Тема: функциональная система питания. Пищеварение и его Типы. Функции ротовой полости, пищевода и желудка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: функциональная система питания. Пищеварение и его Типы. Функции ротовой полости, пищевода и желудка.



УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: значение пищеварения в полости рта; состав слюны, ее функции; регуляцию слюноотделения; определение понятия “функциональна система питания”; функции желудка; состав и свойства желудочного сока; фазы желудочной секреции; регуляцию желудочной секреции; процессы моторики желудка и их регуляцию;

Студент должен уметь: объяснить методику сбора слюны для исследования у человека и животных; дать качественную и количественную характеристику отделяемой слюны в зависимости от вида раздражителя; объяснить фазы желудочной секреции, привести экспериментальные данные; объяснить методы исследования секреции желудочного сока и моторики желудка.

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

 

1. Какое значение имеет ротовое пищеварение и из каких актов оно слагается?

2. Что входит в состав слюны, какова ее физиологическая роль?

3. Назовите методы получения чистой слюны у человека и животных.

4. Как осуществляется иннервация крупных слюнных желез?

5. Изменяется ли активность слюнных желез ротовой полости при введении в нее отвергаемых (несъедобных) веществ?

6.Как изменится активность околоушной железы при раздражении иннервирующих ее симпатических нервов:

а) снизится; б) обильно выделяется жидкая слюна; в) выделяется вязкая слюна;

г) деятельность железы времено прекратится

7. Вырабатывается ли пепсин в активной форме?

8. Является ли реннин ферментом желудочного сока?

9. Укажите фермент, расщепляющий желатиназу, входящую в состав пищи:

а) реннин; б) пепсин; в) пепсин - В; г) гастриксин

10. Какие функции выполняет желудок?

11. Какие железы различают в желудке?

12. Каков состав желудочного сока, его суточное количество?

13. На какую пищу выделяется больше ферментных единиц желудочного сока:

а) 250 г хлеба (1600 ферментных единиц); б) 100 г мяса (430 ферм. ед.); в) 600 мл молока (340 ферм. ед.)

14. Собака зализывает свои раны. Какое это имеет значение?

15. Будет ли происходить секреция желудочного сока после перерезки блуждающего нерва?

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

 

1. Функциональная система питания. Функции желудочно-кишечного тракта. Типы

пищеварения.

2. Пищеварение в полости рта. Количество, состав и свойства слюны, ее физиологическое значение. Регуляция слюноотделения. Слюноотделительные рефлексы.

3. Роль желудочного сока в пищеварении. Его количество, состав, свойства. Значение “запального” желудочного сока.

4. Регуляция желудочной секреции, ее фазы (сложнорефлекторная, нейрогуморальные).

Секреторные нервы желудка.

5. Эндо- и экзогенные стимуляторы и ингибиторы желудочной секреции.

6. Особенности желудочной секреции после приема белковой, углеводной, жирной пищи.

Типы функциональных кривых.

7. Моторика желудка.

8.. Всасывание в желудке.

 

ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА:

 

1. Особенности состав, свойств и количества слюны у детей.

2. Развитие слюноотделительных рефлексов у детей.

3. Характеристика свойств и состава желудочного сока грудных детей с точки зрения их приспособленности к питанию молоком.

4. Особенности переваривания пищи в желудке грудных детей.

5. Периоды грудного и смешанного вскармливания.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

 

Опыт № 1.Экскреторная роль слюнных желез. Переваривание крахмала слюной.

Цель опыта: получение слюны для доказательства химической обработки пищи в полости рта.

 

Порядок проведения работы. 1) В несколько пробирок налить по 1 мл 1% р-ра сырого крахмала, в каждую добавить по 4 капли концентрированной азотной кислоты (осторожно);

2) дайте испытуемому проглотить 0,3 г йодистого калия. Хорошо прополоскайте рот водой и собирайте слюну в пробирки через каждые 3 минуты;

3) отметьте время появления синего окрашивания крахмала в пробирке.

 

Опыт № 2.Определение кислотности желудочного сока методом Михаэлиса.

Цель опыта: ознакомиться с одним из методов определения кислотности желудочного сока (общей и свободной).

 

Порядок проведения работы. В стаканчик для титрования наливают 5 мл желудочного сока и добавляют по две капли индикаторов: диметиламидоазобензол и фенолфталеин. Титруют 0,1Н раствором едкого натрия до цвета семги (оранжевый, абрикосовый). Отмечают количество раствора щелочи, пошедшее на титрование.

Продолжают титровать и заканчивают, когда получают стойкое розовое окрашивание. Итак, получают 3 точки отсчета:

1) исходный уровень щелочи;

2) при изменении цвета до абрикосового или оранжевого;

3) стойкое розовое окрашивание.

Количество щелочи, пошедшее на титрование от 1 до 2-го отсчета - соответствует свободной соляной кислоте, а от1 до 3-го - характеризует общую кислотность желудочного сока. Рассчитывают в титрационных единицах на 100 мл желудочного сока, для чего полученные данные увеличивают в 20 раз.

Кислотность желудочного сока выражают:

1) в титрационных единицах (количество мл щелочи, пошедшее на титрование 100 мл желудочного сока);

2) в процентах (кислотность в титрационных единицах умножают на 0,0036 - содержание соляной кислоты в г в 1 мл), например, свободная соляная кислота желудочного сока - 40 титр. ед., тогда в процентах это составит 40*0,0036 = 0,144 или 0,15% соляной кислоты.;

3) в миллиграмах (0,144*1000 = 144 мг в 100 мл желудочного сока).

Количество свободной соляной кислоты, выделяющееся за 1 час, носит название дебит-часа. Дебит-час выражается в мг-экв/час или мг/час соляной кислоты.

Для вычисления соляной кислоты в мг-экв/час умножают количество желудочного сока в мл на показатель кислотности в титрационных единицах (каждая единица - 1 мг эквивалент), и делят на 1000. Например, количество желудочного сока, выделившееся за час, составляет 70 мл, свободная кислотность (соляная кислота) = 40 титр.ед. Дебит-час = (70*40:1000) = 2,8 мг-экв/час. Если свободная кислотность = 40 титр. ед., то 100 мл желудочного сока содержит 144 мг соляной кислоты, если при этом за час выделить 70 мл сока, то дебит-час = (144*70):100 = 100*8 мг/час. Производят все расчеты на основании полученных данных и делают вывод.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.205.5 (0.012 с.)