Ситуация (автор Лебедева М.М.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуация (автор Лебедева М.М.).



В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.

Решение: подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.

А как давно мальчик стал посещать данную группу? Он пришёл в уже сформировавшийся коллектив? Ведь как правило дети сами не принимают новичков, а если ребёнок тих и замкнут, тем более. Он для остальных как невидимка. Надо активнее вовлекать такого ребёнка во все события группы, акцентировать внимание на нём, не навязчиво, чтобы не смущать новичка. Чтобы дети прочувствовали, что достойный человек пришёл в группу. Достойный их внимания. Нужно найти какую-то изюминку, особенность и показать её детям. Можно почитать детям сказки о дружбе, о взаимоотношениях между людьми. Есть книга психотерапевтических сказок О. В. Хухлаевой "Лабиринт души". Сказки написаны не только самой Ольгой Владимировной, но и ее студентами. Даже на родительских собраниях читаю сказки из этой книги, они очень коротенькие, но такие емкие по содержанию!

Или, к примеру, такая терапевтическая сказка: МАЛЕНЬКИЙ КОТЁНОК Возраст: 5-12 лет. Направленность: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности. Одиночество. Ощущение себя "белой вороной". Ключевая фраза: "Я не такой, как они Жил-был маленький-маленький Котенок. Жил он в маленьком и очень уютном домике, вместе со своей мамой-кошкой и папой-котом и братьями и сестрами - котятами. И был он самый маленький и очень рыжий. Да-да, совсем рыжий. Когда он шел по улице, сразу было видно, что это именно ОН идет, такой он был рыжий. И самое удивительное было то, что все вокруг него были серые: темно-серые, светло-серые, серые в черную и белую полоску - и ни одного, ну ни одного рыжего. Все в его семье - и мама-кошка, и папа-кот, и все котята - были очень красивых серых оттенков; и вся его родня была серая, и все знакомые. Словом, из всех, кого он знал, он один был такой рыжий! И вот однажды случилась с ним совсем печальная история. Когда наш маленький Котенок гулял во дворе, он увидел двух сиамских котят, которые весело играли в мячик, прыгали и веселились. - Привет,- сказал рыжий Котенок,- вы так здорово играете. Можно, я поиграю с вами? - Не знаем,- сказали котята,- видишь, какие мы красивые: голубовато-серого цвета, а ты какой-то странный, почти красный, мы никогда таких не видели, и лучше будем играть вдвоем! Тут к ним подошел большой непослушный котенок с соседнего двора; он был темно-серый в тонкую черную полоску. Он недобро усмехнулся и сказал: "Ты такой маленький и оранжевый... Очень может быть, что ты вовсе не маленький рыжий котенок, а просто-напросто большая, красная МЫШЬ!" Очень-очень грустно стало маленькому Котенку, он потерял аппетит, почти каждую ночь плохо спал, ворочаясь в своей кроватке, и все думал: "Я такой маленький, такой рыжий! Другие даже не хотят играть со мной и, наверное, никто никогда не будет со мной дружить!". Котенку было очень обидно и больно. И стал он такой печальный, совсем перестал гулять во дворе, а все больше сидел дома и смотрел в окно. Маме он говорил, что ему совсем не хочется гулять, но на самом деле он очень боялся, что будет гулять там совсем один и никто не захочет играть с ним! Так он сидел целыми днями у окошка и грустил. Но однажды случилось вот что: с самого утра было сыро и пасмурно, все было серым и блеклым и всем было очень-очень грустно в такую погоду. И вдруг из-за туч выглянуло солнышко. Оно раскрасило все вокруг в яркие цвета, и всем стало очень весело и светло. "Как все любят солнышко, какое оно красивое. А ведь оно такое же оранжевое, как и я! - подумал маленький Котенок - Я буду таким же хорошим, и всем будет тепло и радостно рядом со мной!". И котенок решил выйти во двор и немного погулять. На улице была ужасная суматоха: все столпились около самого большого дерева во дворе, на котором громко плакал маленький белый котенок. Он очень боялся, но никак не мог слезть вниз. Все очень беспокоились, что он упадет. Но наш рыжий Котенок храбро залез на дерево и снял малыша. Все вокруг очень радовались и говорили: "Смотрите, какой храбрый и добрый котенок!". "Да,- говорили другие,- он очень смелый, просто настоящий герой!". И все поздравляли Котенка, которому было от этого очень радостно. Он выпрямился во весь рост и распушил хвостик. "Смотрите, какой он красивый, добрый и яркий, как маленькое солнышко!" - сказал кто-то. И маленький Котенок шел домой очень-очень счастливый и светло улыбался всем вокруг.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ - Из-за чего грустил и переживал Котенок? Почему с ним не хотели играть? - Что понял Котенок, когда посмотрел на солнышко? - С тобой когда-нибудь случалось что-то похожее? - Чему ты мог бы научиться у котенка, а чему мог бы научить его сам?

 

 


 

Организации поэтапной совместной деятельности взрослого и ребёнка по решению конкретной образовательной задачи

(по Е.Д. Файзуллаевой)

 

В основу данного подхода взята культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и разработки П.Я Гальперина по формированию умственных действий. Организация совместной деятельности взрослого и ребёнка раннего возраста представлена в виде технологии, в которой отражены следующие блоки:

· этапы совместной деятельности взрослого и ребенка – мотивационный, организационный, закрепляющий этапы;

· расположение в пространстве (лежа на ковре, сидя за столом, во время прогулки и т.д.)

· содержание коммуникации «Взрослый – Ребёнок» («посмотри, как я делаю, и повтори за мной», «сделай как я», «какой ты молодец» и т.д.)

· предметно-развивающая среда (наличие пособий, игр, оборудования и др.)

· ожидаемый промежуточный результат (например, ребенок проявляет любопытство, интерес, задает вопросы, отказывается, уходит и т.п.)

· реальное поведение ребёнка в процессе деятельности (например, отвлекается, не проявляет интереса, смотрит с интересом и т.д.)

· взаимодействие с родителями и другими педагогами, специалистами (отработка и закрепление навыков и умений в других пространствах жизнедеятельности и т.д.).

Целостность, связность и системность организованной совместной деятельности отражена в технологической карте(см.Приложение). В процессе взаимодействия с ребёнком взрослый последовательно реализует следующие этапы: мотивационный, организационный, закрепляющий.

Мотивационный этап является важным этапом в совместной деятельности. В начале организованной совместной деятельности по решению конкретной образовательной задачи взрослый «строит образ “идеального”» - показывает ребёнку примеры осваиваемого умения, культурные формы (кушать ложкой, застёгивать одежду на пуговки, вежливо попросить мяч и пр.). Этот этап предполагает разнообразные формы демонстрации культурных форм (демонстрация образца самим взрослым, совместное наблюдение за другим человеком, просмотр видеоматериалов и т.п.). Задача данного этапа – проявить у ребёнка интерес к предлагаемому виду деятельности и выработать положительное отношение к взаимодействию со взрослым.

Организационный этап является основным и содержит несколько последовательно реализуемых шагов:

1. Совокупное действие, которое сопровождается комментарием взрослого для максимально точного введения ребёнка в действие. С этой целью взрослый «совмещается» с ребёнком (например, берёт предмет рукой ребёнка, одновременно держа руку ребёнка в своей). Выполняя синхронно действия совместно с ребёнком, как один человек, взрослый тем самым вводит в опыт ребёнка осваиваемое умение. Ребёнок в этом случае занимает пассивно-активную, ведомую позицию. Он «проживает» действия, которыми руководит взрослый. Через такое участие взрослого он получает «образ» выполнения действий, в том числе их последовательность.

2. Совместная распределённая деятельность взрослого и ребёнка. Взрослый показывает ребёнку образец действия, ребёнок подражает его действиям. Деятельность осуществляется по образцу (действия взрослого) с комментариями взрослого по поводу каждого действия.

3. Совместная распределённая деятельность взрослого и ребёнка. Осуществление совокупных действий, когда взрослый начинает действие, побуждая тем самым ребёнка к совместному выполнению. Он словами и поддерживающими жестами и действиями помогает ребёнку осуществлять необходимые действия. Хвалит ребёнка.

4. Совместная распределённая деятельность взрослого и ребёнка. Ребёнок выполняет действия по освоенному образцу в присутствии взрослого. Взрослый оказывает поддерживающую функцию. Ребёнок выполняет и комментирует свои действия (этап громкой речи). Взрослый следит за их последовательностью и при необходимости помогает ребёнку, поддерживает его похвалой, жестами, взглядом и другими средствами.

5. Совместная деятельность взрослого и ребёнка. Ребёнок выполняет действия по освоенному образцу в присутствии взрослого. Ребёнок практически самостоятельно выполняет действия, комментирует шёпотом (этап тихой речи). Взрослый следит за его действиями, поддерживает его похвалой, жестами, взглядом и другими средствами.

6. Совместная деятельность взрослого и ребёнка. Взрослый вводит средство-опору для того, чтобы ребёнок мог самостоятельно осуществлять контроль своих действий, без ориентации на взрослого. Средство-опора – это плакат, серия картинок, на которой в схематичном виде указано формируемое умение (действия, их последовательность). Взрослый знакомит ребёнка с этим средством, вместе они обсуждают то, что изображено на картинках, связывают это с опытом выполнения подобных действий ребёнком. Затем ребёнок выполняет усваиваемые действия с опорой на это средство. Взрослый поддерживает ребёнка словами, жестами и другими средствами.

На заключительном этапе происходит закрепление приобретаемых умений и навыков ребёнком, их автоматизация. С этой целью взрослый вводит в опыт ребёнка выполнение усваиваемых действий в разнообразных жизненных пространствах и обстоятельствах. Для этого он привлекает других взрослых, с которыми контактирует или проживает ребёнок.

Эффективность осуществляемой деятельности обеспечивается связностью всех элементов образовательной среды (объектные элементы: пространство, предметы; субъектные элементы: участники образовательного процесса). Для достижения намеченных результатов взрослый организует процесс взаимодействия с ребёнком, используя разнообразные средства – предметы, объекты, в качестве которых могут быть игрушки, картинки, книги с иллюстрациями, видеосюжеты и пр.

Взрослый, заранее планируя взаимодействие с ребёнком, определяет пространство, соответствующее поставленной задаче. Это может быть и пространство игровой комнаты, умывальник, прихожая, прогулочная площадка и т.п. Также взрослый определяет количество участников совместной деятельности и их расположение – на ковре, за столом; рядом, друг напротив друга и т.п. На каждом этапе организованной совместной деятельности с целью допущения большей самостоятельности ребёнка взрослый определяет собственную позицию в пространстве в соответствии с решаемой задачей и уровнем освоения ребёнком умения. Так, на этапе совокупного действия взрослый максимально физически приближен к ребёнку, фактически слит с ним в процессе выполнения осваиваемых действий. На последующих этапах взрослый всё более дистанцируется от ребёнка, расширяя пространство его самостоятельного выполнения действий, сопровождая в одном случае поддерживающими совместными действиями (взрослый начинает, ребёнок продолжает), в другом случае – комментариями действий ребёнка, их оценку, и поддерживающими жестами, взглядом, в третьем случае. Само присутствие взрослого обеспечивает психологическую поддержку ребёнка. С целью достижения большей самостоятельности ребёнка взрослый передаёт ему функцию контроля выполнения действий путем введения средств-опор. После автоматизации осваиваемого умения взрослому достаточно подать сигнал (выразить просьбу, сделать указание, жестом пригласить и т.п.), чтобы «запустить» необходимую реакцию ребёнка на выполнение необходимой деятельности, проявления нужного умения.

Реализация демократичного (открытого) стиля взаимодействия взрослого и ребёнка способствует положительному фону совместной деятельности взрослого и ребёнка. Открытые действия взрослого служат образцом поведенческих и вербальных моделей для ребёнка, который усваивает формы взаимодействия путём подражания. Также этот стиль общения инициирует интеракцию ребёнка – такие формы обращённости ребёнка на взрослого, в которых он активен, инициативен, открыт к контакту. Различим «открытые» и «закрытые» типы реагирования ребёнка (по Е.Д. Файзуллаевой) [Файзуллаева Диссертация].

«Открытые» типы реакций – реакции, направленные на взаимодействие: физические – смотрит на человека, использует поддерживающие жесты (дружеское похлопывание, поглаживание, объятия и т.п.), подаёт руку или предмет, приближается, обменивается игрушками, приглашает, уступает место и пр.; вербальные – использует речевые выражения, обозначающие просьбы, приглашения, предложения («посмотри», «дай, пожалуйста», «помоги», «уступи», «возьми», «давай будем делать…»), вопросы, направленные на выявление сути, причины («зачем ты это сделал?», «почему ты взял?», «как это произошло?» и т.п.) или объяснения («это случилось, потому что…?») и т.п.; эмоциональные – реагирует, демонстрируя симпатию, проявляет эмпатию (улыбка, смех, выражения заинтересованности, удивления, сорадования, сопереживания, сочувствия и пр.).

«Закрытые» типы реагирования – реакции, не направленные на взаимодействие: физические – не смотрит в сторону другого человека, в ответ на его действия, отходит в сторону, отгораживает своё пространство игры, делает жесты, означающие ограничение (закрывает рукой свои предметы, показывает границу, дальше которой нельзя продвигаться и т.п.), использует жесты, демонстрирующие нежелание взаимодействовать (сжимает кулаки, размахивает руками, закрывает руками уши, глаза и т.п.), убирает свои вещи, прячет их, отодвигает и т.п.; вербальные – речь отсутствует, либо использует речевые выражения, обозначающие угрозу, требование («уйди», «не трогай», «отдай», «я тебя сейчас стукну» и т.п.); эмоциональные – реагирует, демонстрируя антипатию или индифферентное отношение (мимика отсутствует, кривит рот, закатывает глаза, всхлипывает, плачет, показывает язык и т.п.).

Педагог стремится к проявлению у ребёнка «открытых» типов реагирования при совместной деятельности.

Все эти условия организации совместной деятельности взрослого и ребёнка осуществлялись нами в рамках формирующего эксперимента с группой детей от 2 до 3 лет.

В приложении приведены образцы технологических карт, в которых отражена экспериментальная работа педагогов по формированию конкретных умений и навыков детей, посещающих группу присмотра и ухода.

 

Задание. Составьте собственную технологическую карту.

(Примеры ТК в Приложении)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.017 с.)