Фундаментальные концепции в теории финансов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фундаментальные концепции в теории финансов



Экономические и финансовые службы предприятия в своей работе должны опираться на основные концепции, служащие методологической основой для понимания сути тенденций, имеющих место на финансовых рынках, логики принятия решений финансового характера, обоснованности применения тех или иных методов количественного анализа. Конце́пция, или конце́пт, (от лат. conceptio — понимание, система) — определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения. К ним относятся [43]:

концепция денежного потока – означает, что с любой финансовой операцией может быть ассоциирован некоторый денежный поток (cash flow).В качестве элементов денежного потока могут выступать денежные поступления или оттоки, доход, расход, прибыль (в этих случаях речь идет об ожидаемых денежных потоках). Именно для потоков разработаны формализованные методы и критерии, позволяющие принимать обоснованные решения финансового характера;

концепция временной стоимости денег - состоит в том, что денежная единица, имеющаяся сегодня и денежная единица, ожидаемая к получению через какое-то время, не равноценны. Это объясняется следующими причинами: - инфляция (за счет инфляции снижается покупательная способность денежных средств.); - риск неполучения ожидаемой суммы; - упущенной выгодой (недополученного дохода в связи с отсутствием денежных средств в настоящее время);

концепция компромисса между риском и доходностью – состоит в том, что получение дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем, чем выше ожидаемая доходность, тем выше риск;

концепция стоимости капитала – так как практически не бывает бесплатных источников финансирования, каждый источник имеет свою стоимость относительных расходов, которые должно нести предприятие за пользование ими. Следовательно, предприятие должно обеспечить такую доходность собственникам финансовых средств, которая должна их удовлетворять;

концепция асимметричности информации – означает, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере, а, следовательно, принимать соответствующие решения;

концепция агентских отношений - означает, что в условиях присущих рыночной экономике, решения по управлению и контролю за активами предприятия, принимаемые менеджерами предприятия, могут вступать в противоречие с интересами их владельцев. Для преодоления этих противоречий владельцы вынуждены нести агентские издержки. Это является объективным фактором, а величина агентских издержек должна учитываться при принятии решений финансового характера;

концепция альтернативных затрат или затрат упущенных возможностей – состоит в том, что принятие любого решения финансового характера в большинстве случаев связано с отказом от какого – либо альтернативного варианта, который мог также принести доход. Этот упущенный доход по возможности необходимо учитывать при принятии решений;

концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта – означает, что предприятие однажды возникнув, будет существовать вечно. Это обеспечивает стабильность и определенную предсказуемость деятельности субъекта на рынке;

концепция имущественной и правовой обособленности субъекта - означает, что после создания предприятия, его имущество и обязательства существуют обособленно от имущества и обязательств его собственников и других предприятий.

1.5. Информация и ее роль в управлении
финансами предприятия

Успешность работы линейных и функциональных руководителей и специалистов зависит от различных видов обеспечения их деятельности: правового, информационного, нормативного, технического, кадрового и т. п. Качество и своевременность принимаемых решений руководством и финансистами предприятий зависит от точности и полноты информации.

Информация – это сведения, уменьшающие неопределенность в той области, к которой они относятся [42]. Иными словами, не любые данные можно квалифицировать как информацию, а лишь те, которые раскрывают объект внимания с какой-то новой, ранее неизвестной стороны. Следовательно, информация сама по себе не существует, существуют лишь данные (информационные ресурсы), из которых можно почерпнуть информацию. Поэтому информация вариабельна и весьма субъективна.

Особое значение имеет информационное обеспечениесистемы управления предприятием, под которым следует понимать совокупность информационных ресурсов (информационную базу) и способов их организации, необходимых и пригодных для реализации аналитических и управленческих процедур, обеспечивающих финансово-хозяйственную деятельность иного предприятия. Что касается организационной стороны информационного обеспечения, то она может быть построена по-разному в зависимости от финансовых, технических и других запросов и возможностей хозяйствующего субъекта. Здесь возможны различные варианты, например создание и постоянная актуализация собственной информационной базы, использование одной из специализированных баз типа «Гарант», «Кодекс» или «Консультант-плюс», сочетание информационных возможностей сторонних организаций и собственных источников данных и др.

Требования к информации: достоверность, своевременность, необходимая достаточность, актуальность, достаточная точность.

В состав информационной базы входят:

1) сведения регулятивно - правового характера. Это законы, постановления, приказы, т. е. документы, определяющие правовую основу деятельности предприятия. Значимость этой информации определяется тем, что эти документы нередко определяют состав других информационных источников (например, требования к методологии бухгалтерского учета, требования к составу обязательной отчетности и отдельных показателей, рекомендации по публикации отчетных данных и т. п.);

2) финансовые сведения нормативно – справочного характера. Это нормативные документы государственных органов (Министерства финансов, Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и др.), международных организаций (например, международный стандарт финансовой отчетности (МФСО), которому должны следовать все компании, ведущие свои операции на международных рынках капитала, товаров и услуг;

3) бухгалтерская отчетность. Данные системы бухгалтер­ского учета являются единственным систематизированным инфор­мационным ресурсом. Значимость отдельных элементов бухгалтерского учета различна. Соглас­но ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете» со­держание регистров бухгалтерского учета и внутренней бух­галтерской отчетности является коммерческой тайной. Поэто­му перечисленные документы могут использоваться лишь во внутреннем финансовом анализе. На бухгалтерскую отчетность понятие коммерческой тайны не распространяется, а коммер­ческие организации некоторых форм собственности и видов бизнеса даже обязаны публиковать свою отчетность. Именно этим обстоятельством определяется значимость бухгалтерской отчетности для анализа;

4) статистические данные финансового характера. Статистические данные можно условно подразделить на два массива: централизованно формируемые статистические данные (индексы цен, динамика общеэкономических показателей в различных разрезах и др.) и внутреннюю статистику (выручка от реализации, себестоимость, прибыль, финансовые вложения и т. п.);

5) несистемные данные. Несистемные информационные ресурсы это данные, во-первых, жестко не систематизированы по составу, структуре, обновляемости и т. п. и, во-вторых, не являются обязательными, т. е. формирование этого ресурса и его использование является исключительной компетенцией са­мого предприятия. Основные элементы - внутрен­ние оперативные данные и прочие сведения из внешних ис­точников. Внутренние оперативные данные представляют со­бой сведения, циркулирующие между линейными и (или) функциональными подразделениями. К прочим сведениям из внешних источников относятся публикации в различных сред­ствах массовой информации, неофициальные данные, инфор­мация, почерпнутая в ходе личных контактов, и т. п.

Следовательно, информационные ресурсы на любом предприятии достаточно обширны. От тщательности их орга­низации в значительной степени зависит успешность работы предприятия, а также и возможности аналитического обосно­вания управленческих решений. Каждый из приведенных элементов информационной системы по-своему важен. Особая значимость бухгалтерской отчетности состоит в том, что это единственный информационный источник, который, во-пер­вых, хорошо структурирован, во-вторых, унифициро­ван, в-третьих, является обязатель­ным к регулярному появлению и, в-четвертых, является общедоступным (по крайней мере, не полностью закрытым для пользователей). В России согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» годовая отчет­ность заполняется по рекомендованным Минфином РФ форма­там, а отдельные виды предприятий (к ним относятся и ак­ционерные общества открытого типа) обязаны подтверждать ее независимым аудитом и публиковать не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Публичность бухгалтерской отчетности заключа­ется в: а) передаче отчетности территориальным органам статистики; б) ее опубликовании в газетах и журналах, доступ­ных пользователям отчетности, либо распространении среди них брошюр и буклетов, содержащих эту отчетность.

Согласно нормативным документам в состав годовой бухгалтерской отчетности входят (см. приложения):

а) Бухгалтерский баланс (форма № 1);

б) Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

г) Отчет об изменениях капитала (форма № 3);

д) Отчет о движении денежных средств (форма № 4);

ж) Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6);

з) Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в табличной форме.

и) пояснительная записка;

к) итоговая часть аудиторского заключения.

Для налоговой службы, согласно налоговому законода­тельству, перечень представляемых форм гораздо более широк — он насчитывает несколько десятков до­кументов и включает, помимо собственно бухгалтерской отчет­ности, различные справки, декларации, отчеты и др.

Бухгалтерская отчетность включает достаточно много взаимосвязанных показателей. Любой аналитик или финансовый менеджер должен понимать экономическое содержание и логи­ку формирования отчетных статей, поскольку в противном случае качественный финансовый анализ невозможен.

Перед всеми инвесторами, которые вкладывают средства в бизнес, возникают два основных вопроса – об отдаче и риске. На вопрос об отдаче в бизнесе дает ответ отчет о прибылях и убытках (ф.№2 бухгалтерской отчетности).На вопрос о риске в бизнесе дает ответ баланс (ф. № 1). В бизнесе необходимо точно знать, сколько денег будет в наличии в любой момент времени, поэтому необходим прогноз и оценка денежного потока. Поэтому для них особую важность имеют именно эти формы отчетности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.012 с.)