Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовой статус беженцев и перемещенных лиц
Под термином “ беженец ” следует понимать иностранца (или лицо без гражданства), который вследствие обоснованных опасений стать жертвой преследований по признакам расовой, национальной принадлежности, отношению к религии или гражданству, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям вынужден покинуть территорию государства, гражданином которого он является (или на территории которого он постоянно проживает), и не может или не желает пользоваться защитой этого государства вследствие указанных опасений. К данной категории лиц не относятся так называемые “экономические беженцы”, покидающие свою страну в поисках лучшего экономического положения. Чаще всего беженцы появляются вследствие международных или внутренних военных конфликтов. В международном праве термин “беженцы” появился после Первой мировой войны. В ООН на основе резолюции Генеральной Ассамблеи 428 (V) от 14 декабря 1950 г. было создано Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ), а в 1951 г. была заключена многосторонняя Конвенция о статусе беженцев. Согласно Конвенции под термином “беженец” подразумевается лицо, которое рассматривалось как беженец в силу ряда соглашений, заключенных в период между двумя мировыми войнами, а также в результате событий, происшедших до 1 января 1951 г. В 1967 г. был принят Протокол, касающийся статуса беженцев. В соответствии с протоколом Конвенция 1951 г. распространялась на лиц, ставших беженцами после 1951 г. Для упорядочения деятельности УВКБ в 1954 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Устав УВКБ, на основе которого Управление должно осуществлять свою деятельность. В решении проблем беженцев важную роль призвано играть не только международное право, но и национальное законодательство государств, поскольку беженцы, покидая свои страны, поселяются на территории определенных государств. Имеются беженцы и в Украине. В связи с этим, в 1993 г. Верховная Рада Украины приняла Закон “О беженцах”[56], который регламентирует процедуру получения статуса беженца в Украине и определяет сам статус. Наличие этого статуса позволяет беженцам получать определенную помощь (денежные выплаты и пенсии, получение образования, охрана здоровья, отправление религиозных культов, судебная защита и т.п.) от государства, предоставившего такой статус.
На постсоветском пространстве имеются сотни тысяч беженцев, ставших жертвами острых конфликтов в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Таджикистане, Чечне, Абхазии. Государства СНГ должны активизировать и расширять свое сотрудничество в деле решения проблем беженцев как на двустороннем, так и многостороннем уровне. К сожалению, в рамках СНГ такое сотрудничество осуществляется неудовлетворительным образом, несмотря на то, что Соглашение СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 г. находится в силе с 1994 г. (Украина в нем не участвует). Перемещенные лица — это люди насильственно вывезенные в ходе Второй мировой войны фашистской Германией и ее союзниками с оккупированных ими территорий для использования на различных работах. После окончания войны СССР заключил ряд двусторонних соглашений о репатриации (возвращении на родину) перемещенных лиц из числа советских граждан. Для содействия возвращению на родину перемещенных лиц в 1946 г. была создана Международная организация по делам беженцев, которая прекратила свое существование в 1951 г. в связи с созданием УВКБ. Термин “перемещенные лица” не используется в Конвенции о статусе беженцев 1951 г. В своей практике УВКБ применяет данный термин в отношении некоторых категорий “внутренних беженцев”, которые также называются “вынужденными переселенцами”. К ним относятся лица, которые покинули определенный конфликтный регион государства и поселились в другом регионе этого же государства. Данная проблема является острой для России, поэтому в 1993 г. Российская Федерация приняла Закон “О вынужденных переселенцах”[57]. Проблемами беженцев занимаются и региональные организации. Так, ОАЕ в 1969 г. приняла Конвенцию в отношении специфических аспектов проблемы беженцев в Африке. Известно, что на Африканском континенте немало “горячих” точек, поэтому проблемы беженцев весьма актуальны для этого региона мира. Следует подчеркнуть, что деятельность международных органов и организаций, занимающихся проблемами беженцев, должна носить гуманный и социально ориентированный характер и быть аполитичной.
Право убежища Институт права убежища впервые возник в период Великой французской революции. В Конституции Франции 1793 г. говорилось, что Франция предоставляет “убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы”. Впоследствии право убежища получило развитие как в национальном законодательстве государств, так и в международном праве. В Конституции Украины провозглашается: “Иностранцам и лицам без гражданства может быть предоставлено убежище в порядке, установленном законом” (ч. 2 ст. 26). Аналогичные положения содержатся в конституциях многих государств мира. Обычно в основных законах государств закрепляется само право убежища. Процедура же получения этого права регламентируется текущим законодательством. В ст. 14 Всеобщей декларации прав человека определено: “1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. 2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций”[58]. В международном праве принято различать территориальное и дипломатическое убежище. Первое означает предоставление государством какому-либо лицу (лицам) возможности укрыться от преследований политического характера на своей территории; второе — предоставление государством такой же возможности, но в пределах дипломатического представительства, консульского учреждения или на военном корабле, находящихся на территории другого государства. В соответствии с общим международным правом неприкосновенность помещения дипломатического представительства или консульского учреждения и экстерриториальность иностранного военного корабля не дают права предоставлять их в качестве убежища лицам, преследуемым властями государства пребывания за правонарушения политического характера. Данное положение получило отражение и в договорном праве. Так, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. устанавливает запрет на использование дипломатического представительства в целях, не совместимых с его официальными функциями (п. 3 ст. 41). Исключение составляет практика государств Латинской Америки. Государства—участники Гаванской конвенции 1928 г. и Каракасской конвенции 1954 г. признали право дипломатического убежища и регламентировали в этих соглашениях процедуру его предоставления. Однако латиноамериканские юристы выражают сомнение в отношении существования обычно-правового института дипломатического убежища в Латинской Америке.
Глава 8. Дипломатическое и консульское право [59]
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.24 (0.005 с.) |