История создания фортепиано. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История создания фортепиано.



На закате XVIII века композиторами и музыкантами стала наиболее остро ощущаться потребность в новом клавишном инструменте, чья выразительность не уступала бы скрипке. Более того, инструмент должен был обладать динамическим диапазоном, будучи способным выдавать и нежнейшее пианиссимо, и громовое фортиссимо, и тончайшие динамические переходы. Эти мечты воплотил в реальность итальянец Бартоломео Кристофори, работавший с музыкальными инструментами, принадлежащими семейству Медичи, в 1709 году изобретя первое фортепиано. Мастер назвал новый инструмент «gravicembalo col piano e forte», что в переводе значит «клавишный инструмент, который играет нежно и громко». Молоточки ударяли непосредственно по струнам, чутко откликаясь на прикосновение пальца к клавише. Специальный механизм позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию, даже если при этом исполнитель продолжал держать палец на клавише. Впоследствии название сократили, и появилось слово «фортепиано». Чуть позже подобные музыкальные инструменты создали в 1716 году француз Жан Мариус и в 1717 году учитель музыки из Германии Кристофор Готлиб Шретер. Фортепиано Кристофори обладало достаточно простым устройством, состоящим из клавиш, войлочного молоточка и специального возвращателя. Такое фортепиано не располагало ни педалями, ни демпферами. От удара по клавише молоток ударял по струне, что вызывало ее вибрацию, совсем не напоминающую вибрацию струн клавикорда или клавесина. Благодаря возвращателю, молоточек уходил назад, а не оставался прижатым к струне, из-за чего вибрация бы заглушалась. Позднее изобрели двойную репетицию, которая позволила молоточку опускаться к струне только наполовину, что весьма благотворно сказывалось на исполнении трелей или быстро повторяющихся нот. Первое пианино в декабре 1800 года изобрел американец Дж. Хокинс, и независимо от него такую же конструкцию воспроизвел австриец М. Мюллер немногим позже, в январе 1801 года. Главным его отличием от традиционного фортепиано стали его размеры – пианино было существенно меньше, с чем и связано его название (итал. pianino – маленькое фортепиано). Небольшие размеры достигались за счет расположение внутренних частей: механическая часть, струны и дека располагались не горизонтально, а вертикально. Современная форма пианино, отличающаяся чугунной рамой, перекрестными струнами и механикой с верхним и нижним расположением демпферов, появилась только в середине XIX века.

Только в 1780–е годы фортепиано стало вытеснять клавесин и клавикорд в профессиональной музыкальной практике. Так называемое венское фортепиано, созданное, по–видимому, в Аугсбурге ок. 1770 И. Штейном, было затем усовершенствовано в Вене зятем Штейна И. А. Штрейхером после горячего одобрения нового инструмента Моцартом. Сохранив крылообразную форму клавесина, большое венское фортепиано обладало легкой механикой и прозрачным тоном, которые вполне подходили к царившему тогда в салонах стилю рококо. В соответствии с модой на всякие живописные эффекты, венское фортепиано имело особые регистры для извлечения из инструмента звуков, имитировавших фагот, арфу или ударные инструменты популярного тогда «янычарского» оркестра.

Однако легкость венского фортепиано не подходила к более серьезному стилю, которым отличалось творчество авторов зарождавшегося романтизма во главе с Бетховеном; они предпочитали инструмент более звучный и мощный, который и был построен в Лондоне специально для Бетховена под руководством Джона Бродвуда (1732–1812). В большом лондонском фортепиано старая клавесинная рама была заменена более крепкой, способной выдерживать большее натяжение струн и, следовательно, обеспечивающей большую громкость звучания. К этому времени инструмент имел две педали: педаль "forte" («громкая»), которая поднимала демпферы (глушители) и позволяла струнам свободно вибрировать, и педаль "una corda" («тихая»), которая позволяла звучать только одной из струн, соответствовавших данной клавише (в современных фортепиано в этом случае звучат две струны). Английское фортепиано медленнее венского отвечало на удар по клавише, но давало возможность большей экспрессии.

Развитие современного фортепиано, начатое Бродвудом, было продолжено во Франции и Америке. В 1821 Себастьян Эрар (1752–1831) в Париже изобрел механизм двойной репетиции, который позволял быстро повторять один и тот же звук. В 1825 А. Бабкок в Бостоне в числе первых стал производить фортепиано с литой чугунной рамой, что позволило применить более толстые струны и, таким образом, дало возможность сильного их натяжения, в результате чего инструмент получил еще более мощное звучание. В 1830 Бабкок изобрел систему перекрестного натяжения струн, при котором басовые и тройные струны проходили через резонансные центры рамы. Все эти усовершенствования предназначались прежде всего для большого, или концертного фортепиано (рояля), но использовались и для старой прямоугольной модели рояля и для пианино. Существовали и другие модели фортепиано - в виде пирамиды, лиры, жирафа, - но они вскоре вышли из употребления.

С 1855, когда фирма «Стейнвей и сыновья» в Нью–Йорке соединила изобретения Бабкока с открытиями Эрара, закрепилась модель современного фортепиано.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.004 с.)