Еще концепция - разработка теории музыкального пространства. Пространственная музыка. Он один из тех, кто выдал это понятие. Статья "Музыка в пространстве". Эта пьеса согласно первоначальному замыслу должна была транслироваться с пяти динамиков. Идея не нова - еще ренессанс с двухуровневыми композициями.

Штокхаузен мечтал создать такой зал, где все его идеи можно было бы осуществить. В Японии по его проекту в 70-м был создан зал с трехмерным звуком. Публика на платформе подвешена в центре зала. Слушатель сидел внутри звука. Статья, что такое надо создать - 50-е годы.

Идея дала любопытный поворот - превратилась на почве студенческого движения (68-й) - стал выступать за новое пространство как за борьбу с традициями. Места дорогие и дешевые места. Новое пространство - борьба с традициями. В 68 году он написал письмо молодежи - "он говорит о том, что вновь состояние революции по всему миру". Он выдав идею, что человечество должно объединяться.

60-70 годы - его захватила идея интуитивной музыки. Все термины его. Это реакция на усложненность и закрепленность текста в музыке второго авангарда. Кризис рационализма. Надо развивать чувство интуиции. Музыкант - медиум. Отразился бурный интерес к восточной мистике, дзен-буддизму (Кейдж). Помимо этого - Киркегор, Ницше, Юнг - идея, что мы освобождаем психику, интуицию, полный мрак...

Он создал несколько сочинений для интуитивной музыки. Это литературные тексты. Потом это ушло.

Последняя идея - концепция супер-формы. Это тоже 70-е. Сначала была как формульная композиция. Потом - он пришел к тому, что форма - это мало. Нужна супер-форма. Объединение нескольких форм в одну. Она становится источником для остальных. Эта суперформа стала источником гепталогии "Свет" (7 опер). Первая начата в 77 году. Тогда объявил, что этот проект через 25 лет...последняя часть в 2003 году закончилась... Закончив ее, он принялся за новый проект... Гепталогиязанимает 29 часов музыки. Это мультимедийное сочинение. Есть все...

Объявил о создании проекта "24 часа"... Сочинение исполняется одновеременно в разный частях света через интернет...

 

Большой мыслитель. Если внимательно посмотреть 10 томов - его концепция сильно не менялась. Просто высвечивалось разное.

Штокхаузен.

В отличие от Булеза Штокхаузен активно сочиняет. У Булеза была позиция: сочинять все время с новой концепцией. Когда иссякли идеи...

Штокхаузен объявляет такие проекты, на написание которых жить не дано. Он в 77 году писал, что напишет цикл из 7 опер. Гепталогия. В 77 году он сказал, что закончит проект в 2002 году (через 25 лет) и закончил в 2003 году. Частями исполнялись. Это называлось "Свет".

Теперь объявил проект "24 часа". Он использует новые технологии. Использует Интернет: сочинение исполняется в разных часовых поясах и звучит всегда.

В 50-е годы Штокхаузен (они общались много) — концентрация новой музыки была в Дармштадте. Одна из идей — групповая композиция. Часто говорят так, но надо говорить "техника групп", или "композиция группами" (лучше). Группа по Штокхаузену — это "определенное количество звуков, связанных посредством родственных пропорций в качестве переживания более высокого порядка". Это его определение. Другими словами, группа — многопараметровая структура, которая объединена родственными пропорциями и общим характером. Группы различны по своим признакам. Все внутри группы связано родственными пропорциями. "...wie die Zeit vergeht" (название статьи: "...как течет время"). Эта статья посвящена этой проблеме.

Он придумал хроматическую шкалу темпов. Корень 12 степени из 2 — разделяет расстояния между темпами. Потом он сочиняет свободную серию. Она выписана. Он ее сочинил, кроме того ряд у него всеинтервальный. Все это идеи Мессиана. Он пронумеровал звуки по хроматической гамме. Потом взял числа, которые получились — наложив на серию. Получил числовой ряд. На звуковысотный ряд он наложил хроматическую гамму темпов.

Звуки он расположил в 5 октавах. И каждой октаве принадлежит своя длительность.

 

+29. Пьер Булез как теоретик музыки.

Булез — родился в 1925.

Выступление против неоклассицизма. Он считает, что это сумбурная эпоха. Для него невозможно возвращение к прошлому.

Он так сильно ругает Стравинского! Как раз к Баху он хорошо относится. Статья не про Баха - название - это эпатаж.

Его программные выступления - это манифесты. Они шли рука об руку с его музыкальными открытиями. У него тут же после манифеставозникает сочинение, которое это подтверждает. Перечислим основные концепционные идеи Булеза тезисно...

1. Новое понятие серии.

Он выдвигает идею тотальной сериализации всех параметров музыки. Эта идея выражает отношение к искусству как к роду интеллектуальной деятельности. Это определено концепцией, что искусство - создание нового. Здесь выражением нового понятия является концепция производной серии. Теоретически: книга " Музыка сегодня". Ряд примеров. Первое сочинение практическое. Основные положения: серийная композиция - это радикальное нововведение 20 века. Исходит из 12-тонового ряда. Шенберг исходит из традиционной трактовки серии как темы, которая вполне укладывается в позднеромантическую концепцию музыкальной формы. Трактовка серии Веберном более перспективна. Веберн рассматривает ее как интервальную структуру, с которой может что-то происходить. Булез применяет к серии слово "порождающая серия". Его идея: есть праструктура (интарвальная), к которой можно добавить систему с различными параметрами. И она будет порождать сама себя. Он предлагает свою авторскую технику: техника мультипликации высот. Это его изобретение. речь идет про умножение: один объект транспонируется по звукам второго - возникают комплексные поля. То есть последовательное выведение производных объектов из изначального.

Начальная структура его в конечном счете не интересует. В данном случае серия - не мелодический образ. Она трактуется как объект, производящий себе подобных.

Идея отражала ситуацию в науке.

Это биологическая идея.

Он делал это вручную. Лет через 10-15 это стало делаться на компьютере... Но без его помощи это вряд ли было бы сформулировано. Это вырвалось вперед от обычной трактовки муз искусства. Он активно помог.

2.концепция "алеа". алеаторика. Это середина 50-х годов. История такая: 1957 год, водном из журналовпоявилась статья, которая так и называлась "alea". Была манифестом. Нами это называется алеаторика.

Он вошел в контакт с Малларме и Джойсом - это та же алеаторика. Булез, правда, говорит, что распущенность не есть свобода. по нему шанс надо ограничить. Иначе будет полная анархия. Чистая импровизация. Его концепция алеаторики - ограниченная алеаторика. Его - управляемая случайность.

Полемика с Кейджем - он раньше ввел в музыку элемент детерминизма (музыка случая, перемен).

Третья фортепианная соната - все это отображено в ней. Концепция порождающей серии была в Молотке без мастера.

В статье он пишет, что абсолютная алеаторика снимает с композитора ответственность за результат. То есть это убивает художника.

 

3. Музыкальное время.

Музыкальное время в 20 веке подвергалось бурным исследованиям философов, литераторов.

"Не время, а пространство". Раздел "Пространства" - у него оно во множественном числе. В некоторых случаях он имеет в виду что-то вроде музыкального строения (серийно, несерийно).

Поле он членит на отрезки. для этого он предлагает новый термин. Точечки - называет это разрывом. Он говорит, что, возможно, в музыкальной композиции может быть такое континуо, когда разрывов не будет (нет метрического членения) - пространство будет гладким. Нетрадиционных тактов, нет строф. Это аметрическая музыка.

Он добавляет пару "Пульсирующее время" и "аморфное время". Пропорции есть. Проявляется в виде отсутствия пульсации. Он писал несколько сочинений, в которых время указывается хронометрически. Без пульсации. Пульсация воспринимается как что-то более традиционное. Идея пульсирующего времени - ключевая.

У него сложная концепция музыкальной формы.

 

Когда он задается вопросом о том, что такое музыка. И дает ответ: музыка - это искусство, наука, ремесло. Это позиция композитора 20 века. + разговор о том, что в музыке содержание соединяется с формой. Он долго обсуждает, что форма - есть содержание. Интеллект подкрепляет воображение.

Теоретические работы его рассчитаны на очень подготовленного читателя. Он пытается сделать доступными те реалии...

"Дебюсси говорил: "превознести до небес эмоции". Я говорю: "Превознести до небес ясность"".

 

 

ПОСТСЕРИАЛИЗМ.

ИДУТ УЖЕ АВТОРСИКЕ НАЗВАНИЯ.

Первое — концепция Булеза.

Пьер Булез. Последние лет 20 занимается дирижированием. Всего Стравинского, Веберна, Шенберга, Дебюсси. В последние годы ничего не сочиняет. Самое интересное то, что у него оригинальная концепция серийности и 12-тоновости.

Сама новизна — от понятия "серия". Булез — это вторая половина века. Булез изложил воззрения в книге "Мыслить музыку сегодня". Перевод Эдисона Денисова. Есть обычный перевод: "Музыкальное мышление сегодня". Есть два авторизованных перевода — на немецком и английском. Там-то и появились типичные переводы.

Он пишет, что мир возник благодаря возникновению понятия серии. Идея такая: серия распространяется на множество возможностей. Мысль его сложная. И глубокая. Он имеет в виду, что связи относительные. Организация по изменяющимся схемам. Здесь Булез активно критикует Шенберга. За то, что как раз у Шенберга серия представляет собой тему и таким образом не интересна для него — она эквивалентна теме в классической музыке. А Веберновская трактовка интереснее, потому что он работал с ней как с интервальными комплексами. Некоторая иерархия — по горизонтали, по вертикали. Это допускается интервальной трактовкой серии. В отличие от Шенберга. Подобная идея отношения к серии, которое присутствует в книге, привело к понятию порождающей серии. У него серия не абсолютный критерий, а то, что порождает дальнейшие структуры. Если говорить проще: данная серия дает возможность путем различных пермутаций дать много производных. Идея числовых комбинаций — заимствована у Мессиана. Там серии нет, но есть интерверсии! Точнее, серия, есть, но она за пределами композиции.

У него детализированная система пермутации. Даже транспозицию он называет объективной пермутацией. Простая пермутация — это ротация.

Сложная пермутация — когда есть принцип.

Путем пермутации приводит сетку. "Серия — это зародыш устроения иерархии" — его понятие. Серия способна порождать множество возможностей. Потом пытается этот мир приложить к общественному строю.

Мир представляет так. Авторское название: "Техника мультипликации высот". Мультипликация — латинское слово, которое означает умножение. Техника умножения высот. Но нигде не переводится.

Мультипликация высот — это метод серийный.

Терминология авторская — не всегда перспективная.

ПЕРВОЕ — сегментация серии. Сначала он сочиняет серию и потом ассиметрично разрезает ее на сегменты. И конкретно идея такая: он придумал помимо серии числовую последовательность (формулу членения). Пропорция: 2,4,2,1,3. Имеется в виду количество звуков, на которые членится серия. Здесь пока самый свободный момент: мелодия сочиняется свободно. Пропорция есть, но определенный замысел — без определенной системы (хотя повторение есть).

См листок.

Сегменты могут даваться не только по горизонтали, но и по вертикали. Расположение аккорда — дело вкуса.

Объединенные в аккорды группы звуков он называет гармоническими объектами.

ВТОРОЙ ЭТАП — ротация.

Ротация — это круговращение. Оно относится к формуле структурной плоскости. Сегментация — это разное количество высот на одну единицу времени. Ротация относится не к серийному ряду, а к формуле членения. Он ротирует структурную формулу. Он делает ротационный квадрат. Было 2,4,2,1,3. Потом двойка переносится. Получится как минимум пять вариантов сегментации серии. Серия одна, а схемы получаются разные. Способы сегментации Булез называет "пятью областями". Он говорит, что таким образом произвел много производных серий.

Вертикализовать объекты можно в разных областях.

Свободы на этом этапе практически никакой нет... Порядок ротационных проведений системный.

ТРЕТЬЕ. Мультипликация объектов и образование гармонических полей.

Мультипликация — это умножение. Этот отдел техники обозначает умножение одного объекта на другой. Он ставит знак умножения. Это значит транспонировать данный объект на определенный интервал.

То есть суммарная группа звуков становится единым комплексом. Повторения высот он убирает. В результате получается новый комплекс, порожденный серии, который он называет словом блок. Блоки называются сдвоенными буквами (названиями объектов). Из простого объекта получается составной, сдвоенный. Процесс образования новых блоков он и называет процессом мультипликации. Он перед умножением воспроизводит объект c от каждого звука объекта a. Звуков получилось больше. Все звуки соединили. Он снял повторы и получилось не 12, а 8 звуков. Потом транспонировал. Расположил, как захотел. Транспорт тоже свободный.

Полностью изоморфными (одинаковыми) он называет блоки ab ba, частично изоморфными — ab ac ad, неизоморфными: aa bb cc.

Теория живая...

Термины: объект (количество звуков сегмента), область (ротационный квадрат), еще: блок из двух объектов (дает гармоническое поле с разной плотностью).

Есть еще инверсия серии. С этим получается вроде как 17000 вариантов (Гришины подсчеты).

С этими гармоническими полями можно делать все что угодно. Новая концепция серии — она находится за пределами композиции. Он работает с ее препарацией. Есть книга (70-е) — Кобляков Лев (однофамилец нашего Коблякова). Он не композитор. Умудрился написать книгу, которая называется: "Пьер Булез. Мир гармоний" — книга посвящена только анализу Молотка (?). Метод он вытянул, зная серию. Получилось. Что эта конструкция прошла через голову композитора.

53-54 годы. Цикл ("Молотком без мастера") на стихи Рене Шара. Он сознательно ориентировался на "Лунного Пьеро". Контральто, альтовая флейта, гитара, вибрафон, альт (струнный), ксилоримба и ударники. Индонезийский гамеллан — говорили, что он использовал это. Сначала произвел впечатление своим составом. Название — поэма Рене Шара.

 

 


[1] ГЕРМЕНЕВТИКА [греческ. ερμηνευω — толкую] — учение об истолковании какого-нибудь произведения, установлении подлинного его смысла и точного понимания его содержания. Термин Г. применялся чаще всего в отношении библейских текстов, затем — в значении учения о восстановлении первоначального смысла лит-ых памятников, дошедших в искаженном и частичном виде, непонятных без комментариев, а также в значении истолкования всякого произведения (сюда относятся напр. объяснительные издания авторов). В этом смысле Г. — дисциплина филологической критики (см. ст. Ф. Зелинского "Филология" и Малеина "Филологическая критика" в Энцикл. слов. Брокгауз-Ефрон, т. 70). За последнее время Г. придается в литературоведении более широкое значение необходимого в исследовании всякого художественного памятника момента — объективного его истолкования.

[2] человеческий опыт вообще, восприятие посредством органов чувств

[3] Сенсуализм — направление в теории познания, согласно которому чувственность играет роль единственной основы знания, а также источника всех психических способностей человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.042 с.)