Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 5. Экономическая политика
Понятие экономической политики. Ее масштабы, цели и задачи Государство вмешивается в хозяйственную жизнь, регулируя ее и управляя ею. Такие понятия, как госвмешательство в экономику, госрегулирование экономики и госуправление экономикой являются, в сущности, синонимами. На практике вместо них чаще употребляется термин «экономическая политика» (при этом прилагательное «государственная» обычно опускается, а сам термин иногда сокращают до «экономполитики»), означающий стратегию и мероприятия государства в хозяйственной жизни страны. Если при этом подразумевают и социальную политику, то используют термин «социально-экономическая политика». Масштабы государственного вмешательства в экономику трудно измерить количественно, хотя такие попытки делаются. Например, ОЭСР для своих стран-членов использует индикаторы регулирования рынка товаров и услуг (PMRs), согласно которым масштабы госрегулирования в США, Канаде, Великобритании и Нидерландах можно оценить в 0,8-1,0 балла, в Польше, Чехии, Турции и Мексике – от 1,5 до 2,5 баллов, во всех остальных странах ОЭСР – между 1,0 и 1,5 баллами, а в России, по оценке ОЭСР – в 3,2 балла. Косвенно измерить масштабы госвмешательства в той или иной стране можно, оценив: - экономическую базу для этого вмешательства, то есть размеры государственного бюджета по отношению к ВВП страны и размеры государственного сектора (доли государственной собственности в стоимости национального богатства страны, прежде всего основных фондов и/или доли госсектора в производстве ВВП); - размах использования административно-правовых инструментов в стране (экономические инструменты активно используются во всех странах, и поэтому разница между странами в масштабах госвмешательства часто состоит в том, насколько широко в них применяются именно административно-правовые инструменты). Также заметим, что авторитарный политический строй позволяет государству (точнее, чиновникам) постоянно давать «советы» частному бизнесу, фактически обязательные для выполнения. Говоря о целях и задачах экономполитики, коротко напомним о ее теоретической базе. Неоклассическое направление экономической теории считает конечной целью экономической политики обеспечение макроэкономического равновесия, для достижения которого нужно решить следующие задачи: обеспечить естественный экономический рост (на основе равновесия совокупного спроса и предложения), добиться высокой занятости, обеспечить стабильность цен (минимальную инфляцию), иметь равновесный платежный баланс. Эти четыре с трудом одновременно решаемые задачи называют «магическим четырехугольником».
Более социально ориентировано кейнсианское направление экономической теории. Базовая теория экономической политики Тинбергена предполагает, что правительство для экономической политики должно: а) наметить конечные цели (прежде всего это максимизация общественного благосостояния и поддержание экономической и социальной стабильности); б) на этой основе определить конкретные задачи (например, ускорить темпы экономического роста в период подъема или восстановить экономический рост и занятость в период кризиса, сократить размеры инфляции, увеличить размеры экспорта); в) выбрать инструменты для достижения намеченных задач; г) иметь механизм экономической политики, связывающий задачи и инструменты. Добавим от себя, что для стран догоняющего развития (в том числе стран с переходной экономикой) модернизация также является одной из конечных целей наряду с максимизацией общественного благосостояния и поддержания экономической и социальной стабильности. Неоклассический синтез, объединяющий основные направления экономической теории, фактически соглашается с кейнсианцами в том, целью экономической политики являются максимизация общественного благосостояния и поддержание экономической и социальной стабильности, но обращает внимание на то, что при решении конкретных задач нужно одновременно не забывать и о неоклассических задачах «магического четырехугольника». Подобный теоретический подход к целям и задачам экономической политики наиболее распространен, но в развитых экономиках больше внимания уделяют неоклассическим задачам, в формирующихся – кейнсианским. Однако во время кризиса и в той и другой группе стран преобладает кейнсианский подход к экономической политике, который вообще появился как реакция на Великую депрессию 1929-1933гг.
Заметим также, что хотя в теории экономполитики под целью подразумевается главная, конечная цель, а под задачами – более узкие, конкретные цели, но на практике эти задачи часто называют целями. Наконец, существует термин «экономическая стратегия», который подразумевает долгосрочную, стратегическую цель (или две-три цели) страны, например, экономическая стратегия России нацелена на модернизацию страны. Он близок к термину «структурная политика» - установление государством приоритетных направлений экономического развития и применение адекватных средств их реализации [11]. Инструменты экономической политики Инструменты экономической политики можно разделить на две группы - административно-правовые и экономические. Административно-правовые инструменты, в свою очередь, разделяют на правовые и административные. Правовые инструменты представлены хозяйственным правом, прежде всего гражданским кодексом и другими законами, которые принимаются законодательными органами и формируют «правила игры» в хозяйственной жизни. Административные инструменты представлены разрешениями, запретами, нормами, стандартами и другими подзаконными актами и документами, которые выпускаются исполнительной властью (преимущественно в виде постановлений правительства) и формируют «административную нагрузку» на бизнес (так называемые «административные барьеры» для бизнеса). Для стран либерального капитализма характерно предпочтение правовым инструментам (причем законам прямого действия, которые не требуют подзаконных актов), для стран государственного капитализма – административным инструментам. В последнем случае базой для активного использования административных инструментов является низкий уровень демократии а этих странах, а также большие масштабы госсобственности (управление ею правительство часто осуществляет в «ручном режиме»). Экономические инструменты еще более обширны, особенно налогово-бюджетные, денежно-кредитные и внешнеэкономические. Остановимся на них подробнее, тем более что в анализе национальной экономполитики им уделяется главное внимание. Из налогово-бюджетных инструментов главными для бывших советских республик, как и для всех стран мира, являются налоги и государственные расходы, из постсоветских особенностей которых отметим: - очень большое значение для госдоходов налогов на добычу, производство и вывоз за границу топлива и сырья, материалов и полуфабрикатов в странах-экспортерах этой продукции (в России, Казахстане, Туркмении, Узбекистане, на Украине) и налоговых поступлений от транзита (в странах Балтии, Белоруссии, Грузии); - в госрасходах ведущих постсоветских стран высок вес государства в конечном потреблении (даже в развитых странах мира он составлял в 2007г. в среднем 18% от ВВП, а в России, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане – от 20 до 27%). Это отражает не столько большие затраты на бюрократический аппарат, сколько большую роль государства в закупках товаров и услуг для обеспечения нормального функционирования той огромной собственности (прежде всего социальной и производственной инфраструктуры – здравоохранения и образования, жилищно-коммунального хозяйства, транспортной и энергетической сети), которая принадлежит государству в этих странах. Здесь госзакупки являются одним из самых сильных инструментов точечного воздействия государства на экономику (товары и услуги закупаются у конкретных фирм), а также одной из главных сфер коррупции (закупки у принадлежащих госчиновникам фирм, взятки за получение госзаказа, завышение цен с последующим их разделом между чиновниками и поставщиками и т.д.)
Основными денежно-кредитными инструментами экономполитики в постсоветских странах являются: - регулирование объема денежной массы (быстрый рост ее объема стимулирует экономический рост, а медленный – тормозит инфляцию, но одновременно и экономический рост); - норматив обязательных банковских резервов (резервируя по требованию центрального банка страны больше или меньше своих активов, коммерческие банки могут предоставлять больше или меньше кредита); - ставки ссудного (банковского) процента (воздействуют на доступность кредита). Однако при анализе последнего инструмента следует учитывать невысокие возможности большинства постсоветских государств по его использованию. Например, в США все ведущие банки входят в Федеральную резервную систему и поэтому решение совета управляющих ФРС по изменению ставок процента обязательно для подавляющей части американской банковской системы, а в России Центральный банк регулирует лишь ставку рефинансирования, т.е. ставку кредитов, которые он предоставляет коммерческим банкам, а не ставки, по которым эти банки предоставляют кредиты своим клиентам (в середине 2009г. ЦБ предоставлял банкам кредиты под 10%, а они выдавали своим клиентам под разные проценты, в среднем под 18%). Невысоки возможности постсоветских государств и по операциям на открытом рынке из-за малого размера фондового рынка и небольшого объема рынка гособлигаций. Ведущими внешнеэкономическими инструментами в бывших советских республиках являются инструменты: - валютного регулирования, прежде всего в виде валютных интервенций, хотя в целом в валютной сфере этих стран преобладают административно-правовые инструменты, объединенные в систему валютного контроля, так как основная часть постсоветских валют относится к неконвертируемым или не полностью конвертируемым;
- различные экономические инструменты регулирования международного движения капитала и рабочей силы (хотя в этих сферах постсоветской экономики преобладают административно-правовые инструменты). Основные направления экономической политики Экономполитика осуществляется по разным направлениям, каждое из которых часто называется термином «политика» (например, аграрная, валютная политика и т.д.). Методологической основой для выделения отдельных политик служит разделение национальной экономики на ряд блоков - секторов, сфер, отраслей и межотраслевых комплексов (см.гл.7). Хотя направления социально-экономической политики частично переплетаются друг с другом, из них можно выделить основные. Финансовые инструменты всегда преобладали в наборе экономических инструментов, которыми оперирует государство в рыночной экономике, и к тому же современная рыночная экономика все больше базируется на финансовом секторе (финансовой сфере). Отсюда доминирование в современной экономической политике финансовой политики. Методически финансовую политику можно разделить на денежно-кредитную и налогово-бюджетную (а те, в свою очередь, подразделить на денежную, кредитную, ценовую, налоговую, бюджетную, долговую политики), а также валютную политику. Финансовая политика занимает центральное место и в экономической политике постсоветских стран. Отсюда особое внимание в анализе их экономик к финансовым показателям и госрегулированию этих показателей (денежной массы, ставки процента, налогов, размеров и сбалансированности бюджета, валютного курса). Госполитику по отношению ко всему реальному сектору в России называют промышленной политикой (от англ. industry – промышленность), хотя ее правильнее называть отраслевой (industry переводится и как «отрасль»). Основа промполитики– поощрение отдельных, прежде всего перспективных для страны отраслей (видов деятельности) и межотраслевых комплексов. С помощью активной промполитики многие страны мира создали мощные конкурентоспособные отрасли реального сектора (автомобилестроение и электронное машиностроение в послевоенной Японии), хотя и потерпели неудачу в развитии отдельных отраслей, несмотря на господдержку (авиакосмическая промышленность в той же Японии). В постсоветских странах промполитика ведется вяло по разным причинам, но прежде всего из-за доминирования в их национальной экономполитике краткосрочного и среднесрочного подхода. Тем не менее в отдельных отраслях реального сектора (отраслевых комплексах, секторах) постсоветские государства нередко проводят активную экономическую политику. Это в первую очередь аграрная, энергетическая, транспортная политика. Государственная активность в этих отраслях фактически вынужденная, так как без их нормального функционирования экономическая и социальная жизнь в стране невозможна, а частный капитал в постсоветских странах идет в эти отрасли пока неохотно. Глобализация мировой экономики делает все более важной для национальных экономик политику в их внешнеэкономическом секторе (сфере). Это прежде всего внешнеторговая политика (экспортная, импортная), политика в сфере международного движения капитала, политика в сфере международной трудовой миграции. Чем меньше размеры экономики и чем более она открыта, тем большее значение имеет это направление экономической политики.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.57.67 (0.019 с.) |