Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Борьба Эфиопии с султанатами
ОТНОШЕНИЯ ЭФИОПИИ С МУСУЛЬМАНСКИМИ СТРАНАМИ Период с 1331 по 1445 г. отмечен почти беспрерывными войнами с мусульманскими султанатами, расположенными на юго-восточных границах современной Эфиопии. Отсутствие сильной централизованной власти в Эфиопии на рубеже XIII — XIV вв. вынуждало ее вести политику компромиссов по отношению к соседним мусульманским султанатам. Султанаты в то время еще не представляли собой значительной угрозы христианскому государству прежде всего в силу внутренних споров и борьбы за гегемонию, какую они вели между собой. Эта борьба завершилась в 1285 г. победой султаната Йифат и правившей там династии Уоласма, которой подчинялся султанат Шоа и правившая там династия Махджуми. Именно с того момента наступил период развития и консолидации мусульманских сил. Таким образом, начало процесса внутреннего упрочения и расцвета султанатов и консолидация Эфиопской империи совпали во времени, приходясь на начало XIV в. Внутреннее укрепление сопровождалось общей для обеих сторон тенденцией к расширению своих территорий и подчинению себе богатых и потому важных для обеих сторон в экономическом отношении юго-восточных окраин. В такой ситуации вооруженный конфликт был неизбежен. Эфиопская империя в тот период занимала гористую и труднодоступную территорию почти всего Центрального массива. Султанаты Йифат и Адал находились в Восточном массиве и частично в восточной части Центрального массива. Округа Доуаро, Бали (Бале), Хадья, Фэтэгар, политико-экономические интересы которых в те времена {82} были связаны с исламом, занимали юго-восточную часть Эфиопской впадины. Африканское побережье Красного моря, острова Дахлак, очень важный в экономическом отношении порт Зейла находились в руках мусульман. На противоположной стороне Красного моря были расположены также мусульманские страны. На западе от Эфиопской империи находились принявшие ислам Судан и Египет. Следовательно, Эфиопское нагорье, находившееся во власти христианских императоров, со всех сторон было окружено мусульманами. Усиливавшийся с начала XIV в. конфликт империи с султанатами не был единственным конфликтом христианского государства с мусульманским окружением. Египет также проводил враждебную в отношении империи политику, реакцией на которую была угроза императора Амдэ-Цыйона, как в прежние времена Лалибэлы, отвести воды Нила. Постоянной причиной напряженных отношений Эфиопии с Египтом была проблема контактов христианской империи с ее александрийской метрополией 1. На пути из Эфиопии в Александрию, который проходил по мусульманским территориям, имперские посольства постоянно задерживались, послов заточали в тюрьмы или убивали. Та же участь ожидала патриархов, направлявшихся в Эфиопию. Нередко случалось, что Эфиопия в течение нескольких лет была лишена абунэ, что усложняло политическую ситуацию внутри страны. Поэтому правители Эфиопии вели непрекращавшиеся переговоры о переезде патриархов, и не раз именно этот вопрос становился непосредственной причиной начала конфликта.
ИСТОКИ ЭФИОПСКО-МУСУЛЬМАНСКИХ ВОЙН Отношения Эфиопии с окружавшими ее соседями значительно обострились в начале XIV в. В основе столкновений лежало соперничество обеих сторон в деле {83} завоевания гегемонии на вышеупомянутых территориях, являвшихся важным источником дефицитных в то время товаров. В конце концов в 1328 г. возник вооруженный конфликт, непосредственной причиной которого был захват султаном Йифата Хакк-ад-Дином I возвращавшихся из Каира послов императора Амдэ-Цыйона и истязание их пытками. В этом первом столкновении Амдэ-Цыйон одержал победу, завершившуюся пленением самого Хакк-ад-Дина (Хакдина). Император назначил султаном брата пленника — Сабр-ад-Дина (Сабрдина). Однако этот последний не был верен императору и начал партизанскую войну, проникая в пограничные районы Эфиопии: Дамот, Фэтэгар, Тэгулет, достигая даже центральных областей: Амхары и Годжама. Здесь войска Сабр-ад-Дина устроили резню христиан, сжигали церкви и монастыри и в захваченных округах назначали верных себе правителей. Таким образом, первая победа, одержанная Эфиопской империей — так же как и многие последующие, — не вызвала фактического перевеса ни в ту, ни в другую сторону. Как рассказывает хроника 2, Амдэ-Цыйон, готовясь к очередному походу, направил к Сабр-ад-Дину посольство с письмом: «Верно ли то, что я слышал о тебе, или нет? Сжег ли ты церковь божию? Умертвил ли ты христиан, а оставшихся увел ли в плен и обратил к своему закону?.. Разве ты не знаешь, что я заключил в тюрьму и сделал своим слугой твоего брата Хакк-ад-Дина? Разве ты не знаешь также, что я убил племянника твоего Дэрадэра? И с тобой я так же поступлю, низложу тебя с престола твоего и погублю тебя,— и если ты убил десять христиан, я убью у тебя тысячу, если ты убил сто, я убью у тебя десять тысяч».
Ответ Сабр-ад-Дина был таков: «Я не приду к тебе и не стану перед тобой, а если ты придешь ко мне, я не испугаюсь, ибо у меня войска больше, чем у тебя. И оно сражается мечами, ножами, на конях, луками, копьями, щитами, железными палицами, стрелами. Если хочешь — {84} приходи ко мне, путь длинен, а если нет, я приду и буду воевать с тобой!» Молниеносным маршем выступил Амдэ-Цыйон сначала против Амэно, правителя союзного с Йифатом округа Хадья. Он без труда разбил его и заставил послать Сабр-ад-Дину ложное известие о том, будто бы Амэно разгромил армии Амдэ-Цыйона, благодаря чему путь в Эфиопскую империю открыт. Тогда Сабр-ад-Дин разделил свои войска на три армии и каждую из них послал разными путями на завоевание Эфиопии. Амдэ-Цыйон, ослабив таким образом главные силы противника, вперед выслал без обоза небольшие, но воинственные и закаленные в боях свои самые верные отряды, называвшиеся «Гиены императора», а за ними двинулся сам со всей своей армией. «Гиены императора», искушенные в стремительных маршах и боях, сумели задержать войска Сабр-ад-Дина вплоть до прибытия основных сил императорской армии. В 1331 г. две неприятельские армии снова встретились в битве. Мусульманская армия потерпела сокрушительное поражение. Сам Сабр-ад-Дин едва спасся бегством. Эфиопские войска торжествовали и праздновали победу, радуясь богатству трофеев: драгоценных камней, ценного оружия и одежды, — а также красоте взятых в плен невольниц. Но и после той решающей битвы император Амдэ-Цыйон вынужден был продолжать военные походы. В северной части страны взбунтовался народ фалаша в округах Бэгемдыр, Сымен, Уогэра, Цэгэде и других. И на юге нельзя было считать борьбу с мусульманами законченной прежде всего потому, что правитель Доуаро — Хайдэра оказал поддержку побежденному султану Йифата. Поэтому Амдэ-Цыйон разделил свою армию на две части. Пешие и конные полки из Дамота, Сэкэльта, Гондэра и Хадья, которые особенно прославились в последней битве, император послал против фалаша под командованием Цэга-Крыстоса. Сам же, возглавив остальную часть армии, выступил против Доуаро. И здесь он одержал победу, увенчавшуюся пленением главных мусульманских правителей — Сабр-ад-Дина и Хайдэра. Победой в Доуаро Амдэ-Цыйон закрепил на какое-то время превосходство империи над мусульманскими {85} соперниками. Он расширил границы государства, включив в состав Эфиопии территории: Мэнз, Зега, частично Йифат до реки Аваш. Правителем мусульманских округов он назначил Джемаль-ад-Дина (Гемальдина), брата прежних султанов Йифата. На короткое время на юго-восточной границе Эфиопии воцарился мир. Побежденный остался — по словам летописца — «собачьим хвостом, который поднялся против головы льва».
В тридцатых годах XIV в. войны возникали еще несколько раз, а вернее сказать, война велась постоянно с большим или меньшим напряжением. Через несколько лет после поражения в 1331 г. вновь окрепла коалиция мусульманских областей. Правда, султанат Йифат был ослаблен в военном отношении и урезан территориально, но стали возвышаться исламизированная страна Адал, а также Мора, распространившие свое влияние от Фэтэгара и Доуаро вплоть до Индийского океана. Джемаль-ад-Дин, султан покоренного Йифата, назначенный Амдэ-Цыйоном, также был далек от мысли хранить верность христианскому императору. Поэтому тридцатые годы прошли в бесконочных столкновениях. Не раз мусульманские войска окружали небольшие эфиопские отряды, так как армия императора вынуждена была сражаться на двух фронтах: против мусульман и против фалаша и других мятежных народов на севере своей страны. Часто самому императору приходилось спасаться бегством под покровом ночи. Случалось, что обе стороны, истощенные длительным взаимным кровопролитием, заключали кратковременные перемирия и соглашения. В этой войне было немало драматических моментов, которые описывают тогдашние хроникеры. Так, например, они рассказывают, что однажды император зашел в глубь неприятельской территории и раскинул лагерь на реке Яс. Мусульманские предводители также собрали свои войска и двинулись, чтобы разбить армию захватчиков. Вскоре конные эфиопские разъезды принесли весть о приближении многочисленного мусульманского войска, «сила которого равна дождю и ветру во время бури». По стечению обстоятельств в тот же самый день над лагерем императора пронеслась чудовищная буря, поразившая всех и надломившая дух уже ослабленных голодом и лишениями солдат. Тогда Амдэ-{86}Цыйон приказал своим вестникам обратиться к воинам: «Не бойтесь и не ужасайтесь, народ христианский, видя дождь и бурю, — это знамение божье, что мы ниспровергнем неверных». Этим обращением сумел император «укрепить своих воинов и не допустить в них страха». Атака мусульман была отбита. Таким образом, прошло много месяцев, в течение которых император Амдэ-Цыйон вместе со своими воинами, не зная отдыха и не откладывая меча, постоянно сражался и продвигался вперед. Наконец он достиг страны Адал, став первым христианским царем, ступившим на ее землю. Хроникер пишет, что войско шло вперед по неизведанной стране, «камни этой земли — как шипы, а люди ее ходили на руках; ноги их вверху, а головы — внизу, и бегали они на руках, а не на ногах». Именно там император со своими войсками сражался днями и ночами.
Амдэ-Цыйон далеко углубился в полупустынные районы Адала, побуждаемый, вероятно, стремлением окончательно разрешить мусульманскую проблему на юго-восточных границах. Его военные начинания были вызваны не только экономическими интересами, но, очевидно, и политическими соображениями. Ибо султанаты намеревались создать новую коалицию, в которую вошли бы также и прибрежные территории в окрестностях Зейлы. Мусульманская сторона, которая рассчитывала и на помощь Йемена, собирала силы. Правитель страны Адал — Салех 3 решил привлечь на свою сторону Джемаль-ад-Дина. Амдэ-Цыйон, по всей вероятности, в этой ситуации спешил разбить мусульманские силы до того, как они соединятся. Салех же стремился к объединению этих сил, чтобы разрезать на две части и уничтожить удалившуюся от родной земли армию императора. Свои планы Салех изложил султану Йифата, предоставив ему оставаться верноподданным вассалом императора или завоевать независимость. Цитируемая уже нами хроника пишет об этом так: «Мир тебе и мир величеству твоему. Послушай совета моего и внемли слову моему: вот царь христиан идет по тесному пути, где ему не пройти. Ты же выбери себе одно {87} из двух: давать ему подать и дары или нет. Если ты хочешь давать ему дары, продай свою жену и детей и все, что есть у тебя; если ты так поступишь, как не поступали твои отцы, бывшие перед тобой, ты не избавишь от рабства своего потомства и потомства твоего дома вовеки. Ныне же реши своим умом, что делать. Собери войско, сражающееся мечом, луком, со щитом, копьями, деревянными пиками, палицами из железа. И я приду с войском из всадников и пеших, и мы окружим его со всех сторон и всецело, и погубим сразу, и не оставим никого из них». Четыре месяца собиралось мусульманское войско. Однако, когда правитель страны Адал увидел многочисленность своих отрядов, он, не желая ни с кем делить предстоящие трофеи, решил сам пойти на императора, не ожидая прихода войск Джемаль-ад-Дина из Йифата. Амдэ-Цыйон, готовя к бою отряды из Амхара, Шоа, Годжама и Дамота, приказал украсить серебром и золотом пешие и конные полки, чтобы солнечные лучи, отражаясь в доспехах, своим блеском слепили противника. Но когда подошла мусульманская армия, Амдэ-Цыйон лежал в шатре, мучимый уже неделю длившимся приступом тяжелой лихорадки. Однако по сигналу труб, возвестивших начало битвы, он поднялся с ложа, но упал, не имея сил держаться на ногах. Обе жены, особенно императрица Жан-Мэнгэса, умоляли его остаться в шатре: «Неужели, господин наш, ты пойдешь на войну? Разве может твоя нога бежать, как прежде, когда была здорова? И рука твоя разве способна натягивать лук, брать щит и копье? Есть ли у тебя сила воссесть на коня?..» Им ответил Амдэ-Цыйон: «Неужели я умру женской смертью? Не умру я смертью женщин, ибо знаю смерть мужей — борцов». И, преодолевая слабость, Амдэ-Цыйон ринулся в бой. Сражение продолжалось очень долго и закончилось ужасающей резней мусульманской армии. А у императора, когда вернулся в шатер, сообщает летописец, пришлось силой отрывать от руки меч, так приклеила его к ладони неприятельская кровь.
Битва, которая состоялась приблизительно в 1335 г., окончательно закрепила превосходство Амдэ-Цыйона над султанатами, сохранявшееся вплоть до конца его правления. {88} ИМПЕРАТОР СЭЙФЭ-АРЫД I. ДАВИД I. ДАЛЬНЕЙШАЯ БОРЬБА Наследник и сын Амдэ-Цыйона Сэйфэ-Арыд, называвшийся также Ныуайе-Крыстос, ознаменовал начало своего правления борьбой с династией Уоласма в Йифате. Он победил и заключил в тюрьму султана Али (сына покоренного Амдэ-Цыйоном султана Сабр-ад-Дина). Власть в Йифате император передал в руки сына Али — Ахмеда-Харб-Арада. Однако по прошествии некоторого времени император Сэйфэ-Арыд помиловал заключенного в крепость Али и вернул ему свободу. С этого времени в династии Уоласма началась борьба за трон сначала между отцом и сыном, а потом и между другими претендентами на престол. Эти внутренние столкновения обеспечили на какое-то время мир на границе Эфиопии. Более того, император оказывал военную помощь то одному, то другому сопернику, стараясь, по всей вероятности, использовать внутренние столкновения, ослаблявшие грозного врага империи. Наконец власть в Йифате захватил Хакк-ад-Дин II, внук султана Али. История правления преемника Сэйфэ-Арыда — императора Ныуайе-Марьяма (1372—1382) — почти совсем не известна. Вполне вероятно, что этому императору на протяжении его десятилетнего царствования тоже пришлось. вести борьбу с султанатами. На рубеже XIV и XV вв. борьба между империей и султанатами вновь усилилась. Император Давид I (Давит) одержал военную победу над султаном Хакк-ад-Дином II, погибшим в бою в 1386 г. Несмотря на эту победу, война продолжалась со всей непримиримостью. Преемник Хакк-ад-Дина II султан Саад-ад-Дин (Сааддин) бросил на борьбу с христианской империей все мусульманские силы, развязав настоящую «священную войну», в которой наряду с армией участвовало и население. И этот этап борьбы завершился успешно для императорских войск. Сам Саад-ад-Дин, разбитый императором Йисхаком, умер на одном из островов недалеко от Зейлы. Оставшиеся в живых сыновья Саад-ад-Дина, однако, не отказались от дальнейшей борьбы. Опираясь — как и их предшественники — на поддержку Йемена, Зейлы и {89} Адена, они вели партизанскую войну. Постоянными набегами из Адала они нарушали покой в пограничных районах, проникая далеко в глубь страны. Они разрушали все на своем пути, жгли селения, церкви и монастыри. В 1424 г. Мансур, один из сыновей Саад-ад-Дина, оказался в плену у Йисхака. Его брат Джемаль-ад-Дин продолжал прежнюю политику, без устали нападал на империю, в смелых вылазках достигая даже реки Аббай. Воинственный император Йисхак, который, кроме войн с султанами Уоласма, прославился и другими многочисленными походами, в конце концов погиб в одной из битв в августе 1429 г. После его смерти на эфиопском престоле побывало поочередно несколько правителей, о царствовании которых мы, собственно, ничего не знаем (Ындрыяс, 1429—1430; Тэкле-Марьям, 1430—1433; Сыруы-Ийесус, 1433; Амдэ-Ийесус, 1433—1434). Неизвестно, были ли эти частые смены на эфиопском престоле связаны с эпидемией, которая на какое-то время приостановила войну с мусульманами, или, скорее всего, с внутренними интригами, в результате которых в свое время отказался от престола император Давид I, а также, очевидно, преждевременно скончался Теодрос I. Известно, что во время эпидемии умер Амдэ-Ийесус (Бэдыль-Нань). Наконец, в 1434 г. трон Эфиопии занял один из крупнейших в истории этой страны правителей — император Зэра-Яыкоб (второе имя — Костэнтинос). БИТВА ПРИ ЫГУББА. ПОРАЖЕНИЕ СУЛТАНАТА ЙИФАТ Император Зэра-Яыкоб прославился как своей храбростью, так и настоящим политическим талантом. Когда он пришел к власти 4, конфликт с мусульманскими султанатами не был урегулирован. Больше того, после эпидемии, которая естественным образом приостановила войну, исламизированные области Доуаро, Хадья и Бали снова вошли в коалицию с султанатами Йифат и Адал и, рас-{90} считывая на помощь со стороны Йемена и Египта, готовились к решающему бою с империей. Сначала император Зэра-Яыкоб пытался разобщить союзников и снискать себе с помощью дипломатических усилий приверженцев в неприятельском лагере. С этой целью, стремясь породнить враждующие правящие династии, он сам вступил в брак с сестрой Махико — гэрада страны Хадья. Сверх того, он сделал ее своей первой женой, в результате чего она стала императрицей. Но гэрад Махико отказался платить дань и вошел в союз с другими мусульманскими странами. Несмотря на дипломатические усилия Зэра-Яыкоба, война снова стала неизбежной. Обе стороны собирали войска и готовились к решающему сражению. Неприятельские армии встретились в 1445 г. в местности Ыгубба. В продолжавшемся несколько часов бою весы победы долго оставались в равновесии. Наконец смерть предводителя мусульманских войск султана Ахмеда-Бэдлая, называвшегося в эфиопских источниках Арыуе-Бэдлай (Бэдлай-Чудовище), решила исход битвы в пользу армии императора. Преследуемый войсками императора, брат Бэдлая Хаыр-ад-Дин также погиб у реки Аваш. В 1445 г. завершилась почти сто лет длившаяся война. Султанат Йифат перестал существовать. Центр оттесненного ислама был перенесен в Адал. С того времени вплоть до следующего столетия там располагалась главная резиденция султанов династии Уоласма. Император Зэра-Яыкоб следующим образом отметил военный и политический успех битвы при Ыгуббе: день победы, 29 число каждого месяца, он повелел отмечать как всеобщий праздник для увековечения завоеванной в результате многолетней борьбы победы христианской империи над мусульманским противником. Тело убитого Бэдлая он приказал четвертовать и разослать правителям различных провинций в качестве знака предостережения. {91} Глава VI ИМПЕРАТОР ЗЭРА-ЯЫКОБ.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.021 с.) |