Понятие конкурентоспособности. Факторы её определяющие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие конкурентоспособности. Факторы её определяющие



 

Понятие «конкурентоспособность» следует различать в узком и широком смысле.

В узком смысле оно рас­крывает количественную и качественную характеристику произ­водимой товаропроизводителями продукции, укладывающуюся в средние для данного рынка показатели затрат и качества постав­ляемых на этот рынок товаров. Чем ниже средние индивидуаль­ные затраты на товары и выше их потребительские характери­стики, тем выше уровень конкурентоспособности товаропроизво­дителя [4, с. 5].

К важнейшим факторам конкурентоспособности предприятия следует отнести степень развития инновационной деятельности, уровень производительности труда, способность адаптироваться и быстро реагировать на меняющиеся условия и требования рын­ка, устойчивость и стратегию развития, оптимальность затрат на производство, уровень рентабельности производства [2, с. 6].

Устойчивость предприятия в рыночных условиях должна учи­тывать необходимость постоянного обновления производствен­ных процессов, обеспечивать непрерывность формирования но­вого качества поставляемой продукции. В данной связи устойчи­вым развитием предприятия можно назвать такое, при котором обеспечивается как текущая, так и стратегическая стабильность его экономики и укрепление конечных позиций. Предприятие обладает долгосрочной устойчивостью, если темпы его развития соответствуют темпам развития рынка, и краткосрочной устой­чивостью, если обеспечивается надежная платежеспособность. Инновационная активность предприятия характеризуется темпами инноваций и количественно может определиться как произведение относительных частных индексов: индекса иннова­ционной затратоёмкости (отношение объема инновационных за­трат к объему продаж), индекса обновления (доля новой продук­ции в общем объеме выпуска), индекса новизны (средневзвешен­ная степень инновационности продуктов). Чем больше у пред­приятия конкурентных преимуществ и выше качественные ха­рактеристики продукции, тем более благоприятные предпосылки оно имеет в торгово-сбытовой деятельности [2, с. 7].

Под конкурентоспособностью в широком смысле понимается количественная и качественная характеристика показателей, оп­ределяющих социально-экономическое развитие страны и потен­циал дальнейшего ее роста и совершенствования. Действующий в течение многих лет исследовательский и издательский проект Всемирного экономического форума по проблемам конкуренто­способности в одном из обзоров определяет конкурентоспособ­ность как способность поддерживать высокие темпы роста реаль­ного душевого дохода, измеряемого темпами роста ВВП в расче­те на душу населения в постоянных ценах. Индекс конкуренто­способности для каждой страны рассчитывается как: средневзве­шенный из восьми субиндексов, представляющих восемь основ­ных факторов, которые определяют степень конкурентоспособ­ности страны и одновременно показывают, по их мнению, наи­большее воздействие на долгосрочный экономический рост. В частности, это открытость, финансы, конкуренция, технология, инфраструктура, менеджмент, труд, институциональная среда. Такой подход можно назвать статическим.

Каждый из названных факторов обобщает показатели, харак­теризующие положение в соответствующей области. Так, фактор «технология» учитывает 29 отдельных показателей. Показатель «институциональная среда» используется для сопоставления стран по степени надежности правовых и общественных институ­тов, включая гарантии исполняемости законов и защиту прав собственника [4, с. 5].

Наибольший интерес представляет оценка по­тенциала конкурентоспособности экономики на основе использо­вания системы показателей, характеризующих качественное со­стояние основного, человеческого капитала, создаваемого про­дукта, а также перспектив их развитая. Данный подход, в отличие от традиционного, использующего стоимостные величины про­дукции, ее качества и обслуживания в эксплуатации благ, харак­теризующих локальность экономического развития, позволяет, опираясь на качественную характеристику главных факторов, предопределяющих конкурентоспособность экономики, раскрыть перспективы ее развития и обосновать социально-экономическую стратегию страны.

Конкурентоспособность представляет собой возможность эффективной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплек­сом имеющихся у предприятия средств.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.005 с.)