Деловая репутация лица, как социально-правовые категории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деловая репутация лица, как социально-правовые категории



Нематериальные блага характеризуют социально-правовое положение личности в обществе, они отражают ее духовный интерес, индивиду­альность, моральные и эстетические запросы.

Примерный перечень их приводится в ст. 150 Гражданского Кодекса Рос­сийской Федерации (далее по тексту ГК РФ): «Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, дело­вая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свобод­ного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нема­териаль­ные блага, принадлежащие гражданину от рожде­ния или в силу закона, неот­чуждаемы и непередаваемы иным способом. В слу­чаях и в порядке, преду­смот­ренных законом, личные неимущественные права и другие нематериаль­ные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществ­ляться и защищаться дру­гими лицами, в том числе наследниками правооблада­теля»[5]. Все названные блага относятся к основным личным правам и свободам человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 20-24, 27, 41, 44)[6]. Между тем, все их объединяет общее гражданско-правовое понятие «не­материальных благ».

Все нематериальные блага характеризуются рядом признаков, которые относятся в равной степени к каждому виду[7].

Во-первых, они неотделимы от личности гражданина, неразрывно свя­заны с личностью и не подлежат в какой бы то ни было форме отчуждению. В отличие от имущественных благ (от права собственности на вещь и т. д.), их нельзя продать, подарить, обменять и т. д. Действительно, передать свою честь, доброе имя нельзя по сделке не потому, что закон это запрещает, а потому, что они (нематериальные блага) объективно не существуют в этом мире, они не по­лучают своего материального воплощения и существуют лишь в связи с кон­кретной личностью, находят свое воплощение в конкретном человеке.

Часть нематериальных благ может принадлежать гражданам от рождения (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, честь и доброе имя), другая – в силу закона (например, право на неприкосновенность частной жизни, лич­ная и семейная тайна, свобода передвижения, выбор места пребывания и жи­тельства и др.). Применительно к юридическим лицам деловая репутация воз­никает у них в связи с созданием, а право на фирму, товарный знак – в силу за­кона.

Во-вторых, по своему характеру указанные блага относятся к числу абсо­лютных, их носителю противостоит неограниченный круг обязанных лиц, ко­торые должны воздерживаться от совершения действий, могущих нарушить его нематериальные блага. Иными словами, когда нематериальные блага возни­кают у человека, то его право на обладание данными благами обязаны не нару­шать не конкретные граждане или организации, а все. Хотя обязанность воз­держания от нарушения пассивная (она выражена не в том, чтобы кто-то был обязан совершить определенные действия по признанию нематериальных прав личности, а в том, чтобы никто не совершал определенных действий, нару­шающих нематериальные блага личности), но именно она обеспечивает эффек­тивную и полную реализацию этих благ.

В-третьих, на требования о защите личных неимущественных прав и дру­гих нематериальных благ не распространяется исковая давность, кроме случаев, прямо предусмотренных в законе. Например, срок в один год, в течение кото­рого гражданин или организация вправе обратиться в суд с требованием о при­знании необоснованным отказа редакции в публикации опровержения или от­вета на публикацию, установлен ст. ст. 45, 46 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»[8].

В-четвертых, нормы права о защите нематериальных благ построены та­ким образом, что предусматривают их защиту в случае нарушения. Причем они по содержанию направлены на восстановление нарушенного права. Напри­мер, денежная компенсация морального вреда, опубликование в СМИ опро­вержения и т. д.

Е.А. Суханов предлагает следующую классификацию личных неимуще­ственных прав:

1) личные неимущественные права, направленные на индивидуализацию личности управомоченного лица: право на имя, право на защиту чести и досто­инства, а также тесно связанные с ним право на опровержение и право на ответ, предусмотренные п. 2 и 3 ст. 152 ГК РФ и ст. 43-46 Закона Российской Федера­ции «О средствах массовой информации»;

2) личные неимущественные права, направленные на обеспечение личной неприкосновенности граждан, включающие право на телесную неприкосновен­ность и охрану жизни и здоровья, на неприкосновенность личного облика, а также личного изображения;

3) личные неимущественные права, направленные на обеспечение непри­косновенности и тайны личной жизни граждан: права на неприкосновенность жилища, личной документации, права на тайну личной жизни, в том числе: ад­вокатскую, медицинскую тайну, тайну совершения нотариальных и следствен­ных действий, вкладов в банки и иные кредитные организации, личного обще­ния, сведений, полученных средствами массовой информации[9].

Человек представляет интерес для других теми качествами, которыми он обладает, степенью выполнения им общественного долга. Чем сильнее развито в человеке чувство уважения к другим людям, доброжелательность, благород­ство, отзывчивость, иные положительные свойства характера, тем большую ценность он имеет для общества, тем более высокую оценку он получает с по­мощью таких этических категорий, как честь, достоинство, деловая репутация.

Каждому индивиду присущи такие блага, как честь, достоинство, деловая репутация, а юридическому лицу – деловая репутация.

А.Л. Анисимов отмечает, что «честь – это общественная оценка личности, определенная мера духовных, социальных качеств гражданина. Она является таким же благом человека, как его жизнь, здоровье и свобода. Человек, доро­жащий своей честью, соизмеряет ее со своим добрым именем и совестью». Достоинство он определяет как «самооценку собственных качеств, способно­стей, мировоззрения, своего поведения, общественного значения»[10].

А.А. Власов выделяет две стороны – внешнюю и внутреннюю (объектив­ную и субъективную) в понятии чести. Внешняя сторона (объективная) заклю­чается в «признании и уважении заслуг личности со стороны общества и явля­ется ее репутацией, добрым именем, моральным значением, нашедшем выра­жение в высоком мнении окружающих. Кроме того, честь является и этическим благом, так как направляет деятельность личности на достижение положитель­ной оценки со стороны общества и доставляет таким образом ей моральное удовлетворение». Внутренняя (субъективная) сторона «неразрывно связана со способностью человека самому оценивать свои действия и поступки, с осозна­нием своей чести, репутации, с его чувствительностью к тому, какое мнение будет о нем существовать в определенной общественной среде… выступает как внутренний мотив деятельности и поведения личности». Автор подчеркивает, что «достоинство – это положительная оценка отражений духовных качеств лица в собственном сознании», и выделяет две стороны – внутреннюю и внеш­нюю понятия «достоинство». «Объективный аспект достоинства заключается в признании человека высшей ценностью. Внутренняя сторона категории досто­инства связана с внутренним миром человека, его мировоззрением и убежде­ниями, способностью поступать в соответствии с принятыми в обществе мо­ральными требованиями и нормами, т. е. связана с чувством и осознанием своей моральной ценности и полезности обществу»[11].

По мнению Е.А. Суханова «честь – это общественная оценка социально значимых и моральных качеств гражданина, а достоинство – самооценка граж­данином этих качеств»[12].

Честь и достоинство между собой имеют неразрывную связь в силу того, что в их основе лежит единый критерий нравственности.

Вместе с тем, тесное взаимодействие этих категорий, отражающее реаль­ность, не исключает их различия и наличия у каждой из них специфических, самостоятельных черт и особенностей. Основное различие этих понятий за­ключается в том, что если честь определяет степень признания, уважения лич­ности со стороны общества, как результат выполнения ею общепринятых нрав­ственных и правовых норм, то достоинство предполагает равные возможности всех людей достигнуть такого признания, уважения. То есть «категория досто­инства связана с идеей нравственного самоутверждения личности, а категория чести – с идеей общественного признания человека»[13].

Одним из понятий, которые остаются недостаточно разработанными как в теории гражданского права, так и на законодательном уровне, является деловая репутация. По мере развития хозяйственного оборота возникает объективная необходимость уяснения сущности этого явления. В науке существует множество трактовок деловой репутации. Например, В. Бельковец считает, что деловая репутация – «это качественная оценка участниками гражданского оборота деятельности фирмы, а также действий ее владельцев, аффилированных лиц (способных оказывать влияние), дочерних и зависимых организаций»[14]. А по мнению В.И. Колосовой и Т.Ю. Вавилычевой (мы разде­ляем данную точку зрения) деловая репутация – «нема­териальное благо, которое представляет собой положительную общественную оценку деловых и профессиональных качеств, деятельности лица»[15].

Под деловой репутацией подразумевается:

а) восприятие лица в деловой среде: доброе имя, культурные традиции, фирменное наиме­нование, высокое качество продукции или ус­луг, технологическая культура, устойчивость связей с поставщиками и потребителями, пер­спективность бизнеса, эффективность менедж­мента, уровень квалификации персонала, отсут­ствие конфликтов с законом;

б) это имидж, образ лица в глазах широкой об­щественности (клиенты, покупатели, СМИ), сформировавшийся в результате ее деятельности[16].

Деловая репутация организации – комплекс­ная характеристика, многогранная и сложная в идентификации и оценке. В ее формировании прямо или косвенно участвует рынок – внеш­ний фактор по отношению к организации. По­этому выделяют две составляющие деловой ре­путации – внутреннюю, характеризующую кон­кретную организацию, и внешнюю, обуслов­ленную рынком в отношении этой же организа­ции как хозяйствующего субъекта.

Положительная деловая репутация органи­зации составляет важную часть в экономиче­ском успехе предприятия. Такой репутацией принято считать часть рыночной стоимости компании, надбавку к цене компании, которая формируется посредством представления о ней как о субъекте экономической деятельности в конкретных экономических условиях. Пред­ставления о предприятии формируются из вос­приятия (оценки) организации теми, кто вступа­ет с ней в экономические отношения, и созда­ются на основе информации о различных сто­ронах ее деятельности.

Отрицательная деловая репутация – часть рыночной стоимости предприятия в виде скид­ки с цены для покупателя. К отрицательной ре­путации относится отсутствие опыта управле­ния, навыков маркетинга, квалифицированного персонала, налаженной сбытовой сети. Она учитывается в составе будущих периодов. От­рицательная деловая репутация в полной сумме относится на финансовые результаты организа­ции в качестве прочих доходов[17].
Упоминание о деловой репутации мы находим во многих законодательных актах, тем не менее легальное определение данного понятия в законодательстве отсутствует. Так, согласно п. 2 ч. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации «О рекламе»: «недобросовестной признается реклама, порочащая честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента»[18]. В Законе Российской Федерации «О защите конкуренции» указывается на запрет недобросовестной конкуренции, в том числе «распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации» (п. 1 ч. 1 ст. 14)[19]. В Законе Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» одним из оснований для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций является несоответствие деловой репутации кандидатов на должности членов советов директоров (наблюдательного совета) квалификационным требованиям (ст. 16), при этом под деловой репутацией в соответствии с указанной статьей понимается «оценка профессиональных и иных качеств лица, позволяющих ему занимать соответствующую должность в органах управления кредитной организации» (абз. 4 ст. 16)[20]. Вряд ли можно считать эту формулировку легальным определением деловой репутации, так как она носит сугубо конкретный характер применительно к указанной статье и не отражает всех существенных свойств деловой репутации.

Понятие «деловая репутация» распространя­ется как на физических, так и на юридических лиц. Ст. 150 ГК РФ относит деловую репутацию к нематери­альным благам. Она принадлежит человеку в силу закона, неотчуждаема и не­передаваема иным способом. Это что касается физических лиц. Фирмы и инди­видуальные предприниматели по закону могут частично распоряжаться своей наработанной деловой репутацией. Так, по договору коммерческой концессии (франчайзинга) правообладатель (фирма или ИП) предоставляет пользователю франшизы комплекс исключительных прав и накопленный коммерческий опыт. Вместе с ними автоматически переходит и деловая репутация (п. 2 ст. 1027 ГК РФ).
Вкладом в простое товарищество признается все, что товарищ вносит в общее дело. Это могут быть деньги, иное имущество, профессиональные дан­ные, деловые связи, а также деловая репутация (ст. 1042 ГК РФ).

Таким образом, понятия «честь», «достоинство», «репутация» по суще­ству совпадают, определяя моральный статус личности, ее самооценку и поло­жение в обществе. Достоинство и право на защиту своего доброго имени при­знаются за каждым человеком и охраняются государством как высшие ценно­сти (ст. ст. 2, 21, 23 Конституции Российской Федерации). Деловая репутация характеризует граж­данина как работника, представляет собой оценку его про­фессиональных ка­честв, значимых для востребованности на рынке труда. Она принадлежит не только физическим, но и юридическим лицам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.014 с.)