Глава. Портретирование непрофессиональной языковой личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава. Портретирование непрофессиональной языковой личности



Данная глава посвящена синтезированному анализу ВТ при порождении и восприятии, созданных одной конкретной ЯЛ. В предыдущих главах последовательно изучены ВТ, которые получены в ходе двух этапов эксперимента. В процессе анализа всех текстов, ставших результатом интерпретационной деятельности рядовых носителей языка при текстопорождении и текстовосприятии, выведены закономерности языкового поведения испытуемых, соотношения между собой тенденций к персонализации, деперсонализации и степеней проявленности МЯС. Анализ ВТ и составление лингвоперсонологических портретов ЯЛ основывается, в первую очередь, на двух критериях – действии тенденции к персонализации и деперсонализации и порождении и восприятии текстов. Обозначенные тенденции формируют четыре типа ЯЛ. Так, можно получить следующие сочетания:

1. Персонализированная ЯЛ при текстопорождении – персонализирующая ЯЛ при текстовосприятии (ПЯЛп – ПЯЛв)

В данном лингвоперсонологическом портрете ЯЛ при текстопорождении предстает персонализированной, т. е. ее ВТ определен участниками верно более чем на 50% за счет ее яркой самоидентификации, и при текстовосприятии эта ЯЛ является также персонализирующей, по той причине, что проявила себя ярко в лингвистическом плане при интерпретации материала и смогла указать верно авторов в 50% и более анализируемых ВТ. К данному лингвоперсонологическому типу ЯЛ относится 13% испытуемых.

2. Деперсонализированная ЯЛ при текстопорождении – персонализирующая ЯЛ при текстовосприятии (ДПЯЛп – ПЯЛв)

В этом лингвоперсонологическом портрете ЯЛ при текстопорождении предстает деперсонализированной, т. е. ее ВТ определен верно менее чем 50% участников за счет слабой проявленности свойств ЯЛ в тексте, а при текстовосприятии, наоборот, эта ЯЛ оказалась персонализирующей, т. к. проявила себя ярко в лингвистическом плане при интерпретации материала и смогла указать верно авторов в 50% и более анализируемых ВТ. К такому лингвоперсонологическому типу относится 17% испытуемых.

3. Персонализированная ЯЛ при текстопорождении – деперсонализирующая ЯЛ при текстовосприятии (ПЯЛп – ДПЯЛв)

В данном лингвоперсонологическом портрете ЯЛ при текстопорождении предстает персонализированной, т. е. ее ВТ был участниками определен верно более чем на 50% за счет ее яркой самоидентификации, а при текстовосприятии эта ЯЛ является деперсонализирующей, т. к. не смогла себя реализовать в лингвистическом плане при интерпретации материала и указала верно менее 50% авторов анализируемых ВТ. Таким набором лингвоперсонологических признаков обладает 23% участников эксперимента.

4. Деперсонализированная ЯЛ при текстопорождении – деперсонализирующая ЯЛ при текстовосприятии (ДПЯЛп – ДПЯЛв)

Этот лингвоперсонологический портрет представляет ЯЛ при текстопорождении деперсонализированной, т. е. ее ВТ был установлен верно участниками менее чем на 50% за счет слабой проявленности ее свойств в тексте, и при текстовосприятии эта ЯЛ также стала деперсонализирующей, т. е. проявила себя слабо в лингвистическом плане при интерпретации материала и смогла указать верно авторов менее чем в 50% анализируемых ВТ. Этот лингвоперсонологический тип личности встречается в 47% случаев. Процентные соотношения лингвоперсонологических типов указывают на то, что первый тип (ПЯЛп – ПЯЛв) представляется наиболее редким, а последний, четвертый (ДПЯЛп – ДПЯЛв) является наиболее частотным.

Однако стоит учитывать ВТ, которые являются исключениями из этой лингвоперсонологической структуры. Легко подвергаются рассмотрению ЯЛ, стоящие на периферии этой классификации, создавая ВТ, в которых равноценно проявились их языковые качества как при порождении, так и при восприятии, т. е. персонализированная при текстопорождении – персонализирующая при текстовосприятии и деперсонализированная при текстопорождении – деперсонализирующая при текстовосприятии. Так, если ЯЛ написала ВТ, отнесенный к логической или литературно-лингвистической степени, на первом этапе эксперимента, при текстопорождении, то есть вероятность того, что при текстовосприятии также проявится высокая степень МЯС – логическая и литературно-лингвистическая степень. При работе с лингвоперсонологическим типом ПЯЛп – ДПЯЛв также не возникает проблемных моментов в процессе анализа: ЯЛ при текстопорождении создала ВТ, в котором ярко проявила свои лингвистические качества, тем самым став персонализированной, т. е. ее текст был определен участниками верно в большинстве случаев. Но при текстовосприятии не смогла также качественно проинтерпретировать ВТ сокурсников и стала деперсонализирующей, т. е. не определила верно авторов текстов. Особого подхода требует работа с типом ДПЯЛп – ПЯЛв по той причине, что именно такие ЯЛ и их ВТ становятся исключениями из сложившейся системы соотнесенности степеней проявленности МЯС с тенденциями и к персонализации и деперсонализации. Вероятность того, что ЯЛ, создав ВТ, в котором проявляется тенденция к деперсонализации при текстопорождении, при текстовосприятии правильно определит авторов анализируемых текстов, т. е. станет персонализирующей, небольшая. Соответственно, в обозначенные 17% таких типов ЯЛ, включены все возможные исключения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.202.221 (0.005 с.)