Причины возникновения и особенности противоречий в международной торговле 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины возникновения и особенности противоречий в международной торговле



Либерализация торговли

Процессы, протекающие в современной международной торговле, позволяют сделать вывод, что либерализация становится ее основной тенденцией. На это указывает увеличивающаяся открытость национальных экономик, снижение уровня таможенных пошлин, отмена многих квот, ограничений, обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. Глобальный характер либерализации международной торговли определяется международным характером конкуренции в современных условиях. Успех на мировом рынке тесно связан с привлечением иностранных инвестиций. Большинство стран предлагают льготный торгово-инвестиционный режим для иностранных инвесторов.
Часто либерализация внешней торговли осуществляется в одностороннем порядке. Так, например, проводилась либерализация в странах Юго-Восточной Азии и в России. Однако обычно реформирование внешнеторгового законодательства проводится с учетом принципа параллельной либерализации в странах экономических партнеров. Практика показала, что наиболее надежной тактикой для достижения параллельности является принцип взаимности, реализуемый путем переговоров и взаимных уступок. Либерализация посредством переговоров является наиболее плодотворной, нежели односторонняя либерализация. Ключевым моментом становится способность страны доказать своим торговым партнерам целесообразность двусторонних действий.

Протекционизм

Наряду с явным и многосторонним процессом либерализации международной торговли существует и противодействующая этому процессу протекционистская тенденция. Эта тенденция свидетельствует о наличии глубинных политико-экономических интересов, стремлений всеми силами защищать отечественных производителей, сохранять рабочие места, поддерживать конкурентоспособность национальных товаров и отраслей. Наиболее широко протекционистская политика осуществляется теми странами, где ведутся структурные преобразования экономики, где имеет место экономическая депрессия и быстро растет конкуренция импорта. Международная практика свидетельствует, что обе тенденции — и либерализация (свобода торговли), и протекционизм являются внутренне присущими характеристиками международной торговли. И главная проблема в разрешении противоречия между этими тенденциями — это нахождение их рационального сочетания. Когда баланс интересов нарушается, рациональное сочетание превращается в свою противоположность, возникают противоречия.

Регулирование мировой торговли международными организациями
Важную роль в регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации. Одна из основных такого рода организаций — это Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)
Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 г. 31 декабря 1995 г. в связи с учреждением Всемирной торговой организации ГАТТ прекратила свое существование.

Роль ГАТТ

ГАТТ — многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли.

 

 

22 Вопрос

 

протекционизм во внешней торговле сформулирована меркантилистами еще в XV-XVII вв. Суть ее в следующем: в интересах собственного национального производства государство активно регулирует внешнюю торговлю, всячески поощряя экспорт и ограничивая импорт.

В период промышленной революции широко распространилась концепция свободной торговли - фритредерство. Согласно ей государство проводит политику либерализации внешней торговли, открывая внутренний рынок для иностранных товаров, капитана и рабочей силы.

Первая группа - таможенные пошлины (тарифы). Это традиционные и наиболее активно применяемые средства государственною регулирования внешней торговли: импортные (фискальные и протекционистские), экспортные и транзитные пошлины. Механизм их применения достаточно прост: единица измерения ввозимых товаров или единица декларируемой импортером стоимости товара облагается налогом в виде пошлины, что приводит к удорожанию ввозимых товаров на внутреннем рынке.

Вторая группа инструментов государственного регулирования - нетарифные ограничении (или так называемые нетарифные барьеры). К ним относят: административный запрет на импорт; количественные ограничения (так называемое квотирование); введение стандартов здравоохранения, безопасности, экологичности, установления уровня минимальной цены; введение правил по расфасовке и маркировке; и т. д.

Особую роль в регулировании международной торговли выполняют многосторонние соглашения, действующие в рамках:

§ ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле)

§ ВТО (Всемирная торговая организация)

§ ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами)

§ ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности)

 

23 Вопрос

Пошлина - денежный сбор, взимаемый государственными таможенными органами при провозе товаров через таможенную границу.
В зависимости от объекта обложения различают
Импортные пошлины

Экспортные пошлины

Транзитные пошлины


По способу взимания пошлины делятся на:
Адвалорные- взимаются с цены товара в форме процента

Специфические- взимаются с единицы веса или объема товара в форме фиксированной суммы, размер которой не зависит от динамики цен

 


Таможенный тариф - детальный перечень подлежащих таможенному обложению товаров с указанием ставок пошлин:

 


  • Одноколонный- указана одна ставка пошлины независимо от страны происхождения товара

  • Многоколонный- несколько ставок пошлин на одну тарифную позицию в зависимости от страны происхождения.

24 Вопрос

НЕТАРИФНЫЕ БАРЬЕРЫ (нетарифные ограничения), ограничительное регулирование внешней торговли, представляющее собой совокупность экономических и административных мер, не связанных с применением обычных таможенных пошлин. Роль нетарифных барьеров возрастает в условиях снижения таможенных пошлин.

Основная форма нетарифных барьеров - количественные ограничения, которые предполагают установление квот на импорт (в отдельных случаях на экспорт).

Квотирование - наиболее жёсткая административная форма регулирования внешней торговли, которая в промышленно развитых странах в основном отменена (за исключением квотирования небольшой группы товаров, в основном сельскохозяйственных). Разновидностью количественных ограничений являются добровольные ограничения экспорта, вводимые странами-экспортёрами под давлением стран-импортёров.

По своему экономическому воздействию на торговлю к количественным ограничениям могут быть отнесены и такие барьеры, как "правила о смешивании". Этот вид количественных ограничений предусматривает потребление определённой доли отечественной продукции на единицу импорта. Эти правила могут содержать как прямые предписания относительно доли спроса, приходящейся на местную продукцию, так и побуждать к этому импортёров или потребителей косвенным путём.

К нетарифным ограничениям относится и лицензирование, которое предполагает получение разрешения на ввоз или вывоз отдельных товаров. Обычно лицензирование является формой контроля за поставками товаров в соответствии с установленными квотами, но может использоваться и самостоятельно для регулирования внешней торговли специфическими товарами (напр., вооружением).

 

Нетарифным барьерам относятся:

1) таможенные и административные процедуры при импорте, так называемые паратарифные барьеры, включающие систему и процедуру оценки импортируемых товаров, различия в тарифной классификации и документации, закрытие некоторых пограничных пунктов и др. формальности при прохождении товаров через таможню;

2) стандарты, мешающие развитию торговли, а также различия в национальных законодательствах о стандартизации и т. п. Технические стандарты, нормы упаковки, маркировки и т. д. часто применяются к импортируемой продукции слишком жёстко. В последнее время в качестве барьера для импорта иностранных товаров стали широко использоваться природоохранные стандарты на машины и оборудование. Сюда относится также санитарный и ветеринарный контроль импортируемых продуктов питания, в т. ч. введение карантинов, условия изготовления, требования к содержанию определённых веществ в продукте и т. д.;

3) налоги на импорт, такие, как первоначальный залог за импорт, антидемпинговые и компенсационные пошлины, административные и статистические сборы, пограничные налоги и т.д.;

4) ограничение ввоза путём введения внутреннего налогообложения и через механизм цен. В эту группу барьеров входят минимальные и максимальные импортные цены, устанавливаемые в некоторых странах, а также различные внутренние налоги, осложняющие доступ импортируемой продукции на национальный рынок;

5) непосредственное участие государства в торговле, что приводит к дискриминации иностранных экспортёров при правительственных закупках, введение государственной монополии на импорт отдельных товаров.

Вопрос об установлении нетарифных барьеров в торговле является важным предметом обсуждения на международных переговорах. В рамках ГАТТ подписан ряд соглашений об упорядочении применения нетарифных барьеров. В итоге переговоров в 1974-79 гг. (Токио-раунд) были подписаны соглашения (так называемые кодексы) об импортном лицензировании, о применении антидемпинговых пошлин, о выдаче субсидий и установлении компенсационных пошлин, о технических барьерах в торговле и правительственных закупках, которые обязательны для стран их подписавших (50-70 стран - членов ГАТТ). В процессе нового этапа переговоров в 1986-93 гг. (Уругвайский раунд), в ходе которого ГАТТ было преобразовано во Всемирную торговую организацию (ВТО), были заключены новые соглашения по нетарифным барьерам (по санитарным и фитосанитарным нормам, о защитных оговорках), а соглашения, заключённые ранее, стали многосторонними торговыми соглашениями, обязательными для всех членов ВТО. И. П. Фаминский.

 

25 Вопрос

 

Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя целый ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО, но вместе с обязательствами Россия получит и права, которые позволят защищать внешнеторговые интересы России на мировом рынке и откроют путь к тому сложному процессу, который получил название «интеграция в мировое хозяйство».

 

Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

 

  • Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО,в частности, в банковской сфере;
  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

 

 

26Вопрос

Объективные основы

Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX века стала ведущей тенденцией развития современного мирового хозяйства. Одна из основных тенденций глобальной интернационализации мирового хозяйства как результата развития международного разделения труда и международной кооперации производства проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран. Эти страны и группы государств становятся своеобразными интеграционными центрами, вокруг которых группируются другие государства, образуя своеобразные материки в океане мирохозяйственных связей.
Экономическая интеграция, в свою очередь, создает условия для ускорения интернационализации производства стран - участниц этого процесса, выравнивания их основных социально-экономических параметров. Схематично процессы, ведущие к экономической интеграции, можно выразить следующей взаимосвязанной (с обратной связью) цепочкой: развитие производительных сил международное разделение труда интернационализация производства и капитала экономическая интеграция. На экономическую интеграцию существенным образом влияют два фактора, о которых говорилось выше: научно-технический прогресс и транснациональные корпорации.

 

Формирование экономических союзов становится важным фактором международных отношений во второй половине XX века. Успех Европейских Сообществ стимулирует создание объединений государств, расположенных в непосредственной близости друг от друга, в других частях мира. Как правило, целями подобных группировок являются: интенсификация взаимных торговых и финансовых потоков, создание зоны мира в регионе, совместное решение специфических региональных проблем, коллективная защита от более сильных соседей и представительство интересов группировки в международных организациях.

Конечной целью экономических союзов является слияние экономических структур стран-участииц в единый хозяйственный комплекс с региональным разделением труда, при относительно высоком уровне развития производительных сил и достаточной степени интенсивности взаимных связей.

 

 

27Вопрос…………

 

28……………….

 

29Вопрос

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (integration, от лат. integratio - восстановление) - взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию.

На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» - в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.

Причины:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.021 с.)