Вторичный текст с элементами объяснения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вторичный текст с элементами объяснения



При анализе работ выявлена небольшая группа текстов, которые относятся к безэкспликативной степени с элементами пояснения. Эти тексты имеют б о льший объем, т. е. представляются более развернутыми, когда ЯЛ автора добавляет краткий комментарий к своему ответу на поставленный вопрос.

Рассмотрим пример ВТ:

Да и сам я – не сфинкс ли себе? Да, я сфинкс. Ведь каждый человек имеет в себе загадку, и никто не в силах ее разгадать. У всех свои особенности, черты, даже внешнего вида. Каждый сам себе сфинкс, имеющий свои прелести (ЯЛ-52)

Текст представляет собой ответ на поставленный вопрос с дальнейшим пояснением. Однако элементы пояснения в данном тексте носят упрощенный характер по той причине, что автор был не намерен рассуждать на предложенную тему, поэтому ответил утвердительно, развернув свое высказывание. Обратимся к метатекстам – реакциям на прочитанный текст ЯЛ-52:

Я думаю, что это ЯЛ-52, меня слово прелести как-то зацепило, «есть свои прелести», она могла так сказать (ЯЛ-6)

Это ЯЛ-52, я с ней общаюсь. У нее есть такое, «прелести», вот что-то такое. Слова такие незаурядные. На слух все время лезет (ЯЛ-2)

 

Комментарий

Испытуемые отмечают особенность речи ЯЛ-52: использование книжных слов, например, прелести. Авторство этого ВТ установлено верно на 20% участниками, которые руководствовались своими знаниями об авторе, приобретенными в процессе общения. Автор является деперсонализированной ЯЛ (ДПЯЛп).

Автор исходного ВТ использует персоноориентированные метапоказатели, отвечающие за отношение к способу изложения мысли, – ведь – указывающие на попытку дать конкретное объяснение. О персоноориентированности текста свидетельствует личное местоимения 1 л. ед. ч. я, заявленное в ВТ единожды, а именно при ответе на вопрос: Да, я сфинкс. Далее отстраненность автора от текста нарастает при помощи выбранной формы изложения ЯЛ-52 – позиции НАД текстом, которая актуализируется за счет использования не личного местоимения, а существительных, дающих объективную картину: каждый человек, каждый, у каждого свои.

К лингвистическим факторам отнесем частотность использования лексических единиц в речи. Например, анализируемая ЯЛ использует лексический повтор, а также повтор однокоренных слов, например, каждый – каждый, свои, загадку – разгадать, имеет – имеющий. Участники эксперимента выделяют лексему, характерную высказываниям ЯЛ-52: прелести. По этой лексеме можно судить о присутствии в тексте элементов книжного стиля. При анализе текста складывается впечатление, что автор пытается перефразировать собственное высказывание, использовав другие слова. ЯЛ-52 не поясняет свой положительный ответ, а дает комментарий общего характера.

Рассмотрим другой текст с некоторыми элементами объяснения.

Да и сам я – не сфинкс ли себе? Я думаю, да, сфинкс формулирует загадку. Автор текста размышляет о том, что несет эта статуя сфинкса и что она хочет сказать. В каждом человеке есть своя загадка, которую знает только он сам (ЯЛ-71)

Автортекста дает положительный ответ на поставленный вопрос, не поясняя свой выбор. Затем предлагает собственные размышления по поводу прочитанного исходного текста. Авторство текста было установлено верно одногруппниками на 30%, поэтому ЯЛ-71 представляется деперсонализированной (ДЯПЛп).

Приведем примеры метатекстов испытуемых.

Я читала этот текст, у меня было несколько вариантов, но эта фраза «в каждом человеке есть своя загадка», я прям вижу, с какой интонацией это говорит прям ЯЛ-71. До запятой она скажет так повышенно. А после запятой – ниже, ну, прям интонация …(ЯЛ-3)

ЯЛ-71. Она пишет, что она является загадкой. Да, она сама человек-загадка. Она могла так написать. Например, «Я не маленькая и не большая девочка». Она особенный человек. Наивность детская, наверное. Ей свойственно это (ЯЛ-11)

Комментарий

Данные метатексты можно считать весомыми аргументами в пользу авторства этого текста. Участники эксперимента исходят из эмпирических знаний о данной ЯЛ, приобретенных в процессе общения. Они указывают на ее манеру общения, особую интонацию, детскость, свойство характера. В целом, ЯЛ-71 является деперсонализированной (ДПЯЛп).

На текст оказали влияние лингвистические факторы: частотность использования языковых единиц в речи, например, лексические повторы, такие как сфинкса – сфинкс, загадка – загадку. ЯЛ-71 дает ссылку на автора первичного текста, т. е. И. С. Тургенева, тем самым комментируя исходный текст: автор текста размышляет. О влиянии экстралингвистических факторов, в частности, о манере общения (использование определенной интонации) можно говорить, ссылаясь на мнения одногруппников: наивность, детскость, характерная только ей интонация.

К персоноориентированным метапоказателям отнесем выражение собственной позиции при помощи я думаю. Это придает логичность и структурированность ВТ. Дальнейшие размышления по поводу мыслей автора, представленные в тексте, говорят об умении ЯЛ-71 разделять свое мнение и позицию автора, приводить его точку зрения, анализировать ее. Как и в предыдущем тексте безэкспликативной степени персоноориентированность проявляется за счет использования личного местоимения 1 л. ед. ч., направленного на выражение собственного мнения: я думаю. Далее ЯЛ-71 занимает позицию НАД текстом, что позволяет ей выразить объективную точку зрения, употребляя такие конструкции: автор текста размышляет; в каждом человеке.

Этот текст относится к безэкспликативной степенипо причине малого объема, недостаточного количества представленной информации.

В целом, можно наметить повышение процента установления авторства в экспериментальных группах во ВТ, отнесенных к этой степени. В текстах с безэкспликативной степенью без элементов пояснения был эксплицирован низкий процент угадываний (10%). Здесь, во ВТ с элементами пояснения, объем текста увеличивается, что не может не отразиться на проценте установления авторства, который тоже возрастает (20 – 30%). Следовательно, тексты безэкспликативной степени по-прежнему свидетельствуют о низком проценте установления авторства и о действии тенденции к деперсонализации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.004 с.)