Формы международной интеграции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы международной интеграции.



Известны различные формы интеграции, зависящие от уровня, стра­тегии интеграции и ее конечной цели:

• преференциальная зона;

• зона свободной торговли (ЗСТ);

• таможенный союз, общий рынок;

• экономическое сообщество;

• экономический и валютный союз.

 

30 Вопрос

Европейский Союз 1992 принят в силу 1993 — это объединение демократических европейских стран, созданное для осуществления совместной деятельности во имя мира и процветания.

Государства, входящие в Европейский Союз, имеют общие органы власти, которым они делегируют часть своего суверенитета для того, чтобы решения по вопросам, представляющим общий интерес, принимались демократическим путем на европейском уровне.

Деятельность Европейского Союза осуществляется через пять независимых институтов власти: Европейский парламент, Совет министров, Европейская комиссия, Счетная палата.

Цели создания Европейского Союза:

§ устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;

§ установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;

§ ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и услуг;

§ создание валютного союза;

§ унификация налоговой системы;

§ сближение законодательства.

На протяжении полувека Европейский Союз обеспечивает стабильность, мир и процветание в Европе. Благодаря ему удалось поднять уровень жизни, построить единый европейский рынок, выпустить в обращение единую европейскую валюту — евро — и усилить позиции Европы в мире.

31 Вопрос

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ объединения В АЗИИ
Ассоциация Стран Юго-Восточной Азии (Association of Southeast Asian Nations – ASEAN) была основана 8 августа 1967 года в Бангкоке 5 странами: Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами. В 1984 г. к организации присоединился Бруней, в 1995 – Вьетнам, в 1997 – Лаос и Мьянма, в 1999 – Камбоджа. Статус специального наблюдателя имеет Папуа - Новая Гвинея.
Население стран АСЕАН составляет около 500 миллионов человек, совокупный размер ВВП – 737 млрд. $, объем торговли – 720 млрд. $.
Первоначальная роль Ассоциации была, скорее, политической, нежели экономической. С начала ее существования наиболее значительные соглашения заключались странами-членами именно в области политического сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности. Они были направлены на поддержание мира внутри региона и построение сообщества, свободного от влияния внешних сил.

32 Вопрос

Интеграция в Латинской Америке привела к созданию в 1960 г. Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), в которую вошли Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Чили, Эквадор. Эта организация предусматривала либе рализацию взаимной торговли, установление таможенных барьеров в от-ношении третьих стран, увеличение внутреннего товарооборота. Со вре менем, согласно договору Монтевидео-Н, подписанному в 1980 г., ЛАСТ была преобразована в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ), в которую помимо вышеназванных стран вошел Уругвай.

33 ВОПРОС

Сообщество развития Юга Африки (САДК/SADC - Southern African Development Community) создано в 1980 г. первоначально как Конференция по координации развития Юга Африки (САДКК). В настоящее время эта организация объединяет 13 государств (Ангола, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, ДРК, Лесото, Маврикий, Малави, Мозамбик, Намибия, Свазиленд, Танзания, ЮАР). Договор о САДК был подписан в Виндхуке (Намибия) в августе 1992 г.
САДК является одним из крупнейших и наиболее влиятельных субрегиональных объединений Африки. Общая численность населения стран-членов САДК составляет около 200 млн. чел., суммарный ВВП оценивается в 170 млрд. долл. США (2000 г.).
Исполнительный секретариат САДК находится в Габороне (Ботсвана). Исполнительным секретарем является в настоящее время представитель Маврикия Прега Рамсами.
Принята Программа действий САДК, включающая совместные проекты экономического и социального характера. Предпринимаются шаги по созданию благоприятного инвестиционного климата внутри САДК, унификации экономического и юридического пространства. Предусматривается создание Зоны свободной торговли (ЗСТ).
С 1996 г. существует Орган САДК по вопросам политики, обороны и безопасности (ОПОБ), главная задача которого - способствовать предотвращению и урегулированию внутри- и межгосударственных кризисов в субрегионе.

 

Вопрос 34.

В 90-е годы Россия сделала существенные шаги в налаживании контактов с ведущими зарубежными интеграционными группировками по различным направлениям экономического сотрудничества. Определяющим направлением российской внешней политики в эти годы были страны Западной Европы и, прежде всего, страны ЕС.

Россия и ЕС

Существуют две основные точки зрения на отношения России с ЕС. Сторонники одной считают вполне необходимым и возможным курс на всемерное сближение с ЕС для того, чтобы в перспективе вступить в тесный экономический союз. Согласно ст. 237 Римского договора и ст. "О" Маастрихтского договора любая европейская страна может претендовать на членство в Европейском Союзе. Представители другой позиции полагают, что присоединение России к ЕС будет означать для него "гибель, потерю управляемости, растворение".

Думается, что в ближайшей перспективе вопрос о возможности присоединения России к ЕС не актуален. Гораздо более насущны вопросы выполнения соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, подписанного в середине 1994 г. и ратифицированного в конце 1996 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) создает устойчивый, построенный на основе международного права, режим экономического взаимодействия, охватывающий, в основном, всю торговлю товарами между Россией и ЕС, трансграничную торговлю услугами, движение капиталов, учреждение и деятельность компаний.

Значение СПС заключается в том, что в последние годы ЕС превратился в главного партнера России в международном сотрудничестве. В стратегическом плане ЕС, располагающий мощным торгово-промышленным и финансовым потенциалом, будет и впредь играть ведущую роль в российских внешнеэкономических связях. ЕС выступает как серьезный импортер энергетических и сырьевых товаров, составляющих основу современного российского экспорта. На его долю приходится 35 процентов товарооборота России.

В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве для товаров ЕС и России устанавливается национальный режим. Это означает, что российские товары на рынке ЕС и товары ЕС на рынке России не могут облагаться налогами и сборами более высокими, чем отечественные товары.

В соответствии с Соглашением отменяются количественные ограничения (квоты) на ввоз в европейские страны российских товаров, за исключением текстиля, стали, ядерных материалов, торговля которыми должна регулироваться отдельными соглашениями.

Соглашение обязывает Россию и ЕС обеспечивать адекватную и эффективную защиту прав на интеллектуальную и промышленную собственность.

По основным направлениям сотрудничества, оговоренным в соглашении, ЕС будет оказывать России поддержку через ТАСИС - ведущую программу предоставления субсидий бывшим республикам СССР и Монголии. Общий объем средств, предоставленных России в 1991-1995 гг. в рамках ТАСИС, составил почти 800 млн. экю (т. е. свыше 1 млрд. долл.). В целом Соглашение открывает широкие возможности по сближению России и ЕС, и ее включению в мировое хозяйство. Однако потребуется немало обоюдных усилий, чтобы в полном объеме реализовать эти возможности.

ЕС, формируя свою политику по отношению к России, рассматривает ее как важную и самостоятельную силу в будущей архитектуре Европы. ЕС обязуется способствовать необратимости их экономических реформ, ее интеграции в мировую экономику на основе рыночных законов, скорейшему принятию в ВТО и другие международные экономические организации.

Направления и особенности этого сотрудничества будут во многом зависеть как от развития и трансформации самого ЕС, так и от развертывания процессов интеграции в рамках СНГ. По мнению российских специалистов главным вопросом в экономических взаимоотношениях России и ЕС в ближайшем десятилетии станет создание зоны свободной торговли и разработка механизма ее функционирования.

 

 

Вопрос 35. Успехи и неудачи СНГ
С 1992 по 1998 гг. в органах СНГ было принято около тысячи совместных решений в самых разных областях сотрудничества. Большая часть из них «осталась на бумаге» по разным причинам, но главным образом из-за нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего реальная интеграция невозможна или имеет крайне узкие рамки. Известную роль сыграл и бюрократический характер интеграционного механизма, отсутствие у него контрольных функций. Пока ни одно наиболее крупное решение не было выполнено. Прогресс был достигнут только в отдельных частях этих соглашений.
Критика неэффективной работы СНГ особенно стала слышна в последние два-три года. Часть критиков вообще сомневалась в жизнеспособности самой идеи интеграции в СНГ, а часть видела в качестве причины этой неэффективности бюрократизм, громоздкость и неотлаженность интеграционного механизма.
Главное же препятствие для успешной интеграции заключалось в отсутствии ее согласованной цели и последовательности интеграционных действий, а также в недостатке политической воли для достижения прогресса. Еще не исчезли у части правящих кругов новых государств расчеты на получение выгод при дистанцировании от России и интеграции в рамках СНГ.
Тем не менее, несмотря на все сомнения и критику, организация сохранила свое существование, поскольку она нужна большинству стран – членов СНГ. Нельзя сбрасывать со счетов и распространенные среди широких слоев населения этих государств надежды на то, что активизация взаимного сотрудничества поможет преодолению серьезных трудностей, с которыми столкнулись все постсоветские республики в ходе преобразований социально-экономических систем и упрочения своей государственности. Глубокие родственные и культурные связи также подталкивали к сохранению взаимных связей.

Перспективы СНГ


По мере того как происходило становление собственной государственности, у правящих кругов стран – членов СНГ уменьшались опасения, что интеграция может повлечь за собой подрыв суверенитета. Возможности увеличения поступлений в твердой валюте за счет дальнейшей переориентации топливно-сырьевого экспорта на рынки третьих стран оказались постепенно исчерпанными. Рост экспорта этих товаров отныне стал возможным в основном за счет нового строительства и расширения мощностей, что требовало больших капиталовложений и времени.
Потенциал увеличения экспорта готовых изделий за пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности и жесткой конкуренции на мировых рынках. В то же время резервы расширения торговли между странами – членами СНГ, особенно готовыми изделиями, остаются значительными. Технологическое разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода, известность изготовляемой продукции, характер общей инженерной подготовки персонала и т.д. являются основой расширения взаимного обмена. Конечно, эта продукция по качеству и техническому уровню очень часто ниже той, которая продается на мировых рынках, да и межреспубликанское разделение труда далеко не всегда было рациональным, но торговля в рамках СНГ позволяет поддерживать часть производства. В дальнейшем повышать качество и технический уровень продукции было бы легче на базе работающих предприятий, чем начинать с нуля.
Отрицательное воздействие на интеграционные процессы в СНГ оказал финансовый кризис, начавшийся в России в августе 1998г. Сильная девальвация российского рубля и ухудшение функционирования платежного механизма привели к осложнению внешнеторговых отношений в рамках Содружества, что особенно затронуло экспорт стран – членов СНГ в Россию. В наибольшей степени пострадали Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия, Молдавия. Почти все страны СНГ были вынуждены девальвировать свои валюты, хотя и не в такой степени, как Россия; уменьшились их валютные резервы, усилились валютные ограничения, ослабли позиции рубля как валюты расчетов и запасов. Тем не менее этот кризис не подорвал объективную заинтересованность стран – членов СНГ в сохранении и дальнейшем развитии взаимных экономических связей.
Некоторое оживление и модификацию внесла в интеграционные процессы идея «интеграции разных скоростей», т.е. создание союзов между странами с разной степенью интегрированности и разными сферами совместной деятельности.
С 1995г. Начал формироваться таможенный союз, куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан. В дальнейшем к нему присоединилась Киргизия. Союз преследует цель создания единого таможенного пространства и унификацию торговых режимов по отношению к третьим странам. Между странами – участницами были достигнуты договоренности об отмене таможенных пошлин и прочих сборов во внешнеторговых операциях. Однако их реализация столкнулась с серьезными трудностями как технического, так и экономического характера: потребовался большой объем нормативной работы во всех странах; при согласовании единого таможенного режима в отношении третьих стран возникли существенные расхождения в интересах: все участники договора неоднократно нарушали договоренности о согласовании своих позиций при определении национального торгового режима по отношению к третьим странам. Поэтому координация таможенной политики очень часто отсутствовала. Ликвидация таможенного досмотра на внутренних границах стран – участниц союза способствовала распространению контрабанды. Условия Таможенного союза предусматривали постепенную унификацию хозяйственного права, согласование валютной и денежно-кредитной политики. Объем необходимой работы оказался очень большим, а интересы в конкретных областях не всегда совпадали. Поэтому результаты оказались меньшее планировавшихся.
Таможенный союз в 1996г. Был дополнен «союзом четырех» (Россия, Казахстан, Киргизия и Белоруссия), который охватывал сотрудничество в национальной и гуманитарной областях. Предполагалось гармонизировать не только экономическую, но и социальную политику. Соглашение имело рамочный характер, на его базе должны были достигаться договоренности в конкретных областях. Результаты были аналогичными итогам реализации Таможенного союза.
Общие интересы в развитии регионального сотрудничества привели к заключению Центральноазиатского союза между Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией, Туркменистаном. Его целью является координация политики в области экономики и обороны. Целесообразность создания этого союза определялась стремлением его участников упрочить свои позиции вовне с помощью координации политики в областях, где имелись взаимные интересы, и интенсифицировать региональные отношения, используя территориальную и культурную близость, исторические связи и разделение труда, сложившееся еще в советские времена. Все страны были заинтересованы в развитии региональной транспортной сети. Значение Центральноазиатского союза определялось в первую очередь расширением возможностей для взаимных консультаций и согласования позиций по широкому кругу вопросов: от экономических и культурных до военных. Конечно, согласования позиций удавалось добиваться далеко не всегда.

 

Вопрос 38. Генезис и эволюция ТНК. Существует немало экстравагантных теорий генезиса транснационализации.
Начало этого процесса некоторые исследователи относят даже к Древнему миру. Действительно, еще до нашей эры были компании, осуществлявшие прямые иностранные инвестиции и производство за пределами своей страны.
Так, например, поступали греческие и финикийские колонисты. Однако в то время сами нации только еще складывались и отношение к национальному было совсем иное, чем сейчас. Более логичным представляется отнесение первых транснациональных в современном понимании этого слова корпораций к концу XIX в.
Исторически развитие ТНК прошло ряд этапов. С периода зарождения первых ТНК (конец XIX в.) они претерпели весьма существенную эволюцию. Деятельность ТНК первого поколения в значительной мере была связана с разработкой сырьевых ресурсов бывших колоний, что дает основание определить их как "колониально сырьевые ТНК". По своей организационно-экономической форме и механизмам функционирования это были картели, синдикаты и первые тресты.
Затем на мировую арену выдвигаются ТНК трестового типа, связанные с производством военно-технической продукции – ТНК второго поколения. Начав свою деятельность в период между двумя мировыми войнами, некоторые из них сохранили свои позиции в мировой экономике и после второй мировой войны. Для ТНК первого и второго поколений характерны инвестиции "с нуля". Это обуславливается тем, что в период функционирования ТНК первого и второго поколений основным конкурентным преимуществом являлось наличие физических производственных мощностей в различных странах. К тому же рассматриваемый период характеризуется скорее нарождением новых ТНК и постепенным вовлечением местных фирм в международное производство, повлекло за собой волны слияний и поглощений, а также образование большого числа стратегических альянсов.
В 60-е годы все более заметную роль стали играть ТНК третьего поколения, деятельность которых основывалась на широком использовании достижений научно-технической революции. В качестве организационно-экономической формы этих ТНК выступали уже концерны и конгломераты. В 60-80-е годы в деятельности ТНК третьего поколения происходило органичное соединение элементов национального и зарубежного производств: реализации товаров, управления и организации работы персонала, научно-исследовательских работ, маркетинга и послепродажного обслуживания. Основные элементы воспроизводственного процесса переводились на общие для соответствующих стран стандарты и принципы. ТНК третьего поколения способствовали распространению достижений научно-технической революции в периферийные зоны мирового хозяйства и, самое главное, создали экономические предпосылки появления международного производства с единым рыночным и информационным пространством, международным рынком капитала и рабочей силой, научно-технических услуг. В связи с ожесточением борьбы за рынки сбыта ТНК третьего поколения всячески стремились к получению преимуществ в ценовой конкуренции, что обусловило широкое использование трансплантантов в качестве главенствующей ПИИ (прямые иностранные инвестиции - это вложение средств предприятием одной страны в предприятие другой страны с целью приобретения определенной степени долгосрочного влияния на него). Сборочные производства в принимающих странах помогали ТНК обойти импортные пошлины этих стран.
Постепенно появлялись и в начале 80-х годов утвердились глобальные ТНК четвертого поколения. Их отличительными чертами являются:

 

Планетарное видение рынков и осуществление конкуренции в мировом масштабе.
Дележ мировых рынков с немногими такими же глобальными ТНК.
Координация действий сети своих филиалов на основе новых сетевых информационных технологий, гибкая организация каждого отдельного производственного узла, адаптивность и гибкость всей организационной структуры корпорации, единообразная организация бухгалтерского учета и аудита.
Интеграция своих филиалов, заводов и совместных предприятий в единую международную сеть управления, которая, в свою очередь, интегрирована с другими сетями ТНК.
Осуществление экономического и политического влияния на государства, в которых размещен бизнес ТНК.

Именно в эпоху ТНК четвертого поколения широко были задействованы такие формы ПИИ, как стратегические альянсы, слияния и поглощения. В указанных формах ПИИ в данный период участвовали в основном производственные компании, а бум слияний и поглощений в 80-е годы также был спровоцирован развитием новых финансовых инструментов на международном рынке. Данные обстоятельства значительно отличались от тех, которые заставляли ТНК обращаться к слиянием и поглощениям в 90-е годы.
Сейчас можно говорить о возникновении и развитии ТНК пятого поколения. Их отличительные черты связаны, прежде всего, с глобальными экономическими и политическими условиями функционирования современных ТНК, которые стали и становятся по своей финансовой и экономической мощи самостоятельными игроками в мировой экономике наряду с национальными государствами. Транснациональный капитал стал самостоятельным экономическим организмом со своей оригинальной структурой и внутренними целями развития. ТНК пятого поколения отличаются от предшественников усилившейся экономической мощью и участием в мировой экономике в качестве не зависимого от национальных государств субъекта. Данной тенденции способствует и либерализация деятельности ТНК во многих странах. Только в 1999 г. по всему миру было принято 136 поправок в законодательство, благоприятных для ТНК, в противовес девяти неблагоприятным.
В целом для ТНК 90-х годов характерен рост капиталовложений в сферу услуг. В частности, более 50% прямых иностранных инвестиций крупнейших ТНК в середине 90-х годов направлялись в сектор услуг, включая НИОКР и маркетинговые исследования. 90-е годы характеризуются ожесточенной конкурентной борьбой среди самих ТНК. Особо значимыми факторами подобного ожесточения стали "распространение технологической революции; конвергенция технологических возможностей во многих отраслях производства, облегчающая быструю имитацию и появление различных видов товаров с лучшими качествами; слияние корпораций в мировом масштабе". Для ТНК пятого поколения характерно усиление значения технологий в конкурентной борьбе как с другими ТНК, так и с малым, и средним бизнесом. В последние годы расходы компаний на технологии увеличивались. Это выражалось в росте затрат на экспорт высокотехнологичных капиталов в зарубежные филиалы, покупку технологий, обучение персонала, а также оплату роялти и лицензий. Рост затрат на технологии связан с тем, что ТНК все больше и больше вовлекаются в технологически интенсивные производства, что дает им возможность поддерживать и улучшать свои конкурентные преимущества на рынке.
Все большую роль для ТНК пятого поколения играют инновации и научно-исследовательские работы. Компании всех отраслей вынуждены увеличивать затраты на научно-исследовательские разработки с целью получения конкурентных преимуществ. Необходимо отметить, что современные ТНК предпочитают сосредоточивать научно-исследовательские работы в головной компании, а производство размещать в зарубежных странах. Тем самым НИОКР сосредоточиваются в стране базирования ТНК, а производство часто выводится в зарубежные структуры. Поскольку более 85% ведущих ТНК базируются в США, Японии и ЕС, эти страны аккумулируют практически все основные научные разработки. Тем самым экономики этих стран все больше ориентируются на производство интеллектуальных продуктов вместо материального производства. Однако уже существуют примеры, когда ТНК проводят НИОКР в исследовательских центрах, коллективы научных работников и конструкторов которых функционально и географически располагаются с таким расчетом, чтобы новые технологические процессы и продукция оперативно внедрялись по всей производственной и сбытовой сети ТНК. В частности, подобным принципом размещения научных подразделений и производств руководствуется американская корпорация Xerox.
Существенным аспектом деятельности современных ТНК является небывалый бум в развитии телекоммуникационных технологий. Мировая информационная инфраструктура, подарившая миру в последнее десятилетие развитие сети Интернет, во многом способствует и развитию ТНК. используя возможность современных средств телекоммуникации, ТНК получили неограниченные возможности по обмену информацией как между головной компанией и зарубежными филиалами, так и с другими ТНК. Телекоммуникации служат целям укрепления и развития управленческой структуры ТНК, увеличения скорости информационных потоков внутри корпорации и темпов информационного обмена с внешним миром.
Ускорение глобализации финансового сектора и интеграция мировых финансовых рынков привели к возникновению огромных транснациональных финансовых конгломератов. Развитие международной финансовой служит усилению позиций ТНК в мире. Увеличивающиеся потоки прямых иностранных инвестиций, особенно в развивающие страны и страны с переходной экономикой, позволяют говорить о том, что в последнее десятилетие XX в. ТНК лишь усилили борьбу за мировые рынки. Этому процессу способствовали также развитие информационных технологий и политические процессы, происходившие в мире в конце 90-х годов XX в. распад СЭВ, интеграция Китая в мировую экономику, экономический бум в Южной Азии – все эти факторы послужили активизации ТНК на мировой арене.
В последнее время усиливается тенденция к укреплению ТНК. Она связана прежде всего с процессом слияний и поглощений, объем которых в 1998 г. составил 544 млрд. долл. Причин увеличения числа слияний и поглощений несколько. Во-первых, в условиях усиления международной конкуренции слияния и поглощения являются самым быстрым путем установления присутствия ТНК на принципиальных мировых рынках и дают им доступ к всевозможным ресурсам. Во-вторых, в условиях глобализации размер корпорации является важнейшим параметром ее деятельности. Крупные корпорации в современных условиях имеют мощную финансовую, управленческую и производственную структуры, что делает их менее подверженными экономическим кризисам в отдельно взятом регионе или стране. Размер корпорации также важен при использовании экономии от масштаба для той или иной фирмы. В-третьих, крупные корпорации имеют возможность привлекать достаточное количество производственных и финансовых ресурсов для поддержания технологической среды на производстве, что является наиболее важным в современной экономике, а также для обеспечения все возрастающих затрат на научно-исследовательские работы. Среди других причин, побуждающих компании к слияниям и поглощениям, можно выделить стремление занять доминирующее положение на рынке и в некоторых случаях расчет на краткосрочный рост капитала, вызванный повышением цен на акции.
Результатом многочисленных слияний и поглощений, а также стратегических альянсов становится образование новых ТНК олигополистического типа. В настоящее время в развитых странах доминирующее положение в каждой отрасли занимают всего два-три супергиганта, конкурирующие между собой на рынках всех стран.

 

Вопрос 39.

Транснациональные корпорации стали важнейшими действующими лицами в современном мировом хозяйстве, играя роль, которую трудно переоценить в системе международных экономических отношений.

Для ведущих промышленно развитых стран именно зару­бежная деятельность их ТНК определяет характер внешнеэко­номических связей. Так, до 40% стоимости имущества 100 крупнейших ТНК (включая финансовые) находится за пределами их страны базирования.

Основа мирового господства ТНК — вывоз капитала и его эффективное размещение. Совокупные зарубежные инвестиции всех ТНК в настоящее время играют более существенную роль, чем торговля. ТНК контролируют треть производительных ка­питалов частного сектора всего мира, до 90% прямых инвести­ций за рубежом. Прямые инвестиции ТНК за рубежом в пред­приятия, оборудование и прочую собственность в середине 90-х годов превысили 3 трлн. долл. При этом прямые инвестиции ро­сли в 3 раза быстрее, чем инвестиции в целом, хотя первые все еще составляют примерно 6% годовых капиталовложений промышленноразвитых стран.

Обладая огромными капиталами, ТНК активно действуют на международных финансовых рынках. Совокупные валютные резервы ТНК в несколько раз больше, чем резервы всех цен­тральных банков мира вместе взятых. Перемещение 1-2% мас­сы денег, находящихся в частном секторе, вполне способно изме­нить взаимный паритет любых двух национальных валют. ТНК часто рассматривают обменные валютные операции в качестве наиболее выгодного источника своих прибылей.


Транснациональные корпорации во все большей степени становятся определяющим фактором для решения судьбы той или иной страны в международной системе экономических свя­зей. Активная производственная, инвестиционная, торговая де­ятельность ТНК позволяет им выполнить функцию между­народного регулятора производства и распределения про­дукции и даже, как считают эксперты ООН, содействовать экономической интеграции в мире.

ТНК вторгаются в сферы, которые традиционно считались областью государственных интересов — делают вывод экспер­ты ООН в докладе ЮНКТАД о транснациональных корпора­циях (1993 г.). Вместе с тем, речь не идет о движении к пол­ной интеграции мировой экономики под руководством ТНК. В действительности, деятельность ТНК ведет к интеграции, ин­тернационализации только в тех рамках и границах, которые определены получением максимальной прибыли.

Отмечая положительные стороны функционирования ТНК в системе мирового хозяйства и международных экономических отношений, следует сказать и об ихнегативном влиянии на экономику тех стран, в которых они функционируют. Специ­алисты указывают:

— на противодействие реализации экономической политики тех государств, где ТНК осуществляют свою деятельность;

— на нарушение государственных законов. Так, манипули­руя политикой трансфертных цен, дочерние компании ТНК, дей­ствующие в различных странах, умело обходят национальные законодательства в целях укрытия доходов от налогообложения, путем перекачивания их из одной страны в другую;

— на установление монопольных цен, диктат условий, ущем­ляющий интересы принимающих стран;

— переманивание высококвалифицированных специалистов ведущими ТНК из многих стран мира.

В целом ТНК — это достаточно сложный и непрерывно раз­вивающийся феномен в системе межхозяйственных связей, тре­бующий постоянного внимания, изучения и международного кон­троля. Тем более, что в нашей стране начинают возникать и развиваться крупные российские корпорации — финансово-промышленные группы, видящие свои перспективы в активной экс­пансии на внешних рынках.
Послевоенная история западноевропейских стран, Японии и «новых индустриальных стран» свидетельствует о том, что национальный капитал способен выдерживать конкуренцию с ТНК в том случае, если он сам структурируется в мощные фи­нансово-промышленные образования (адекватные международ­ным аналогам), способные проводить активную внешнеэкономи­ческую политику.

 

Вопрос 40.

Теории транснационализации — это группа теорий в области мировой экономики, объясняющих особенности появления и развития транснациональных корпораций (ТНК), а также закономерности осуществления этими корпорациями (компаниями) прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Несмотря на значительные прямые иностранные инвестиции и большое количество осуществивших их ТНК уже в начале XX века, первые специальные концепции, объясняющие феномен ТНК, появились лишь в 1950-1960-х годах

Дальнейшее развитие теорий транснационализации обеспечили несколько конкурирующих научных школ. Наибольшую известность получили эклектическая теория ПИИ британского ученого Дж. Даннинга, теория использования рыночной власти для транснационализации (школа С. Хаймера - Ч. Киндлебергера), теория жизненного цикла товара (создана в рамках Гарвардского проекта многонационального предприятия под руководством Р. Вернона), адаптированная японскими учеными К. Кодзима и Т. Озава под анализ ПИИ теория "летящих гусей", а также теория интернационализации фирмы Уппсальской школы (ее лидер - шведский ученый Я. Юхансон)

Все названные теории опираются главным образом на эмпирический материал ТНК развитых стран. Однако в настоящее время транснационализация охватила и многие развивающиеся страны. По сути, усиливается тенденция формирования полицентричного мира, где все возрастающую роль начинают играть ТНК развивающихся и постсоциалистических стран. Эти компании характеризуются своей спецификой осуществления ПИИ, которая часто сильно отличается от особенностей ПИИ компаний из США, Японии и Западной Европы. Соответственно основные усилия современных специалистов в области теорий транснационализации сосредоточены в сфере адекватного учета реалий новых участников транснационализации.

Вопрос 42.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.72.75 (0.047 с.)