Экономические аспекты конкурентоспособности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические аспекты конкурентоспособности



 

Экономические аспекты конкурентоспособности отражаются в двух понятиях: конкурентоспособность отдельного товара и конкуренто­способность фирмы.

Конкурентоспособность товара представляет собой совокупность качественных и стоимостных показателей произведенной продукции, обеспечивающих потребности покупателя (потребителя).

Конкурентоспособность товара зависит от возможностей конкрет­ного товаропроизводителя производить конкурентоспособный товар, потребительские и качественные характеристики которого в сравнении с товарами-аналогами определяют его рыночный успех как на внут­реннем, так и внешнем рынке. Она определяется рядом факторов, важ­нейшие из которых - издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые оказывают влияние на цену и качество изделий.

Конкурентоспособность продукции на специфицированном уровне исследования определяется, как ее способность быть в большей степе­ни востребованной на анализируемых рынках, сохраняя высокую долю внешнего спроса в общем объеме ее производства при условии наи­лучшего обеспечения внутреннего спроса товарами.

Все методы, позволяющие производить количественную оценку конкурентоспособности товара, подразделяются на два вида: априор­ный, то есть позволяющий оценить будущий потенциал, и апостериор­ный, или текущее состояние конкурентоспособности, определяемое на основе фактических данных.

Конкурентоспособность предприятия - это способность создавать и производить товары, которые по своим характеристикам наиболее полно удовлетворяют запросам потребителей, чем аналогичные това­ры конкурентов.

Конкурентоспособность предприятия включает комплекс экономи­ческих характеристик, определяющих его положение на отраслевом рынке:

- характеристика производимого продукта;

- технико-экономические характеристики условий производства и сбыта - производительность труда, производственные и общие из­держки, ресурсоемкость, технический уровень производства и др.;

- характеристики конкурентных преимуществ товаров и услуг - цена, объем продаж и его динамика, прибыльность.

Для оценки конкурентоспособности предприятия используют сле­дующие характеристики:

способность осуществлять эффективную производственную и коммерческую деятельность;

высокий уровень репутации на рынке;

способность осуществлять на высоком уровне инновационную деятельность;

способность оперативно реагировать на происходящие изменения на внешнем рынке;

стабильное финансовое положение.

Таким образом, конкурентоспособность предприятия представляет относительную характеристику, отражающую отличия процесса раз­вития данного товара производителя и конкурента как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потреб­ности, так и по эффективности производственной деятельности.

Уровень конкурентоспособности предприятия зависит от множества факторов, которые условно можно сгруппировать в два блока: конкурентной среды и базирования.

Анализ рынка соков

 

Сок - это жидкий продукт, несброженный, но способный к брожению, в котором в основном сохранены пищевая ценность, физико-химические и органолептические свойства, характерные для соков одноименных фруктов или овощей.

Соки:

- изготавливают из съедобной части доброкачественных спелых, свежих или сохраненных свежими фруктов или овощей. Замороженные фрукты и овощи для производства соков не используются;

- получают путем физического воздействия: отжимом, центрифугированием, протиранием.

 

Соки изготавливают следующих видов:

- неосветленный сок: Сок со взвесями.

- осветленный сок: Сок, из которого удалены взвеси до визуально прозрачного состояния.

- сок с мякотью: Сок с частицами мякоти, массовая доля которой не превышает 55%.

- фруктовый сок: Может быть одно, - двух и многокомпонентным.

- овощной сок: Может быть одно, - двух и многокомпонентным.

- овощефруктовый сок: Сок, в котором преобладает массовая доля овощного сока (соков) и/или пюре.

- фруктово-овощной сок: Сок, в котором преобладает массовая доля фруктового сока (соков) и/или пюре.

- сок прямого отжима;

- восстановленный сок;

- натуральный сок;

- сок с сахаром;

- нектар;

- сокосодержащий напиток.

Современная структура производства соков отражает сложившиеся стандарты потребления и в различных странах имеет свою специфику. В основном она включает в себя производство соков, нектаров и морсов. В последнее время особо быстрыми темпами растет производство натуральных соков, которые выпускаются в упаковках «тетра-пак». Это обусловлено тем, что в развитых странах население уже почти полностью отказалось от употребления соков в стеклянной таре. Более 98% всех продаваемых на рынке соков разливаются в картонные упаковки различной емкости. Самыми распространенными продолжают оставаться упаковки ёмкостью 1 литр.

Более половины общих продаж на рынке соков приходится на сегмент нектаров. При этом за последние годы доля этих напитков, позиционирующихся, главным образом, в массовом ценовом сегменте рынка, заметно увеличилась. Доля 100% натуральных соков, в свою очередь, уменьшилась. Сокращается и доля сокосодержащих напитков. В то же время доля сегмента морсов, самого небольшого на этом динамично развивающемся рынке, остается достаточно устойчивой. При этом низкая доля морсов обусловлена, в частности, достаточно узким ассортиментом напитков этого типа. В последнее время активно развивается сегмент овощных и овощефруктовых смесей - на основе тыквы, моркови, капусты, свеклы в различных сочетаниях.

Основной особенностью развития мирового рынка соков и фруктовых напитков в последние 10 лет является расширение спроса на продукцию, изготовленную не из концентрата.

В развитых странах Европы потребление соков на душу населения составляет около 40 л. на человека, в то время как белорусы потребляют 9,2 л с учетом импорта.

По данным европейских экспертов, 90% жителей Европы постоянно употребляют лишь 3 основных вида соков: апельсиновый, яблочный и томатный. В то же время доля этих напитков постепенно снижается, уступая место, прежде всего, различным смешанным вкусам, самые распространенные из которых - фруктовая смесь («мультифрукт», «мультивитамин» и т.п.), яблоко-персик и яблоко-виноград. Европейские предприятия, как правило, ограничиваются выпуском 7-8 сортов сока. Вкусовые же пристрастия белорусов пока находятся в стадии формирования, поэтому на наших прилавках можно встретить огромное разнообразие соков.

 

1.4. Конкуренция на рынке соков Беларуси

 

Соки производят около 90% отечественных организаций-изготовителей плодоовощных консервов различных форм собственности. Ежегодно в торговой сети представлено более 40 торговых марок. Вкусовая палитра насчитывает более 20 видов продукции.

На рынке соков республики основными белорусскими производителями являются МОУП «Борисовский консервный завод» (ТМ «Magic Summer», «Joy», «Асалода»), ИП "Старая крепость"(Сочный,Exotic), СП ООО «Голд Стрим» на базе УДП «Гродненского консервного завода» (ТМ «Классик», «Золотой источник»), Минский Гормолзавод N2 (ТМ «Юник»), Пружанский консервный завод (ТМ «7 чудес»), «Савушкин продукт» (ТМ «Белый вальс», «Монтик», «НаСТОящий»), ОДО «Фирма АВС» («Круглый год», «АВС»), РУПП «Клецкий консервный завод» (ТМ «Оскар» и «N1»), а также ряд других консервных заводов и плодоовощных комбинатов. Однако, несмотря на такое количество отечественных производителей более 50% соков импортируются.

Основными импортными производителями, представленными на белорусском рынке соков, являются украинская компания «Сандора» (ТМ «Сандора», «Сандора Эксклюзив», «Сандора Мультиактив», «Сандора Классика», «Сандорик», «Дар», «Садочок»); российские производители ОАО «Лебедянский» (ТМ «Я», «Тонус», «Фруктовый Сад», «Привет», «Долька», сокосодержащие освежающие напитки «Frustyle», детское питание и соки для детей «ФрутоНяня», соки «Туса Джуса», ice tea «Эдо», морсы и компоты «Северная ягода»), ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» (ТМ «Rio Grande», «Чудо Ягода», «J7», «100% Gold», «Любимый сад»), ЗАО «Мултон» (ТМ «Добрый», «Nico», «Nico Biotime», «Rich», «Ясли-Сад», «Diva»), ОАО «Нидан Соки» (ТМ «Моя семья», «Чемпион», «Caprice Белый», «Caprice Красный», «Сокос», «Да!»); ОАО «Одесский консервный завод детского питания» (Украина), ЗАО «Майбел» (Украина) (ТМ «Джусик»), австрийская компания RAUCH Fruchtsafte Gesellschaft m.b.H. & Co. (TM «Happy Day» и «Bravo»).

Как видно, интенсивность конкуренции на белорусском рынке соков достаточно высокая. Почти 60% рынка контролируется именно иностранными производителями.

Выводы:

Анализ тенденций и перспектив развития рынка соков показывает, что данная рыночная ниша является динамичной, высококонкурентной, но перспективной.

По данным аналитиков, как в среднесрочной, так и в дальнесрочной перспективе на рынке будет продолжаться рост потребления.

Потребление соков в Беларуси пока значительно ниже общемирового и общеевропейского уровня по всем категориям продукции, что свидетельствует о высоком потенциале данного рынка. Рост благосостояния населения республики будет оказывать положительное воздействие на уровень потребления. Наблюдаемые в настоящее время меры, принимаемые Правительством республики по росту реальных доходов населения, вызовут рост потребления прохладительных напитков не ниже уровня прогноза социально- экономического развития республики (6-8% в год).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.009 с.)