О коэффициенте безопасности конструкций из композиционных материалов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О коэффициенте безопасности конструкций из композиционных материалов



Проектирование и определение эффективности конструкций из КМ выдвигает задачу определения характеристик разброса ее прочностных свойств, требует внимательного изучения их стабильности, а также влияние эксплуатации на эти свойства с целью определения необходимого коэффициента безопасности (¦) при расчёте на прочность.

Для получения достоверных оценок характеристик распределения механических свойств КМ необходимо проводить статистический анализ в соответствии с . Методы, рассмотренные в указанной литературе, обеспечивают, при минимальных затратах, надёжное определение средних значений характеристик механических свойств и их дисперсий с требуемой точностью, а также экспериментальное обоснование функций распределения и оценки их параметров. Рассматриваются вопросы планирования исследований механических свойств материалов и элементов конструкций. Цель методов планирования и статистического анализа результатов механических испытаний – обеспечение, при минимальных объемах испытаний и материальных затрат, надежного, достоверного определения значений механических свойств, а также экспериментального обоснования выбора режимов технологического процесса изготовления конструкций из КМ и организации статистического контроля технологических процессов по механическим свойствам. Дана методика статистической обработки по определению количества образцов, обеспечивающего достоверную информацию о величине степени отклонения среднего значения с заданной относительной ошибкой и попадания её в доверительный интервал с заданной вероятностью. Таким образом, проведя статистическую обработку результатов испытаний образцов, можно получить значение коэффициента вариации, по которому определяется коэффициент безопасности.

Такой подход обусловлен следующими причинами:

1.Свойства конструкций из КМ в значительной степени зависят от технологии их изготовления;

2.Опыт изготовления и эксплуатации конструкций из КМ ещё недостаточен;

3.Недостаточно изучено влияние эксплуатационных условий на изменение свойств материалов в процессе их эксплуатации.

Эти трудности могут быть преодолены в отношении повышения надёжности путём введения строгого контроля качества изделий из КМ и сырья для их изготовления. Для оценки качества материала и технологического процесса изготовления необходимо изготавливать образцы – свидетели, которые подвергаются испытаниям. По результатам испытаний ограниченного числа образцов вводится поправка в соответствии с . Истинное значение коэффициента вариации определяется по формуле: ϑ = ϑn ´ , где ϑn – коэффициент вариации при испытании n штук образцов определяется в соответствии с , а Ƞ – поправочный коэффициент.

Коэффициент вариации характеризует разброс характеристик прочности конструкции. При нормальном логарифмическом законе распределения характеристик = , где S – средне –квадратичное отклонение, S = – дисперсия, = , где – характеристика го образца; n – число испытанных образцов, – cреднее значение какой – либо характеристики (σ, Е, и т. д.)

Зависимость поправочного коэффициента (Ƞ) от количества испытанных образцов (n),

n                
Ƞ 1,5 1,43 1,38 1,33 1,26 1,21 1,12 1,00

Сравнивая Ƞ = ɬ (n) и АП – 25 (см. ниже), можно видеть, что они равны.

В представлены значения коэффициента безопасности (¦) в зависимости от числа образцов (n) и коэффициента вариации (ϑ).

Изменение коэффициента безопасности (¦) в зависимости от числа испытанных (n) образцов и коэффициента вариации (ϑ),

n ϑ      
0,08 1,849 1,467 1,325
0,10 2,348 1,661 1,442
0,12 3,215 1,915 1,581

 

Вопросам определения коэффициента безопасности ) для конструкций из КМ посвящены работы . Стабильность прочностных характеристик или рассеивание характеризуется коэффициентом вариации ϑ. Для конструкционных металлических материалов и изделий из них принято, что ϑ= 7-8%, а коэффициент безопасности ¦=1,5 при вероятности разрушения = 0,0005. Такой же уровень вероятности разрушения должен быть и для изделий, изготовленных из композиционных материалов. В показана, принятая в США, зависимость коэффициента безопасности ) от числа испытанных образцов (n) и от коэффициента вариации ).

Изменение коэффициента безопасности (¦) в зависимости от числа испытанных (n) образцов и коэффициента вариации (ϑ),

n ϑ      
0,08 1,850 1,470 1,300
0,10 2,700 1,650 1,400
0,12 3,500 1,800 1,600

Сравнивая данные и , можно видеть,что они практически одинаковы.

Основной вывод – необходимо испытывать большое количество образцов (при сертификации испытывают по 30 элементарных образцов, об этом сказано ниже).

Создавать авиационные конструкции из композиционных материалов необходимо в соответствии с требованиями документа – Авиационные правила. Часть 25. Нормы лётной годности самолётов транспортной категории (АП – 25), 1994г. Раздел D – проектирование и конструкция. Пункт 25.622 – Коэффициенты безопасности для конструкций из композиционных материалов, стр. 101. Ниже приводится содержание данного пункта:

Для силовых частей, узлов, деталей и элементов конструкции самолёта, выполненных из композиционных материалов, вводится дополнительный коэффициент безопасности ( ).

Если 100 % конструкций из композиционных материалов пооперационно и после окончательной сборки подвергаются визуальному, акустическому и ультразвуковому контролю, величина дополнительного коэффициента безопасности ( ) определяется в зависимости от разброса несущих свойств даны конструкций (ϑп), т.е. для композиционных материалов коэффициент безопасности = 1,5 · .

0,08 0,10 0,15 0,20 0,25
1,0 1,03 1,25 1,57 1,97

Примечание. Для промежуточных значений ϑп применяется линейная интерполяция между соседними значениями.

Коэффициент вариациип), характеризующий разброс несущих свойств конструкций из композиционных материалов, определяется по результатам статических испытаний ряда одинаковых конструкций рассматриваемого типа или конструкций аналогичных рассматриваемой, изготовленных по той же технологии и имеющих одинаковую с рассматриваемой конструкцией форму разрушения. При наличии ограниченного количества испытаний коэффициент вариации (ϑп) получается путём умножения выборочного, полученного статистической обработкой результатов испытаний, на коэффициент Ƞ, определяемый в зависимости от количества испытанных конструкций (n).

n                  
Ƞ 1,5 1,44 1,37 1,33 1,26 1,22 1,14 1,1 1,0
                                   

 

Для всей, представленной выше информации, определяющими являются требования АП- 25.

Основными направлениями для повышения стабильности механических характеристик изделий являются методы автоматической намотки (данным методом изготавливаются лонжероны лопастей вертолётов) и выкладки (для самолёта Boeing 787 фюзеляж изготавливается методом автоматической выкладки несколькими головками одновременно), метод протяжки профилей или фрагментов конструкций через фильеры – метод пултрузии (данным методом изготавливаются стеклопластиковые стержни для полимерных изоляторов и профиля для создания мостов), т. е. технологические процессы, исключающие субъективные факторы, отрицательно влияющие на стабильность характеристик.

О сертификации.

Для обеспечения безопасной эксплуатации изделий из КМ в течение всего ресурса проводится их сертификация. Без наличия сертификата ни одно изделие не будет установлено на самолет. Сертификации подвергаются: материалы, методики расчета, технология, агрегаты и производство. Для получения сертификата необходимо изготовить и испытать большое количество образцов. Формы образцов и методики их испытаний регламентируются определенными документами (например, Государственными стандартами: ГОСТ 25.601 – 80, Метод механических испытаний композиционных материалов с полимерной матрицей (композитов). Метод испытаний плоских образцов на растяжение при нормальной (200С), повышенной (до 1800С) и пониженной (- 600С) и другими ГОСТами). После получения сертификата не разрешается менять материал, поставщиков материала, менять технологию или изготовителя продукции. В противном случае все необходимо повторить. Например, для получения сертификата на материалы необходимо провести статические испытания различных схем укладок слоёв при нормальной и повышенной температурах сухих и влагонасыщенных образцов. На каждый вид испытаний должны быть поставлены образцы, изготовленные из 6-ти партий материалов и по 5 образцов из каждой партии. Целью проведения всех экспериментальных работ является определение коэффициента вариации ) и коэффициента безопасности ). Полученные результаты используются при проектировании конструкции из КМ и при контроле в процессе изготовления.

В России сертификат типа только на гражданскую авиацию выдаётся АР МАКом. АР МАК – Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета. В Европе – EASA (European Aviation Safety Agency –Европейское агенство по авиационной безопасности).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.013 с.)