Анализ поведения затрат и взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ поведения затрат и взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли



 

Знание о том, как изменяются затраты в зависимости от объема производства, очень важно для принятия точных управленческих решений. Для этого руководство предприятия должно иметь расчеты затрат и доходов при разных объемах производства в целях различных вариантов действий. Более точная взаимосвязь между затратами, прибылью и объемом продаж устанавливается в системе управленческого учета затрат, называемой «директ-костинг». В рамках этой системы проводится маржинальный анализ, получивший свое название от понятия «маржинальная прибыль».

Маржинальная прибыль – это разница между выручкой и переменными затратами. Она включает в себя не только прибыль предприятия но и постоянные затраты. Маржинальная прибыль на единицу продукции определяется как разница между ценой единицы продукции и переменными затратами на нее.

Одной из наиболее важных задач, решаемых в системе маржинального анализа, является анализ безубыточности продаж.

Цель анализа безубыточности (CVP- анализа) – определить как изменятся финансовые результаты, при изменении затрат или объема производства [27].

Анализ безубыточности основан на зависимости между объемом продаж затратами и прибылью в течение короткого периода, когда выход продукции предприятия ограничен имеющимися производственными мощностями.

Критическая точка безубыточности (порог рентабельности) – это объем продаж, при котором выручка равна совокупным затратам, т.е. нет ни прибыли, ни убытка. Следовательно точка безубточности находится там, где маржинальная прибыль равна постоянным затратам.

Расчет безубыточности продаж основан на делении затрат на переменные и постоянные. Классификация затрат на переменные и постоянные представлена в табл. 5.4.1. [18]

Таблица 5.4.1.

Затраты
Переменные (прямо пропорциональны изменению объема производства) Постоянные (не связаны прямой зависимостью с изменением объема производства)
Расходы на сырье, материалы   Расходы на оплату труда (включая социальные отчисления), начисленные исходя из объемов производства   Расходы на топливо, электроэнергию для производственных нужд   Транспортные расходы по доставке сырья, материалов   Прочие переменные расходы     Амортизация   Расходы на аренду основных средств   Расходы на текущий ремонт и эксплуатацию основных средств   Расходы на оплату труда (включая социальные отчисления) управленческого персонала   Расходы на управление компанией (командировочные, представительские, транспортные, телефонные, канцелярские и т.п.)   Расходы на рекламу   Налоги на имущество и другие виды налогов, являющиеся расходами   Проценты уплаченные   Прочие постоянные расходы

 

 

Так как в критической точке (qкр) прибыль равна нулю (Р = 0), то

qкр = Sпос / (Цед - Sпер ед),

Т.е. критическая точка определяется как частное от деления постоянных расходов

(S пос) на маржу с единицы продукции (Цед - Sпер ед).

Рассмотрим некоторые ситуации, которые можно просчитать на основе анализа безубыточности.

Пример. Пусть компания «АКО» занимается выпуском блокнотов. Переменные расходы на единицу продукции (S ер ед) составляют 10руб 20коп., а общая сумма постоянных расходов (S пос) 90 000руб. Прогнозная цена блокнота 19 руб. 20 коп.

1.Определить критическую точку продаж блокнотов:

 

qкр = Sпос / (Цед - Sперед) = 90 000 / (19,20 - 10,20) = 10 000 шт.

 

2.Определить, сколько экземпляров блокнотов нужно продать, чтобы получить 36 000 руб. прибыли:

 

q= (Sпос + P) / (Цед - Sперед) = (90 000 + 36 000) \ (19,20 – 10,20) = 14 000 шт.

 

3.Определить маржинальную прибыль (M) при данных условиях:

 

M = N - Sпер = (14 000 х 19,20) – (14 000 х 10,20) =

2680 – 142 800 = 126 000 руб.

 

4.Определить запас финансовой прочности (зону безопасности) при данных условиях (Ф п):

 

Ф п = N - N кр = 268 800 – (10 000 х 19,20) = 268 800 – 192 000 = 76 800 руб.

 

5.Предположим, что постоянные расходы могут быть уменьшены до 40 000 руб., сколько блокнотов нужно продать, чтобы получить прибыль 23 000 руб.:

q = (40 000 + 23 000) / 19,20 – 10,20 = 7 000 шт.

 

6.В результате проведенных маркетинговых исследований выяснилось, что можно продать только 15 000 блокнотов, найти цену при которой предприятие могло бы получить прибыль 40 200 руб.:

 

15 000 = (90 000 + 40 200) / (х – 10,20)

 

Решив уравнение, получим, что цена блокнота (x) = 18,88 руб.

Данный порядок расчетов можно применять на монономенклатурных предприятиях. Но в большинстве случаев, предприятие имеет многономенклатурное производство. Анализ безубыточности продаж в натуральном выражении становится возможным и полезным при решении проблемы распределения постоянных расходов потоварно, аналогично варианту распределения косвенных расходов [25]. Но является полезным и анализ безубыточности продаж в стоимостном выражении в целом по всей продукции. Под единицей продукции можно понимать как натуральный, так и стоимостный показатель, т.е. 1 руб.

Критическая точка определяется как частное от деления постоянных расходов на маржу с единицы продукции (при расчете в натуральном выражении) или с 1 руб. продукции (при расчете в стоимостном выражении) [24].

Это правило характеризует метод удельного маржинального дохода для расчета критической точки. Удельный маржинальный доход – это доля переменных расходов в единице продукции или в 1 руб. продажной цены. Если критическая точка выражается в стоимостном выражении, то в формуле ее расчета используют коэффициент маржинального дохода:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.008 с.)