Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коррозионная стойкость композиционных материалов.
В настоящее время в конструкциях самолётов из композиционных материалов в основном применяются стеклопластики и углепластики, которые сами по себе не подвержены коррозии. Это обстоятельство не требует применять (в отношении этих материалов) специальных антикоррозионных мер защиты, а также проводить дорогостоящий ремонт по причине коррозии. Отсутствие коррозии КМ позволило фирме Boeing на дальномагистральном самолёте 787 увеличить влажность воздуха в пассажирском салоне, тем самым повысить комфортность, что привлекает пассажиров. В конструкциях из стеклопластиков и из углепластиков, при применении крепёжных элементов, необходимо применять крепёжные элементы, разработанные специально для соединения композиционных материалов. Такие крепежные элементы разработаны и выпускаются ОАО Нормаль, г. Нижний Новгород. Для углепластиков, крепёжные элементы выпускаются из титановых сплавов ВТ–16, ВТ1–00 или из 12Х18Н9 (например, ОСТ1 30081 – 90). Это объясняется тем, что на прямой контакт с углепластиком допускаются только титановые или коррозионностойкие сплавы. В противном случае будет развиваться коррозия контактирующих с углепластиком металлов. На это есть соответствующий документ ВИАМа, а АР МАК строго за этим следит. На самолёте 787 фирмы Boeing широко применены крепежные элементы представленные ниже (источник – Интернет). В России таких крепежных элементов нет.
Если на углепластиковую конструкцию устанавливается кронштейн из алюминиевого сплава, то между ними необходимо поместить прокладку из стеклопластика размером на 10 – 15 мм. превышающей размеры подошвы кронштейна по всему контуру. Стеклопластик не является коррозионноактивным по отношению к любым металлам. Но то, что касается применения для КМ (и для стеклопластиков, и для углепластиков) указанных выше крепёжных элементов, то это объясняется тем, что для композиционных материалов из – за пониженной прочности связующего на сжатие необходимо соблюдать требования, указанные в ОСТах (в ОСТах регламентируется величина удельного давления на пакет со стороны замыкающей головки). Вывод – композиционные материалы являются корозионностойкими материалами. 8. Выносливость Д16, В95 и композиционного материала КМУ- 4Э. (источник [ 46 ] для КМУ-4Э).
Пределом выносливости при заданном R называется наибольшая величина максимального напряжения (σmax = σm + σa) цикла, не вызывающего разрушение при произвольном увеличении числа циклов, где: R – коэффициент асимметрии цикла, σm – среднее напряжение усталостного цикла нагружения для гладкого образца, т.е. полусумма максимального и минимального напряжений, σa – переменное напряжение усталостного цикла гладкого образца или амплитуда циклических напряжений. R = = . Усталостная прочность характеризуется номинальной амплитудой напряжений, приводящей к разрушению образца при определённом среднем напряжении и определенном числе циклов. Величины амплитуды напряжений, средних напряжений и числа циклов до разрушения (N) взаимозависимы и все три требуют точного согласования. Различают несколько типов циклов нагружения. 1. Асимметричный цикл при растягивающей нагрузке. Этот цикл для пассажирских самолетов наиболее распространённый. При полёте в спокойном воздухе крыло изгибается вверх, при этом нижняя поверхность крыла растягивается, а верхняя – сжимается напряжением σm. При попадании самолёта в неспокойный воздух (самолёт испытывает болтанку) на напряжение σm накладывается знакопеременная нагрузка ± σa. Напряжения σm ± σa полностью определяют циклнапряжений, обычно осуществляемый в усталостных испытаниях. С точки зрения усталостной прочности нижняя (растянутая) поверхность крыла является более опасной, чем верхняя поверхность крыла. При применении металлов, марку материалов для нижней и верхней поверхностей крыла выбирают исходя из условий обеспечения усталостной прочности. Как правило, чем выше прочность у металла, тем ниже относительное удлинение при растяжении и тем ниже усталостная прочность и предел выносливости. 2. Пульсирующий цикл. Пульсирующая нагрузка (напряжения изменяются в пределах σa ± σa или - σa ± σa) характеризуется повторяющимся приложением и снятием растягивающей (или сжимающей) нагрузки. Среднее значение этой нагрузки равно положительному или отрицательному значению её амплитуды. 3. Симметричный цикл нагружения или знакопеременная нагрузка (напряжения изменяются в пределах 0 ± σa) есть цикл, в котором максимальные растягивающие и сжимающие нагрузки равны по величине. Таким образом, средняя нагрузка такого цикла равна нулю. Такой цикл характерен для деталей, работающих на изгиб в условиях вращения.
В приведены пределы выносливости при осевом нагружении, определённые на базе N = 106 циклов до разрушения для некоторых зарубежных алюминиевых сплавов.
где: - предел прочности материала, условный предел текучести – напряжение, при котором остаточные деформации равны 0,1%, что можно экспериментально точно определить для каждого материала, ε – относительное удлинение при разрыве, σa – предел выносливости. В , стр. 141 приводятся данные по пределу выносливости (σa) для отечественных алюминиевых сплавов на базе 107 циклов.
Из таблицы видно, что материал Д16Т по относительной усталостной прочности в 1,4 раза лучше, чем материал В95. Не смотря на то, что по В95 выигрывает у Д16Т, последний применяется в элементах конструкции планера самолёта, работающих на растяжение при наложении на растягивающую нагрузку знакопеременной нагрузки. К таким конструкциям относятся: нижняя панель крыла и верхняя поверхность фюзеляжа. Вывод. Для конструкций планера самолёта из алюминиевых сплавов, работающих на растяжение + знакопеременная нагрузка, для обеспечения выносливости необходимо исходить из того, чтобы уровень напряжения в конструкции не превышал 33% от предела прочности материала. Это приводит к увеличению веса конструкции.
Усталость. Выносливость(при N=2·10 7 ). R = 0,1; Kt = 1,0 (без концентратора напряжения); Частота – 40 Герц.
Усталость. Выносливость(при N=2·10 7 ). R = 0,1; Kt =2,6 (с концентратором напряжения в виде отверстия диаметром (d) 5мм.при ширине образца (B) 30мм., отношение ; Частота – 40 Герц.
Для углепластика марки КМУ – 4Э 0,1 П, удельный вес которого , 0 = 90 , усталостная прочность при симметричном изгибе для однонаправленного материала:
Из таблицы видно, что для обеспечения выносливости конструкций из углепластика можно допускать уровень напряжений, составляющий 70 – 75% от предела прочности материала. Например, для смешанной укладки слоёв (02, 90, ± 45, 0, 9̅0)s - 13 слоёв (кодовое обозначение в соответствии с , стр. 192 -198) предел прочности ( теоретический и практический равен 52 Значит можно допустить в конструкции 52 · 0,7 = 36,4 . Эффективность применения КМУ по сравнения с Д16Т составляет: · = · = 5,04, т.е. при обеспечении выносливости конструкция из КМУ в 5 раз легче, чем конструкция из Д16Т.
Ниже представлены результаты экспериментальных исследований усталостной прочности панелей с отверстием, изготовленных из материала КМУ – 4Э на основе ленты углеродной ЭЛУР – 0,1 с толщиной монослоя (одного слоя) = 0,125 мм. Экспериментальные работы (наклейка тензодатчиков, проведение статических и усталостных испытаний, фиксирование показаний тензодатчиков) были проведены в ЦАГИ в 1989 году сотрудником НИО – 18 Ушаковым А. Е. Все рисунки, представленные ниже, взяты из отчёта без каких – либо изменений. Всего было испытано 36 панелей с различными схемами укладок (укладки показаны на Рис. 1), но только панель № 32 и панель № 34 были испытаны пульсирующим растяжением с последующим статическим растяжением до разрушения с фиксированием показаний тензодатчиков. Данные панели были изготовлены с усиливающими вставками по кромке отверстия (см.Рис.2). Данное усиление осуществлялось путём расположения между основных слоёв углепластика дополнительных слоёв того же материала с ориентацией 00 (в направлении действия нагрузки). Таким образом укладка и количество слоёв в регулярной зоне и в зоне отверстия были разные. Для панели № 32: - в регулярное зоне укладка была +200, -200, -200, +200, +200, -200, -200, +200 (8 слоёв); в зоне отверстия укладка была +200, 00, -200, 00, -200, 0 0, +200, 00, +200, 00, -200, 0 0, -200, 00, +200 (15 слоёв). С аналогичными укладками были изготовлены панели № 31 и № 33, но они были испытаны только на статическое растяжение до разрушения. Для панели № 34: - в регулярное зоне укладка была 00, 00, 900, +450, -450, 00, 900, 00, -450, +450, 900, 00, 00 (13 слоёв); в зоне отверстия укладка была 00, 00, 00, 00, 900, 00, +450, 00, -450, 00, 00, 00, 900, 00, 00, 00, -450, 00, +450, 00, 900, 00, 00, 00, 00 (25 слоёв). С аналогичными укладками были изготовлены панели № 35 и № 36, но они были испытаны только на статическое растяжение до разрушения. Жирно выделены дополнительные слои. Особенности данных панелей. 1. Эти панели с концентратором напряжения в виде круглого отверстия. 2. Отношение диаметра отверстия (d) к ширине панели (B) равно = = 0,2. Подготовка к испытаниям панелей № 32 и № 34. Перед проведением испытаний на панелях были наклеены тензодатчики для фиксирования удлинений при определённой нагрузке. На Рис.4 и Рис.9 показаны схемы наклейки тензодатчиков. На Рис.5,6,10,11 представлены показания тензодатчиков в зависимости от величины нагрузки, а на Рис.7,12 – показания тензодатчиков по ширине панелей.
Испытание панели № 32. Испытание проводилось в 3 этапа. Первый этап. Статическое испытание растяжением до Р = 9000 кгс. с замером деформаций при Р = 3000, 6000 и 9000 кгс. Результаты представлены на Рис.6. Второй этап. Испытание пульсирующей растягивающей нагрузкой по схеме, представленной на Рис.5а. Было наработано 344000 циклов при Рmin.= 800 кгс. и Рmax. = 9000 кгс. без признаков разрушения. Третий этап. Испытание статическое на растяжение до разрушения с замером деформаций при Р = 5000, 9000, и 12000 кгс. датчиками, расположенными в сечениях I и II (см. Рис.5 б). На Рис.7 представлены значения деформаций до и после усталостного испытания. Рразруш.= 14300 кгс. Статическим испытанием до разрушения были испытаны ещё 2 панели – панели №31 и №33. Характер разрушения 3-х панелей показан на Рис.8. Для панели № 33 Рразруш.= 15000 кгс. Со схемой укладки ± 200 (8 слоёв) было испытано 4 панели. Результаты статических испытаний представлены в таблице.
Средняя разрушающая нагрузка Рразруш.= 8950 кгс. Расчётный предел прочности для данной укладки σB = 45 , а разрушающее напряжение σразруш. = = 17,9 , при этом коэффициент концентрации на кромке отверстия (для данной укладки) при соотношении = 0,2 равен 2,51 ().
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 894; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.02 с.) |