Возрастные особенности детей первого года жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные особенности детей первого года жизни



Общая характеристика физического и психического развития детей. Ребенок рождается с массой тела от 2,5 до 4 кг (приведены средние показатели). Длина тела при рождении обычно варьируется в пределах 48-58 см. В первые дни новорожденные теряют в весе от 200 до 300 г, но примерно через неделю эта потеря компенсируется. В дальнейшем вес ребенка быстро нарастает. В первом полугодии ребенок ежемесячно прибавляет в весе от 600-700 г до 1 кг; во втором – 400-500 г. К концу года вес малыша составляет 10-10,5 кг. Длина тела увеличивается каждый месяц в среднем на 3 см и к концу года в норме составляет 84-94 см.

Для ребенка первого года жизни характерен быстрый темп развития. Буквально каждый месяц происходят изменения в физическом и психическом развитии. Быстро развивается нервная система, однако она еще очень слаба, поэтому малыш быстро утомляется. За счет регулировки главных функций организма ребенок приспосабливается к окружающей среде – научается ползать, сидеть, ходить, брать в руки предметы.

Идет процесс интенсивного сенсорно-моторного развития. Ребенок слушает, смотрит, видит, действует. К концу года на основе возросших физических возможностей у него появляется стремление к самостоятельным разнообразным познавательно-исследовательским действиям. Малыш становится более умелым: он не только разнообразно манипулирует предметами, обследуя их, но и способен к некоторым более сложным действиям: собирает пирамидку, открывает и закрывает коробки и т.п., что требует элементарных соотносящих действий. С помощью взрослых пытается выполнять некоторые орудийные действия (например, есть ложкой).

Формируется потребность в общении ребенка с взрослым. Позитивная динамика в физическом, познавательном, речевом, социально-коммуникативном развитии малыша возможна только при условии организации развивающего непосредственно-эмоционального общения взрослого и ребенка. В процессе общения развиваются манипулятивные, результативные, соотносящие действия, происходит освоение орудийных действий.

К концу первого года жизни малыш все лучше понимает речь взрослых и начинает произносить первые слова. С развитием речи формируются предпосылки развития знаковой функции сознания.

Ведущий психический процесс в младенческом и раннем возрасте – восприятие, которое определяет своеобразие других психических функций и поведение ребенка в целом (память проявляется в форме узнавания, мышление – наглядно-действенное). Поведение ребенка ситуативно и определяется наглядной ситуацией, отчетливо проявляется потребность в новых впечатлениях. Эмоции ребенка направлены на человека и окружающие его предметы, на собственные действия (радость, огорчение, обида, тревога). У ребенка появляются: эмоциональный отклик на разно­образную по характеру музыку, элементарная певческая, двигательная активность (плясовые движения, хлопки, полуприседания и т.п.), эмоциональная реакция на яркие, красочные предметы, игрушки.

У малыша зарождается начальная форма самосознания (по Е.О. Смирновой). Во-первых, на основе манипулятивных и зарождающихся орудийных действий у ребенка складывается представление о себе самом как источнике собственных действий (предпосылки появления субъектной позиции); во-вторых, ребенок выделяет себя как субъект общения и обращений к нему взрослого, чувствует отношение к себе, что является основой зарождающейся самооценки (ощущение своей нужности или не­нужности, доверия к миру или комплекса неполноценности).

Особенности социальной ситуации развития ребенка. Все потребности ребенка удовлетворяются через взрослого, поэтому социальную ситуацию развития называют ситуацией «пра-мы» (М.И. Лисина). Отношения взрослого и ребенка реализуются и формируются в ведущем виде деятельности – непосредственно-эмоциональном общении. В общении удовлетворяются физиологические и эмоциональные потребности малыша, решаются задачи всестороннего развития ребенка. Эта деятельность интегративна, многофункциональна, поэтому важно обеспечить сначала ситуативно-личностное (до 6 месяцев), а затем ситуативно-деловое общение.

На протяжении всего первого года жизни важно положительно окрашенное эмоциональное общение взрослого с ребенком – это является основой их умственного развития и стремления к познанию окружающего мира. В условиях образовательной организации это особенно важно, так как ребенок слишком мал и полностью зависим от взрослых. Педагоги берут на себя функции матери, а это крайне ответственно. Младенец рано начинает выяснять и чувствовать подлинное отношение к нему со стороны взрослых. Чувство защищенности и базового доверия к окружающему миру формируется только в эмоционально позитивном общении.

Содержание общения: обмен положительными эмоциями между ребенком и взрослым, взаимодействие по поводу игрушек и различных материалов. Способы общения: физический контакт (поглаживание, прикосновение), жесты, мимика (улыбка, доброжелательный взгляд), вокализации, разговор с ребенком, совместные действия. Результат: полноценное физическое, психическое развитие ребенка, появление у него предпосылок позитивного образа «Я». Внешне это проявляется в оптимальной активности ребенка на фоне комфортного эмоционального состояния. Он осваивает доступные способы общения: эмоции, движения, жесты, подражает действиям взрослых, эмоционально значимых для ребенка. Проявляется первичная дифференциация взрослых; появляются предпочтения в зависимости от степени и характера активного взаимодействия взрослого с ребенком.

К концу года начинается постепенное «отделение» ребенка от взрослого, что проявляется в отстаивании ребенком своих желаний, настойчивости в их удовлетворении, стремлении к независимости от взрослого. «Приобретения» первого года жизни (ходьба и речь) изменяют социальную ситуацию развития ребенка: прежняя ситуация «мы» как единство взрослого и малыша распадается и создается основа для новой возрастной ступени. По определению психологов, стремление к независимости и объективная зависимость от взрослого – главное противоречие первого года жизни ребенка. Кризис первого года жизни требует перестройки отношений взрослого и ребенка.

Возможность самостоятельного передвижения, наличие обогащенной предметной среды, содержательное, эмоционально насыщенное, комфортное для ребенка общение с взрослым активизируют исследовательское поведение малыша. В результате у него формируется познавательная активность по отношению к предметному миру, стремление к самостоятельным и разнообразным сенсорно-моторным действиям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.208.183 (0.008 с.)