Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причинность и ответственность (1950)
I. Обычно разделяют естественные и социальные науки как имеющие дело с двумя различными объектами: природой и обществом. Но дейст-вительно ли природа и общество являются двумя разными объектами? Природа в соответствии с одним из множества определений – это опре-деленный порядок вещей, или система элементов, взаимосвязанных друг с другом как причина и следствие, следовательно, можно сказать, в соот-ветствии со специфическим принципом, именуемым «причинность». Так называемые «законы природы» позволяют науке описывать свой объект, как, например, утверждение: если металлическое тело нагревается, то оно расширяется, что является применением данного принципа. Связь в нашем примере нагревания и расширения будет связью причи-ны и следствия. Если существует социальная наука, отличающаяся от естествозна-ния, то она должна описывать свой объект с помощью принципа, не имеющего отношения к причинности. Общество есть порядок человече-ского поведения. Но не существует достаточных оснований, чтобы не рассматривать человеческое поведение как элемент природы, в том чис-ле определяемый законом причинности; и пока человеческое поведение определяется причинными законами, наука, имеющая дело с повседнев-ным поведением людей и по этой причине именуемая социальной нау-кой, не может иметь существенных отличий от физики или биологии. Однако если мы анализируем наши высказывания относительно челове-ческого поведения, мы видим, что связь одних действий людей с други-ми и другие факты не всегда и исключительно соответствуют принципу причинности как причина и следствие, но соответствуют и другому принципу, полностью отличному от причинности, принципу, для кото-рого наукой не установлен общепризнанный термин. Только если можно доказать существование этого принципа в нашем мышлении и его при-менение в науках, имеющих дело с человеческим поведением, мы спо-собны рассматривать общество как порядок или систему, отличающуюся от природы, и социальные науки, отличающиеся от естественных наук.
II. Право является наиболее характерным и особенно значимым соци-альным феноменом; и наука о праве, вероятно, самая древняя и наиболее развитая социальная наука. При анализе юридического мышления я по-казал, что принципиальное отличие от причинности в действительности применяется к правилам, которыми юриспруденция описывает право, и право в целом и конкретный правовой порядок, в частности националь-ное право определенного государства, либо международное право. Этот принцип в условиях господства права имеет функцию, аналогичную принципу причинности в законах природы, которым естественные науки описывают природу. Господство права – это, например, утверждение, что если человек совершил преступление, наказание должно быть при-менено к нему; или утверждение, что если человек не оплачивает долг по договору с ним, гражданская ответственность должна быть примене-на в отношении его имущества. Формулируется в общем виде: если де-ликт совершен, санкция должна быть применена. Как и закон природы, господство права связывает два элемента друг с другом. Но связь, кото-рая описывается господством права, имеет значение, совершенно отлич-ное от причинности. Очевидно, что уголовное правонарушение не связа-но с наказанием и что гражданский деликт не связан с гражданской от-ветственностью, как причина связана со следствием. Связь между при-чиной и следствием независима от действия человека или сверхчелове-ческих сил. Но связь между деликтом и правовой санкцией устанавлива-ется действием или действиями людей, правотворческим актом, следова-тельно, актом, значение которого представляет собой норму.
Этот акт может состоять в совершении подписи, в устном произно-шении либо написании слов, или в чем-либо еще. Используя речевую форму, мы говорим, что таким актом норма «вводится» или «создает-ся» <…> Если мы предполагаем норму, предписывающую или допус-кающую определенное человеческое поведение, мы можем характеризо-вать поведение как соответствующее предполагаемой норме в качестве верного (хорошего, правильного) и поведения, не соответствующего предполагаемой норме как неверного (неправильного, плохого). Если такие утверждения являются ценностными суждениями, предполагаемая норма устанавливает ценности… Определение – это значение акта мыш-ления. Акты, значения которых нормы, не являются актами мышления; они акты воли. Функция юридических установлений не в том, чтобы познавать и описывать право, а в том, чтобы предписывать или допус-кать человеческое поведение и, таким образом, создавать право. Позна-вать и описывать право – это функция правовой науки <…>
Мы можем утверждать: санкция возлагается за деликт, а не следует из деликта. Очевидно, что правовая наука не нацелена на причинное объяснение феномена, поэтому в утверждениях, которыми правовая нау-ка описывает свой объект, применяется принцип ответственности, а не принцип причинности <…> Такое разделение имеет место только между естественными науками и науками, изучающими человеческие отношения не в соответствии с принципом причинности, а в соответствии с принципом ответственно-сти – науки, имеющие дело с человеческим поведением, сталкиваются реально не с причиной и следствием в сфере реальности, а с должным, определяемым нормами, в том числе в сфере ценностей. Это норматив-ные социальные науки, такие как этика, теология, юриспруденция. Они не «нормативные» науки в том смысле, что предписывают или дозволя-ют, не создавая норм общественного поведения; они описывают соци-альные нормы и социальные отношения, установленные такими норма-ми <…> VII. Грамматическая форма принципа причинности, также как и прин-ципа ответственности, представляет собой гипотетическое суждение (предложение), связывающее условие с последствием. Но значение связ-ки в двух случаях разное. Принцип причинности устанавливает: если есть А, то есть (или будет) B. Принцип ответственности устанавливает: если есть А, то должно быть B… Если человек совершил кражу, он дол-жен быть осужден (юридический закон)… Специфическое значение свя-зи между условием и последствием выражается термином «долж-ное» <…> IX. Различие между причинностью и ответственностью и в том, что есть конечный результат ответственности, но нет конечного результата при-чинности, это фундаментальное различие, формирующее антагонизм между тем, что именуется «необходимостью», доминирующей в приро-де, и тем, что именуется «свободой», существенной для общества, зна-чит, существенной и для человека в его нормативных отношениях с дру-гим человеком… Только потому что человек свободен, он может быть ответственным за определенные действия <…> (Kelsen H. Causality and Imputation // Ethics. 1950. Vol. 61. No. 1. P. 1–12) Наука и политика (1951) Существует общепризнанное утверждение, что наука должна быть неза-висимой от политики. Отсюда обычно следует, что на поиск истины, который составляет существенную функцию науки, не должны оказы-вать влияния политические интересы, представляющие собой интересы, касающиеся появления и сохранения определенного социального заказа или конкретного общественного института. Политика как искусство управления, следует сказать, в практике регулирования социального по-
ведения человека является функцией воли и, как таковая, деятельностью, которая с необходимостью предполагает осознанное или неосознанное представление о ценностях, реализация которых и есть цель такой дея-тельности. Наука – это функция познания; ее цель не управлять, а объяс-нять. Описывать мир как объект. Ее независимость от политики означает в последнем случае, что ученый не должен ориентироваться на какую-либо ценность; следовательно, он ограничивает себя объяснением и опи-санием объекта без оценки его как хорошего или плохого, в том числе его соответствия или несоответствия предполагаемой ценности. Отсюда следует, что на утверждения, которыми ученый описывает и объясняет объект исследования, не должны оказывать влияния ценности, в которые он верит. Научные утверждения являются суждениями о реальности; по определению они объективны и независимы от желаний и субъективных оценок, потому что подтверждаются опытом. Они истинны или ложны. Ценностные суждения, однако, являются по сути субъективными, пото-му что они основываются в данном случае на индвидиуальности оцени-вающего субъекта в целом и на эмоциональном элементе его сознания в частности <…>
Истина означает соответствие реальности, а не соответствие предпо-лагаемой ценности. Суждение, что нечто истинно или ложно, является утверждением о существовании или несуществовании факта; и такое суждение имеет объективный характер как независимый от желания или субъективной оценки и подтверждаемый чувственным опытом, контро-лируемым разумом <…> С другой стороны, утверждение, что опреде-ленная социальная организация, гарантирующая индивидуальную сво-боду, но не экономическую безопасность, является хорошей и, следова-тельно, лучшей, чем социальная организация, гарантирующая экономи-ческую безопасность, но не индивидуальную свободу, не будет фактиче-ским утверждением; оно не может быть подтверждено экспериментом и не является ни истинным, ни ложным. Более того, оно действительно либо недействительно как оценочное суждение (в том числе оценка ин-дивидуальной свободы и экономической безопасности как ценностей), оно не должно опровергаться утверждением, что большинство людей реально предпочитают индивидуальную свободу экономической безо-пасности, как истинным или ложным фактическим утверждением <…> Суждения о ценностях не могут противоречить суждениям о реальности. Действительно, только если их значение таково, что они не могут проти-воречить или подтверждать суждения о реальности, они являются оце-ночными суждениями в специфическом смысле этого слова. В этом смысле реальность и ценности две разные сферы <…> Естествознание описывает свой объект как реальный на основе принци-па причинности – следовательно, утверждением, что при данном усло-вии специфическое следствие определенно или вероятно наступит. Эти утверждения – так называемые законы природы. Утверждение, что нечто имеет место, в конечном итоге истинно или ложно; и для того чтобы быть истинным, оно должно быть подтверждено опытом. Если утвер-ждение, что коммунистическая организация является «хорошей», озна-чает только, что ей свойственно обеспечение каждому экономической безопасности, и утверждение, что капиталистическая организация явля-ется «плохой», означает, что она не имеет такого результата, то ни одно из утверждений как таковых не является оценочным суждением в спе-цифическом смысле слова. Оба утверждения являются суждениями о реальности; и если они классифицируются как оценочные суждения, такие оценочные суждения не отличаются от суждений о реальности, а составляют всего лишь особый тип таких суждений и потому не могут быть исключены из сферы науки <…>
Почему демократия является лучшей формой правления – это во-прос не о том, что конкретные люди реально получают, а о том, что они должны получить, в конечном итоге что люди вправе получить. Следо-вательно, правильный ответ на вопрос, почему демократия лучшая фор-ма правления, будет «потому что люди должны быть свободными», и этот ответ означает, что свобода – высшая ценность <…> Хотя наука должна быть отделена от политики, политика не нужда-ется в отделении от науки. Отсюда кажется разумным, что должностное лицо для реализации целей может использовать результаты науки как средства <…> Существуют, однако, науки или дисциплины, обычно относимые к наукам, такие как этика и юриспруденция, объект которых не реаль-ность, а ценности. Они описывают нормы, устанавливающие ценности, и в этом смысле могут быть названы «нормативными» науками. Мораль, объект одной, и право, объект другой, в действительности являются сис-темами норм или нормативных предписаний, определяющих определен-ное человеческое поведение понуждением или дозволением такого пове-дения. Чтобы рассматривать их в качестве наук, мы должны учитывать и два разных вида оценочных суждений: существуют позитивные нормы, создаваемые действиями индивидов, и нормы, не создаваемые таким образом, но только предполагаемые в сознании действующих и оцени-вающих индивидов <…> Нормы позитивного права могут быть установ-лены обычаями, актами законодательства, судебными решениями, адми-нистративными актами или юридическими сделками. Акты, которыми
создаются нормы позитивной нормативной системы, это лишь факты, проявляющиеся во внешнем мире, воспринимаемые в ощущениях <…> Норма является специфическим значением факта, и это значение не воспринимается нашими органами чувств и является результатом интер-претации. Интерпретация значения факта как нормы возможна только при условии, что мы предполагаем другую норму, придающую факту качество нормоустанавливающего факта; но эта другая норма в данном случае не может быть позитивной нормой <…> Акт, которым статут вводится в действие, предоставляющий полномочия должностному ли-цу, имеет значение обязывающей нормы, только если создается спосо-бом, определенным конституцией <…>
Юриспруденция как наука о праве содержит позитивные нормы в качестве объекта исследования. Только позитивные нормы могут быть объектом науки права. Это принцип юридического позитивизма, проти-воположный естественно-правовой доктрине, которая пытается предста-вить юридические нормы не созданными действиями людей, а дедуци-руемыми из природы. Чтобы дедуцировать нормы из природы, следует сказать, нужно рассматривать природу в качестве законодателя, предпо-лагая, что природа создана Богом и является проявлением Его воли, ко-торая есть абсолютное добро. Отсюда естественно-правовая доктрина представляет собой не науку, а метафизику права. Позитивное право может быть национальным правом, правом определенного государства, основанным на его конституции и созданным действиями законодатель-ной власти, установленными конституцией; или международным пра-вом, создаваемым обычаем, в том числе обычной практикой государств, основанной на предположении, что государства должны вести себя так, как они обычно ведут себя, такое предположение является основной нормой международного права <…> Основная норма позитивного правопорядка – в отличие от матери-альных норм естественного права, предусматривающих определенное человеческое поведение как соответствующее природе (и такие средства справедливы) и показывающих, что определенное человеческое поведе-ние противоречит природе (и такие средства несправедливы), – имеет только формальный характер. Она служит основой для любого позитив-ного правопорядка независимо от его соответствия или несоответствия естественному праву; и она имеет в науке права только гипотетический характер. Утверждения, которыми правая наука описывает свои объекты как позитивные нормы, имеют характер условных предположений <…> Позитивные правовые нормы могут быть объектом юридической науки, потому что существование – и, значит, действительность – пози-тивной нормы зависит не только от предполагаемой действительности основной нормы, но и от существования того факта, что есть такие нор-мотворческие акты, которые имеют место в пространстве и времени в качестве обычаев индивидов или государств, актов законодательной, судебной или исполнительной власти, либо юридических сделок. При описании объекта как нормы правовая наука обращается к этим фактам; и позитивность права состоит только в отношении к правотворческим фактам <…> Утверждение, что нормы являются объектом правовой науки, не оз-начает, что объектом этой науки не является реальность. Это означает только, что этот объект не будет природной реальностью, которая опи-сывается естествознанием. Но объект юридической науки может харак-теризоваться как правовая реальность. Различие между природной и правовой реальностями в том, что правовая реальность, которая описы-вается юридической наукой, состоит из фактов, имеющих – при условии, что действительность основной, непозитивной нормы предполагается – специфическое значение: значение позитивной нормы. (Kelsen H. Science and Politics // The American Political Science Review. 1951. Vol. 45. No. 3. P. 641, 642, 643, 645, 647–651).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.61.187 (0.015 с.) |