Коррозионная стойкость композиционных материалов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррозионная стойкость композиционных материалов.



В настоящее время в конструкциях самолётов из композиционных материалов в основном применяются стеклопластики и углепластики, которые сами по себе не подвержены коррозии. Это обстоятельство не требует применять (в отношении этих материалов) специальных антикоррозионных мер защиты, а также проводить дорогостоящий ремонт по причине коррозии. Отсутствие коррозии КМ позволило фирме Boeing на дальномагистральном самолёте 787 увеличить влажность воздуха в пассажирском салоне, тем самым повысить комфортность, что привлекает пассажиров. В конструкциях из стеклопластиков и из углепластиков, при применении крепёжных элементов, необходимо применять крепёжные элементы, разработанные специально для соединения композиционных материалов. Такие крепежные элементы разработаны и выпускаются ОАО Нормаль, г. Нижний Новгород. Для углепластиков, крепёжные элементы выпускаются из титановых сплавов ВТ–16, ВТ1–00 или из 12Х18Н9 (например, ОСТ1 30081 – 90). Это объясняется тем, что на прямой контакт с углепластиком допускаются только титановые или коррозионностойкие сплавы. В противном случае будет развиваться коррозия контактирующих с углепластиком металлов. На это есть соответствующий документ ВИАМа, а АР МАК строго за этим следит.

На самолёте 787 фирмы Boeing широко применены крепежные элементы представленные ниже (источник – Интернет). В России таких крепежных элементов нет.

 

Если на углепластиковую конструкцию устанавливается кронштейн из алюминиевого сплава, то между ними необходимо поместить прокладку из стеклопластика размером на 10 – 15 мм. превышающей размеры подошвы кронштейна по всему контуру. Стеклопластик не является коррозионноактивным по отношению к любым металлам. Но то, что касается применения для КМ (и для стеклопластиков, и для углепластиков) указанных выше крепёжных элементов, то это объясняется тем, что для композиционных материалов из – за пониженной прочности связующего на сжатие необходимо соблюдать требования, указанные в ОСТах (в ОСТах регламентируется величина удельного давления на пакет со стороны замыкающей головки).

Вывод – композиционные материалы являются корозионностойкими материалами.

8. Выносливость Д16, В95 и композиционного материала КМУ- 4Э. (источник [ 46 ] для КМУ-4Э).

Пределом выносливости при заданном R называется наибольшая величина максимального напряжения max = σm + σa) цикла, не вызывающего разрушение при произвольном увеличении числа циклов, где: R – коэффициент асимметрии цикла, σm – среднее напряжение усталостного цикла нагружения для гладкого образца, т.е. полусумма максимального и минимального напряжений, σa – переменное напряжение усталостного цикла гладкого образца или амплитуда циклических напряжений. R = = .

Усталостная прочность характеризуется номинальной амплитудой напряжений, приводящей к разрушению образца при определённом среднем напряжении и определенном числе циклов. Величины амплитуды напряжений, средних напряжений и числа циклов до разрушения (N) взаимозависимы и все три требуют точного согласования.

Различают несколько типов циклов нагружения. 1. Асимметричный цикл при растягивающей нагрузке. Этот цикл для пассажирских самолетов наиболее распространённый. При полёте в спокойном воздухе крыло изгибается вверх, при этом нижняя поверхность крыла растягивается, а верхняя – сжимается напряжением σm. При попадании самолёта в неспокойный воздух (самолёт испытывает болтанку) на напряжение σm накладывается знакопеременная нагрузка ± σa. Напряжения σm ± σa полностью определяют циклнапряжений, обычно осуществляемый в усталостных испытаниях. С точки зрения усталостной прочности нижняя (растянутая) поверхность крыла является более опасной, чем верхняя поверхность крыла. При применении металлов, марку материалов для нижней и верхней поверхностей крыла выбирают исходя из условий обеспечения усталостной прочности. Как правило, чем выше прочность у металла, тем ниже относительное удлинение при растяжении и тем ниже усталостная прочность и предел выносливости. 2. Пульсирующий цикл. Пульсирующая нагрузка (напряжения изменяются в пределах σa ± σa или - σa ± σa) характеризуется повторяющимся приложением и снятием растягивающей (или сжимающей) нагрузки. Среднее значение этой нагрузки равно положительному или отрицательному значению её амплитуды. 3. Симметричный цикл нагружения или знакопеременная нагрузка (напряжения изменяются в пределах 0 ± σa) есть цикл, в котором максимальные растягивающие и сжимающие нагрузки равны по величине. Таким образом, средняя нагрузка такого цикла равна нулю. Такой цикл характерен для деталей, работающих на изгиб в условиях вращения.

В приведены пределы выносливости при осевом нагружении, определённые на базе N = 106 циклов до разрушения для некоторых зарубежных алюминиевых сплавов.

№ алюм. сплав. , ε, % σa,
  31,8 18,3   17,2 0,54
  37,5 33,9   17,2 0,46
  55,8 50,4   23,9 0,43
  67,1 61,6 12,5 25,6 0,38

 

где: - предел прочности материала, условный предел текучести – напряжение, при котором остаточные деформации равны 0,1%, что можно экспериментально точно определить для каждого материала, ε – относительное удлинение при разрыве, σa – предел выносливости.

В , стр. 141 приводятся данные по пределу выносливости a) для отечественных алюминиевых сплавов на базе 107 циклов.

Алюм. сплавы , ε, % σa,
Д16Т         0,33
В95     5 - 6   0,23

 

Из таблицы видно, что материал Д16Т по относительной усталостной прочности в 1,4 раза лучше, чем материал В95. Не смотря на то, что по В95 выигрывает у Д16Т, последний применяется в элементах конструкции планера самолёта, работающих на растяжение при наложении на растягивающую нагрузку знакопеременной нагрузки. К таким конструкциям относятся: нижняя панель крыла и верхняя поверхность фюзеляжа.

Вывод. Для конструкций планера самолёта из алюминиевых сплавов, работающих на растяжение + знакопеременная нагрузка, для обеспечения выносливости необходимо исходить из того, чтобы уровень напряжения в конструкции не превышал 33% от предела прочности материала. Это приводит к увеличению веса конструкции.

Усталость. Выносливость(при N=2·10 7 ). R = 0,1; Kt = 1,0 (без концентратора напряжения); Частота – 40 Герц.

    Материалы   Количество циклов (N) до разрушения.
  4 х 105   106   3 х 106   107   2 х 107
  Д16АТ     12,8   11,9   10,8   10,3   10,0
  В95п.ч.Т1   12,5   11,0   10,5   10,2   10,0

Усталость. Выносливость(при N=2·10 7 ). R = 0,1; Kt =2,6 (с концентратором напряжения в виде отверстия диаметром (d) 5мм.при ширине образца (B) 30мм., отношение ; Частота – 40 Герц.

    Материалы   Количество циклов (N) до разрушения.
  4 х 105   106   3 х 106   107   2 х 107
  Д16АТ     10,2   8,9   8,6   8,2   8,0
  В95п.ч.Т1   10,5   9,0   8,0   7,2   7,0

Для углепластика марки КМУ – 4Э 0,1 П, удельный вес которого , 0 = 90 , усталостная прочность при симметричном изгибе для однонаправленного материала:

N циклов σa,
  90 () 1,00
104   0,83
105   0,81
106   0,80
107   0,78

Из таблицы видно, что для обеспечения выносливости конструкций из углепластика можно допускать уровень напряжений, составляющий 70 – 75% от предела прочности материала. Например, для смешанной укладки слоёв (02, 90, ± 45, 0, 9̅0)s - 13 слоёв (кодовое обозначение в соответствии с , стр. 192 -198) предел прочности ( теоретический и практический равен 52 Значит можно допустить в конструкции 52 · 0,7 = 36,4 . Эффективность применения КМУ по сравнения с Д16Т составляет: · = · = 5,04, т.е. при обеспечении выносливости конструкция из КМУ в 5 раз легче, чем конструкция из Д16Т.

Ниже представлены результаты экспериментальных исследований усталостной прочности панелей с отверстием, изготовленных из материала КМУ – 4Э на основе ленты углеродной ЭЛУР – 0,1 с толщиной монослоя (одного слоя) = 0,125 мм. Экспериментальные работы (наклейка тензодатчиков, проведение статических и усталостных испытаний, фиксирование показаний тензодатчиков) были проведены в ЦАГИ в 1989 году сотрудником НИО – 18 Ушаковым А. Е. Все рисунки, представленные ниже, взяты из отчёта без каких – либо изменений. Всего было испытано 36 панелей с различными схемами укладок (укладки показаны на Рис. 1), но только панель № 32 и панель № 34 были испытаны пульсирующим растяжением с последующим статическим растяжением до разрушения с фиксированием показаний тензодатчиков. Данные панели были изготовлены с усиливающими вставками по кромке отверстия (см.Рис.2). Данное усиление осуществлялось путём расположения между основных слоёв углепластика дополнительных слоёв того же материала с ориентацией 00 (в направлении действия нагрузки). Таким образом укладка и количество слоёв в регулярной зоне и в зоне отверстия были разные. Для панели № 32: - в регулярное зоне укладка была +200, -200, -200, +200, +200, -200, -200, +200 (8 слоёв); в зоне отверстия укладка была +200, 00, -200, 00, -200, 0 0, +200, 00, +200, 00, -200, 0 0, -200, 00, +200 (15 слоёв). С аналогичными укладками были изготовлены панели № 31 и № 33, но они были испытаны только на статическое растяжение до разрушения. Для панели № 34: - в регулярное зоне укладка была 00, 00, 900, +450, -450, 00, 900, 00, -450, +450, 900, 00, 00 (13 слоёв); в зоне отверстия укладка была 00, 00, 00, 00, 900, 00, +450, 00, -450, 00, 00, 00, 900, 00, 00, 00, -450, 00, +450, 00, 900, 00, 00, 00, 00 (25 слоёв). С аналогичными укладками были изготовлены панели № 35 и № 36, но они были испытаны только на статическое растяжение до разрушения. Жирно выделены дополнительные слои.

Особенности данных панелей. 1. Эти панели с концентратором напряжения в виде круглого отверстия. 2. Отношение диаметра отверстия (d) к ширине панели (B) равно = = 0,2.

Подготовка к испытаниям панелей № 32 и № 34. Перед проведением испытаний на панелях были наклеены тензодатчики для фиксирования удлинений при определённой нагрузке. На Рис.4 и Рис.9 показаны схемы наклейки тензодатчиков. На Рис.5,6,10,11 представлены показания тензодатчиков в зависимости от величины нагрузки, а на Рис.7,12 – показания тензодатчиков по ширине панелей.

Испытание панели № 32. Испытание проводилось в 3 этапа.

Первый этап. Статическое испытание растяжением до Р = 9000 кгс. с замером деформаций при Р = 3000, 6000 и 9000 кгс. Результаты представлены на Рис.6.

Второй этап. Испытание пульсирующей растягивающей нагрузкой по схеме, представленной на Рис.5а. Было наработано 344000 циклов при Рmin.= 800 кгс. и Рmax. = 9000 кгс. без признаков разрушения.

Третий этап. Испытание статическое на растяжение до разрушения с замером деформаций при Р = 5000, 9000, и 12000 кгс. датчиками, расположенными в сечениях I и II (см. Рис.5 б). На Рис.7 представлены значения деформаций до и после усталостного испытания. Рразруш.= 14300 кгс.

Статическим испытанием до разрушения были испытаны ещё 2 панели – панели №31 и №33. Характер разрушения 3-х панелей показан на Рис.8. Для панели № 33 Рразруш.= 15000 кгс.

Со схемой укладки ± 200 (8 слоёв) было испытано 4 панели. Результаты статических испытаний представлены в таблице.

Номера панелей Разрушающая нагрузка, кгс.
   
   
   
   

 

Средняя разрушающая нагрузка Рразруш.= 8950 кгс. Расчётный предел прочности для данной укладки σB = 45 , а разрушающее напряжение σразруш. = = 17,9 , при этом коэффициент концентрации на кромке отверстия (для данной укладки) при соотношении = 0,2 равен 2,51 ().



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 894; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.02 с.)