Что такое параллельная тональность? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое параллельная тональность?



Что такое тональность?

Тональностью мы называем высотное положение музыкального лада.

Рекомендуем запомнить следующее положение: тональность равно тоника плюс лад.

Это правило можно соотнести, например, с названием тональностей, которые предстают в таком виде: фа мажор, ля-бемоль мажор, си минор, до-диез минор и т.п. То есть название тональности отражает, что какой-то из звуков стал центром, тоникой (первой ступенью) одного из ладов (мажора или минора).
Каждая тональность отличается своими ключевыми знаками. Тональности могут быть диезными и бемольными.

Появление ключевых знаков – диезов и бемолей – связано с тем, что на основе заданной тоники вырастает лад, который регулирует расстояние между ступенями (расстояние в полутонах и тонах) и который заставляет одни ступени понижаться, другие же, напротив, повышаться. Для сравнения предлагаю вам 7 мажорных и 7 минорных тональностей, в качестве тоник которых взяты основные ступени (по белым клавишам).

Сравните, например, тональности до мажор и до минор, сколько знаков в ре мажоре и какие ключевые знаки в ре миноре и т.д.

 

Итак, вы видите, что ключевые знаки в ля мажоре – это три диеза (фа, до и соль), а в ля миноре знаков нет; ми мажор – тональность с четырьмя диезами (фа, до, соль и ре), а в ми миноре всего один диез при ключе. Всё это потому, что в миноре по сравнению с мажором низкие третья, шестая и седьмая ступени – своего рода индикаторы лада. Чтобы помнить какие ключевые знаки в тональностях и никогда не путаться в них, нужно освоить пару простых принципов.


3. Как запомнить ключевые знаки?
Ключевые знаки выставляются не беспорядочно, а в определенном порядке. Порядок диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Порядок бемолей – обратный: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. Вот как это выглядит в нотной записи:

Что такое параллельная тональность?

Параллельными тональностями называются такие тональности, которые имеют одинаковые ключевые знаки, следовательно, одинаковый звукоряд, но различаются тоникой и своим ладом (мажор или минор).

В общей сложности в музыке используются 30 тональностей – 15 мажорных и 15 параллельных им минорных.

Из этих 30-ти тональностей: 2 без знаков (это до мажор и ля минор – их просто запоминаем); 14 диезных (7 – мажорные тональности и 7 – параллельных им минорные тональности); 14 бемольных (также по 7 мажорных и 7 минорных).

ЗАПОМНИТЕ: в до мажоре и ля миноре знаков нет. В до-диез мажоре (и ля-диез миноре) и в до-бемоль мажоре (и параллельном ля-бемоль миноре) соответственно по 7 диезов и бемолей.

Что такое одноименная тональность?

Одноимёнными тональностями называют мажорную и минорную тональность, которые имеют одинаковые тоники. Например, До-мажор и До-минор являются одноимёнными.

Натуральные одноимённые мажор и минор будут отличаться III, VI и VII ступенями. В минорном ладу эти ступени будут ниже на хроматический полутон.

 

Что такое гамма?

Гамма - последовательность музыкальных звуков, выстроенная в восходящем или нисходящем направлениях в пределах одной или несколько октав (например, от до первой октавы до до второй октавы).

 

 

Хроматическаягамма- восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам, построенное, как правило, на основе мажорной или минорной гаммы.

 

 

Что такое динамика?

Динамика - различной степени силы звучания, громкости и их изменения. Обозначаются итальянскими терминами: пиано (piano, сокр. p) — тихо; форте (forte, сокр. f) — громко; крещендо (crescendo) — постепенно усиливая; диминуэндо (diminuendo) — постепенно затихая и др.

Что такое аппликатура?

Аппликатура - способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте, а также обозначение этого способа в нотах.

Что такое жанр в музыке?

Жанр – разновидность музыкальных произведений, определяемая по различным признакам.

Что такое этюд?

Этюд - инструментальная пьеса, основанная на использовании какого-либо технического приема игры и предназначенная для развития исполнительской техники. Обычно этюды объединяются в сборники, которые включают пьесы, способствующие приобретению разнообразных технических навыков (Этюды для фортепьяно М. Клементи, К. Черни, И. Крамера, для скрипки — Р. Крейцера, П. Роде и др.). Высокую художественную ценность имеют этюды для фортепьяно: Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, К. Дебюсси, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева и др.

12. Гомофоно-гармонический склад. Полифония.

Гомофония

(греч. omoponia - однозвучие, унисон, от omos - один, один и тот же, одинаковый и ponn- звук, голос) - тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на главный и сопровождающие. Понятие "Гомофония" возникло в Др. Греции, где оно означало унисонное ("единозвучное") исполнение мелодии голосом и сопровождающим инструментом (а также исполнение её смешанным хором или ансамблем в октавном удвоении).

Полифония

(от греч. polus - многий и ponn - звук, голос; букв. - многоголосие) – многоголосие, объединяющее в одновременном звучании несколько равноправных мелодий, каждая из которых имеет самостоятельное выразительное значение.

Каденция. Модуляция.

Каденция - гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение (любой отдел формы).

Модуляция - смена тональности со смещением тонального центра (тоники).

Что такое гармония?

Гармония - выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Основной тип созвучия — аккорд. Гармония строится по определенным законам лада в многоголосной музыке любого склада — гомофонии, полифонии. Элементы гармонии — каденции и модуляции — важнейшие факторы музыкальной формы. Учение о гармонии — один из главных разделов теории музыки.

В. Моцарт.

( 27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена) — австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов. Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. В отличие от многих композиторов его времени, Моцарт не просто работал во всех музыкальных формах своего времени, но и добился в них большого успеха. Многие из его сочинений признаны шедеврами симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. Наряду с Гайдном и Бетховеном принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы. Особое значение Моцарт придавал опере. Его оперы — целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Наряду с Кристофом Глюком, он являлся одним из реформаторов жанра оперы, оказав на него значительный вклад[173], но в отличие от него, Моцарт основой оперы считал музыку. Он создал[173] совершенно иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. Как следствие — в его операх нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».

Большое внимание Моцарт уделял симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Наиболее популярными стали три последние симфонии — № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»). Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта.

Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Моцарт отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчётливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.

Тематический каталог сочинений Моцарта («Chronologisch-thematisches Verzeichniss sämmtlicher Tonwerke W. A. Mozart´s») был составлен в 1862 году Кёхелем. По исчислению Кёхеля, Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, около 50 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений. Каталог Кёхеля неоднократно пересматривался моцартоведами.

 

 

Л. Бетховен.

Немецкий композитор и пианист, последний представитель «венской классической школы». Бетховен — ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков.

Произведения

· 9 симфоний;

· 8 симфонических увертюр, среди которых «Леонора» № 3;

· 5 концертов для фортепиано с оркестром;

· музыка к драматическим спектаклям: «Эгмонт», «Кориолан», «Король Стефан»;

· 6 юношеских сонат для фортепиано;

· 32 сонаты для фортепиано, «32 вариации до-минор» и около 60 пьес для фортепиано;

· 10 сонат для скрипки и фортепиано;

· концерт для скрипки с оркестром, концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром («тройной концерт»);

· 5 сонат для виолончели и фортепиано;

· 16 струнных квартетов;

· 6 трио;

· балет «Творения Прометея»;

· опера «Фиделио»;

· Торжественная месса;

· вокальный цикл «К далёкой возлюбленной»;

· песни на стихи разных поэтов и обработки народных песен.

Дирижёры, осуществившие записи всех симфоний Бетховена:

Клаудио Аббадо, Эрнест Ансерме, Николаус Арнонкур, Даниэль Баренбойм, Леонард Бернстайн, Карл Бём, Бруно Вальтер,Гюнтер Ванд, Феликс Вейнгартнер, Джон Элиот Гардинер, Карло Мария Джулини, Курт Зандерлинг, Ойген Йохум, Герберт фон Караян, Отто Клемперер, Андре Клюитанс, Виллем Менгельберг, Пьер Монтё, Джордж Селл, Артуро Тосканини, Вильгельм Фуртвенглер, Бернард Хайтинк (трижды), Герман Шерхен, Георг Шолти.

 

Пианистов, осуществившие записи всех фортепианных сонат Бетховена:

Клаудио Аррау, Владимир Ашкенази, Вильгельм Бакхауз, Даниэль Баренбойм, Альфред Брендель, Мария Гринберг, Фридрих Гульда (трижды), Вильгельм Кемпф (дважды), Татьяна Николаева, Анни Фишер, Артур Шнабель. Начинали записывать полные циклы сонат, но умерли, не успев завершить эти проекты, Вальтер Гизекинг, Эмиль Гилельс, Рудольф Серкин.

Ф. Шуберт.

Австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 вокальных композиций (на слова Шиллера, Гёте, Гейне и других), девяти симфоний, а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки.

Произведения Шуберта до сих пор не утратили популярность и являются одними из самых известных образцов классической музыки.

Творческое наследие Шуберта охватывает самые разные жанры. Им создано 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 21 фортепианная соната, множество пьес для фортепиано в две и в четыре руки, 10 опер, 6 месс, ряд произведений для хора, для вокального ансамбля, наконец, более 600 песен. При жизни, да и достаточно длительное время после смерти композитора, его ценили главным образом как автора песен. Лишь с XIX века исследователи начинают постепенно осмысливать его достижения в других областях творчества. Благодаря Шуберту песня впервые стала равной по значению другим жанрам. Её поэтические образы отражают, чуть ли не всю историю австрийской и немецкой поэзии, включая и некоторых зарубежных авторов.

Р. Шуман. Немецкий композитор, педагог и влиятельный музыкальный критик. Широко известен как один из самых выдающихся композиторов эпохи романтизма. Его учитель Фридрих Вик был уверен, что Шуман станет лучшим пианистом Европы, но из-за повреждения руки Роберту пришлось оставить карьеру пианиста и посвятить жизнь сочинению музыки.

До 1840 года все сочинения Шумана были написаны исключительно для фортепиано. Позднее было опубликовано много песен, четыре симфонии, опера и другие оркестровые, хоровые и камерные произведения. Свои статьи о музыке он публиковал в Новой музыкальной газете (нем. Neue Zeitschrift für Musik).

Его жена, Фридриха Вика Кларе, также сочиняла музыку и имела значительную концертную карьеру пианистки. Шуман страдал от психического расстройства, впервые проявившегося в 1833 году эпизодом сильной депрессии. После попытки самоубийства в 1854 году он, по собственному желанию, был помещён в психиатрическую клинику. В 1856 году Роберт Шуман скончался, так и не излечившись от душевной болезни.

Большая часть фортепианных произведений Шумана — это циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров, связанных между собой внутренней сюжетно-психологической линией.

Карнавал»; «Бабочки»; «Давидсбюндлеры»; «Крейслериана» - принадлежит к высшим достижениям Шумана; «Симфонические этюды»; сонаты, Фантазия (1836—1838), концерт для фортепиано с оркестром; «Фантастические отрывки»; «Детские сцены», «Альбом для юношества» и др.

В вокальном творчестве Шуман развивал тип лирической песни Ф. Шуберта. «Любовь поэта» на стихи Г. Гейне; «Любовь и жизнь женщины» на стихи А. Шамиссо; «Мирты» на стихи Ф. Рюккерта, И. В. Гёте, Р. Бёрнса, Г. Гейне, Дж. Байрона; «Круг песен» на стихи Й. Эйхендорфа и др.

Идеалы Шумана были близки передовым музыкантам XIX столетия. Его высоко ценили Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз, Ференц Лист. В России творчество Шумана пропагандировали А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Г. А. Ларош, деятели «Могучей кучки».

 

Ф. Шопен. Польский композитор и пианист-виртуоз, педагог.

Крупнейший представитель польского музыкального искусства, стал основоположником польской национальной композиторской школы.

Автор многочисленных произведений для фортепиано. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, поэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

Среди сочинений Шопена: 2 концерта; 3 сонаты; фантазия; 4 баллады; 4 скерцо; экспромты, ноктюрны, этюды, вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии и другие произведения для фортепиано; песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.

Наиболее интимным, «автобиографическим» жанром в творчестве Шопена являются его вальсы. По мнению российского музыковеда Изабеллы Хитрик, связь между реальной жизнью Шопена и его вальсами исключительно тесна, и совокупность вальсов композитора может рассматриваться как своеобразный «лирический дневник» Шопена

 

Ф. Брамс. Немецкий композитор и пианист, один из главных представителей периода романтизма. Брамсом написано более 80-ти произведений. Но особенную славу доставили Брамсу его симфони и. Уже в ранних своих работах Брамс выказал самобытность и самостоятельность. Благодаря упорному труду Брамс выработал собственный стиль. О его произведениях, по общему от них впечатлению, нельзя сказать, чтобы Брамс находился под влиянием кого-либо из предшествовавших ему композиторов. Самой выдающейся музыкой, в которой творческая сила Брамса сказалась особенно ярко и оригинально, является его «Немецкий реквием».

 

Ф. Мендельсон. Немецкий композитор, пианист, дирижёр, педагог еврейского происхождения. Один из крупнейших представителей романтизма в музыке. Глава Лейпцигской школы в немецкой музыке, основатель Лейпцигской консерватории.

Автор знаменитого свадебного марша и множества рождественских гимнов. Его многообразная деятельность была подчинена самым благородным и серьезным целям — она способствовала подъему музыкальной жизни Германии, укреплению ее национальных традиций, воспитанию просвещенной публики и образованных профессионалов. Мендельсона привлекали различные жанры и формы, исполнительские средства. С равным мастерством писал он для симфонического оркестра и фортепиано, хора и органа, камерного ансамбля и голоса.

Основу фортепианного творчества Мендельсона составили «Песни без слов» (48 пьес) — замечательные образцы лирической миниатюры, нового жанра романтической фортепианной музыки. В противовес распространившемуся в то время эффектному бравурному пианизму Мендельсон создает пьесы в камерном стиле, выявляя, прежде всего, кантиленные, певучие возможности инструмента. Знаменитый Скрипичный концерт ми минор вошел в классический фонд жанра наряду с концертами П. Чайковского, И. Брамса, А. Глазунова, Я. Сибелиуса. Оратории «Павел», «Илия», кантата «Первая Вальпургиева ночь» (по Гёте) внесли значительный вклад в историю кантатно-ораториальных жанров. Развитие исконных традиций немецкой музыки продолжили прелюдии и фуги Мендельсона для органа.

 

Ф. Лист. Венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр, публицист, один из ярчайших представителей музыкального романтизма. Основоположник Веймарской школы в музыке. Лист был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности.

 

23. «Могучая кучка» - творческое содружество русских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов. В него вошли: Милий Алексеевич Балакирев, Модест Петрович Мусоргский, Александр Порфирьевич Бородин, Николай Андреевич Римский-Корсаков и Цезарь Антонович Кюи. Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов. В 70-х годах «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.

 

24. М.И. Глинка -вошел в историю мировой музыки как родоначальник русской классической музыки и основатель русской национальной оперы. Автор опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила», которые положили начало двум направлениям русской оперы — народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения: «Камаринская», «Испанские увертюры», заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса.

Что такое тональность?

Тональностью мы называем высотное положение музыкального лада.

Рекомендуем запомнить следующее положение: тональность равно тоника плюс лад.

Это правило можно соотнести, например, с названием тональностей, которые предстают в таком виде: фа мажор, ля-бемоль мажор, си минор, до-диез минор и т.п. То есть название тональности отражает, что какой-то из звуков стал центром, тоникой (первой ступенью) одного из ладов (мажора или минора).
Каждая тональность отличается своими ключевыми знаками. Тональности могут быть диезными и бемольными.

Появление ключевых знаков – диезов и бемолей – связано с тем, что на основе заданной тоники вырастает лад, который регулирует расстояние между ступенями (расстояние в полутонах и тонах) и который заставляет одни ступени понижаться, другие же, напротив, повышаться. Для сравнения предлагаю вам 7 мажорных и 7 минорных тональностей, в качестве тоник которых взяты основные ступени (по белым клавишам).

Сравните, например, тональности до мажор и до минор, сколько знаков в ре мажоре и какие ключевые знаки в ре миноре и т.д.

 

Итак, вы видите, что ключевые знаки в ля мажоре – это три диеза (фа, до и соль), а в ля миноре знаков нет; ми мажор – тональность с четырьмя диезами (фа, до, соль и ре), а в ми миноре всего один диез при ключе. Всё это потому, что в миноре по сравнению с мажором низкие третья, шестая и седьмая ступени – своего рода индикаторы лада. Чтобы помнить какие ключевые знаки в тональностях и никогда не путаться в них, нужно освоить пару простых принципов.


3. Как запомнить ключевые знаки?
Ключевые знаки выставляются не беспорядочно, а в определенном порядке. Порядок диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Порядок бемолей – обратный: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. Вот как это выглядит в нотной записи:

Что такое параллельная тональность?

Параллельными тональностями называются такие тональности, которые имеют одинаковые ключевые знаки, следовательно, одинаковый звукоряд, но различаются тоникой и своим ладом (мажор или минор).

В общей сложности в музыке используются 30 тональностей – 15 мажорных и 15 параллельных им минорных.

Из этих 30-ти тональностей: 2 без знаков (это до мажор и ля минор – их просто запоминаем); 14 диезных (7 – мажорные тональности и 7 – параллельных им минорные тональности); 14 бемольных (также по 7 мажорных и 7 минорных).

ЗАПОМНИТЕ: в до мажоре и ля миноре знаков нет. В до-диез мажоре (и ля-диез миноре) и в до-бемоль мажоре (и параллельном ля-бемоль миноре) соответственно по 7 диезов и бемолей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.045 с.)