Теории мотивации А. Маслоу и К. Альдерфера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории мотивации А. Маслоу и К. Альдерфера.



Внутриличностные теории анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление. Классическая внутриличностная теория мотиваций принадлежит А. Маслоу («Пирамида потребностей» А. Маслоу). Он исходит из того, что все люди постоянно ощущают какие-либо потребности, которые побуждают их к действию. Все люди постоянно ощущают какие-либо потребности, которые и побуждают их к действию. Все потребности, которые оказывают влиянии на человека можно объединить в 5 групп, расположив их по принципу иерархии.

1. Физиологические потребности (в пище, жилье, сне, отдыхе). Их удовлетворение нужно для поддержания жизни, выживания. На производстве они проявляются как потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, освещении, отоплении и т.д. Работники, поведение которых детерминируется этими потребностями, мало интересуются смыслом и содержанием труда, их заботит главным образом оплата и условия.

2. Потребности в безопасности: физическая безопасность (охрана здоровья, безопасности на рабочем месте), экономическая безопасность (денежный доход, гарантированность рабочего места, социальное страхование по старости и на случай болезни). Эти потребности выходят на первый план только после удовлетворения физиологических потребностей. Удовлетворение данных потребностей дает уверенность в завтрашнем дне. Они отражают желание сохранить уже достигнутое положение.

3. Социальные потребности (общение и эмоциональные связи с другими: дружба, любовь, принадлежность к группе и принятие ею). Мотивированный социальными потребностями сотрудник рассматривает свой труд как частичку деятельности всего коллектива. Руководство такого рода людьми должно иметь характер дружеского партнерства.

4. Потребности в уважении или личностные потребности (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, авторитете, власти, служебном положении). Мотивированный такими потребностями сотрудник должен иметь частичку независимости и самостоятельности. Эти потребности ориентируют человек на завоевание и поддержание общественного признания, репутации, статуса внутри группы. Их внешними проявлениям могут выступать выражение признания, похвала, почетные звания, продвижение по службе.

5. Потребности в самореализации и самовыражении (потребности в творчестве, осуществлении собственных замыслов, реализации индивидуальных способностей, развитии личности). Эти потребности более индивидуальные, чем другие. Они характеризуют наиболее высокий уровень проявления человеческой активности.

Первые 4 группы обычно называют потребностями дефицита, так как степень их удовлетворения имеет предел. Пятый вид потребностей составляют потребности в самореализации – это потребности роста, который может быть безграничным.

Более высокие потребности становятся главными и определяют поведение работника только после удовлетворения низших потребностей. Удовлетворенность работника достигается, когда степень насыщения потребности соответствует его ожиданиям. В противном случае наступает чувство неудовлетворенности, которое блокирует актуализацию более высоких потребностей.

Как правило, человек испытывает одновременно несколько взаимодействующих потребностей, сильнейшая из которых и определяет его поведение. Следовательно, руководитель, хорошо знающий уровень потребностей своего подчиненного, может предвидеть, какой тип потребностей будет доминировать у него в будущем, и использовать соответствующий мотиватор для повышения эффективности его деятельности.

Теория потребностей К. Альдерфера. Он предпринял попытку уточнить и творчески развить теорию иерархии потребностей Маслоу. Альдерфер выделяет 3 группы потребностей:

1. Потребности в существовании, к которым он отнес основополагающие физиологические потребности, а также потребности безопасности.

2. Социальные потребности, включая потребности общения, групповой принадлежности и уважения со стороны других (по Маслоу, это социальные потребности и потребности уважения).

3. Потребности личностного роста, т.е. потребности в самореализации, в том числе участии в управлении.

Маслоу допускал мотивирующее воздействие потребностей только при движении снизу вверх, Альдерфер утверждает, что такое воздействие может идти в обоих направлениях.

Альдерфер попытался установить связь между удовлетворением потребностей и их активизацией. Он выделяет 7 принципов:

- чем менее удовлетворены потребности существования, тем сильнее они проявляются.

- чем слабее удовлетворены социальные потребности, тем сильнее действие потребностей существования.

- чем полнее удовлетворены потребности существования, тем активнее заявляют о себе социальные потребности.

- чем менее удовлетворены социальные потребности, тем более усиливается их действие.

- чем менее удовлетворены потребности личностного роста, самореализации, тем сильнее становятся социальные потребности.

чем полнее удовлетворены социальные потребности, тем сильнее актуализируются потребности личностного роста.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 949; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.009 с.)