Преступность как международное явление 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преступность как международное явление



Преступность — это сложное социальное явление, обусловленное комплексом причин. Некоторые западные авторы, перефразировав известную поговорку, считают, что “каждое общество имеет такую преступность, какую оно заслуживает”. Преступления и преступность имеют, как правило, четкую национальную “прописку”, поскольку во многом зависят от социальной структуры, уровня социально-экономического развития и культуры конкретного государства. Вместе с тем также справедливо утверждение, что каждое время имеет свои преступления. И, конечно, преступления периода научно-технической революции в каждом государстве несут на себе печать времени. Необычайно расширившиеся экономические, научно-технические, культурные и личные связи, невероятно высокий уровень развития транспортных систем и средств связи непосредственно сказываются на масштабах, технических возможностях и степени организованности преступности. В современном мире повседневной действительностью стали международно организованные и профессионально осуществляемые преступные деяния. Широко распространенными в юридическом и научном лексиконе стали термины “международная преступность” и “международный уголовный преступник”. Чертой сегодняшнего дня являются крупные, финансово сильные, хорошо организованные международные преступные группировки.

Перерастание национальной преступности в международную потребовало объединения усилий международного сообщества в борьбе с этим опасным социальным явлением.

Сотрудничество в этой области развивается по трем направлениям. Первое — это заключение двусторонних договоров, в которых государства регламентируют вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам, выдачи преступников, передачи осужденных лиц для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Украина активно использует эту форму сотрудничества в своих взаимоотношениях с партнерами по международному сообществу. Кроме того, в последнее время все более популярной формой двустороннего сотрудничества становится профессионально-техническая помощь. При реализации соглашений об этом государство организует подготовку и переподготовку специалистов из правоохранительных органов государства-партнера, между ними происходит обмен технической информацией, образцов техники или ее поставка для нужд борьбы с преступностью.

Второе направление связано с сотрудничеством государств в борьбе с преступностью на региональном уровне. В рамках СЕ, ЕС, ОАГ, ЛАГ, ОАЕ, СНГ и других региональных организаций разработаны механизмы координации усилий государств в борьбе с преступностью. Юридическую основу таких механизмов составляют многосторонние конвенции, например, Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.

Третье направление охватывает сотрудничество в рамках универсальных международных организаций. Прежде всего это относится к ООН и ее специализированным учреждениям, а также к Международной организации уголовной полиции (Интерполу).

Сотрудничество государств в борьбе с таким международным явлением, как преступность, направлено на решение следующих задач: 1) согласование квалификации преступлений, представляющих опасность для нескольких или всех государств; 2) координация мер по предотвращению и пресечению таких преступлений; 3) установление юрисдикции над преступлениями и преступниками; 4) обеспечение неотвратимости наказания; 5) оказание правовой помощи по уголовным делам, включая выдачу преступников[140].

Многосторонние международные договоры по борьбе

С преступностью

Важное место в деле сотрудничества государств по борьбе с преступностью занимают многосторонние соглашения по пресечению преступлений международного характера и наказанию за них.

Преступления международного характера — это предусмотренные международными договорами общественно опасные деяния, совершаемые индивидами или группами лиц, которые посягают на нормальные отношения между субъектами международного права. Данные правонарушения менее общественно опасны, чем международные преступления и, в отличие от последних, ответственность за их совершение несут не государства, а только физические лица. При этом ответственность наступает на основе международного договора, но по нормам национального уголовного законодательства соответствующего государства. Преступления международного характера, как правило, причиняют ущерб одному, двум или нескольким государствам.

С целью выработки единообразных подходов к квалификации правонарушений подобного вида государства заключают специальные конвенции или группу конвенций.

В этих международно-правовых актах дается квалификация преступлений международного характера, например, международного терроризма, хищения ядерного материала, незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, фальшивомонетничества, рабства, работорговли, торговли женщинами и детьми и др.

Международный терроризм (от лат. terror — страх, ужас)— это общественно опасные в международном масштабе деяния, направленные на достижение определенных целей, как правило политических, сопровождаемые бессмысленной гибелью людей, перерывом международных транспортных сообщений, нарушением нормального функционирования дипломатических представительств государств и их персонала, затрудняющие осуществление международных контактов и встреч.

В 1937 г. была заключена Международная конвенция по предотвращению и наказанию актов терроризма. Однако в силу она не вступила.

В настоящее время действует группа универсальных конвенций по борьбе с международным терроризмом в конкретных областях: Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г.; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г.; Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г.; Конвенция о защите персонала ООН и связанного с ним персонала 1994 г. и др.

Одна из опасных форм проявления международного терроризма — захват заложников, т. е. захват или удержание любым лицом (лицами) другого лица (лиц), сопровождаемые угрозой убить, нанести повреждение или продолжать удерживать заложника (заложников) с целью заставить третью сторону (государство, международную организацию, юридическое или физическое лицо) совершить или воздержаться от совершения какого-либо акта в качестве прямого или косвенного условия для освобождения заложника (заложников). В 1979 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о борьбе с захватом заложников. Согласно Конвенции преступлением также признается попытка совершения захвата заложников и принятие участия в захвате в качестве сообщника. Государства—участники за указанные преступления с учетом их тяжкого характера должны предусматривать в своем уголовном законодательстве соответствующие наказания.

Проблема терроризма является весьма актуальной и на региональном уровне. Ее решением активно занимаются Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК), ЕС, ОБСЕ, СЕ, ОАГ и др. региональные структуры. В рамках СЕ в 1977 г. была принята Европейская конвенция о пресечении терроризма, которая установила, что определенные виды террористических актов не будут более квалифицироваться как политические преступления в случае возникновения вопроса о выдаче преступника и осуществлении правового взаимодействия в этой области.

Проблема международного терроризма является одной из наиболее актуальных для международного сообщества в силу высокой общественной опасности этого преступления международного характера. В 1995 г. в Египте была проведена специальная встреча глав государств “большой семерки” при участии России с целью объединения усилий ведущих государств мира в борьбе с международным терроризмом.

Острота данной проблемы объясняется тем фактом, что терроризм носит в большинстве случаев ярко выраженную политическую окраску. Поэтому в доктрине международного права фигурирует понятие “государственный терроризм”. Однако успешность борьбы с международным терроризмом можно обеспечить не на пути деполитизации этого явления, а путем устранения социально-экономических явлений (нищеты, безысходности, нарушения прав человека и т. п.), его порождающих.

Хищение ядерного материала является относительно новым видом противоправных деяний, но имеющим высокую степень общественной опасности.

В 1980 г. была принята Конвенция о физической защите ядерного материала. Статьи 7—13 этого документа непосредственно относятся к противоправным деяниям в этой области. В соответствии со ст. 7 правонарушением, наказуемым каждым государством-участником в рамках своего законодательства, признается, в частности: кража ядерного материала или его захват путем грабежа; присвоение или получение обманным путем ядерного материала; действия, представляющие собой требование о выдаче ядерного материала посредством угрозы силой или применения силы или иной формы запугивания; угроза использовать ядерный материал, совершить его кражу или захват путем грабежа с преступными целями.

В качестве правонарушения также квалифицируется соучастие в указанных действиях и попытка совершения их.

Каждое государство—участник Конвенции 1980 г. принимает соответствующие меры наказания за указанные правонарушения с учетом их серьезности.

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Правонарушения, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами, причиняют значительный вред здоровью людей, социальному благополучию и экономическим интересам многих государств. В целях борьбы с этими противоправными деяниями были заключены Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. и Конвенция о психотропных веществах 1971 г.

Данные конвенции регламентируют широкий круг вопросов, включая меры контроля над наркотическими средствами и психотропными веществами, а также меры борьбы против культивирования, производства, хранения, продажи, покупки, ввоза и вывоза наркотических средств и психотропных веществ в нарушение установленных правил.

В 1988 г. была принята Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Данная Конвенция не предусматривает прекращение действия конвенций 1961 и 1971 гг., напротив, она содержит ссылки на некоторые положения этих конвенций. Заключение Конвенции 1988 г. было вызвано необходимостью укрепления и дополнения мер, предусмотренных конвенциями 1961 и 1971 гг., с целью уменьшения размаха и масштабов незаконного оборота наркотических и психотропных веществ и его серьезных последствий.

Статья 3 Конвенции 1988 г. содержит перечень деяний, которые должны признаваться уголовными преступлениями государствами—участниками согласно своему законодательству. Среди них следует выделить: производство, изготовление, экстрагирование, приготовление, предложение, предложение с целью продажи, распространение, продажу, поставку на любых условиях, посредничество, переправку, транзитную переправку, транспортировку, импорт или экспорт любого наркотического или психотропного вещества в нарушение положений конвенций 1961 и 1971 гг.; культивирование опийного мака, кокаинового куста, растения каннабис в целях производства наркотических средств; организация, руководство или финансирование указанных правонарушений и др.

Каждое государство—участник за совершение правонарушений, перечисленных в Конвенции 1988 г., учитывая характер этих правонарушений, предусматривает применение таких санкций, как тюремное заключение или другие виды лишения свободы, штрафные санкции и конфискация. Государства могут предусмотреть в дополнение к осуждению или наказанию применение в отношении правонарушителя таких мер, как лечение, перевоспитание, последующее наблюдение за ним, восстановление трудоспособности или социальную интеграцию.

В ст. 7 Конвенции подробно регламентируются вопросы оказания взаимной правовой помощи государствами—участниками в расследовании, уголовном преследовании и судебном разбирательстве правонарушений, зафиксированных в ней.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила, что все государства должны сотрудничать в пресечении незаконной торговли наркотиками и психотропными веществами, осуществляемой судами в открытом море в нарушение международных конвенций (п. 1 ст. 108).

В 1990 г. на 17-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН были приняты Политическая декларация и Всемирная программа действий по международному сотрудничеству в борьбе против незаконного производства, предложения, спроса, оборота и распространения наркотических средств и психотропных веществ. Декларация подтвердила важность сотрудничества государств по реализации положений конвенций 1961, 1971 и 1988 гг., высокую оценку получили меры, предпринятые ООН по борьбе со злоупотреблением наркотическими и психотропными средствами. В Декларации было провозглашено Десятилетие ООН по борьбе против злоупотребления наркотиками на период 1991 — 2000 гг.

Во Всемирной программе действий предусмотрены мероприятия по борьбе со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом на национальном, региональном и международном уровнях. В соответствии с положениями программы Генеральному секретарю ООН предложено ежегодно направлять Генеральной Ассамблее доклад о деятельности по реализации Всемирной программы.

В 1987 г. Генеральная Ассамблея ООН объявила 26 июня как Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом.

Фальшивомонетничество или подделка денежных знаков является одним из древнейших противоправных деяний, серьезно подрывающих экономическую систему государств. В 1929 г. была подписана Международная конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков.

Согласно этой Конвенции обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков (бумажных денег, банковских билетов, металлических монет), находящихся в обращении, а также сбыт поддельных денежных знаков квалифицируются как преступление. При этом уголовно наказуема подделка денежных знаков как своего государства, так и любого иностранного. Конвенция 1929 г. не охватывает деяния, связанные с подделкой векселей, чеков, аккредитивов, знаков почтовой оплаты и других ценных бумаг, поэтому выдвигаются предложения по ее ревизии и совершенствованию.

С 1931 г. государства—участники Конвенции 1929 г. вместе с другими заинтересованными сторонами периодически собираются на международные конференции по координации усилий государств, эмиссионных учреждений и крупнейших банков в борьбе с фальшивомонетничеством. Большая работа в этом направлении проводится Интерполом, который издает специальный бюллетень “Подделки и подлоги” и другие справочные пособия.

Рабство, работорговля, торговля женщинами и детьми. В соответствии с Конвенцией относительно рабства 1926 г. рабство определяется как положение или состояние человека, над которым осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности (п. 1 ст. 1). Торговля невольниками представляет собой всякий акт захвата, приобретения или уступки человека с целью продажи его в рабство; всякий акт приобретения невольника с целью продажи его или обмена невольника; всякий акт уступки путем продажи или обмена невольника, приобретенного с целью продажи или обмена, равно как и вообще всякий акт торговли или перевозки невольников (п. 2 ст. 1). Государства—участники Конвенции 1926 г. приняли обязательство оказывать друг другу взаимное содействие для достижения уничтожения рабства и торговли невольниками (ст. 4).

В 1953 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила протокол, который внес некоторые изменения в Конвенцию 1926 г., а в 1956 г. была принята Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством.Под такими институтами и обычаями согласно Дополнительной конвенции понимаются: долговая кабала; крепостное состояние; обещание выдать замуж или выданье замуж женщины за вознаграждение без права отказа с ее стороны; право мужа женщины или его семьи передавать ее за вознаграждение другому лицу; передача женщины после смерти мужа по наследству другому лицу; передача ребенка или подростка моложе 18 лет своими родителями или опекунами другому лицу за вознаграждение или без такового с целью эксплуатации этого ребенка или подростка или его труда (ст. 1).

Перевозка или попытка перевозки рабов из одной страны в другую какими бы то ни было транспортными средствами или соучастие в таковых считается уголовным преступлением по законам государств—участников Дополнительной конвенции 1956 г., и лица, признанные виновными в этих преступлениях, подлежат суровым наказаниям (п. 1 ст. 3).

В связи с тем, что проституция и сопровождающее ее зло, каковым является торговля людьми, преследующая цели проституции, несовместимы с достоинством и ценностью человеческой личности и угрожают благосостоянию человека, семьи и общества, в 1950 г. была заключена Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами.

В вопросах сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью проблема юрисдикции является одной из самых актуальных. В данном контексте термин “юрисдикция” понимается в узком смысле, а именно: правомочность судов определенного государства рассматривать дела, отнесенные к их компетенции, принимать по ним решения или выносить приговоры. При этом в зависимости от конкретного дела принято различать уголовную, административную, гражданскую или иную юрисдикцию.

В большинстве многосторонних конвенций по борьбе с преступностью устанавливается, что зафиксированные в них правонарушения подпадают под юрисдикцию того государства, на чьей территории они совершены, или если они совершены на борту судна или летательного аппарата, зарегистрированного в этом государстве, или если предполагаемый правонарушитель является гражданином этого государства. Также во многих конвенциях предусматривается юрисдикция государства, на территории которого оказался предполагаемый правонарушитель. Иными словами, в большинстве случаев конвенции исходят из принципа альтернативной юрисдикции — либо выдай, либо суди (aut dedere aut judicare). Хотя, в некоторых случаях (пиратство, работорговля, несанкционированное вещание из открытого моря) используется принцип универсальной юрисдикции, в соответствии с которым уполномоченный корабль (судно или летательный аппарат) любого государства имеет право пресечь указанные правонарушения и привлечь лиц, виновных в их совершении, к ответственности согласно законодательству государства флага корабля.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.006 с.)