Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вторичный текст с элементами объяснения
При анализе работ выявлена небольшая группа текстов, которые относятся к безэкспликативной степени с элементами пояснения. Эти тексты имеют б о льший объем, т. е. представляются более развернутыми, когда ЯЛ автора добавляет краткий комментарий к своему ответу на поставленный вопрос. Рассмотрим пример ВТ: Да и сам я – не сфинкс ли себе? Да, я сфинкс. Ведь каждый человек имеет в себе загадку, и никто не в силах ее разгадать. У всех свои особенности, черты, даже внешнего вида. Каждый сам себе сфинкс, имеющий свои прелести (ЯЛ-52) Текст представляет собой ответ на поставленный вопрос с дальнейшим пояснением. Однако элементы пояснения в данном тексте носят упрощенный характер по той причине, что автор был не намерен рассуждать на предложенную тему, поэтому ответил утвердительно, развернув свое высказывание. Обратимся к метатекстам – реакциям на прочитанный текст ЯЛ-52: Я думаю, что это ЯЛ-52, меня слово прелести как-то зацепило, «есть свои прелести», она могла так сказать (ЯЛ-6) Это ЯЛ-52, я с ней общаюсь. У нее есть такое, «прелести», вот что-то такое. Слова такие незаурядные. На слух все время лезет (ЯЛ-2)
Комментарий Испытуемые отмечают особенность речи ЯЛ-52: использование книжных слов, например, прелести. Авторство этого ВТ установлено верно на 20% участниками, которые руководствовались своими знаниями об авторе, приобретенными в процессе общения. Автор является деперсонализированной ЯЛ (ДПЯЛп). Автор исходного ВТ использует персоноориентированные метапоказатели, отвечающие за отношение к способу изложения мысли, – ведь – указывающие на попытку дать конкретное объяснение. О персоноориентированности текста свидетельствует личное местоимения 1 л. ед. ч. я, заявленное в ВТ единожды, а именно при ответе на вопрос: Да, я сфинкс. Далее отстраненность автора от текста нарастает при помощи выбранной формы изложения ЯЛ-52 – позиции НАД текстом, которая актуализируется за счет использования не личного местоимения, а существительных, дающих объективную картину: каждый человек, каждый, у каждого свои. К лингвистическим факторам отнесем частотность использования лексических единиц в речи. Например, анализируемая ЯЛ использует лексический повтор, а также повтор однокоренных слов, например, каждый – каждый, свои, загадку – разгадать, имеет – имеющий. Участники эксперимента выделяют лексему, характерную высказываниям ЯЛ-52: прелести. По этой лексеме можно судить о присутствии в тексте элементов книжного стиля. При анализе текста складывается впечатление, что автор пытается перефразировать собственное высказывание, использовав другие слова. ЯЛ-52 не поясняет свой положительный ответ, а дает комментарий общего характера.
Рассмотрим другой текст с некоторыми элементами объяснения. Да и сам я – не сфинкс ли себе? Я думаю, да, сфинкс формулирует загадку. Автор текста размышляет о том, что несет эта статуя сфинкса и что она хочет сказать. В каждом человеке есть своя загадка, которую знает только он сам (ЯЛ-71) Автортекста дает положительный ответ на поставленный вопрос, не поясняя свой выбор. Затем предлагает собственные размышления по поводу прочитанного исходного текста. Авторство текста было установлено верно одногруппниками на 30%, поэтому ЯЛ-71 представляется деперсонализированной (ДЯПЛп). Приведем примеры метатекстов испытуемых. Я читала этот текст, у меня было несколько вариантов, но эта фраза «в каждом человеке есть своя загадка», я прям вижу, с какой интонацией это говорит прям ЯЛ-71. До запятой она скажет так повышенно. А после запятой – ниже, ну, прям интонация …(ЯЛ-3) ЯЛ-71. Она пишет, что она является загадкой. Да, она сама человек-загадка. Она могла так написать. Например, «Я не маленькая и не большая девочка». Она особенный человек. Наивность детская, наверное. Ей свойственно это (ЯЛ-11) Комментарий Данные метатексты можно считать весомыми аргументами в пользу авторства этого текста. Участники эксперимента исходят из эмпирических знаний о данной ЯЛ, приобретенных в процессе общения. Они указывают на ее манеру общения, особую интонацию, детскость, свойство характера. В целом, ЯЛ-71 является деперсонализированной (ДПЯЛп). На текст оказали влияние лингвистические факторы: частотность использования языковых единиц в речи, например, лексические повторы, такие как сфинкса – сфинкс, загадка – загадку. ЯЛ-71 дает ссылку на автора первичного текста, т. е. И. С. Тургенева, тем самым комментируя исходный текст: автор текста размышляет. О влиянии экстралингвистических факторов, в частности, о манере общения (использование определенной интонации) можно говорить, ссылаясь на мнения одногруппников: наивность, детскость, характерная только ей интонация.
К персоноориентированным метапоказателям отнесем выражение собственной позиции при помощи я думаю. Это придает логичность и структурированность ВТ. Дальнейшие размышления по поводу мыслей автора, представленные в тексте, говорят об умении ЯЛ-71 разделять свое мнение и позицию автора, приводить его точку зрения, анализировать ее. Как и в предыдущем тексте безэкспликативной степени персоноориентированность проявляется за счет использования личного местоимения 1 л. ед. ч., направленного на выражение собственного мнения: я думаю. Далее ЯЛ-71 занимает позицию НАД текстом, что позволяет ей выразить объективную точку зрения, употребляя такие конструкции: автор текста размышляет; в каждом человеке. Этот текст относится к безэкспликативной степенипо причине малого объема, недостаточного количества представленной информации. В целом, можно наметить повышение процента установления авторства в экспериментальных группах во ВТ, отнесенных к этой степени. В текстах с безэкспликативной степенью без элементов пояснения был эксплицирован низкий процент угадываний (10%). Здесь, во ВТ с элементами пояснения, объем текста увеличивается, что не может не отразиться на проценте установления авторства, который тоже возрастает (20 – 30%). Следовательно, тексты безэкспликативной степени по-прежнему свидетельствуют о низком проценте установления авторства и о действии тенденции к деперсонализации.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.004 с.) |