Удельный маржинальный доход / Продажная цена единицы продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Удельный маржинальный доход / Продажная цена единицы продукции



 

Точка безубыточности в рублях рассчитывается следующим образом:

 

Постоянные расходы / Коэффициент маржинального дохода.

 

Классификация затрат на переменные и постоянные позволяет рассчитать операционный рычаг и оценить его эффект. Любое изменение объема продаж товаров всегда порождает более сильное изменение прибыли от продаж. Операционный рычаг определяется как отношение маржинальной прибыли к реальной прибыли. Этот коэффициент показывает, как при данном соотношении переменных и постоянных затрат повышение на каждый процент объема продаж приведет к увеличению прибыли от продаж.

Методика анализа безубыточности основывается на следующих допусках поведения затрат [27]:

- затраты подразделяются на постоянные и переменные;

- поведение всех затрат и объема продаж жестко определено и линейно в пределах отчетного периода;

- постоянные расходы остаются неизменными в пределах отчетного периода;

- перменные расходы прямо пропорциональны объему продукции в пределах отчетного периода;

- цена реализации остается неизменной;

- цены на материалы и услуги, используемые в производстве остаются неизменными;

- отсутствуют структурные сдвиги в составе продукции;

- на затраты релевантно влияет только объем продукции;

- объем производства равен объему продаж.

Факторный анализ изменения порога рентабельности и запаса финансовой прочности (зоны безопасности) организации

Важной задачей в системе CVP – анализа является определение запаса финансовой прочности (зоны безопасности) организации. Если известен порог рентабельности, то запас финансовой прочности (Фп) определяется следующим образом:

 

Фп = N - Nкр,

 

т.е. он представляет собой превышение фактически достигнутой (или планируемой) выручки от продаж над критическим объемом. В относительном выражении (в процентах к фактически полученному) планируемому) объему продаж)

 

Фп = N - Nкр / N х 100.

 

Зона безопасности показывает, на сколько процентов объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю. Если, наоборот, выручка оказывается ниже порога рентабельности, то у предприятия возникают убытки, ухудшается финансовое состояние. В этом случае необходимо сокращать постоянные затраты для снижения порога рентабельности.

Рассмотрим условный пример (табл. 5.5.1.)

 

Таблица 5.5.1.

Расчет порога рентабельности и запаса финансовой

Прочности предприятия

 

Показатели № стр. Базовый период Отчетный период Изменения (+, -)
Выручка от продажи продукции (работ, услуг), тыс.руб.       + 1031
Прибыль от продаж, тыс. руб.       + 209
Переменные затраты, тыс.руб.       + 760
Постоянные затраты, тыс. руб.       + 62
Суммарные затраты, тыс. руб.       + 822
Маржинальный доход, тыс. руб. (стр.1 – стр.3 или стр.2 + стр. 4)       + 271
Доля маржинального дохода в выручке, % (стр.6 / стр.1 х 100)   32,50 30,06 - 2,44
Порог рентабельности (стр.4 / стр.7 х 100)       + 249
Запас финансовой прочности: а) в сумме, тыс.руб. (стр.1 - стр.8)       + 782
б) % (стр.9 / стр.1 х 100)   67,31 70,66 + 3,35
         

 

Из данных таблицы следует, что в базовом периоде предприятие должно было продать продукции на сумму 523 тыс. руб., чтобы достичь безубыточной работы. Фактическая же выручка составила 1600 тыс. руб., что превысило порог рентабельности на 1077 тыс. руб. или 67,31%. Это и есть запас финансовой прочности (зона безопасности) предприятия. Оно смогло бы выдержать снижение выручки от продаж на 67,31% достигнутой величины без риска потери финансовой прочности.

В отчетном периоде фактически полученная выручка превышает порог рентабельности на 1859 тыс. руб. или 70,66%. Зона безопасности расширилась на 3,35%. Это произошло в основном за счет сокращения доли постоянных затрат в себестоимости продукции. В базовом периоде она составила 13,6% (170 / 1250 х 100), а в отчетном – 11,2 % (232 / 2072 х 100), т.е. на 2,4 % меньше базового значения.

Важный момент в анализе безубыточности – изучение влияния факторов (постоянных и переменных затрат и цен) на критический объем продаж, для которого воспользуемся формулой точки безубыточности в натуральном выражении (q кр):

 

q кр. = S пост / Ц ед. – S пер. ед.

 

Из данной формулы следует, что порог рентабельности отдельного вида продукции зависит от величины постоянных и переменных затрат, а также от цены изделия.

Любое увеличение постоянных расходов приводит к росту критического объема, так как возникает необходимость в продаже дополнительного количества изделий для покрытия возросших затрат. Эта зависимость является прямо пропорциональной. Следовательно, одним из способов снижения точки безубыточности может служить конкретное уменьшение величины постоянных затрат [26].

Изменение переменных расходов действует в том же направлении, что и постоянных, но неравноценно ему. Даже незначительный рост этих затрат порождает гораздо более значительные изменения выручки и прибыли в силу действия эффекта операционного рычага.

Достаточно чувствительным по отношению к порогу рентабельности является фактор продажных цен. Чем выше цена, тем меньше объем продаж, необходимый для достижения точки безубыточности, и, соответственно, лучше финансовое положение предприятия.

Рассмотрим пример анализа влияния факторов на изменение критического объема производства (q кр) по изделию при следующих исходных данных:

 

Вариант I II

Цена изделия (Ц ед.), руб. 2000 2200

Переменные затраты (S пер), руб 1200 1320

Постоянные затраты на всю продукцию (S пост), руб. 160 000 168 000

Объем продукции, ед. 500 600

 

Очевидно, что в варианте II предусмотрен 10%- ный рост цены изделия и переменных затрат и 5%-ный – постоянных расходов.

Влияние каждого фактора на изменение критического объема продукции в отчетном периоде по сравнению базовым можно определить с помощью метода цепных подстановок.

 

базовый показатель Sпост0 / Ц ед0 - S пер 0 =

= 160 000 / 2000 - 1200 = 200 ед.;

 

1 – я подстановка Sпост 1 / Ц ед 0 - S пер 0 =

= 168 000 / 2000 - 1200 = 210 ед.;

 

2 - я подстановка Sпост 1 / Ц ед 1 - Sпер 0 =

= 168 000 / 2200 - 1200 = 168 ед.;

 

отчетный показатель Sпост 1 / Ц ед 1 - Sпер 1 =

= 168 000 / 2200 - 1320 = 191 ед.

 

Из расчетов следует, что безубыточный объем продаж снизился на 9 ед.

(191 – 200). Влияние факторов составило:

  • повышение суммы постоянных затрат: 210 – 200 = + 10 ед.;
  • рост цены изделия: 168 - 210 = - 42 ед.;
  • возрастание переменных расходов: 191 - 168 = + 23 ед.

Сумма факторных влияний составит: 10 – 42 + 23 = - 9 ед.

Таким образом, 10 % - ное увеличение цены изделия позволило снизить порог рентабельности на 21 % (42 / 200 х 100). Аналогичное изменение переменных расходов на те же 10 % привело к повышению порога рентабельности на 11,5 % (23 / 200 х 100). Рост постоянных затрат на 5 % вызвал смещение вверх критической точки тоже на 5 % (10 / 200 х 100).

На изменение запаса финансовой прочности влияют те же факторы, что и на порог рентабельности, включая объем продаж. Для факторного анализа зоны безопасности (в %) может быть использована следующая смешанная модель:

 

Ф п = q - q кр / q х 100 =

= q - (Sпост / Ц ед - Sпер ед.) / q х 100.

 

В модели формирования запаса финансовой прочности учитываются следующие факторы: объем продаж (q), величина постоянных затрат

(S пост), цена изделия (Ц ед.), переменные затраты (S пер).

Последовательно заменяя базовое значение каждого фактора в формуле на отчетное, определяем изменение запаса финансовой прочности по каждому фактору в отдельности:

 

Ф п 0 = (500 – 200) / 500 х 100 = 60 %;

Ф п усл 1 = (600 – 200) / 600 х 100 = 66,7 %;

Ф п усл 2 = (600 - {168 000 / 2000 – 1200}) / 600 х 100 = 65 %

Ф п усл 3 = (600 - {168 000 / 2200 - 1200 }) / 600 х 100 = 72 %

Ф п 1 = (600 – 191) / 600 х 100 = 68,2 %

В целом запас финансовой прочности (зона безопасности) предприятия возрос на 8,2 % (68,2 – 60). Это произошло под влиянием увеличения:

1) объема продаж: 66,7 - 60 = 6,7 %

2) постоянных затрат: 65 - 66,7 = - 1,7 %

3) цены изделия: 72 - 65 = 7 %

4) переменных затрат: 68,2 – 72 = - 3,8 %

Сумма факторных влияний: 6,7 – 1,7 + 7 – 3,8 = 8,2 %

 

Очевидно, что отрицательное влияние на изменение зоны безопасности, как и на порог рентабельности, оказало удорожание постоянных и переменных затрат, положительное – рост объема продаж и цены изделия.

При анализе в условиях многономенклатурного производства дополнительно следует учитывать влияние структурного фактора – изменение удельного веса отдельных видов продукции в общем объеме продаж. Критический объем продаж в стоимостном оценке, в этом случае, будет колебаться под воздействием изменения следующих факторов [26]:

  • суммы постоянных затрат на всю продукцию;
  • структуры продукции;
  • цены каждого изделия;
  • величины переменных затрат по изделиям.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.014 с.)