Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деловая репутация лица, как социально-правовые категорииСтр 1 из 11Следующая ⇒
Нематериальные блага характеризуют социально-правовое положение личности в обществе, они отражают ее духовный интерес, индивидуальность, моральные и эстетические запросы. Примерный перечень их приводится в ст. 150 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ): «Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя»[5]. Все названные блага относятся к основным личным правам и свободам человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 20-24, 27, 41, 44)[6]. Между тем, все их объединяет общее гражданско-правовое понятие «нематериальных благ». Все нематериальные блага характеризуются рядом признаков, которые относятся в равной степени к каждому виду[7]. Во-первых, они неотделимы от личности гражданина, неразрывно связаны с личностью и не подлежат в какой бы то ни было форме отчуждению. В отличие от имущественных благ (от права собственности на вещь и т. д.), их нельзя продать, подарить, обменять и т. д. Действительно, передать свою честь, доброе имя нельзя по сделке не потому, что закон это запрещает, а потому, что они (нематериальные блага) объективно не существуют в этом мире, они не получают своего материального воплощения и существуют лишь в связи с конкретной личностью, находят свое воплощение в конкретном человеке. Часть нематериальных благ может принадлежать гражданам от рождения (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, честь и доброе имя), другая – в силу закона (например, право на неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, свобода передвижения, выбор места пребывания и жительства и др.). Применительно к юридическим лицам деловая репутация возникает у них в связи с созданием, а право на фирму, товарный знак – в силу закона.
Во-вторых, по своему характеру указанные блага относятся к числу абсолютных, их носителю противостоит неограниченный круг обязанных лиц, которые должны воздерживаться от совершения действий, могущих нарушить его нематериальные блага. Иными словами, когда нематериальные блага возникают у человека, то его право на обладание данными благами обязаны не нарушать не конкретные граждане или организации, а все. Хотя обязанность воздержания от нарушения пассивная (она выражена не в том, чтобы кто-то был обязан совершить определенные действия по признанию нематериальных прав личности, а в том, чтобы никто не совершал определенных действий, нарушающих нематериальные блага личности), но именно она обеспечивает эффективную и полную реализацию этих благ. В-третьих, на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ не распространяется исковая давность, кроме случаев, прямо предусмотренных в законе. Например, срок в один год, в течение которого гражданин или организация вправе обратиться в суд с требованием о признании необоснованным отказа редакции в публикации опровержения или ответа на публикацию, установлен ст. ст. 45, 46 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»[8]. В-четвертых, нормы права о защите нематериальных благ построены таким образом, что предусматривают их защиту в случае нарушения. Причем они по содержанию направлены на восстановление нарушенного права. Например, денежная компенсация морального вреда, опубликование в СМИ опровержения и т. д. Е.А. Суханов предлагает следующую классификацию личных неимущественных прав: 1) личные неимущественные права, направленные на индивидуализацию личности управомоченного лица: право на имя, право на защиту чести и достоинства, а также тесно связанные с ним право на опровержение и право на ответ, предусмотренные п. 2 и 3 ст. 152 ГК РФ и ст. 43-46 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»;
2) личные неимущественные права, направленные на обеспечение личной неприкосновенности граждан, включающие право на телесную неприкосновенность и охрану жизни и здоровья, на неприкосновенность личного облика, а также личного изображения; 3) личные неимущественные права, направленные на обеспечение неприкосновенности и тайны личной жизни граждан: права на неприкосновенность жилища, личной документации, права на тайну личной жизни, в том числе: адвокатскую, медицинскую тайну, тайну совершения нотариальных и следственных действий, вкладов в банки и иные кредитные организации, личного общения, сведений, полученных средствами массовой информации[9]. Человек представляет интерес для других теми качествами, которыми он обладает, степенью выполнения им общественного долга. Чем сильнее развито в человеке чувство уважения к другим людям, доброжелательность, благородство, отзывчивость, иные положительные свойства характера, тем большую ценность он имеет для общества, тем более высокую оценку он получает с помощью таких этических категорий, как честь, достоинство, деловая репутация. Каждому индивиду присущи такие блага, как честь, достоинство, деловая репутация, а юридическому лицу – деловая репутация. А.Л. Анисимов отмечает, что «честь – это общественная оценка личности, определенная мера духовных, социальных качеств гражданина. Она является таким же благом человека, как его жизнь, здоровье и свобода. Человек, дорожащий своей честью, соизмеряет ее со своим добрым именем и совестью». Достоинство он определяет как «самооценку собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего поведения, общественного значения»[10]. А.А. Власов выделяет две стороны – внешнюю и внутреннюю (объективную и субъективную) в понятии чести. Внешняя сторона (объективная) заключается в «признании и уважении заслуг личности со стороны общества и является ее репутацией, добрым именем, моральным значением, нашедшем выражение в высоком мнении окружающих. Кроме того, честь является и этическим благом, так как направляет деятельность личности на достижение положительной оценки со стороны общества и доставляет таким образом ей моральное удовлетворение». Внутренняя (субъективная) сторона «неразрывно связана со способностью человека самому оценивать свои действия и поступки, с осознанием своей чести, репутации, с его чувствительностью к тому, какое мнение будет о нем существовать в определенной общественной среде… выступает как внутренний мотив деятельности и поведения личности». Автор подчеркивает, что «достоинство – это положительная оценка отражений духовных качеств лица в собственном сознании», и выделяет две стороны – внутреннюю и внешнюю понятия «достоинство». «Объективный аспект достоинства заключается в признании человека высшей ценностью. Внутренняя сторона категории достоинства связана с внутренним миром человека, его мировоззрением и убеждениями, способностью поступать в соответствии с принятыми в обществе моральными требованиями и нормами, т. е. связана с чувством и осознанием своей моральной ценности и полезности обществу»[11]. По мнению Е.А. Суханова «честь – это общественная оценка социально значимых и моральных качеств гражданина, а достоинство – самооценка гражданином этих качеств»[12].
Честь и достоинство между собой имеют неразрывную связь в силу того, что в их основе лежит единый критерий нравственности. Вместе с тем, тесное взаимодействие этих категорий, отражающее реальность, не исключает их различия и наличия у каждой из них специфических, самостоятельных черт и особенностей. Основное различие этих понятий заключается в том, что если честь определяет степень признания, уважения личности со стороны общества, как результат выполнения ею общепринятых нравственных и правовых норм, то достоинство предполагает равные возможности всех людей достигнуть такого признания, уважения. То есть «категория достоинства связана с идеей нравственного самоутверждения личности, а категория чести – с идеей общественного признания человека»[13]. Одним из понятий, которые остаются недостаточно разработанными как в теории гражданского права, так и на законодательном уровне, является деловая репутация. По мере развития хозяйственного оборота возникает объективная необходимость уяснения сущности этого явления. В науке существует множество трактовок деловой репутации. Например, В. Бельковец считает, что деловая репутация – «это качественная оценка участниками гражданского оборота деятельности фирмы, а также действий ее владельцев, аффилированных лиц (способных оказывать влияние), дочерних и зависимых организаций»[14]. А по мнению В.И. Колосовой и Т.Ю. Вавилычевой (мы разделяем данную точку зрения) деловая репутация – «нематериальное благо, которое представляет собой положительную общественную оценку деловых и профессиональных качеств, деятельности лица»[15]. Под деловой репутацией подразумевается: а) восприятие лица в деловой среде: доброе имя, культурные традиции, фирменное наименование, высокое качество продукции или услуг, технологическая культура, устойчивость связей с поставщиками и потребителями, перспективность бизнеса, эффективность менеджмента, уровень квалификации персонала, отсутствие конфликтов с законом; б) это имидж, образ лица в глазах широкой общественности (клиенты, покупатели, СМИ), сформировавшийся в результате ее деятельности[16]. Деловая репутация организации – комплексная характеристика, многогранная и сложная в идентификации и оценке. В ее формировании прямо или косвенно участвует рынок – внешний фактор по отношению к организации. Поэтому выделяют две составляющие деловой репутации – внутреннюю, характеризующую конкретную организацию, и внешнюю, обусловленную рынком в отношении этой же организации как хозяйствующего субъекта.
Положительная деловая репутация организации составляет важную часть в экономическом успехе предприятия. Такой репутацией принято считать часть рыночной стоимости компании, надбавку к цене компании, которая формируется посредством представления о ней как о субъекте экономической деятельности в конкретных экономических условиях. Представления о предприятии формируются из восприятия (оценки) организации теми, кто вступает с ней в экономические отношения, и создаются на основе информации о различных сторонах ее деятельности. Отрицательная деловая репутация – часть рыночной стоимости предприятия в виде скидки с цены для покупателя. К отрицательной репутации относится отсутствие опыта управления, навыков маркетинга, квалифицированного персонала, налаженной сбытовой сети. Она учитывается в составе будущих периодов. Отрицательная деловая репутация в полной сумме относится на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов[17]. Понятие «деловая репутация» распространяется как на физических, так и на юридических лиц. Ст. 150 ГК РФ относит деловую репутацию к нематериальным благам. Она принадлежит человеку в силу закона, неотчуждаема и непередаваема иным способом. Это что касается физических лиц. Фирмы и индивидуальные предприниматели по закону могут частично распоряжаться своей наработанной деловой репутацией. Так, по договору коммерческой концессии (франчайзинга) правообладатель (фирма или ИП) предоставляет пользователю франшизы комплекс исключительных прав и накопленный коммерческий опыт. Вместе с ними автоматически переходит и деловая репутация (п. 2 ст. 1027 ГК РФ).
Таким образом, понятия «честь», «достоинство», «репутация» по существу совпадают, определяя моральный статус личности, ее самооценку и положение в обществе. Достоинство и право на защиту своего доброго имени признаются за каждым человеком и охраняются государством как высшие ценности (ст. ст. 2, 21, 23 Конституции Российской Федерации). Деловая репутация характеризует гражданина как работника, представляет собой оценку его профессиональных качеств, значимых для востребованности на рынке труда. Она принадлежит не только физическим, но и юридическим лицам.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.014 с.) |