Билет. Количественные и качественные индикаторы, определяющие интенсивность культурной жизни территории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет. Количественные и качественные индикаторы, определяющие интенсивность культурной жизни территории.



Количественная и качественная стороны интенсивности культурной жизни территории, деятельность организаций и учреждений социокультурной сферы зависят от материальной базы, сети учреждений культуры и ее рационального размещения в регионе, кадрового обеспечения, социокультурной мобильности населения, количества субъектов культурной деятельности и культурной политики.

Типология ситуаций, обусловленных социокультурным потенциалом в регионе, условно может быть представлена в нескольких вариантах, и каждому из них предопределяется соответствующая модель управления.
Вариант первый. В районе, городе сеть учреждений культуры разрежена, их деятельность инертна, население пассивно, координация деятельности социокультурных организаций и учреждений отсутствует, общественность не консолидирована, мало людей, готовых и способных выступить в качестве деятельного субъекта культурной политики.
Такая ситуация в настоящее время является типичной для многих территорий страны, особенно сельских отдаленных районов и малых городов и является следствием диспропорциональной политики в социокультурном развитии регионов.
Второй вариант обусловлен низкой активностью деятельности достаточно разветвленной сети учреждений культуры в регионе, пассивном проявлении субъектов культурной деятельности, за исключением самих управленцев, достаточно емком и дремлющим потенциале субъектов культурной политики.
Третий типичный вариант представлен ситуацией, когда в регионе есть реальные и потенциальные субъекты культурной деятельности и, кроме управленцев, имеются субъекты, которые могут (потенциально) выступать в роли субъектов культурной политики.
То есть, чем больше учреждений культуры (количественный индикатор) будет на территории и чем качественнее они будут, тем ярче, активнее и насыщеннее будет культурная жизнь населения, ведь больше людей будут помещать эти учреждения, много детей будут занижаться творчеством и тд и тп.
На основе этого можно сделать вывод, что интенсивность и характер социокультурных процессов в каждом отдельно взятом регионе предопределяют такую модель и формы управления, которые соответствуют реальносуществующей в данный момент ситуации, но в то же время формируют управленческую ситуацию, провоцирующую развитие социокультурных процессов более высокого уровня.
Другими словами, модель и формы управления должны отвечать реальной социокультурной обстановке региона, и одновременно, находиться в плоскости общих тенденций децентрализации, либерализации экономических отношений, демократизации и свободы во взаимодействии участников социокультурной деятельности.

29 билет. Чем определяется статус современного учреждения культуры?

Отделы культуры, учреждения культуры все больше обретают новый статус, становясь центрами формирования общественных культурных инициатив, объединяя вокруг себя как учреждения культуры разных ведомств, так и социальные институты, общественность, на основе договорных партнерских отношений, конструктивного диалога, новых деловых связей. Органы и учреждения культуры все дальше отходят в своей деятельности от узкоотраслевых принципов и рамок.
Динамичность общественного развития, социальных и культурных процессов ставит социокультурные институты в ситуацию быстрого реагирования на ситуации, в которых возникает потребность формирования временных коллективов, необходимых для выполнения тех или иных социокультурных программ и проектов, способных быстро реализовать сложные социокультурные технологии.
Последние два десятилетия видели глубокие изменения культурной политики во многих странах, включая и европейские. Одним из центральных оказался вопрос о статусе учреждений культуры, который был существенно пересмотрен.
Художники и артисты выразили готовность работать в общественных учреждениях — школах, парках, больницах, хосписах, центрах социальной реабилитации и т.п., находящихся в ведении органов местного самоуправления. Специальные исследования и практические руководства были посвящены проблеме встраивания художественных инициатив в социальные программы различного уровня, обучению творческих работников взаимодействию с органами местного самоуправления, повышению эффективности привлечения творческих работников и учреждений культуры к решению социальных задач.
Такой «социальный» поворот учреждений культуры и искусства в значительной мере был связан с необходимостью привлечь дополнительные средства (государственные и частные) для их финансирования и «оправдать» в глазах общества те затраты, с которыми было связано обеспечение их функционирования, модернизации и самого существования. С этой точки зрения статус учреждения, в конечном счете, определяет источники и уровень его финансового обеспечения. Какими бы словами о невмешательстве государства в культурную жизнь, большей творческой самостоятельности, о возможностях гибче использовать заработанные средства и т.п. ни сопровождались преобразования статуса учреждения культуры и искусства, ключевым останется вопрос о том, кто и каким образом готов оплачивать их существование.

30 билет. Чем определяется миссия учреждения культуры?

Миссия учреждений социокультурной сферы определяется общими стратегическими целями - формированием и развитием человека в окружающей его социально-культурной среде.

В эпицентре социально-культурной деятельности находится личность, ее духовное развитие и воспитание, раскрытие творческого потенциала, личностного сознания и поведения, способность к социальной адаптации, защите от социальных потрясений. Вместе с тем, каждое учреждение социокультурной сферы имеет и свои индивидуальные социально-культурные задачи и функции, которые определяют их миссию. Смысл градации миссии этих учреждений - не в дроблении стратегических целей социокультурной деятельности, а в углублении и конкретизации характерных задач, определяемых типологией учреждений и их предназначением.

Типы социокультурных учреждений определяются миссией и характером программируемой деятельности. Здесь можно выделить несколько больших групп учреждений, отличающихся в целом по характеристикам культурных процессов, по формам поведения аудитории, хотя внутри них существует множество градаций этих характеристик:

- культурно-досуговые учреждения, характеризующиеся полифоничностью форм культурного сервиса, многообразием микросред в структуре, подчиненных единой цели: создание условий для индивидуального выбора занятий;

- рекреационно-досуговые учреждения ориентированы на развитие досуговой самореализации людей, привлечение новых групп участников, разнообразие видов занятий, учет актуального спроса на культурные программы;

- музейно-выставочные учреждения представляют собой "консервант культуры" (Моль А. Социодинамика культуры);

- концертно-зрелищные учреждения несут праздничность, "людность", зрелищность протекаемого процесса;

- театральные учреждения нацелены на распространение искусства, воспитание зрителя, сохранение театральных традиций и апробирование инновационных театральных постановок;

- социально-защитные учреждения реализуют социальные

программы помощи социально незащищенных слоев населения и т.д.

Приведенный перечень учреждений социально-культурной сферы далеко не охватывает весь многообразный набор направлений социально- культурной деятельности и типов учреждений, а лишь демонстрирует возможные варианты целевой миссии в их деятельности.

31 билет. В чем заключаются цели стратегического планирования?

Социально-культурные учреждения по своей сути являются социальными, и в этой связи их стратегические цели и стратегические планы существенно отличаются от других организаций и компаний, работающих в рыночных условиях. В учебной литературе многие авторы стратегические цели определяют как состояние организации в будущем, будущее связывают с показателями прибыли.

Однако более прогрессивные специалисты считают, что в определении стратегических целей нельзя отдавать предпочтение только прибыли и доходам акционеров. Следует определять приоритеты в производительности, инновациях, материальных и финансовых ресурсах, управленческой деятельности и ее развитии, трудовой деятельности и установках сотрудников, обязательствах перед обществом.

Не являясь коммерческой, социально-культурная сфера в своих стратегических планах на первый план не выдвигает задачу получения прибыли, но все другие приоритеты в полной мере соответствуют ее миссии.

Стратегические цели социокультурного учреждения в большей степени относятся к учреждению в целом, а не к его отдельным отделам, секторам и другим подразделениям. Собственно, сами стратегические цели представляют собой не что иное, как миссию учреждения культуры, искусства, других учреждений социокультурного профиля.

Заявляя о своей миссии, то или иное учреждение обычно кратко описывает цель деятельности и определяет перечень нравственно-моральных, эстетических, культурных, социальных ценностей, которыми оно руководствуется. Несомненно, что участие работников социокультурного учреждения в определении стратегической цели и собственно миссии учреждения во всех условиях является обязательным. Более того, миссия или "философия" такого учреждения, когда проникает во все звенья и становится руководящей идеей, разделяемой каждым работником, является отправной точкой деятельности, повышающей степень вовлеченности каждого сотрудника в выполнение творческих и хозяйственных заданий, мотивацией в планировании и принятии решений.

Стратегические цели часто бывают официальными или формальными, так как в них формулируются намерения всей организации. В стратегических планах определяются действия, которые учреждение намеревается предпринять для достижения стратегических целей, направления распределения его ресурсов, творческого потенциала, расширения площадей, сценического оборудования, увеличения аудитории и т.д. Такие стратегические планы, как правило, носят долгосрочный характер, охватывающий временной отрезок на 2 – 5 лет вперед.

Не следует думать, что процесс стратегического планирования может быть на какое-то время приостановлен. Стратегическое планирование носит непрерывный характер: пересматривается и уточняется миссия, ставятся новые цели, разрабатываются новые планы.

Все делается для того, чтобы удовлетворять, соответствовать и опережать требования внешней и внутренней среды (изменяется социальный, возрастной, демографический составы населения как потенциальной аудитории, улучшается (ухудшается) материальная база, изменяется кадровый состав специалистов, меняются социально-политические и экономические приоритеты и т.д.).

32 билет. Метод целевого планирования.

Это особый метод планирования, предполагающий управление социокультурным учреждением по целям.

Целевой метод планирования предусматривает определениеменеджерами и сотрудниками целей длякаждого отдела, сектора и работников, используемыхдля наблюдения за последующими результатами деятельности учреждения на всех стадиях.

Метод планированияпо целям в большинстве социокультурных учреждений проявляет себяи как эффективный метод управления, ориентирующий сотрудниковна решение конкретных задач.

Прежде всего, концентрация усилий менеджеров и творческихспециалистов па корпоративных целях способствует повышению вероятности их достижения, кроме того, повышается уровень и улучшаетсякачество проводимых мероприятий, так как и творческие, иуправленческие, и технические работники заинтересованы в достижениицелей.

Более того, участие всех работников в процессе постановки целей,расчете ресурсов и возможностей благоприятствует повышениюмотивации, при этом цели низших уровней соответствуют целям всегоучреждения, а, значит, способствуют их достижению.

Итак, целевой метод планирования дает следующие преимущества:

а) усилия менеджеров, творческих специалистов и технических работников концентрируются на действиях, направленных на достижение целей;

б) улучшаются результаты деятельности на всех уровнях социокультурного учреждения;

в) все сотрудники мотивированы к достижению цели;

г) цели отделов, секторов, персонала соответствуют целям всего учреждения.

Для эффективного использования метода планирования по целям, прежде всего, следует определить эти цели. В условиях радикальных реформ в стране существенно изменились ценностные ориентации, культурные запросы людей. А ведь именно удовлетворение и развитие культурных потребностей и являются основной миссией учреждений культуры. Культурные запросы социальных слоев, организационно не объединенных в какие-либо структуры, чаще всего остаются до конца не осознанными и не имеют четко выраженной формулировки, но проявляются в поведении людей.

Запросы населения - основа целевого планирования. Дифференциация культурных запросов усложняет задачи целевого планирования и управления, но в то же время, наличие разнообразных культурных интересов населения само по себе характеризует уровень социально-культурного развития общества.

Эффективность целевого планирования и достижение результата могут снижать разногласия в отношениях руководителей и сотрудников учреждений, недоверие между менеджерами и творческими специалистами. В некоторых случаях происходит подмена одних целей другими, когда, например, внимание менеджера или специалиста "сверху"

или по собственному усмотрению фиксируется исключительно на оперативных задачах, которые могут не совпадать с корпоративными целями коллектива. Следует остерегаться ситуации, когда излишне жесткие механистические полномочия и правила приходят в несоответствие с принципами целевого планирования и управления – совместной работы руководителя и подчиненных сотрудников.

И, наконец, любое планирование предполагает выполнение определенною объема бумажной работы, и когда она превращается в самоцель, а отчеты превалируют над реальной работой, начинает снижаться действенность самого планирования.

 

33 билет. Практика управления планированием работы учреждений и организационной культуры.

Планирование деятельности социокультурного учреждения связано с реальной практикой управления, поскольку менедж­мент по определению представляет собой не что иное, как эф­фективное и рациональное достижение целей любого учрежде­ния социокультурной сферы на основе планирования, организа­ции, руководства и контроля.
Планирование - это процесс определения целей и показате­лей деятельности учреждения на будущее, а также постанов­ки задач и оценки необходимых для их решения материальных и людских ресурсов.
Планирование – функция менеджера
Собственно, планирование как определяющая функция менеджмента не может не включать в себя все другие функции управления, поскольку: организация предполагает назначение рабочих задач, их конкретизацию в отделах и секторах учреждения и распреде­ление ресурсов между ними; руководство связано с использова­нием влияния менеджеров для мотивации сотрудников к достижению поставленных целей учреждения, высоких результатов совместной деятельности; контроль означает наблюдение за действиями сотрудников, точным выполнением намеченных це­лей.
Таким образом, все функции менеджмента и функции пла­нирования тесно связаны той или иной целью, которую ставит перед собой каждое социокультурное учреждение или органи­зация. Именно в планировании заложены все основные функции управления. Поэтому планирование является сложным и неод­нозначным процессом, который предполагает определенный уровень знаний, умений и навыков.
В организации планирования особое внимание следует уде­лить целям социокультурного учреждения и их постановке, по­тому что именно с этого начинается процесс планирования. По­нятия "целей" и "планов" являются неотъемлемой частью дея­тельности любого учреждения и организации социокультурного типа.
Цель - это желаемое состояние будущего, достичь которого стремится организация, она и существует ради определенного результата, в процесс достижения которого вовлечены все ее со­трудники. Для достижения такой цели организация разрабатывает "маршрут" своего движения, в процессе которого решаются конкретные задачи, средства их достижения, облеченные в кон­кретный документ, именуемый планом. Таким образом, цель, подкрепляемая средствами ее достижения, определяется терми­ном "планирование".
Планирование на каждом уровне опосредуется верхними и нижними структурами учреждения. В заявлении о миссии со­держится информация о том, что представляет собой социо­культурное учреждение и для чего оно собственно существует.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.022 с.)