Основи здорового способу життя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основи здорового способу життя



Целью здорового образа жизни, по мнению ВОЗ, является уменьшение риска развития серьезных заболеваний или преждевременной смерти. Хотя понятие здоровья не сводится только к предотвращению болезней, и другими его компонентами являются психическое и социальное благополучие, но физическое здоровье помогает наслаждаться в большей мере и большими аспектами жизни.

Основными факторами образа жизни, влияющими на здоровье человека, являются:

физическая активность,

питание,

также вредные привычки,

стресс.

1) Физическая активность. По данным ВОЗ (Active living. WHO, 1997), физическая активность способствует физическому, психическому и социальному здоровью и улучшает качество жизни людей всех возрастов. Физическую активность следует рассматривать как непременный элемент профилактики хронических болезней, а также основу здорового образа жизни. Так, по сравнению с людьми, ведущими малоподвижный образ жизни, у физически активных людей (Vuori I.M., 1995):

на 50% ниже риск умереть от ИБС и инсульта;

на 30% ниже риск гипертензии, на 30-50% - перелома бедра;

на 40-50% ниже риск развития рака ободочной кишки, на 20-60% - СД II типа;

на 50% ниже вероятность стать тучными;

на 25-50% ниже угроза развития функциональных ограничений в более поздний период жизни;

на 50% медленнее уменьшение аэробной емкости (которое происходит с возрастом), благодаря чему выигрывается 20 лет самостоятельной жизни.

2) Питание. В «Докладе о состоянии здравоохранения в мире 2000» Всемирной Организации Здравоохранения приведены данные о вкладе питания в развитие заболеваний. Так, на долю плохого питания приходится 4,6% от общего числа потерянных лет здоровой жизни (DALYs). В 2000 году было потеряно 136 млн. лет здоровой жизни, при этом важнейшие пищевые факторы явились причиной потери более 56 млн. лет здоровой жизни, а в потере еще 52 млн. лет определенную роль играли другие факторы, связанные с питанием. Полученные данные объясняются тем, что пищевые факторы лежат в основе факторов риска развития гипертонии, увеличения содержание холестерина в крови, избыточной масса тела, ожирения. В настоящее время уже доказана связь пищевых факторов, а особенно наизкого потребления фруктов и овощей, с развитием сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

3) Вредные привычки. По данным «Доклада о состоянии здравоохранения в Европе» (2002) важными факторами образа жизни, влияющими на здоровье являются вредные привычки (употребление алкоголя, наркотиков и курение табака). Сообщается, что общее количество смертей, связанных с потреблением табачных изделий, составляет порядка 1,2 млн. (14% от всех смертей). По данным Европейского региона, на потребление спиртных напитков приходится 9% от суммарного бремени болезней, что обуславливает, наряду с другими факторами риска, развитие цирроза печени, гипертонии, болезней сердца, инсульта, панкреатита и злокачественных новообразований глотки, гортани, пищевода, желудка, печени и прямой кишки (Jha Р. & Chaloupka F.J., 2000).

За счет прекращения курения, пересмотра рациона питания и увеличения уровня физической активности можно предупредить, например, не менее 75% ИБС (Stamler J., et al., 1999; Magnus P. & Beaglehole R., 2001).

4) Стресс. Проведенные недавно исследования показывают, что стресс связан с большей склонностью к ИБС (Bjorntorp P., 2001). Следовательно, в понятие здоровый образ жизни должны включаться методы ограничения (ослабления, элиминации) стресса, то есть психотерапевтические системы оздоровления.

Подведем итоги сказанному:

Оздоровительные методики направлены на поддержание состояния здоровья человека, что обеспечивается за счет увеличение функциональных резервов организма.

Любая оздоровительная система является интегративной, так как воздействует на все компоненты здоровья человека: духовный, физический и, опосредованно, на социальное здоровье.

Культура здоровья также комплексное понятие, которое включает знания о факторах, благоприятствующих здоровью, и грамотное применение в жизни принципов оздоровления. Культура здоровья формируется под влиянием культурных, социальных, экономических факторов, но наиболее важное влияние оказывает система образования.

Сохранить и продлить здоровую жизнь возможно только благодаря здоровому образу жизни, который подразумевает рациональные физическую активность и питание, контроль над стрессом, исключение вредных привычек, а также применение оздоровительных методик. При этом важны систематичность оздоровительных мероприятий, а также мотивация для соблюдения требований здорового образа жизни.

 

 

Культура

Каким должен быть человек, чтобы стать здоровым, куда можно обратиться за своей "порцией" здоровья, и, наконец, из чего состоит человек. Обо всем этом и пойдёт сегодня рассказ.

Культура - это все то, чего достигло человечество в материальном и духовном плане за время своего существования. Следовательно, культура здоровья - это опыт, накопленный человечеством в области здоровья, причем не только здоровья тела, но и духа. Только не будем путать культуру здоровья и науку о здоровье - валеологию. Последняя изучает то, что нужно делать, чтобы быть здоровым. Я же расскажу, каким для этого нужно быть.

Человеку свойственно выбирать лучшее, правда? Почему же мы, зная, как полезна гимнастика по утрам, так редко ее делаем? Почему, видя предупреждение: "Курение опасно для вашего здоровья!", столько людей все-таки курят? Человек - существо многоуровневое, и даже если организм его требует здорового образа жизни, что-то в нем (лень, жажда удовольствий или что-то другое) будут этому препятствовать.

Считается, что понятие "Я" включает в себя три элемента: тело, эмоции (чувства) и ум. Ум регулирует работу нервной системы, эмоции - кровеносной и желудочно-кишечной, а тело обеспечивает крепость костей и работу мышц, поэтому здоровье в большой степени зависит от согласованности, гармонии в нашем триедином естестве. Дисгармония приводит к возникновению целого ряда так называемых функциональных заболеваний.

Здоровый ребенок рождается гармоничным. Мы радуемся той постоянной активности, которую развивает малыш. С первых дней учебы в школе наступает время формирования эмоций. Это еще семь лет. Но здесь вмешиваются взрослые и искусственно стимулируют быстрое развитие мозга, точнее, быстрое его насыщение информацией. Мудрый организм ребенка защищается - возникает нежелание учиться. Чаще всего эта стадия подавляется, и нагрузка возрастает. Перегруженный мозг вызывает бессонницу, перевозбуждение, а иногда просто отключается. Это, кстати, одна из причин плохого зрения у подростков с совершенно здоровыми, по мнению окулистов, глазами.

Подавление эмоций ведет к вспышкам агрессии, кризисам подросткового возраста. Мозг потребляет большую часть энергии тела, отсюда двигательная пассивность, пристрастие к телевизору (мозг уже не может остановиться и требует стимулятора). Не отсюда ли и проблема наркомании? Пьянство и курение - это всего лишь попытка устранить дисгармонию организма, явившуюся результатом стресса. Ведь что такое стресс, как не перевозбуждение с отсутствием выхода из ситуации? Недаром на Востоке наивысшим искусством является искусство владения собой.

Проанализируйте, сколько времени в сутки вы тратите на работу ума, эмоций, тела. Желательно, чтобы их соотношение было примерно равным. Напомню, что мы говорим о культуре здоровья, то есть о той базе, без которой нам ни один врач не поможет.

Древняя мудрость гласит: "Человек есть то, что он ест". Воистину, питание творит человека. Давайте расширим наши представления о питании: это все, что человек получает из окружающей среды. Для тела питанием является не только пища, но и ощущения от движений. Глубокие рецепторы, заложенные в мышцах, во время работы создают ощущение гармонии во всем теле. Диета плюс общефизические нагрузки (плавание, разминка, подвижные игры) сделают тело здоровым и гибким. Итак, если обобщить: здоровое тело - это чистый кишечник и прямой позвоночник.

Питание эмоций - тонкий вопрос. Сами того не сознавая, мы именно для этого ходим в театр, на концерты, на выставки, ездим на отдых в красивые уголки природы и смотрим любимые фильмы. Мы так сильно нуждаемся в положительных эмоциях, что даже начинаем их требовать от близких. И если в семье все требуют заботы и внимания, а делиться ими никто не хочет, возникают семейные конфликты. Мы забываем, что радость у человека отнять нельзя, ее можно дарить всем и всегда, и она не оскудеет. Человек - существо творческое, а не просто рефлектирующее: меня оскорбили - я оскорблю. Умение делиться положительными эмоциями с другими позволит вам навсегда забыть про проблемы с сердцем.

Питание ума происходит ежесекундно. Главный вопрос - чем? Информация загружается в память ежесекундно и без разбора. Ум - мощная движущая сила, но, как и любая сила, он требует фокуса приложения - цели, направления течения нашей жизни. Всякая новая информация должна приближать нас к цели, а ненужная - удаляться. Мы часто слышим: "Я и не хочу этого понимать!" Значит, мозг человека перестал развиваться, и в старости его ждет энцефалопатия. А творчески мыслящие люди сохраняют ясность мышления до последних дней. Если хотите быть здоровыми, уделяйте внимание своему мышлению. Часто становится проблемой успокоить мозг после длительной интенсивной нагрузки. Утрата этой способности привела к росту артериальной гипертензии и ее осложнений.

Идя домой, мечтаем избавиться от вороха проблем в голове, а мозг не желает отключаться. Однако особенность мозга в том, что он должен успокоиться сам по себе. Значит, надо просто переключиться на тело или на эмоции. Пройдите одну остановку до дома пешком, сконцентрируйтесь на ощущении тепла в ступнях при ходьбе. Наступит момент, когда плечи опустятся и распрямятся, и вы почувствуете легкость и радость. Полюбуйтесь красотой окружающей природы, понаблюдайте за людьми, и незаметно мозг успокоится, а тревоги уйдут. Не путайте тревоги и проблемы: проблемы были и будут, а тревога мешает увидеть их спокойно, со стороны. Советую всем завести ежедневник и носить проблемы в нем, а не в голове.

Отдельно обсудим болезнь близких - это действительно большое горе. Для любящей матери ее дитя - сосредоточие всех мыслей и эмоций. Видя больного ребенка, мать страдает еще сильнее, забывая, что ее психологическое состояние очень важно для сына или дочери. Но дитя пессимистически настроенной матери никогда не найдет в себе силы быстро выздороветь. Поэтому матери просто необходимо взять себя в руки и настроиться на лучшее, каким бы тяжелым ни было состояние ее ребенка. Тогда вы будете вознаграждены растущей в вас внутренней силой и быстрым выздоровлением малыша.

Поговорим о посещении поликлиники. Прежде всего, озаботьтесь сами своим здоровьем, не перекладывайте заботу целиком на плечи врача. Я считаю, что к врачу нужно идти с такой постановкой вопроса: "Доктор, для своего здоровья я сделал то-то и то-то, что мне нужно сделать еще?" А часто ли мы выполняем все рекомендации врача? Не потому ли у нас и столько разочарований?

В поликлиниках существуют отделения реабилитации, где вы можете вложить время и силы в свое здоровье, не ожидая от врача волшебной пилюли, которая разом решит все проблемы со здоровьем. Состоятельные люди могут пойти в платные центры, где за ваши же деньги сэкономят ваше время.

Конечно, есть проблемы, требующие решения в высокоспециализированных медицинских центрах СНГ и всего мира. В таких центрах есть телефонные линиии и приемные дни для граждан любого государства. Если ваших средств не хватает, вы можете посетить министерство здравоохранения, объяснить сотрудникам свою неординарную проблему и вместе с ними вести поиск выхода из ситуации.

Итак, культура здоровья - это стремление и умение сделать лучшие достижения мирового опыта нашим личным достоянием в кропотливом самосовершенствовании, наградой за которое будет не только физическое здоровье, но и ясность ума, полнота чувств и постоянный приток бодрости.

Будьте здоровы!

Культура здоровья является неотъемлемой частью общей культуры образованного человека. Сегодня человека со средним или высшим образованием, но практически не знающего ничего о своем здоровье и как его поддерживать, можно считать малокультурным.

Использование накопленного человечеством тысячелетнего опыта сохранения и укрепления своего здоровья, уже сегодня позволило бы жить долго, счастливо и не болея.

Где же хранится этот опыт и откуда его можно взять? К сожалению, современная медицина в основном занимается только болезнями человека и практически не занимается его здоровьем. По сообщению нашего министра здравоохранения современная медицина отводит проблемам здоровья всего 10%, т.е. человек брошен на произвол судьбы. И, не удивительно, что, не смотря на постоянно строящиеся новые больницы, диагностические комплексы, оснащенные самой современной аппаратурой, постоянно пополняющиеся поколения новых, мощных лекарственных средств, продолжительность жизни человека с каждым годом все сокращается и болезней не становится меньше, а появляются совершенно новые о которых человечество раньше и не слышало. Уже сейчас в нашей стране рождается всего 4% здоровых детей, а здоровье остальных уже подорвано. Занятия современными видами спорта так же не могу обеспечить полноценного здоровья. Профессиональные и олимпийские виды спорта практически калечат человека, делая из него инвалидов уже в зрелом возрасте.

И так, мы опять вернулись к нашему вопросу, где и каким образом молодому человеку овладеть этой недостающей, но очень важной составной частью общей культуры. А ответ находится рядом. Мировая традиционная медицина давно накопила эти знания и, несмотря ни на что, бережно хранит их, передовая следующим поколениям в виде устных или письменных источников.

Сейчас, на прилавках книжных магазинов, можно встретить литературу относящуюся к здоровью. Как правило. вся эта литература связана с использованием знаний традиционных медицин Китая, Тибета, Индии, Японии и других стран для оздоровления российского человека. И, безусловно, у себя на родине этот опыт работает очень эффективно, но он совершенно не адаптирован к нашей стране, нашим людям, нашему образу жизни. Например, оздоровительная система йоги в Индии это не только физические упражнения, это и образ жизни, и система питания, это и целая религия. Применение у нас этих, безусловно, эффективных упражнений вырванных из целостной системы оздоровления, может дать только незначительный оздоровительный эффект, а иногда и вред, так как часто не учитывается, что разучивание одного упражнения может занимать целый месяц и проводится, как правило, под наблюдением опытного гуру (учителя). Самостоятельное овладения этими упражнениями может привести к многочисленным ошибкам при их выполнении и кроме вреда ничего не даст вашему здоровью. То же самое относится и к биологически активным точкам (китайским точкам). Широко и эффективно применяемые в азиатских странах как элемент целостной оздоровительной системы, у нас до сих пор они вызывают настороженность или недоверие врачей. Хотя на востоке это только маленький элемент культуры здоровья со своим образом жизни, питанием, физическими упражнениями и философией.

Какой же выход? Мы предлагаем для сохранения и укрепления здоровья использовать обобщенный опыт мировой традиционной медицины адаптированный к нашим условиям. Для этого рекомендуем познакомиться с книгой “Здоровьеведение”. Тезисно перечислим основные элементы технологии здоровья, описанной в этой книге.

Культура здоровья включает в себя: культуру образа жизни, культуру питания, физическую культуру. Каждый из элементов этой культуры необходим, но не достаточен для сохранения и укрепления здоровья.

Начинать надо со знания самого себя. Определите свой темперамент, так как с ним будут связаны все дальнейшие советы и рекомендации по сохранению и укреплению вашего здоровья. Для этого в книге даются несколько методик.

Следующим шагом является выполнение всего 4-х условий.

Необходимо соблюдать определенный образ жизни в согласии со своим темпераментом и ритмами природы, которые подробно разобраны в этой книге.

Правильно организовать и поддерживать свое питание с учетом своего темперамента и сезона года и возраста.

Регулярно тренировать свое тело с помощью предлагаемых оздоровительных комплексов.

В своей жизнедеятельности учитывать современную экологию.

В книге приводится много дополнительных рекомендаций по культуре здоровья. Но только одновременное выполнение этих четырех условий позволит вам жить долго, счастливо и не болея.

Здоровье является многоаспектным, многоуровневым, интегральным понятием, сущностными характеристиками которого являются физическое, психическое, духовное и ментальное благополучие человека. К главным психофизиологическим и социально-психологическим факторам здоровья часто относят биологическую надежность организма; надежность личности, показателем которой является постоянство активных отношений и способность к реализации поставленных целей; здоровое поведение, сущность которого заключается в активном созидательном отношении к своему здоровью.

Интерес ученых к культуре здоровья человека в современном обществе вызван теми происходящими изменениями, которые происходят в социальной и образовательной сферах, связанных с полноценным использованием социальных институтов в обеспечении здоровья, качества жизни и воспитания полноценной личности. Изучая критерии и показатели культуры здоровья личности, О.А. Ахвердова, В.А. Магин [1], сделали вывод, что культура здоровья представляет собой интегративное личностное образование, состоящее из когнитивно-мотивационного, эмоционального и конативно-волевого компонентов, которые в свою очередь, отражают объем знаний, коммуникативную толерантность, эмоциональную устойчивость, активность и волевые качества, являющиеся неотъемлемой частью образа жизни личности в его индивидуальной культуре.

Однако, несмотря на понимание значимости ценности культуры здоровья общество не торопится осуществлять соответствующие действия, направленные на развитие того, что можно было бы обозначить как здоровьеобеспечивающих социальных и индивидуальных практик, направленных на формирование, поддержание, укрепление здоровья.

На отношение к здоровью оказывают влияние не только материально-технические и экономические показатели, развитие инфраструктуры медицинской отрасли. Но так же и то, какое место ценность здоровья занимает на аксиологической (ценностной) шкале общества, группы, отдельной личности, сложившиеся культурные традиции, стереотипы, модели поведения, связанные с вопросами здоровья, а также идеалы, нормы образа жизни, которые задаются соответствующей идеологией общества.

Позитивно-ценностное или негативно-незаинтересованное отношение к проблемам здоровья, тесно связаны с широким мировоззренческим, социально-культурным контекстом, с культурными традициями, отражающими этническую, гендерную, возрастную, конфессиональную, социально-территориальную принадлежность субъекта.

Культура здоровья как полноправная, социально-значимая составляющая культуры общества и личности, как один из жизнеобеспечивающих компонентов существования человека культурного, по мнению И.М. Быховской, может быть определена как совокупность знаний, ценностей, норм, идеалов, установок, связанных с представлениями о здоровье как ценности, выполняющих регулятивно-ориентирующие функции в отношении тех видов деятельности, которые обеспечивают формирование, поддержание и укрепление здоровья. Результаты этой деятельности, включая и последствия деятельности непосредственного характера (объективное состояние здоровья), и опосредованного, символического толка – здоровый или нездоровый [2].

Под культурой здоровья человека, В.Н. Ирхин понимает сложноструктурное образование личности, характеризующееся определенным уровнем валеологической образованности и развития личности, овладением опытом человечества по сохранению и укреплению своего здоровья, принятием и повседневным ведением здорового образа жизни [3].

О.Л. Трещева рассматривает культуру здоровья личности как важнейшую составляющую общей составляющей культуры – одну из основных форм освоения человеком внешней и внутренней природы, способ создания гармонии своего существования в самом широком смысле [5].

В своем определении культуры здоровья авторы характеризуют ее как целостную практико ориентированную систему валеологических знаний и умений физического и психического саморазвития, совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли и месте культуры здоровья в системе общественных отношений.

Аналитический взгляд на проблему здоровья как социокультурный феномен, позволяет выделить следующие проблемные блоки:

· объективные воздействия на состояние здоровья человека, включая экологические факторы; особенности образа жизни, связанные преимущественно с социально-экономическим укладом изучаемых социальных групп;

· образы, модели, нормативные представления о здоровье/нездоровье человека – как в структуре обыденных представлений, массового сознания, так и специализированного знания, характерного для изучаемого социокультурного среза;

· особенности сложившихся в обществе подходов к формированию валеологического сознания и поведения человека;

· деятельно-практическое отношение к характеристикам здоровья как актуализация содержания, смысла, направленности валеологических представлений и ориентаций, их объективизация: контроль, ограничения, «дисциплинирование» (М. Фуко) тела человека в социальной практике; инструментальное и экспрессивное использование двигательных характеристик человека; целенаправленное формирование показателей здоровья, двигательных навыков на основе принятых ценностей, норм, идеалов, образцов.

Культура здоровья включает в себя потребность и способность индивида к максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально-значимого субъекта на основе использования средств, отпущенных природой (телесно-двигательных характеристик) и преобразованных в соответствии с этими целями и принципами культуросообразности, в пределах их нормального функционирования.

Предметным основанием культуры здоровья и спорта как социальных механизмов служит культура двигательной деятельности Л.И. Лубышева [4]. Обычно под культурой понимают все, что создано человечеством, как совокупность условий, способов и результатов формирования, развития и сохранения потребностей и свойств «человека общественного». Как общественная система культура разворачивается в трех формах своего существования: культура условий жизни, культура деятельности и культура личности. Круговорот форм культуры свойственен и для феноменов культуры здоровья. Условия жизнедеятельности обеспечивают развертывание процессов формирования культуры двигательной деятельности, которая развивает процесс формирования физической и спортивной культуры личности.

Социальная значимость культуры здоровья состоит в той огромной роли, которую она играет в развитии, сохранении и поддержании телесного, психического, нравственного и духовного здоровья человека. Как справедливо отмечают многие ученые в современной критической ситуации, в сложившейся социальной сфере, культура здоровья должна стать важнейшим фактором способным помочь людям противостоять сложным условиям жизни.

Значимость ценностного потенциала культуры здоровья не исчерпывается отмеченными характеристиками. В ходе развития общества культура здоровья наряду с другими социальными явлениями непрерывно расширяют границы своего влияния на жизнь людей.

Физическое и духовное совершенствование личности, полнокровная и активная человеческая жизнь, здоровье, здоровый образ жизни, дух соперничества, уважения и сопереживания – вот те человеческие ценности, которые заложены в основе культуры здоровья.

Специалистам, работающим в области физической культуры, необходимо в первую очередь самим осознать все богатство этих социальных явлений, и в последующем вносить в общественное сознание философское, а не утилитарное понимание, которое на сегодняшний день еще господствует в современном обществе. И только таким путем действительно можно поднять авторитет и престиж занятий физической культурой, добиться подлинной массовости физкультурного движения в нашем обществе.

Основная задача духовного воспитания заключается в том, чтобы дать человеку правильное представление о наивысшем в данных конкретно-исторических условиях уровне сознания, выработать у него устойчивую потребность в соответствии с этим представлением. Необходимо отметить, что сегодня многие, занимаясь физическим и духовным воспитанием, не только понимают необходимость сознательного применения различных видов укрепления физического и психического здоровья, но и в той или иной мере используют их. Однако далеко не все понимают важную роль регулярных занятий при овладении духовными ценностями ради духовного совершенствования и самосовершенствования. Поэтому, телесное совершенствование и здоровье, с одной стороны, и формирование духовного здоровья – с другой, не только должны исключать, но и дополнять друг друга.

Таким образом, проблему формирования культуры здоровья можно плодотворно решать только на основе идеи единства и взаимообусловленности социального и биологического, духовного и телесного начал. Телесная культура в отличие от других сфер культуры соединяет эти компоненты в человеке в единое целое и является сферой их гармонизации, областью ценностно-ориентированного разрешения постоянно воспроизводимых противоречий между ними.

Еще с древности нам известна истина: «Здоровый дух в здоровом теле», в которой подчеркивается именно таким порядком слов приоритетность здоровья духовного, которому сопутствует и здоровье физическое; другими словами – если человек культурен в широком смысле этого понятия, духовен, то и за своим физическим здоровьем он не сможет не следить. Но в практику нашего современного сознания эта древняя мудрость пришла в искаженном, перевернутом виде, что и сказалось на некоторых концептуальных просчетах. В современности она звучит, как «в здоровом теле – здоровый дух», а значит, телесное как бы ставится, выпячивается на первый план, являясь гарантом того, что телесное здоровье может служить залогом духовного здоровья, что, как мы тому имеем множество свидетельств совсем не так.

В заключении отметим, что для современного этапа развития общества характерно возрастание роли духовных ценностей в обеспечении полноценного физического развития и здоровья человека, освещение их «функции» как посредников восхождения человека из ниже – в выше организованные макросферы своего бытия; а также их атрибута как необходимого условия достижения человеком самореализации своего духовного потенциала. В современном обществе цель духовного воспитания должна состоять в том, чтобы дать человеку верное представление о наивысшем в данных конкретно-исторических условиях типе сознания, выработать у него устойчивую потребность в соответствии с этим представлением. Формирование культуры здоровья можно плодотворно решать только на основе идеи диалектического единства и взаимообусловленности социального и биологического, духовного и телесного начал.

Список литературы:

1.Ахвердова О.А., Магин В.А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования. // Теория и практика физической культуры. 2002, № 9. С. 5-7.

2.Быховская И.М. Образование и культура здоровья // Дети России образованы и здоровы Материалы IIIВсероссийской научно-практической конференции г. Москва, 28-29 октября 2005 г. М.: 2005. С. 28-32.

3.Ирхин В.Н. Теоретические основы построения школы здоровья в контексте гуманистической парадигмы образования и воспитания // Проблемы образования и воспитания в контексте гуманистической парадигмы педагогики (конец XIX в. - 90-е гг. XX в.): Монография: В 2-х т. // Под ред. З.И. Равкина. М., 2000. С. 139 - 172.

4.Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: теоретический взгляд и технологические решения // Дети России образованы и здоровы Материалы III Всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 28-29 октября 2005 г. М.: 2005. С. 38-42.

5.Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов // Здоровье и образование: Матер. Международного конгресса валеологов. СПб, 1999. С. 176-177.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.041 с.)