Тема 4. Возрастные периоды эпохи детства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Возрастные периоды эпохи детства.



 

Период новорожденности. Особенности развития ребёнка младенческого возраста. Период раннего детства. Особенности развития ребёнка раннего детства. Психология дошкольного возраста.

    Возрастной период       Границы Психическое содержание       Сензитивный период     Новообразования
Соц.ситуация развития ВВД Развитие психических функция
  Новорожден- ность   От рожд. до 2 нед. (1 мес.)     Ребенок полностью зави-сим от взрослого (удовлетворяет все его витальные потребности). Этап адаптации ребенка к новым условиям жизни.   Тесная связь ребенка с матерью Полная зависи-мость от взросло-го   1. Наличие безусловных врожденных рефлексов. 2. Активное становление восприятия. Появляется реакция сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Зрительное сосредоточения появляется на 3-5 неделе, внешне появляется также: ребенок замирает и задерживает взгляд на ярком предмете. В конце 1-го – начале 2-го месяца жизни ребенок начинает отчетливо выделять взрослого из окружающей обстановки. 3. Развитие эмоциональной сферы.     С 7 по 21 день – благоприятный период для развития зритель-ного сосредоточе-ния, которое важ-но для последую-щего развития внимания. 0-24 мес. благоприятный период для эмоционального развития, двига- тельной актив-ности, развития зрения и муз.спо-собностей. 0-6 лет – сензит. период для разви-тия речи. 0-5,5 лет – для сенсорного разви-тия Возникновение ответной реакции ребенка – улыбки на обращение матери или взрослого.   Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи.   Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскиды- вает руки, быстро двигает ногами, издает громкие зву- ки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция называется «комплексом оживления» (2-4 мес.)
    Младенчест-во     От 1 мес. до 1 года     Тесная связь ре-бенка со взрослым (ребенок зависим от родителей)   Эмоциональная привязанность к близкому челове-ку (к матери)   Восприятие: к 4 мес.не прос-то видит, но уже смотрит, активно реагирует на уви-денное, двигается. Воспри-нимает форму предметов, выделяет контур, реагирует на цвет. Развивается прост-ранственное восприятие, восприятие глубины. Память: первым появляется узнавание. 4-ех месячный ре-бенок отличает знакомое ли-цо от незнакомого. После 8 мес.появляется воспроизве-дение – восстановление в па-мяти образа. Эмоциональное развитие: Первые 3-4 мес.появляются разнообразные эмоц.состоя-ния: удивление, тревож-ность при физич.диском-форте, расслабление при удовлетворении потребнос-ти. 7-11 мес. – страх рас-ставания» Речь: в первом полугодии формируется реч.слух. Гуление. Во втором полугодии – лепет. К концу 1-го года понимает 10-20 слов, произносимых взрос-лыми.   Сензитивный пе-риод для развития речи. С огромной скоростью ребе-нок увеличивает свой слов.запас – это самое интен-сивное увеличе-ние словаря в жиз-ни человека. Ребенок в этот пе-риод наиболее чувствителен к языковым нормам. Поэтому взрос-лым нужно гово-рить четко и ясно.   Сензит.период для сенсорного разви-тия. Развиваются Умения видеть, слышать, ощу-щать запах, вкус. Сенсорных впе-чатлений у ребен-ка должно быть как можно боль-ше. От 1,5 – 5,5 лет сензит.период для восприятия маленьких пред-метов. От 1-4 лет сензит. период движений и действий.     К концу младенчества посте-пенно начинает ходить (прямохождение)   Появляется потребность в общении со взрослым (речь ситуативна, автономна)   К концу 1 го-да начинают узнавать себя в зеркале
  Кризис 1 года       Переходный период между младенчеством и ранним детством. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций, когда родители не понимают его желания) Признаками кризиса ребенка первого года жизни: - «Трудновоспитуемость» — упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания; - Резкое увеличение новых форм поведения, попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур; - Повышенная чувствительность к замечаниям — в ответ следуют обида, недовольство, агрессия; - Повышенная капризность; - Противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее. Расширяется пространство ребенка, он отделяет себя от взрослого. Появляется первое слово (речь). До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт с взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов. Характер указательных действий. Это является критерием распада социальной ситуации. Где было единство, стало двое: ребенок и взрослый. Между ними новое содержание - предметная деятельность. К девяти месяцам ребенок становится на ножки, начинает ходить. Ребенок в раннем детстве - уже ходящий: плохо, с трудом, но все, же ребенок, для которого ходьба стала основной формой передвижения в пространстве. Самое становление ходьбы и есть первый момент в содержании данного кризиса. Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. По форме она является общением. По содержанию - эмоционально-непосредственной связью с взрослыми и ситуацией. Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года. Основное новообразование связано с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи.    
  Раннее детство   2 периода:   1 – 2 года   2 -3 года     Отношения взрос-лого и ребенка опосредованы предметом. Появ-ляется потреб-ность в общении со взрослым (взрослый – важный носитель инф.)     Простейшие манипулятивные действия с пред-метом     Предметно-мани-пулятивная игра. Появляются пред-меты – заместите-ли. Имитация действий, прос-тейший сюжет. Ребенок в боль-шинстве случаев играет один.       Речь: быстро растет актив-ный и пассивный словарь. (1000-1500 слов). Речь для него средство регуляции и коммуникации. Восприятие: развиваются все психич.функции: внима-ние, память, мышление, но доминирует восприятие. До 2 лет ребенок не может действовать без опоры на восприятие. Память: узнавание, нет опоры на прошлый опыт. Мышление: наглядно-действенное, которое осно-вывается на восприятии и действиях. В 2 года появля-ется внутренний план дейст-вий. Эмоцион.развитие: ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно восприни-мает. Желания ребенка не устойчивы, и быстро перехо-дящие, он не может их конт-ролировать и сдерживать, ограничивают их только на-казания и поощрения взрос-лых. Самосознание: появляется гордость за свои достижения Стремится к самостоятель-ности, в игре способен про-явить инициативу, показать свою самость     От 1,5 – 5,5 лет сензит.период для восприятия маленьких пред-метов. От 1-4 лет сензит. период движений и действий.   От 1,5 – 5,5 лет сензит.период для восприятия маленьких пред-метов. От 1-4 лет сензит. период движений и действий.   2-3 года сензит. период для разви-тия речи.     К концу периода возникают первоначальные основы (зачатки) самосознания. Развивается активная речь. Развитие сенсорных анализаторов.   Познавательная активность. Вырабатываются различные сигналы, жесты. Тактильная исследователь-ская деятельность (сенсор-ные эталоны).
  Кризис 3 лет (2,5 – 3,5 лет)       Кризис 3 лет– возрастной кризис, который возникает при переходе из раннего возраста к дошкольному. Характеризуется резким кардинальным изменениям в характере и поведении ребенка, У ребенка возрастают желания, потребности быть самостоятельным, а они входят в противоречие с его ограниченными психо-физиологическими возможностями. Возникает психологическое противоречие: «Я хочу, но не могу». Появляется местоимение «Я». К 3,5 – 4 годам ребенок не только понимает внешние границы своего тела (свое физическое Я), но и начинает осознавать свое внутреннее Я, которое скрыто от всех окружающих (внутренняя Я-концепция). Это естественное возрастное новообразование, которое обязательно должно проявиться соответствующими симптомами:   Негативизм - первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. При этом ребенок не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Упрямство- второй симптом кризиса трех лет. Упрямство проявляется в том, что ребенок настаивает на чем-либо не потому, что это ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является принятое ребенком самостоятельное решение - он так сказал, он этого хочет.   Строптивость - третий симптом кризиса. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против существующего образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве, противоречии просьбам и требованиям взрослых, проявляется в стремлении настоять на собственном желании.   Своеволие, своенравие- четвертый симптом кризиса трех лет. Он заключается в тенденции ребенка к самостоятельности: ребенок все хочет делать сам. Он проявляет нетерпимое отношение к опеке взрослого, отказывается от его помощи.   Протест-бунт - пятый симптом; все в поведении ребенка начинает носить в ряде отдельных проявлений протестующий характер. Поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто он находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.   Обесценивание - шестой симптом кризиса; ребенок старается обесценить игрушку, другие предметы, взрослых и сверстников. В его лексиконе появляются ругательные слова.   Седьмой симптом кризиса трех лет двойствен; в семье с единственным ребенком встречается стремление кдеспотизму- взрослые должны делать то, что хочет ребенок. В семье с несколькими детьми чаще встречается симптом ревности к младшим или старшим братьям и сестрам. Последние 3 признака – невротические признаки.    
  Младший дошкольный возраст   3 - 4 года   К концу периода возникает потреб-ность к общению со сверстником     Ведущий вид де-ятельности – игро-вая деятельность. Специфика игры – игры с предмета-ми остаются, но усложняются. Появляется роль и сюжет игры (при-митивные сюже-ты) Появляется контакт со сверст-ником. В боль-шинстве случаев дети играют вдвоем. Переход от манипулятив-ной игры к роле-вой.       Восприятие: носит предметный характер (свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета). Он видит их слитно с предметом. Внимание: Внимание непроизв. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7—8 минут. Память: Процессы памяти остаются непроизвольными. По-прежнему преобладает узнавание. Хорошо запоми- нает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Хорошо развита двиг.память Мышление: Сравнивают, анализируют в наглядно-действенном плане. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое). На 4 году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разго- воре родовыми понятиями (игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда). Воображение: На 4 году жизни воображе- ние развито еще слабо, но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображ. ситуации, лишь начинают формироваться и проявлять- ся. Речь: продолжает оставаться ситу-ативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Слов.запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Часто сопровождают свои действия приборматыванием С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели.   В возрасте 3 – 4 лет наступает период развития осознанной речи. Именно в это время формирует- ся осознание ре- бенка себя как лич ности и понима- ние собственной мысли.   От 0 – 5,5 лет период сенсорного развития   От 1 – 4 лет – период развития движений и действий.   Развитие активной речи ребенка.   Становится возможным выполнение простых рече- вых инструкций взрослого. Это открывает дальнейшие возможности овладения своим поведением. Поэтому выполнение речевых ин-струкций можно рассмат-ривать как первую форму произвольного поведения ребенка.   Появление игровых замещений. Становление игровых замещений дает начало новой форме деятельности — сюжетно-ролевой игре.   Формирование потребности в общении со сверстником;   Развитие самосознания и самостоятельности ребенка. У детей появляется отчет- ливое стремление к дос- тижению результата, про- дукта своей деятельности
  Средний дошкольный возраст   4 – 5 лет     Главным элемен-том остается сверстник (пот-ребность в обще- нии)     ВВД – игровая деятельность. Специфика игры: Сюжет и роли стан-ся разно-образнее с расши-рением соц.опыта. Чувствительность к правилу и чув-ствительность к другим. В игре по-является услов-ность. К концу периода в играх начинают появляться игро-вые правила, кото-рые и определяют его поведение.   Высокий темп психического, личностного и физического развития. Память: начинает формироваться произвольна память. Созна- тельное, целенаправленное запоминание и припоми- нание появляются только эпизодически. Период расцвета страхов. Ребёнок боится сказочных персонажей, темноты, неприятных снов, собак, глубины.. Появляются стереотипы полового пове дения, мужско го или женского, что больше всего отражается в игре. И если девочки предпочитают тихие, «семейные» игры, то мальчикам необходим азарт, соревнование, технические средства. Речь: словарный запас превышает 2000 слов. В нём появляются абстрактные понятия (счастье, добро, любовь…) В играх развив. умения дого-вориться, уступить и т.д. Мышление: Наглядно-образное ( могут держать в голове вообража-емую ситуацию). Воображение: Сильный скачок в развитии Восприятие: становится более расчленён- ным. Дети овладевают умением обследовать пред- меты, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соот- ношение между ними.     Четыре-пять лет – это возраст повышенного интереса к музыке, и, как ни странно, к математике.   Ребенок интересуется письмом, активно экспериментирует с формой, цветом, размером различных предметов.   Сензитивный период для разви-тия и воспитания личностных качеств       Овладение на 5 году жизни связной речью, могут пере- сказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.   Начинает формироваться произвольна память. Становление наглядно – образного мышления, активного воображения Становятся заметными во-левые проявления ( внутрен-ние мотивы)    
  Старший дошкольный возраст     5 – 6 лет   6 – 7 лет     Образуются груп-пы детей. Важны-ми элементами являются и взрос-лый и сверстник. Взрослый – авто-ритет, носитель информации.     Добавляются эле- менты обществ взрослый и близ-кий взрослый. Но наиб.акцент на обществ.взрослом (воспит-ль, тре-нер). Это связано с познав.активнос-тью ребенка. Также остается значимым и обще-ние со сверстника-ми.   Игровая деятельность. Специфика игры: Усложняется сюжет, играют в больших компа-ниях, требуется больше времени и пространства, разнообразие ро-лей, сюжеты свя-заны со сказками, мультфильмами и т.д. Сохраняется условность и из-бирательность. Возникают под-вижные игры. Во время игр по-являются специи-фические значки, символы, слова. Игровая деят-ть. Специфика игры: Сохраняется сю-жетно-ролев.игра, но больше услож-няются роли и сю-жеты. Возникают коллективные игры, игры с пра-вилами. Ребенок должен подчинять ся правилу, что способствует ста-новлению иерар-хии мотивов (лич-ностные мотивы подчиняются об-щественным)     Мышление: Наглядно – образное мыш-ление становится основой для усвоения старшими дошкольниками обобщен- ных знаний. Логическое мышление, абстрактное мышление в дошкольном возрасте только начинает формироваться. Могут ре-шать различные задачи в уме. Воображение: когда появляется произволь- ное запоминание, воображе- ние из репродуктивного, механически воспроизводя- щего действительность прев ращается в творческое вооб- ражение. Главным видом деятельности, где проявляет- ся творческое воображение детей, становятся сюжетно-ролевые игры. Мотивы: мотивом межличностного об щения становится стремле- ние к признанию и одобре- нию со стороны окружаю- щих людей. Из данного ка- чества вырастают потреб- ность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность и многие другие. Самосознание: Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребе- нок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в буду- щем: «когда я был малень- ким», «когда я вырасту большим». Оценивая практические умения, 5-летний ребенок преувеличивает свои дости- жения. К 6 годам сохраня- ется завышенная самооцен- ка. К 7 годам у большинства самооценка умений стано- вится более адекватной. Память, внимание и Восприятие: К концу периода внимание и память приобретают черты произвольности. Сознатель- ное, целенаправленное запо- минание и припоминание. Совершенств-ся осн.св-ва внимания (переключение, распределение, объем и т.д.) Речь: Продолжает развиваться, об- щение со взрослыми, кото- рых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все, что угодно, рассказать обо всем на свете. Благодаря общению, увели- чивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструк- ции. Усложняются, становят ся содержательными диало- ги, ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные те- мы, попутно рассуждать – думать вслух.   В возрасте пяти-шести лет ребенок уже интересуется возможностью самостоятельного чтения.   Он начинает пони- мать, что все люди – очень разные, у него появляются навыки соц.пове- дения.     Сензитивный период для развития физичес-ких качеств ребенка       Продолжает становление наглядно-образное мышле-ние Речь более развитая и ус-ложненная (монолог и диа-лог) Произвольность психических процессов (восприятия, внимания, памяти) – саморе-гуляция   Способность к децентрации (умение вставать на пози-цию другого)   Появление собственной социальной позиции ( лидер, руководитель, подчиненный, автор игры и др.)   Появление интереса к подвижным играм Становление иерархии мотивов (личностные мотивы подчиняются об-щественным)   К концу периода формиру-ется внутренняя позиция школьника (осознают опред. статус, «Я умелый в чем-то..», отличают себя от ма- леньких)   К концу дошкольного воз-раста складывается логичес-кое мышление   Основой для формирования мотивов учебной деятель- ности является любознатель ность и познавательный интерес познавательный интерес воз- никает и развивается не сам собой, а лишь при условии общения с близкими взрос- лыми, которые являются при мером к подражанию      
    Кризис 7 лет       К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6—7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы). Однако главные перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения. Начав учиться в школе, ребенок ощущает себя взрослее и самостоятельнее, у него появляется новая ответственность. Также кризис 7 лет обусловлен тем, что ребенок начинает играть новые социальные роли. Раньше он был просто мальчиком (девочкой), сыном и внуком (дочерью и внучкой), а теперь он еще и ученик школы, одноклассник. Завязывается первая настоящая дружба, и ребенку приходится учиться быть другом. Теперь ребенок — не сам по себе, он часть общества. Ему важно мнение окружающих, он учится общаться с ними. В зависимости от окружения ребенка и его места в нем формируется внутренняя позиция ребенка, которая определяет его дальнейшее поведение в течение жизни. Во время кризиса трех лет ребенок осознает себя как отдельное «Я». Кризис семи лет — это осознание своего «Я» как части общества. Если раньше ребенок свои переживания выражал непосредственно, сейчас у него появилась внутренняя жизнь. Она влияет на внешнюю жизнь, хоть и косвенно. Скрываемые переживания обуславливают основные симптомы кризиса 7 лет у детей: 1.Потеря непосредственности. Раньше ребенок выражал свои желания и недовольства прямо, по принципу «Хочу!» Сейчас он думает: а какое значение будет для меня иметь то, что я сделаю/скажу? Вот эта мысль (пусть и неосознанная для самого ребенка) выражает потерю непосредственности между желаниями и действиями ребенка. 2. Ребенок может начать скрывать что-то, хитрить, лукавить, манерничать. Таким образом, манерничание — еще один признак кризиса семи лет. 3. Последний основной симптом кризиса 7 лет — это симптом «горькой конфеты». Стремясь оберегать свой внутренний мир, ребенок будет стараться скрыть от вас, что ему плохо. Попытки выпытать, что случилось, могут привести к тому, что ребенок замкнется в себе и станет неуправляемым. Еще кризис семи лет можно определить по таким признакам: -низкая самооценка; -кривлянья, пререкания; -заторможенность; -упрямство; -вспышки гнева или агрессии (а может, напротив — чрезмерная застенчивость); -повышенная утомляемость; -раздражительность, замкнутость; - проблемы с успеваемостью.  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.006 с.)