Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
За пределами дебатов Харта / Дворкина: проблема методологии в юриспруденции (2003)
Последние три десятилетия большинство работ англо-американской философии права концентрируются вокруг того, что называется «поле-мика Харта/Дворкина», полемики, которая началась с отдельных пунк-тов критики Рональдом Дворкиным главной работы в англоязычной юриспруденции в двадцатом веке, книги Харта 1961 г. «Понятие пра-ва». Заключительное слово Харта в этой полемике сейчас доступно для нас в посмертно опубликованном «Постскриптуме» к книге «Понятие права», тогда как Дворкин не опубликовал чего-либо содержательно нового об этой полемике после выхода его книги «Империя права» в 1986 г. В настоящий момент есть возможность остановиться и спросить, играет ли полемика Харта/Дворкина такую же организующую роль в юридических исследованиях двадцать первого века, как в конце двадца-того. Я склонен ответить на этот вопрос отрицательно, хотя, конечно, я уверен, что с трудом можно представить будущее юриспруденции без ключевой книги Харта в ее основании. Более того, как кажется мне и многим другим, отдельные аспекты полемики Харта с Дворкиным при-вели к его явной победе, в то время как даже эвристическая ценность критики Дворкиным Харта может быть сегодня под сомнением … Оценка теории права Г. Харта и критики Р. Дворкина Харт не имел намерения рассуждать о «правилах» в «Понятии права» с исключенем возможности того, что в некоторых правовых системах стандарты, которые Дворкин называет «принципами», могут быть юри-дически обязательными... пока же «правила», включающие то, что Дворкин называет «принципами», не управляют принятием решения, судьи действуют по усмотрению, и доктрина усмотрения Харта не охва-тывается фактически разделением Дворкиным «сильного» и «слабого» усмотрения судьи. Дворкин проводит различие между доктриной, называемой «силь-ным» усмотрением – видом усмотрения, когда принимающий решение не имеет обязательств на основе стандартов, установленных властью, в этом вопросе, – и доктриной «слабого» усмотрения, о которой говорит, что стандарты должностным лицом должны применяться, но не могут быть применены механически, а требуют использовать рассужде-ние <…> Для позитивиста интересна доктрина усмотрения в сильной версии, но, утверждает Дворкин, когда мы допускаем, что принципы могут быть правом, невозможен случай, чтобы судьи не были связаны авторитетными стандартами: верно, что они могут быть вынуждены
использовать суждение при применении принципов, наподобие «ни один человек не вправе извлекать выгоду из собственного правонару-шения», но это предполагает и то, что судьи обладают слабым усмотре-нием независимо от применения принципов <…> Харту необходима его «описательная социология» как более слабое требование, что существование условия для некоторого (не любого) рассуждения об «обязанностях» является лишь фактом соответствую-щего поведения на основе признания правила, описывающего это пове-дение с внутренней точки зрения <…> Дворкин же полагает, что кон-цепция права должна объяснять, как возможно, чтобы закон предусмат-ривал общее обоснование для осуществления принудительной власти государством. Но такое предположение, очевидно, не разделяется Хар-том, неясно даже, почему каждый теоретик разделял бы его. Как пишет Харт, моя цель в этой книге («Понятие права») – создать общую и опи-сательную теорию о том, что есть право. Она общая в том смысле, что не зависит от любой конкретной правовой системы или правовой куль-туры, но дает объясняющую и явную оценку права как комплексного социального и политического института в управленческом (и в этом смысле «нормативном») аспекте <…> Но Дворкин, ограничивая оценку права только теми случаями, где осуществление принудительной власти в соответствии с законом может быть морально оправдано, явно меняет цель <…> Позиция Харта – версия «умеренного позитивизма», пока он при-знает, что содержание правила признания в обществе выводится из практики должностных лиц при решении ими вопросов о легальности. Умеренные позитивисты следуют позитивистской доктрине, что право и мораль понятийно независимы друг от друга… поэтому в правовой сис-теме мораль не является критерием юридической действительности. Теория Дворкина была лишь гибридом – «третьим путем» между позитивизмом и теорией естественного права… Но если Харт прав, то теория Дворкина – не третий путь в целом, а только реализация отдель-ной юридической теории. Дворкин просто описывал правило признания для тех правовых систем – вероятно, американской – в которых есть конвенциональная практика между судьями о разрешении вопросов юридической действительности обращением к моральному крите-рию <…>
Критики признают, что юриспруденция является понятийной и ин-туитивной, но оспаривают… характеристику «методологического пози-тивизма» Харта (и других позитивистов), названия его позиции о том, что «юридическая теория может предложить нормативно нейтральное описание отдельного социального феномена, называемого правом». Теоретики, говорит Финнис, не могут дать теоретического описания и анализа социальных фактов (включая право), если они не участвуют в работе по оценке и осознанию того, что реально является благом для людей, и того, что реально требуется практической рациональностью, следовательно, объяснения, что должно делать. Харт также признает герменевтическое содержание оценок соци-ального феномена: чтобы было адекватное описание человеческой со-циальной практики, необходимо уделить внимание тому, как участники на практике осознают ее значение и цель (Leiter B. Beyond the Hart / Dworkin Debate: The Methodology Problem in Jurisprudence // American Journal of Jurisprudence. 2003. Vol. 48. P. 1, 2).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.007 с.) |