Регуляция деятельности щитовидной железы: роль гормона аденогипофиза тиротропина и вегетативной нервной системы. Регуляция по принципу «обратной связи». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регуляция деятельности щитовидной железы: роль гормона аденогипофиза тиротропина и вегетативной нервной системы. Регуляция по принципу «обратной связи».



3. Основные метаболические эффекты йодсодержащих тиреоидных гормонов.

4. Основные функциональные эффекты йодсодержащих тиреоидных гормонов.

5. Гиперфункция и гипофункция щитовидной железы. Эндемический зоб, микседема, кретинизм.

6. Кальцийрегулирующие гормоны. Паратгормон, кальцитонин - регуляция синтеза и секреции, основные эффекты.

7. Кальцийрегулирующие гормоны. Кальцитриол. Этапы образования гормона, его основные эффекты.

8. Проявления избытка и недостатка в организме кальцийрегулирующих гормонов.

ПРОФИЛЬНЫЕ вопросы для педиатрического факультета

 

1. Значение гормонов щитовидной железы для роста и развития организма.

2. Роль кальцийрегулирующих гормонов в детском возрасте.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

 

Опыт N 1. Влияние гормонов щитовидной железы на обмен веществ, газообмен и терморегуляцию.

Цель опыта: Ознакомиться с действием гормонов щитовидной железы на обмен веществ и терморегуляцию.

 

Ход работы: в эксикатор на подставку-сетку помещают морскую свинку. Под сеткой находиться чашка Петри с натронной известью (для поглощения воды и углекислоты). Свинка находиться в герметически замкнутой системе в течение 15 минут. Измеряют температуру тела свинки до начала опыта и по окончании его. В водяном манометре на одинаковом уровне находиться подкрашенная вода. В результате поглощения кислорода животным уровень воды в коленах водяного манометра изменяется. По шкале манометра отмечают на сколько делений изменился уровень воды. Умножают количество делений на коэффициент прибора (см. на эксикаторе) и получают количество поглощенного кислорода за 15 мин, 1 час, 1 сутки. Приняв дыхательный коэффициент за 0,9 находят по нему калорический эквивалент кислорода = 4,92 к/кал. Умножив объем потребленного кислорода на средний калорический коэффициент кислорода - 4,92, получают расход энергии за 15 мин, за 1 час, за сутки. После этого, вынув свинку из эксикатора, вводят ей подкожно трийодуксусную кислоту из расчета 2см3 на 250 г веса. Через 10-15 мин свинку вновь помещают в закрытый эксикатор и повторяют опыт с определением количества поглощенного кислорода. Измеряют температуру тела морской свинки.

Провести анализ полученных данных. Сделать вывод о влиянии гормонов щитовидной железы на основной обмен и температуру тела. Зарисовать установку для проведения опыта.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки

 

- Принципы компенсации нарушенной функции щитовидной железы.

- Принципы компенсации нарушенной функции паращитовидных желез.

- Роль ионов кальция как вторичных посредников в реализации гормональных эффектов.

- изменения функции щитовидной железы при старении.

- Кальцийрегулирующие гормоны в старческом возрасте, роль в развитии остеопороза.

 

ТестовыЙ КОНТРОЛЬ итогового уровня знаний

 

Решение тестовых заданий из раздела «физиология эндокринной системы» сборника «тестовые задания по курсу нормальной физиологии» № 4, 5, 8, 9, 15, 19, 34, 42, 43, 44, 45, 46.

Занятие N 3

Тема: Физиология эндокринной системы. Функция надпочечников и половых желез.

Учебные цели занятия:

Студент должен знать: анатомо-гистологическое строение надпочечников и половых желез,

механизмы регуляции деятельности надпочечников и половых желез; роль минералокортикоидов в поддержании водно-солевого баланса; влияние глюкокортикоидов на обмен веществ; физиологические эффекты катехоламинов, роль гормонов надпочечников в формировании стрессорной реакции организма; физиологические эффекты мужских и женских половых гормонов.

Студент должен уметь: объяснить механизмы действия гормонов коркового и мозгового вещества надпочечников, а также половых гормонов.

 

Тестовый контроль исходного уровня знаний:

 

- Какое строение имеют надпочечники?

- На какие зоны делится кора надпочечников?

- Из каких слоев состоит кора надпочечников?

- Где еще, помимо мозгового вещества надпочечников, встречается хромаффиная ткань?

- Какие ионы альдостерон задерживает в организме, а какие выводит?

- На какие виды обмена влияют глюкокортикоиды?

- Почему глюкокортикоиды называют адаптивными и противовоспалительными?

- Посредством каких рецепторов осуществляется адренергическая стимуляция?

- Где еще, помимо семенников, синтезируются мужские половые гормоны?

- Из каких периодов состоит женский половой цикл?

 

Основные вопросы темы:

 

1. гормоны коры надпочечников. минералокортикоиды и водно-солевой гомеостаз организма.

2. Глюкокортикоиды, их физиологическое значение и эффекты.

3. Физиологические эффекты гормонов мозгового вещества надпочечников- адреналина и норадреналина. a- и b-адренергическая регуляция функций организма.

4. Физиологические основы стресса.

5. Женские половые гормоны. Яичниковый и маточный цикл.

6. Мужские половые гормоны. Анаболические эффекты. Формирование первичных и вторичных половых признаков.

 

Профильные вопросы для педиатрического факультета.

 

1. Развитие в онтогенезе коркового и мозгового вещества надпочечников.

2. Формирование первичных и вторичных половых признаков.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

 

Опыт № 1. Биологическое значение стресса.

Цель опыта: показать биологическое значение стресса и продемонстрировать один из основных путей повышения устойчивости организма.

 

Ход работы: Взвесить 4-х взрослых мышей, пометить их, одна мышь служит контролем. Второй мыши вводят подкожно кортикотропин в дозе 1ед/г веса. Третьей мыши вводят подкожно адрезон — аналог кортизона в дозе 0.04 мл/100 г веса. Четвертая мышь помещается в эксикатор с водой — моделирование стрессовой ситуации. Через 2-3 минуты мышь извлекается из воды. Все 4 мыши помещаются в эксикатор, в котором создают разрежение воздуха с помощью насоса Камовского. Наблюдают за состоянием животных в созданных условиях, делают вывод о влиянии системы гипофиз- кора надпочечников на процессы адаптации к окружающей среде.

 

Опыт № 2. Действие адреналина и питуитрина на пигментные клетки лягушки.

 

Цель опыта: ознакомиться с действием гормонов мозгового вещества надпочечников (адреналин) и нейрогипофиза (питуитрин) на пигментные клетки.

 

Ход работы: подбирают трех лягушек с приблизительно одинаковой окраской кожи и вводят одной из них 0.5 мл адреналина, второй 0.5 питуитрина. Третья лягушка служит контролем. Помещают лягушек в банки и следят за изменением окраски кожи. Через 5-8 минут отмечают посветление кожи 1-й лягушки (под влиянием адреналина меланофоры — пигментные клетки — сжимаются, втягивают свои отростки). Действие питуитрина проявляется через 30-40 минут (он вызывает расширение меланофор и потемнении кожи у лягушки) Делают выводы и зарисовки.

Вопросы для самостоятельной подготовки

 

- изменение функций надпочечников, половых желез при старении организма

- особенности стресса в старческом возрасте

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.009 с.)