Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и источники дипломатического и консульского права
Дипломатическое и консульское право — это отрасль международного публичного права, состоящая из принципов и норм, регулирующих официальные отношения и связи между государствами и другими субъектами международного права, осуществляемые с помощью органов внешних сношений. Данная отрасль международного права является одной из самых древних. Ее истоки можно обнаружить уже в период родоплеменного развития человеческой цивилизации, когда то или иное племя вынуждено было направлять своих представителей для ведения переговоров с соседними племенами по вопросам войны и мира, решения судьбы пленных соплеменников, определения границ территорий охоты и сбора плодов и т. д. Разумеется, эти межплеменные отношения не регулировались юридическими нормами, а базировались на верованиях, традициях, обыкновениях. С появлением государства и права межгосударственные отношения стали регулироваться правовыми нормами. В числе первых таких норм и был институт послов, регулировавший отношения между государствами в связи с периодическим направлением друг к другу послов для решения официальных государственных задач. Неприкосновенность послов была важной составной частью этого института со времен глубокой древности. В частности, в древнеиндийских Законах Ману (IV — II вв. до н. э.) содержалось положение о неприкосновенности послов, позже прочно утвердившееся в международных конвенциях и национальном законодательстве государств. В Древней Греции, имевшей обширные международные связи, институт послов играл значительную роль. Сам термин “дипломатия” происходит от греческого слова “diploma”, которое означало сдвоенную дощечку с соответствующими надписями, выдававшуюся представителям государства для выполнения официальных функций за рубежом. С Древней Грецией связано и появление института постоянных консулов, а вместе с этим институтом и начальных норм консульского права. Древний Рим установил широкие международные отношения в средиземноморском бассейне, что обусловило высокий уровень развития в этом государстве дипломатического права. В Риме была создана специальная коллегия жрецов (фециалов), ведавшая вопросами внешних сношений. Для переговоров с другими государствами Римский сенат назначал специальных лиц.
В рабовладельческий период стал формироваться институт привилегий и иммунитетов послов, главным элементом которого выступала личная неприкосновенность. Так, персидский царь Дарий в связи с убийством представителя иностранного государства заявил, что убивающий посла покрывает себя позором как нарушитель правил, установившихся среди всех народов. В феодальную эпоху продолжали развиваться дипломатические и консульские отношения между государствами, активную роль в которых стала играть католическая церковь. Бурное торгово-экономическое развитие государств Европы в XVI — XVIII вв., связанное с переходом к капиталистическому способу производства, привело к необходимости создания постоянных дипломатических представительств и специальных органов для руководства внешними сношениями. Вплоть до середины ХХ в. дипломатическое и консульское право состояло преимущественно из обычных норм, хотя в 1815 г. на Конгрессе в Вене был принят первый многосторонний договор по дипломатическому праву — Венский протокол (регламент) о классах дипломатических агентов[60]. В 1818 г. в него были внесены изменения Аахенским протоколом, которые, однако, не прижились. Основные же положения Венского протокола 1815 г. стали со временем общепризнанными нормами дипломатического права. После Второй мировой войны нормы дипломатического и консульского права получили дальнейшее развитие и были кодифицированы, что нашло отражение в ряде многосторонних конвенций: Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. (в силе с 1964 г.); Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. (в силе с 1967 г.); Конвенции о специальных миссиях 1969 г. (в силе с 1985 г.); Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г. (в силе с 1977 г.); Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. (в силу еще не вступила). Украина участвует во всех перечисленных выше конвенциях. В уставных документах международных организаций обычно содержатся положения о привилегиях и иммунитетах, распространяющихся на них и их персонал. Что касается ООН и ее специализированных учреждений, то тут следует упомянуть две специальные конвенции: Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г. и Конвенцию о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. Помимо этих конвенций, ООН и ее специализированные учреждения имеют двусторонние соглашения о привилегиях и иммунитетах с государствами пребывания. В рамках региональных организаций также заключены договоры об их привилегиях и иммунитетах.
Консульские отношения регулируются не только многосторонней Конвенцией о консульских сношениях 1963 г., но и двусторонними консульскими конвенциями, заключаемыми заинтересованными государствами между собой. Поскольку вопросы дипломатического и консульского права представляют повышенный интерес как для международного сообщества в целом, так и для отдельно взятого государства, то вполне понятно, что и во внутригосударственном праве им уделяется значительное внимание. Ряд общих положений в отношении дипломатического и консульского права содержится в конституциях государств. Так, в п. 5 ст. 106 Конституции Украины говорится: “Президент Украины назначает и освобождает глав дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств”. Кроме того, в Украине действуют и иные нормативные акты в области дипломатических и консульских отношений: Постановление Верховного Совета Украины “О дипломатических рангах” 1992 г., Положение о дипломатических представительствах Украины за рубежом 1992 г., Положение о дипломатической службе в Украине 1993 г., Положение о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств на территории Украины 1993 г., Консульский устав Украины 1994 г., Положение о торгово-экономической миссии в составе дипломатического представительства Украины за рубежом 1994 г. и др.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.004 с.) |