Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Повесть временных лет Никоновская летопись
Приведенный пример (а он далеко не единственный) показывает, что лапидарный стиль «Повести», ограничивающейся передачей фактов, уже не устраивал историка XVI в., которому нужно было прежде всего внушать читателю мысль о постоянном соответствии положительных представителей государственной власти идеалам святости. Высокопарный стиль, пышность повествования, «плетение словес» также способствовали возвеличиванию скипетродержателей и укреплению их авторитета, как пышные царские одеяния или богатый обряд дворцовых церемоний. Использование политических легенд и прямой вымысел, больший произвол в обращении со старинными летописями и с фольклорными известиями, высокопарность и подмена сжатой красоты древней летописи внушительностью размеров произведения, длинными похвалами, многочисленностью повторений, сложностью стиля 22, назойливо звучащая тема божественного происхождения царской власти и божеских кар за неверность царю — вот черты, отличавшие официальную историографию XVI в. от летописания предшествующего периода. Наряду с великокняжескими летописями во второй половине XV в. существовали и летописи неофициальные, причем иногда они выражали взгляды, противостоявшие официальным. Я.С. Лурье выдвинул версию о создании в кельях Кирилло-Белозерского монастыря общерусского свода 1470-х годов. Его авторы проявляли не только повышенный интерес к северным заволжским районам Ростово-Суздальской земли (Белоозеро, Устюг, Вологда, Галич), но и заинтересованность в общерусских делах. Белозерские летописцы позволяли себе иронические замечания по поводу действий московских воевод и даже прямое осуждение Василия II Темного. Неофициальные летописи были распространены и в 1480-х годах. В них митрополит Геронтий обвинялся в неверии в чудеса, великий князь Василий Темный - в организации убийства Шемяки, а Иван III - в отравлении своей первой жены. Летописец с сочувствием относился к братьям Ивана III Андрею и Борису. А об убийстве врача Антона по приказу Ивана III он писал: «Зарезаша его ножом как овцу».
В русских городах, и в частности в среде связанного с бюргерством духовенства, возникла новгородско-московская ересь второй половины XV—XVI вв., для которой были характерны элементы рационализма и отказа от слепого подчинения церковно-богословскому традиционализму. Именно в еретической среде появилось анонимное «Написание о грамоте», в которой утверждалось, что Бог создал человека «животно плотна, словесна, разумна, смертна, ума и художесть. приятна». Нельзя не отметить, что здесь высказаны мысли, приближавшиеся к открытию человека в эпох, Возрождения. Во второй половине XV в. возникла, а в XVI XVII вв. уже бытовала идея «самовластья» человек,!. т. е. его более или менее свободной и независимой о> Бога деятельности. В одном из памятников, возникших на рубеже XVI и XVII вв., говорилось, что Господ:, сотворил человека «самовластна и самому о себе повел» быти владыкою». Конечно, мысль о Боге-творце тут наличествует, но идея божественного предопределение исторических событий и божественного происхождения всего доброго, что на земле делает человек, как бы затушевана и отодвинута. Недаром официальная церковь вела борьбу с идеей «самовластья» человека. Отвергая эту идею, она декларировала в XVII в., что «падает человек самовластьем, восстает же властию и исправлением божиим» 24. Один из наиболее ярких представителей русской общественной мысли середины XVI в. Иван Пересветов высказал отдельные соображения и об истории. Обращаясь к вопросу о причинах падения Византии, Перс светов не забыл упомянуть об отвращении от нее милости и щедрот божиих «грех ради наших» 25. Но об этом говорилось коротко и абстрактно. Конкретные же причины поражения православного царя Константина и победы над ним Магмет-салтана объяснялись, прежде всего, пороками богатых и ленивых византийских вельмож, которые сумели «укротить» мудрость и воинственность своего государя. Гнев божий объяснялся не греховностью греков и не их уклонением от истинной веры, а тем, что бог «хитрости не любит и гордости, и ленивства». Богатые же греческие вельможи «почали мы слити, как бы царя укротити от воинства, а самим бы с упокоем пожити», и даже сочинили лживые книги, отвращающие христианского царя от войны с иноплеменниками''.
Через все творчество Пересветова проходило осуждение вельмож, которые «от слез и от крови христианския богатели» и «обленивели за веру християнскую крепко стояти». Пересветовское обличение богатых и ленивых вельмож в Византии и на Руси интересно сопоставить с Макьявеллиевым обличением дворян. И тут, и там говорилось о паразитирующих тунеядцах, приносящих вред государству. Но в то время как Макьявелли писал о вредности всяких феодальных землевладельцев, имеющих подданных, Пересветов противопоставлял вредоносным вельможам ту категорию средних и мелких феодальных землевладельцев, которых он именовал «воинниками». На них государь должен опираться и «сердца им веселити» всяким своим жалованьем (денежным и поместным). Таким образом, если Макьявелли выступал против феодальных землевладельцев вообще, то Пересветов боролся с засильем крупных и вельможных феодалов. Продолжая наше сопоставление, напомним слова Макьявелли о том, что государства приобретают могущество и богатство только там, где народ пребывает в свободном состоянии. И Пересветов влагает в уста Магмет-салтана такие слова: «В котором царстве люди порабощены, и в том царстве люди не храбры и к бою не смелы против недруга: они бо есть порабощены». Но пафос Пересветова направлен не против феодального гнета в его классической форме крестьянской зависимости, а только против холопства, и прежде всего холопства кабального. И Макьявелли, и Пересветов пытались вскрыть политические и военные причины ослабления государства. К числу этих причин оба они относили недостаточную заботу о войске. Но о симпатиях к республиканскому строю, которые при этом явственно выступали (хотя, очевидно, не всегда) у Макьявелли, применительно к Пересветову говорить не приходится. Подобно западным гуманистам, Пересветов высоко ставил авторитет античной науки - философов греческих и «дохтуров латинских»,несмотря на то, что церковь клеймила их как еретиков. Более того, он позволял себе открыто провозглашать еретические принципы - «Бог не веру любит, а правду» и «коли правды нет, то и всего нет»; но тут же добавлял, что «истинная правда - Христос». Пересветов находил много положительного в государственном и военном строе державы Магмет-салтана. В этом проявились не только его симпатии к абсолютистским и антипатии к аристократическим методам управления, но и отход от типичного для официальной церкви отношения к иноверцам. Впрочем, и тут, как в решении вопроса о вере и правде, Пересветов проявлял умеренность, недаром мудрый иноверец Магмет-салтан именовался «безбожным и окаянным». Князь Курбский, которому кроме «Истории о великом князе Московском» принадлежал ряд публицистических произведений (наиболее важны письма к Грозному), оценивал роль вельмож в государстве совсем иначе. Отнюдь не стремясь к феодальной раздробленности, Курбский считал, что роль «великородных» должна быть весьма значительной в едином централизованном государстве. Грозного он обвинял в том, что тот ненавидел «вельмож своих» и набирал советников, приближенных «не от шляхетного роду», и избивал тех, кого, пользуясь библейским сравнением, Курбский именовал «сильными во Израиле».
Идеи могущественного «святорусского царства», покоящегося на единении царя и аристократии, еще дальше отстояли от идеала сильного национального государства Макьявелли, чем идеи грозного царства Пересветова. И все же идеология Курбского, отражавшая интересы высшей земельной аристократии, политическая, как и соответствовавшая интересам среднего и мелкого дворянства идеология Пересветова оказались в чем-то схожими с раннебуржуазной идеологией гуманистов. Курбский говорил о «свободном естестве человеческом» и о «естественном законе», т. е. о реальной земной природе человека, занимавшей столь значительное место у историков Возрождения. Однако права, вытекавшие из свободного естества человека, заключались, по Курбскому, не в отрицании крепостного права и холопства, а в недопустимости третирования царем свободных вельмож и «великих княжат» как «холопей, сиречь невольников». Таким образом, буржуазная идея естественного закона приобретала феодально-аристократическую окраску. В сознании Курбского новые гуманистические представления уживались со старыми провиденциалистскими. Исторические события он объяснял как побуждениями людей, так и замыслами Бога или дьявола. «Неслыханные и превеликие» беды, которые стране принесла опричнина, князь в одном месте приписывал лютости царя и его опричников, а в другом — подстрекательству дьявола. Курбский решительно противопоставлял период Избранной рады, когда советниками Ивана IV были достойные и благородные люди, последующему периоду, когда советниками стали худые люди, «ласкатели» и клеветники, толкнувшие царя на «людодерство». Это разделение царствования Ивана IV на два периода и порицание царя за отказ от опоры на знать вошли в русскую дворянскую историографию позднейших времен, и особенно выдвигались в начале XIX в. Н. М. Карамзиным. Интересные новые черты приобрела русская историография в начале XVII в. Мы уже отмечали, что важнейшей чертой гуманистической историографии был анализ, который она давала расстановке классовых сил (применительно к Флоренции такой анализ сделал Макьявелли). В России тема классовой борьбы была поставлена крестьянской войной начала XVII в., после которой не замечать роль общественных классов, различий их интересов, столкновений между ними был очень трудно.
Правда, объясняя бурные и бедственные события начала XVII в., авторы исторических повестей говорили о «зломысленном» дьяволе, который «вниде в сердце» «пронырливого» Бориса Годунова, и о «ростриге Гришке Отрепьеве», который предал свою «тмообразную душу» «сатанине», о превеликом божием гневе и об умножении грехов «всего православного крестьянства», вызвавших этот гнев. Говорили они даже о грехопадении Адама и Евы, от которых злоключения рода человеческого не прекращаются и доныне. Но вместе с традиционными средневековыми объяснениями на страницы повествований проникают и совершенно новые версии произошедшего. Так, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын, вскрывая причины массовых побегов на юго-западные окраины России, сосредоточения там бунтарских элементов и начала «разбойничества», писал о закабалении бедных и голодных, рассказывая о многих «начальствующих», которые «в неволю поработивающе кого мощно». Автор другого исторического повествования - дьяк Иван Тимофеев характеризовал войско И. Болотникова как холопскую рать. Он говорил, что «своенравнии раби ратию пришедше» к Москве.М. Н. Тихомиров обратил внимание на сказание о междоусобице, начавшейся во Пскове в 1606 г. Автор сказания повествовал о борьбе между «лучшими», к которым относились игумены, священники и дети боярские, и «меньшими», в число которых входили «ратные люди, стрельцы и казаки», городские низы и «поселяне». Таким образом, социальные корни и классовый характер гражданской войны уже выступали в некоторых произведениях начала XVII в. При этом авторы, как правило, стояли на позициях господствующего феодального класса. Дьяк Иван Тимофеев, например, считал пагубным стремление рабов сделаться равными своим господам и утверждал, что беды Российского государства проистекали не столько от плохого правления, сколько именно от этого пагубного стремления. Однако от начала XVII в. до нас дошли исторические произведения, враждебные феодальной верхушке. Так, в написанном несколько позже 1625 г. псковском сказании «О бедах и скорбех и напастех, иже бысть в Велицей России» виновниками бед признавались бояре и «силные градодержатели». Разорение бояр «от своих раб» объяснялось боярскими насилиями, причем подчеркивалось, что бояре не извлекли урока из событий гражданской войны и сейчас, когда она закончилась, «паки на то же подвигошася». Как видим, классовая борьба запечатлевалась на страницах исторических произведений чаще всего в форме яростных нападок на борющиеся народные низы и редко в форме порицания эксплуататорской верхушки общества. Впервые в русской литературе начала XVII в., связанной с гуманистическими идеями, появились размышления над характером человека. О. А. Державина и Д. С. Лихачев обратили внимание на это существенное новшество. Для летописей и хроник средневековья было типично небрежение к психологическим характеристикам, индивидуальным особенностям исторических деятелей, развитию людских характеров. Средневековые историки описывали поступки князей, полководцев, деятелей церкви, но редко входили в психологические объяснения данных поступков; описание характеров при этом укладывалось в трафарет абсолютно добродетельного или абсолютно злого человека.
Во второй редакции Хронографа, относящейся к 1617 г., высказывались принципиальные соображения о противоречивости человеческого характера: «...во всех земнородных ум человечь погрешителен есть, и от добраго нрава злыми совращен». Таким образом, объявляется невозможность абсолютно добрых и абсолютно злых людей: «...не бывает же убо никто от земнородных беспорочен в житии своем». Благотворное или, наоборот, зловредное влияние людей, приближенных к государю, на его характер отмечалось уже в XVI в. Пересветовым и Курбским, а последний говорил и об изменении характера царя Ивана IV под воздействием нового окружения. Во второй редакции Хронографа речь шла уже не только об особенностях характера Грозного в разные периоды жизни, но одновременно и о противоречивости его характера. В этой связи Лихачев замечает, что «впервые в истории русской исторической мысли сознательно создаются образы, полные „шекспировских" противоречий. Рассказывая о Борисе Годунове, дьяк Иван Тимофеев считал необходимым подчеркнуть противоречивость его человеческих качеств и политических поступков. Тимофеев даже сообщал своим читателям, что, подробно характеризуя злодеяния Годунова, он не имеет права проявлять ленность в описании добрых дел. Только раскрывая в характере царя и в его политике как злые, так и добрые черты, Тимофеев надеялся избежать обвинения в неправде. Другие писатели начала XVII в. тоже отмечали противоречивость характера Бориса Годунова: лукавый нрав и властолюбие, с одной стороны, мудрость и боголюбие - с другой. Отмечали и сложность характера царя Василия Шуйского, который был «книжному почитанию доволен и в разсуждении ума зело смыслен» и в то же время «скуп велми и неподатлив» (неблагожелателен), прислушивался к тем, «которыя во уши его ложное шептаху», и даже «к волхованию прилежал». В описании внешности правителей некоторые писатели начала XVII в. далеко отошли от трафаретов средневековья, согласно которым добрые князья были телом «дородны» и лицом «чермны» и обладали «великыми очами». В законченной в 1626 г. «Повести» И. М. Катырева-Ростовского, родственника царя Михаила Романова, говорилось, что при выдающемся разуме («чюдном разсуждении») и других замечательных качествах Иван IV обладал «образом нелепым» (некрасивым лицом), «очи имел серы, нос протягновен, покляп (согнутый.- А.Ш.\ возрастом (ростом.— А. Ш.) велик бяше, сухо тело имея, плещи имел высоки, груди широки, мышцы толсты». Что же касается Василия Шуйского, то его облик дополнялся такими реалистическими характеристиками: «Возрастом мал, образом же нелепым, очи подслепы име». Л.В. Черепнин, который приводил в своем курсе лекций по историографии эти личные характеристики царей, справедливо подчеркнул, что они отличались большой разносторонностью и сложностью, по сравнению с характеристиками русских историков, писавших до XVII в. Исследователь говорил о «примитивном психологизме» Ивана Тимофеева, выступавшего «с позиций феодальной историографии». Однако следует добавить, что для своего времени психологизм Ивана Тимофеева и других авторов исторических повестей начала XVII в. не был примитивен и в целом соответствовал психологизму историков Возрождения. Что же касается феодальных позиций Ивана Тимофеева и его единомышленников, то они обладали немаловажной особенностью, по сравнению с позициями средневековых историков: на службу феодальной идеологии здесь была поставлена трактовка человека, родившаяся в бюргерской среде, а на Западе - получившая развитие в среде раннекапиталистической. Вообще в условиях относительно медленного развития городов и отсутствия капиталистического уклада, в условиях полного политического господства феода- лов и идеологического господства церкви в русской историографии не произошло того радикального переворота, какой мы наблюдаем в XV-XVI вв. в историографии Западной Европы. Русская историческая литература второй половины XV - начала XVII в. не осталась, как мы видели, целиком в русле официальных концепций. На ней отражались и внутриклассовые противоречия феодалов, и антифеодальные настроения демократических низов. Недемократические идеи и высказывания русских историков второй половины XV- начала XVII в. принципиально не отличались от демократических высказываний в отдельных исторических текстах предшествующего периода. Более заметный скачок в этом отношении можно, пожалуй, заметить только в псковских повестях периода первой крестьянской войны. Но и самые неодобрительные высказывания о царях, митрополитах, боярах или «вятших» людях были еще далеки от создания антифеодальной исторической концепции подобной исторической концепции таких передовых идеологов эпохи Возрождения, как Макьявелли. Заметим, что русская историография отставал;: в XVI в. и от русской политической литературы, и о. публицистики. Во всяком случае, таких радикальных критиков феодализма, как Феодосии Косой, она не выдвинула. Принимая или вырабатывая идеи, которые были сродни идеям Возрождения, русские историки, как и многие историки Запада, ставили их на службу господствующей верхушке феодального общества. Идея политического единства, столь близкая передовым деятелям Возрождения, являлась центральной идеей русской историографии. Но она не сочеталась с требованием ликвидации или ослабления феодального угнетения податных сословий и предоставления им каких-либо свобод. Мы констатировали, что у авторов «Повести временных лет» религиозно-провиденциалистские воззрения сочетались с интересом к повседневным земным политическим событиям 46. В XVI в. и в начале XVII в. интерес к человеку как творцу истории, к человеку с индивидуальными чертами характера значительно возрос, и это позволяет сблизить процессы, протекавшие в историографии западного Возрождения, с соответствующими процессами, происходившими в России. Однако нельзя забывать, что ни один русский историк XVI начала XVII в. не порвал полностью с провиденциализмом, как, впрочем, и большинство их западных современников. Слабой стороной многих историков эпохи Возрождения было увлечение риторикой, особенно когда речь шла о своих монархах. Эта особенность была характерна и для русских историков XVI в. Подобно западным поборникам риторического направления, они оказывались иногда невзыскательными к подбору исторических источников. Однако, учитывая вышеизложенное, мы все же должны признать наличие в русской историографии второй половины XV - начала XVII в. таких гуманистических черт, как усиление внимания к человеку и к реальным политическим мотивам его деятельности, проявление интереса к античным философам и историкам, появление крупных исторических произведений, не связанных формой погодных записей, а главное - утверждение идеи политического единства русской земли и русского народа.
Лекция 8
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.251.37 (0.019 с.) |