Международные стандарты обращения с правонарушителями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные стандарты обращения с правонарушителями



Несмотря на то, что лица, преступившие закон, представляют общественную опасность, международное сообщество, обеспокоенное возможностью злоупотреблений по отношению к ним со стороны властных структур, разработало ряд документов, содержащих стандарты обращения с правонарушителями. В большинстве случаев эти документы относятся к категории “мягкого права”, т. е. не являются юридически обязательными для правительств. Однако многие государства используют положения таких документов в своем национальном законодательстве.

В 1955 г. на Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями были приняты Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, которые позже были одобрены ЭКОСОС.

Эти правила не имеют целью подробное описание образцовой системы пенитенциарных заведений, а предназначены лишь для того, чтобы на основе общепризнанных достижений современной мысли и с учетом основных элементов наиболее удовлетворительных в настоящее время систем изложить то, что обычно считается правильным с принципиальной и практической точки зрения в области обращения с заключенными и управления пенитенциарными заведениями. Правила состоят из Части I“Общеприменимые правила” и Части II “Правила, применимые к особым категориям”.

В первой части излагаются принципы применения правил (беспристрастность, недопустимость дискриминации, уважение религиозных и моральных убеждений заключенных); порядок регистрации заключенных и разбивки их по категориям; требования к помещениям пенитенциарных заведений, личной гигиене, одежде, питанию заключенных; нормы медицинского обслуживания; меры поддержания дисциплины и наказания; требования к персоналу пенитенциарных заведений и др.

Правилами, в частности, устанавливается, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, на кубатуру этих помещений, на их минимальную площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (ст. 10). Заключенным, не имеющим права носить гражданскую одежду, следует выдавать комплект обмундирования, соответствующего данному климату и позволяющего поддерживать их здоровье в удовлетворительном состоянии. Эта одежда не должна иметь ни оскорбительного, ни унижающего характера (п. 1 ст. 17). Каждому заключенному необходимо обеспечивать пищу достаточно питательную для поддержания его здоровья и сил, имеющую достаточно хорошее качество, хорошо приготовленную и поданную (п. 1 ст. 20). Дисциплинарные наказания можно налагать только в соответствии с законом или с административными распоряжениями, причем ни один заключенный не может подвергаться повторному наказанию за один и тот же проступок (non bis in indem). Телесные наказания, заключение в темной камере и жестокие, бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство виды наказания следует запрещать в качестве наказаний за дисциплинарные проступки (ст. 31).

Органы управления пенитенциарной системой должны заботиться о тщательном отборе персонала всех категорий, ибо хорошая работа тюремных заведений зависит от добросовестности, гуманности, компетентности и личных качеств этих сотрудников. Все сотрудники мест заключения всегда должны вести себя и выполнять свои обязанности так, чтобы служить примером для заключенных и завоевать их уважение (ст. 48). По мере возможности в штат сотрудников пенитенциарных заведений следует включать достаточное число психиатров, психологов, социальных работников, учителей и преподавателей ремесленных дисциплин. В своих отношениях с заключенными персонал заведений имеет право прибегать к насилию только в случае самозащиты или в случае попыток к бегству, равно как и в случаях активного или пассивного противодействия приказам, основанным на действующих законах и правилах (п. 1 ст. 54).

Во второй части Правил содержатся положения о целях и задачах лишения свободы осужденных, критерии их классификации и индивидуализации, о характере труда и отдыха в местах заключения, отношении к душевнобольным и страдающим умственными недостатками заключенным и т. д.

В 1979 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Кодекс состоит из 8 статей и комментариев к ним, содержащих правила поведения должностных лиц, назначаемых или избираемых, связанных с применением права, которые обладают полицейскими полномочиями, особенно полномочиями на задержание правонарушителей. В ст. 1 Кодекса подчеркивается, что такие должностные лица служат общине и защищают всех от противоправных актов в соответствии с высокой степенью ответственности, требуемой их профессией. При выполнении своих обязанностей должностные лица по поддержанию правопорядка уважают и защищают человеческое достоинство и поддерживают и защищают права человека по отношению ко всем лицам (ст. 2), т. е. и по отношению к правонарушителям. Ни одно должностное лицо по подержанию правопорядка не может осуществлять, подстрекать или терпимо относиться к любому действию, представляющему собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания (ст. 5). Указанные должностные лица обеспечивают полную охрану здоровья задержанных ими лиц, в частности, принимают немедленные меры по обеспечению оказания медицинской помощи в случае необходимости (ст. 6).

Должностные лица по поддержанию правопорядка уважают закон и данный Кодекс. Используя все свои возможности, они также предотвращают и всемерно препятствуют всем нарушениям таковых.

Должностные лица по поддержанию правопорядка, имеющие основания полагать, что нарушение данного Кодекса имело место или будет иметь место, сообщают о случившемся вышестоящим инстанциям и, в случае необходимости, другим соответствующим инстанциям или органам, обладающим полномочиями по надзору или правовому контролю (ст. 8).

В связи с тем, что в практике правоохранительных органов некоторых государств еще не изжиты случаи применения пыток или иных видов бесчеловечного обращения и наказания, в 1984 г. была заключена Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (в силе с 1987 г.). В Конвенции дается развернутое определение понятия “пытка” (ст. 1) и устанавливается обязанность государств-участников принимать эффективные меры законодательного, административного, судебного характера для предупреждения актов пыток на любой территории под их юрисдикцией (ст. 2). Каждое государство-участник обязано обеспечить, чтобы учебные материалы и информация относительно запрещения пыток в полной мере включались в программы подготовки персонала правоохранительных органов и других лиц, которые могут иметь отношение к содержанию под стражей и допросам лиц, подвергнутых любой форме ареста, задержания или тюремного заключения, или обращению с ними. Кроме того, такое запрещение должно включаться в правила и инструкции, касающиеся обязанностей и функций любых таких лиц (ст. 10).

В соответствии со ст. 17 Конвенции на XXXIX сессии Генеральной Ассамблее ООН был учрежден Комитет против пыток для наблюдения за эффективным соблюдением положений Конвенции. Комитет состоит из 10 экспертов, избираемых государствами-участниками на 4 года с правом переизбрания. Комитет ежегодно представляет доклад о своей деятельности государствам-участникам и Генеральной Ассамблее ООН. В своей работе Комитет руководствуется своими правилами процедуры.

В 1987 г. была открыта для подписания Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (в силе с 1989 г.). Основой данной Конвенции является ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: “Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию”.

В Конвенции 1987 г. предусмотрен несудебный механизм позитивного действия, основанный на посещениях, в дополнение к судебным механизмам Европейской комиссии и Суда по правам человека, которые должны реагировать на свершившиеся факты. Таким несудебным механизмом является Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (КПП). Он призван предупреждать возможные физические или моральные злоупотребления в отношении лиц, лишенных свободы. Комитет состоит из независимых и беспристрастных экспертов по одному от каждого государства, ратифицировавшего Конвенцию. Члены КПП уполномочены посещать любые места содержания под стражей (тюрьмы, полицейские участки, психиатрические больницы и т. п.) с целью выяснения характера обращения с находящимися в них лицами. При необходимости КПП может давать рекомендации заинтересованному государству в целях усиления защиты таких лиц от жестокого обращения. Украина участвует в обеих конвенциях против пыток.

 

Глава 20. Мирные средства разрешения международных споров [145]

 

§ 1. Понятия “ситуация” и “спор”

Международные отношения — сложное социальное явление, обусловленное множеством факторов. Государства, будучи главными участниками этих отношений, находятся на разных уровнях социально-экономического развития, имеют специфические политические и иные интересы, обеспечение которых периодически приводит к столкновениям и конфликтам между ними. В Уставе ООН и большинстве международно-правовых актов разногласия между государствами определяются понятиями “ситуация” и “спор”.

Государства порой в одностороннем порядке пытаются решить тот или иной международный вопрос (о линии прохождения границы, территориальную проблему и пр.). Подобное поведение может привести к ситуации, угрожающей международному миру и безопасности.

Международный спор, в отличие от ситуаций, характеризуется наличием выявленных и сформулированных разногласий государств в отношении предмета спора. При этом государства свои претензии друг к другу обосновывают законными интересами и нормами международного права. Нельзя признать наличие международного спора, если одно государство предъявляет претензии к другому, которое не принимает их или соглашается с претензиями частично. Международный Суд ООН отмечал, что “односторонние притязания не образуют спора”. Для любого международного спора характерно наличие разногласий по вопросу факта или нормы права, конфликта юридических взглядов или интересов между двумя субъектами международного права.

В положениях Главы VI “Мирное разрешение споров” (ст. ст. 33 — 38) и Главы VII “Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии” (ст.ст.39—51) Устава ООН используются термины “спор” и “ситуация”. Например, ст. 34 Устава ООН гласит: “Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности”[146]. При этом ни данная статья, ни другие статьи Устава ООН не дают определения понятий “спор” и “ситуация”. Устав ООН указывает лишь на то, что ситуации и споры могут быть двух видов: 1) угрожающими международному миру и безопасности; 2) не несущими такой угрозы. Понятно, что данная дифференциация является относительной, поскольку и ситуация, и спор при определенных обстоятельствах могут стать угрожающими для международного мира и безопасности.

В западной доктрине международного права предпринимались попытки делить международные споры на политические и юридические. При этом процедура судебного или арбитражного разрешения спора, по мнению сторонников этой концепции, должна распространяться только на юридические споры. Политические же споры следует разрешать иными средствами, к примеру, путем переговоров, посредничества, примирения и т. д. Польский юрист-международник М. Ляхс, выражая широко распространенную точку зрения, отмечал, что почти все споры между государствами имеют как политический, так и юридический аспект, поскольку право и политика перекрещиваются по многим направлениям[147]. В связи с этим вряд ли можно квалифицировать какой-то международный спор как чисто политический или чисто юридический.

Существование международного спора обязывает государства решать этот спор. Согласно современному международному праву, государства обязаны разрешать свои споры мирными средствами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.009 с.)