Тема №15: желатиновые капсулы: мягкие и твердые. Получение и оценка качества капсул. Микрокапсулирование лекарственных веществ. Получение микрокапсул. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №15: желатиновые капсулы: мягкие и твердые. Получение и оценка качества капсул. Микрокапсулирование лекарственных веществ. Получение микрокапсул.



Цель: ознакомить студентов с желатиновыми капсулами, получением и оценку качества капсул, микрокапсулированием лекарственных веществ, методами получения микрокапсул.

Задачи обучения:

- сформировать теоретические знания по данной теме (когнитивный компонент);

- способствовать овладению навыками составления лабораторных регламентов на лекарственные препараты в желатиновых капсулах. (операциональный компонент);

- привить коммуникативные навыки студентам (последовательно аргументировать высказывания, структурированно излагать содержание, отстаивать собственную точку зрению, вести дискуссию и т.д.);

- ознакомить с нормативными документами, регламентирующими производство желатиновых капсул и микрокапсул (ГФ РК, Сборник законодательных нормативных актов и др.);

- мотивировать обучающихся к непрерывному совершенствованию, к развитию своих способностей по самостоятельному и оригинальному осмыслению данной темы.

Основные вопросы темы:

1. Определение жеатиновых капсул как лекарственная форма

2. Вспомогательные вещества, используемые при производстве желатиновых капсул

3. Желатиновые капсулы: мягкие и твердые

4. Получение и оценка качества капсул.

5. Микрокапсулирование лекарственных веществ.

6. Получение микрокапсул.

Форма проведения занятия: лабораторное

Методы обучения и преподавания: работа вмалых группах, защита научных проектов, дискуссия по методу кубика, обсуждение проектов методом «Дельфи-2», тестирование.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Задание 1 Приготовить твердых желатиновых капсул

Задание 2. Провести оценку качества полученных желатиновых капсул.

Задание 3. Составить материальный баланс, рассчитать выход, трату и расходный коэффициент.

Литература:

основная:

1. Чуешов В.И. Промышленная технология лекарств.- Харьков: НФАУ, 2002. - Т. 1.- 560 с.; Т.2. – 472 с.

2. Руководство к лабораторным занятиям по заводской технологии лекарств под руководством Тенцовой А.И.

дополнительная:

1. Государственная Фармакопея Республики Казахстан. – том 1 – Алматы. – Издательский дом: «Жибек жолы».– 2008.– 592 с.

2. Государственная Фармакопея Республики Казахстан.– том 2. – Алматы.– Издательский дом: «Жибек жолы».– 2009. – 792 с.

3. ГФ СССР Х издания М., Медицина.– 1968.

4. ГФ СССР ХI издания М., Медицина.– 1987.– том 1.– 1988.– том 2.

5. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М.: Медицина.– 2008.– Изд. 15.

6. Милованова Л.Н., Тарусова Н.М., Бабошина Е.В. Технология изготовления лекарственных форм. Ростов-на-Дону: «Феникс».– 2002.– 448 с.

7. Приказы МЗ РК.

8. Технология лекарственных форм под ред. Л.А.Ивановой.- М, Мед.,1991.-2 т. -544 с.

Заключительный контроль (тестирование):

1. Капельный способ получения желатиновых капсул основан: (1)

1) на погружении форм в желатиновую массу

2) на экструзии лекарственного вещества через желатиновую пленку

3) на штамповке капсул из желатиновой ленты

4) на механическом нанесении желатиновой массы на форму

5) на дражировании

 

2. Роторно-матричный способ получения желатиновых капсул основан: (1)

1) на штамповке половинок капсульной оболочки с последующим их формированием в целые капсулы

2) на формировании капсул с помощью специальных матриц, снабженных пуансонами

З) на формировании капсульной оболочки с помощью горизонтального пресса с матрицами

4) на формировании капсульной оболочки с помощью вертикальных пуансонов

5) на штамповке вспомогательных веществ

 

3. Показатели качества желатиновых капсул: (4)

1) средняя масса и отклонения от нее

2) однородность дозирования

3) распадаемость

4) время полной деформации

5) растворение

 

4. В состав желатиновой массы для производства капсул входят: (3)

1) желатин

2) тальк

3) нипагин, нипазол

4) вода

5) оливковое масло

 

5. Методы получения мягких капсул: (2)

1) выкатывания

2) прессования

3) дражирования

4) капельный

5) выливания

 

6. Укажите способы применения желатиновых капсул: (4)

1) ректально

2) перорально

3) сублингвально

4) парантерально

5) вагинально

 

7. Назовите недостатки желатиновых капсул: (2)

1) возможность локализации действия лекарственных веществ

2) высокая чувствительность к влаге

3) быстрота наступления лечебного эффекта

4) благоприятная среда для развития микроорганизмов

5) возможность маскировки неприятного запаха и вкуса лекарств

 

8. Какие из перечисленных веществ могут входить в состав массы для изготовления капсульной оболочки: (4)

1) желатин

2) вода

3) глицерин

4) нипагин

5) крахмал

 

9. Положительными качествами желатиновых капсул являются: (3)

1) возможность введения в капсулы красящих веществ

2) возможность маскировки неприятного вкуса и запаха лекарственных веществ

3) возможность предохранения лекарственных веществ от воздействия факторов внешней среды

4) возможность включения водных растворов лекарственных веществ

5) возможность благоприятного развития микроорганизмов

 

10. Технологические стадий при производстве желатиновых капсул способом погружения: (4)

1) приготовление желатиновой массы

2) наполнение и запайка капсул

3) формирование капсул

4) опудривание

5) упаковка в блистеры

 

1. Способами получения медицинских желатиновых капсул являются: (3)

1) распыление

2) ручное формование

3) прессование

4) капельный

5) макание

 

2. В производстве желатиновых капсул могут быть использованы пластификаторы: (3)

1) глицерин

2) ланолин безводный

3) глюкоза

4) сахарный сироп

5) раствор гуммиарабика

 

3. Какие консерванты используют в производстве желатиновых капсул: (4)

1) нипагин, нипазол

2) хлорэтан

3) кислота салициловая

4) кислота бензойная

5) натрия метабисульфат

 

4. Перечислите лекарственные препараты, выпускаемые в мягких желатиновых капсулах: (3)

1) раствор витамина А масляный

2) левомицетин

3) аевит

4) масло касторовое

5) линкомицина гидрохлорид

 

5. Оценка качества капсул проводится по ниже перечисленным показателям: (4)

1) определение средней массы

2) определение однородности дозирования

3) определение распадаемости

4) определение растворения

5) определение пластичности

 

6. Укажите время распадаемости желатиновых капсул: (1)

1) не более 15 минут

2) не более 30 минут

3) не более 20 минут

4) не более 50 минут

5) не более 40 минут

 

7. Роторно-матричный способ получения желатиновых капсул основан: (1)

1) на штамповке половинок капсульной оболочки с последующим их формированием в целые капсулы

2) на формировании капсул с помощью специальных матриц, снабженных пуансонами

З) на формировании капсульной оболочки с помощью горизонтального пресса с матрицами

4) на формировании капсульной оболочки с помощью вертикальных пуансонов

5) на штамповке вспомогательных веществ

 

8. Показатели качества желатиновых капсул: (4)

1) средняя масса и отклонения от нее

2) однородность дозирования

3) распадаемость

4) время полной деформации

5) растворение

 

9. В состав желатиновой массы для производства капсул входят: (3)

1) желатин

2) тальк

3) нипагин, нипазол

4) вода

5) оливковое масло

 

10. Методы получения мягких капсул: (2)

1) выкатывания

2) прессования

3) дражирования

4) капельный

5) выливания

ТЕМА №16: СТЕРИЛЬНЫЕ И АСЕПТИЧЕСКИ ПРИГОТОВЛЯЕМЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ. УСЛОВИЯ ПРОИЗВОДСТВА. КЛАССЫ ЧИСТОТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ. ТРЕБОВАНИЯ GMP. СТЕКЛО И ПОЛИМЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА АМПУЛ, ФЛАКОНОВ И ШПРИЦ-ТЮБИКОВ. ВЫДЕЛКА АМПУЛ И ПОДГОТОВКА ИХ К НАПОЛНЕНИЮ.

Цель: Изучить и усвоить условия фармацевтического производства стерильных и асептический приготовляемых лекарственных форм для инъекций cоответствующее требованиям «Надлежащей производственной практики – GMP», необходимое для подготовки компетентного специалиста. Изучить и знать свойства стекла и полимерных материалов для производства ампул, флаконов и шприц-тюбиков

Задачи обучения:

- сформировать теоретические знания по данной теме (когнитивный компонент);

- ознакомиться с номенклатурой стерильных лекарственных препаратов для инъекций, изучить СТ РК – 2006, «Надлежащей производственной практики. Общие положения» гармонизированные с международными стандартами GMP, способствовать овладению навыками по свойствам стекла и полимерных материалов для производства ампул, флаконов и шприц-тюбиков, технологическим приемам выделки ампул, подготовки их к наполнению а также овладеть соответствующими навыками (операциональный компонент);

- привить коммуникативные навыки студентам (последовательно аргументировать высказывания, структурированно излагать содержание, отстаивать собственную точку зрению, вести дискуссию и т.д.);

- ознакомить с нормативными документами, регламентирующими производство стерильных и асептически приготовляемых лекарственных форм для инъекций. (ГФ РК, Сборник законодательных нормативных актов и др.);

- мотивировать обучающихся к непрерывному совершенствованию, к развитию своих способностей по самостоятельному и оригинальному осмыслению данной темы.

Основные вопросы темы:

1. Понятие стерильность и апирогенность. Официальные методы их определения. Испытание методом мембранной фильтрации методом прямого посева. Биологиеские индикаторы.

2. Механические примеси, Источники их образования и удаления.

3. Питательные среды. Тест-микроорганизмы.

4. Способы осуществления стерилизации. Перечень и оценка надежности.

5. Аппараты для проведения стерилизации. Персонал для работы в этих установках и оборудованиях.

6. Условие для приготовления инъекционных растворов. Чистые зоны. Рекомендации GMP по организации чистых зон. Критерий, при классификации чистых зон.

7. Требования помещениям, оборудованиям и персоналу, его одежде по СТ РК – 2006, «Надлежащей производственной практики».

8. Асептическое условие и его обеспечение.

9. Стекло. Состав и марки стекла

10. Регламентное предназначение первичных упаковок из стекла в зависимости от марки стекла.

11. Полимерные материалы. Регламентное предназначение первичных упаковок из полимерных материалов в зависимости от марки полимера.

12. Стеклянные дроты, их калибровка и мойка.

13. Установки для выделки ампул и их мойка, сушка.

14. Испытание механической и химической стойкости ампул и флаконов.

Форма проведения занятия: семинар

Методы обучения и преподавания: работа вмалых группах, защита научных проектов, дискуссия по методу кубика, тестирование.

Задание № 1 Составить рабочую пропись для получения 250 мл 20% раствора кофеина-бензоата натрия.

Задание № 2 Составить рабочую пропись для получения 20 ам­пул вместимостью 1 мл 20% раствора камфоры в масле.

Задание № 3 Определить степень разрежения (глубину вакуу­ма) при наполнении ампул по 1,1 мл.

Задание № 4 Приготовлено 250 мл раствора кофеина-бензоата натрия. Анализ показал, что раствор содержит 19% препарата. Сколько надо добавить кофеина-бензоата натрия для получения 20% раствора?

Задание № 5 Приготовлено 250 мл раствора кофеина-бензоата натрия. Анализ показал, что раствор содержит 21% пре­парата. Сколько нужно добавить воды для получения 20% раствора?

Задание № 6 При проверке термической стойкости 100 ампул из одной партии 24 оказались лопнувшими. Чем объяс­няется низкая прочность ампул и возможно ли ее по­высить?.

Задание № 7 В каких случаях и в каких количествах использу­ют активированный уголь в процессе изготовления инъ­екционных растворов. Как его необходимо предвари­тельно обработать?

Задание № 8 В ампулах с 25% раствором глюкозы из одной производственной серии часть ампул содержит бесцвет­ный раствор, другая часть —раствор с явным желтым оттенком. В отдельных ампулах наблюдаются посторон­ние включения, имеющие вид черных хлопьев различ­ной величины и формы. Чем можно объяснить указан­ные явления? В чем заключается дефект работы и как он может быть предупрежден?

Литература:

основная:

1. Чуешов В.И. Промышленная технология лекарств.- Харьков: НФАУ, 2002. - Т. 1.- 560 с.; Т.2. – 472 с.

2. Руководство к лабораторным занятиям по заводской технологии лекарств под руководством Тенцовой А.И.

дополнительная:

1. Государственная Фармакопея Республики Казахстан. – том 1 – Алматы. – Издательский дом: «Жибек жолы».– 2008.– 592 с.

2. Государственная Фармакопея Республики Казахстан.– том 2. – Алматы.– Издательский дом: «Жибек жолы».– 2009. – 792 с.

3. ГФ СССР Х издания М., Медицина.– 1968.

4. ГФ СССР ХI издания М., Медицина.– 1987.– том 1.– 1988.– том 2.

5. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М.: Медицина.– 2008.– Изд. 15.

6. Милованова Л.Н., Тарусова Н.М., Бабошина Е.В. Технология изготовления лекарственных форм. Ростов-на-Дону: «Феникс».– 2002.– 448 с.

7. Приказы МЗ РК.

8. Технология лекарственных форм под ред. Л.А.Ивановой.- М, Мед.,1991.-2 т. -544 с.

Заключительный контроль (тестирование):

1. Требования, предъявляемые к готовым ампульным растворам: (4)

1) апирогенность

2) отсутствие механических примесей

3) однородность смешивания

4) стабильность

5) стерильность

 

2. Класс чистоты производственных помещений для изготовления инъекционных растворов определяется: (2)

1) видом используемой системы очистки и вентиляции воздуха

2) специальной санитарной подготовкой помещения

3) содержаниём механических частиц в 1 мм воздуха

4) определенным температурным режимом

5) содержанием микробных клеток в 1 мм воздуха

 

3. Помещение 1 класса чистоты используют для следующих технологических операций: (2)

1) мойки дрота

2) приготовления инъекционных растворов

3) этикетирования ампул

4) заполнения ампул инъекционным раствором

5) отжига ампул

 

4. Расчет изотонической концентрации растворов проводят: (3)

1) по закону Рауля

2) по эквиваленту по натрию хлорида

3) на основе закона Фика

4) по закону Вант-Гоффа

5) по таблице растворимости

 

5. Марки ампульного стекла: (2)

1) АБ-1

2) МТ

3) НС-1

4) ОС

5) МТ-3

 

6. Назовите способы мойки дрота: (1)

1) камерный

2) химический

3) вакуумный

4) паро-конденсаторный

5) текучим паром

 

7. Какими способами осуществляется наполнение ампул: (2)

1) вакуумный

2) шприцевой

3) конденсаторный

4) капельный

5) механический

 

8. Вакуумные способы мойки ампул: (2)

1) параконденсационный

2) турбовакуумный

3) шприцевой

4) ультразвуковой

5) термический

 

9. Для каких растворов можно использовать ампулы марки АБ-1: (1)

1) раствора глюкозы

2) атропина сульфата

3) новокаина

4) дикаина

5) масляного раствора камфоры

 

10. К стеклу для изготовления ампул предъявляют следующие

требования: (3)

1) термическая устойчивость

2) химическая устойчивость

3) прозрачность

4) тугоплавкость

5) отсутствие механических включений

 

11. Для изготовления ампульного стекла используют: (4)

1) кальция карбонат

2) кремния диоксид

3) натрия карбонат

4) калия карбонат

5) серебра нитрат

 

12. Методы, обеспечивающие высокую точность наполнения ампул: (3)

1) шприцевой

2) вакуумный

3) пароконденсационный

4) камерный

5) ультразвуковой

13. Номинальная емкость ампул: (3)

1) 1 мл

2) 2 мл

3) 6мл

4) 4 мл

5) 5 мл

 

14. Вода деминерализованная получается с помощью: (1)

1) перегонки питьевой воды в аквадистилляторах

2) перегонки обессоленной воды

3) кипячения

4) ионного обмена

5) осмоса

 

15. Стерилизация готовых к наполнению ампул осуществляется: (1)

1) в автоклавах под давлением

2) текучим паром

3) химическим путем

4) нагретым воздухом

5) тиндализацией

 

16. С какой целью производят силиконирование ампул? (1)

1) для повышения термической стойкости

2) для повышения механической прочности

3) для снятия остаточного напряжения в стекле

4) для удлинения срока годности препарата

5) для повышения легкоплавкости ампульного стекла

 

17. С какой целью производят отжиг ампул? (1)

1) для повышения химической стойкости

2) для повышения термической стойкости

3) для повышения легкоплавкости

4) для повышения водостойкости

5) для защиты от света

ТЕМА №17: СТАБИЛИЗАЦИЯ РАСТВОРОВ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ. ОЧИСТКА РАСТВОРОВ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ ОТ МЕХАНИЧЕСКИХ ПРИМЕСЕЙ. ФИЛЬТРУЮЩИЕ УСТАНОВКИ В ЗАВОДСКИХ УСЛОВИЯХ. ИНФУЗИОННЫЕ РАСТВОРЫ.

Цель: Изучить и освоить методы очистки с применением фильтрующих установок и стабилизациирастворов дляинъекции в заводских условиях.

Задачи обучения:

- сформировать теоретические знания по данной теме (когнитивный компонент);

- оценить, креативно, методы очистки с применением различных установок и стабилизации инъекционных растворов в заводских условиях (операциональный компонент);

- привить коммуникативные навыки студентам (последовательно аргументировать высказывания, структурированно излагать содержание, отстаивать собственную точку зрению, вести дискуссию и т.д.);

- ознакомить с нормативными документами, регламентирующими производство густых и сухих экстрактов (ГФ РК, Сборник законодательных нормативных актов и др.);

- мотивировать обучающихся к непрерывному совершенствованию, к развитию своих способностей по самостоятельному и оригинальному осмыслению данной темы.

Основные вопросы темы:

1. Требования, предъявляемые к степени очистки инъекционных растворов;

2. Методы контроля на механические примеси и удаления их;

3. Фильтрующие установки в заводских условиях;

4. Причины нестабильности инъекционных растворов в зависимости от применяемых первичных упаковок. Щелочность стекла и испытание на выщелачивание.

5. Поведение в водных растворах солей сильных оснований и слабых кислот и наоборот – сильных кислот и слабых оснований. Защита их от гидролиза.

6. Инъекционные растворы с легкоокисляющимися веществами и способы их стабилизации. Стабилизаторы и их химические свойства.

7. Методы испытания с целью определения стабильности готовой продукции.

8. Инфузионные растворы, отличие их от инъекционных растворов;

9. Компоненты входящие в их состав.

Форма проведения занятия: лабораторное

Методы обучения и преподавания: работа вмалых группах, защита научных проектов, дискуссия по методу кубика, обсуждение проектов методом «Дельфи-2», тестирование.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Задание 1. Составить рабочую пропись для получения 25 - 50 мл 40% раствора гексаметилентетрамина. Приготовить раствор, определить (и исправить) концентрацию раствора, профильтровать, проверить прозрачность и отсутствие механических включений.

Задание 2. Заполнить приготовленным раствором 4 ампулы (вместимостью 5 или 10 мл), запаять, проверить качество запайки. Провести контроль качества полученного инъекционного раствора.

Задание 3. Составить рабочую пропись для получения 10 ампул вместимостью 1 или 2 мл 20% раствора камфоры в масле (по индивидуальному плану или заданию преподавателя). Приготовить раствор, определить (и исправить) концентрацию раствора, профильтровать, проверить прозрачность и отсутствие механических включений.

Задание 4. Заполнить приготовленным раствором 5 ампул (вместимостью 1 или 2 мл), запаять, проверить качество запайки, простерилизовать. Провести контроль качества полученных ампулированных растворов.

Литература:

основная:

1. Чуешов В.И. Промышленная технология лекарств.- Харьков: НФАУ, 2002. - Т. 1.- 560 с.; Т.2. – 472 с.

2. Руководство к лабораторным занятиям по заводской технологии лекарств под руководством Тенцовой А.И.

дополнительная:

1. Государственная Фармакопея Республики Казахстан. – том 1 – Алматы. – Издательский дом: «Жибек жолы».– 2008.– 592 с.

2. Государственная Фармакопея Республики Казахстан.– том 2. – Алматы.– Издательский дом: «Жибек жолы».– 2009. – 792 с.

3. ГФ СССР Х издания М., Медицина.– 1968.

4. ГФ СССР ХI издания М., Медицина.– 1987.– том 1.– 1988.– том 2.

5. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М.: Медицина.– 2008.– Изд. 15.

6. Милованова Л.Н., Тарусова Н.М., Бабошина Е.В. Технология изготовления лекарственных форм. Ростов-на-Дону: «Феникс».– 2002.– 448 с.

7. Приказы МЗ РК.

8. Технология лекарственных форм под ред. Л.А.Ивановой.- М, Мед.,1991.-2 т. -544 с.

Заключительный контроль (вопросы):

1. Требования, предъявляемые к степени очистки инъекционных растворов;

2. Методы контроля на механические примеси и удаления их;

3. Фильтрующие установки в заводских условиях;

4. Причины нестабильности инъекционных растворов в зависимости от применяемых первичных упаковок. Щелочность стекла и испытание на выщелачивание.

5. Поведение в водных растворах солей сильных оснований и слабых кислот и наоборот – сильных кислот и слабых оснований. Защита их от гидролиза.

6. Инъекционные растворы с легкоокисляющимися веществами и способы их стабилизации. Стабилизаторы и их химические свойства.

7. Методы испытания с целью определения стабильности готовой продукции.

8. Инфузионные растворы, отличие их от инъекционных растворов;

9. Компоненты входящие в их состав.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 986; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.186 с.)