Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция систем управления автотранспортными организациями
На рубеже XIX-XX веков в США и Европе появились организации для осуществления автомобильных перевозок. Ввиду немногочисленности и дороговизны автотранспортных средств и сформировавшейся разветвленной сети железных дорог, они долгое время обслуживали лишь небольшое количество промышленных предприятий и населения. Это время характеризуется как «эпоха массового производства», отличительной чертой которой являлось наличие высокого спроса на предметы первой необходимости и жизненно важные услуги, к которым относились и автотранспортные перевозки. В управлении господствовала точка зрения, в соответствии с которой на рынке добьется успеха та компания, которая предложит стандартный продукт (услугу) по самой низкой цене. Поэтому у автотранспортных организаций отсутствовало стремление повышать качество транспортных услуг и разнообразить их номенклатуру. Управление АТО осуществлял, как правило, один человек - хозяин парка автомобилей. Производственная база состояла из подвижного состава и помещений для его хранения. АТО практически не испытывали влияния со стороны внешнего окружения, руководство не уделяло должного внимания и факторам внутренней среды. Существовала простейшая организационная структура управления, технология перевозок совершенствовалась медленно, работа с персоналом велась исключительно на основании принципа «справедливой оплаты» и т.д. Задачи управления сводились к формализации производственных процессов путём составления справочников и инструкций, простейшему финансовому контролю и др. Оперативному планированию подлежала работа одного автомобиля. Рост экономики привел в начале 30-х годов к росту предложения, насыщению рынка транспортными услугами. На автомобильном транспорте сложилась такая же ситуация, что связано с тем, что спрос на перевозки, является производной величиной от результатов хозяйственной деятельности грузоотправителей и грузополучателей. Производство автомобилей стало массовым, что вызвало увеличение числа перевозчиков. Это привело к конкуренции на рынках автотранспортных услуг в США и Западной Европе. В условиях насыщения рынка клиентура слала требовать от автотранспортных компаний уже не просто выполнение перевозки, а предоставления возможности выбора её видов. Кроме того, грузоотправителей и грузополучателей стали интересовать качественные характеристики перевозок, в первую очередь скорость доставки и сохранность груза в пути. Эти изменения привели к трём важнейшим последствиям: руководство АТО впервые задумалось над перенесением акцентов управления с производства на рынок; появилась потребность в выполнении разных видов перевозок; возникла необходимость в совершенствовании технологии автомобильных перевозок. Значительное место в управлении стали занимать разработка различного рода бюджетов, годовое планирование финансовой деятельности. Собственники автотранспортных организаций, достигшие к этому времени определённых успехов, стали искать пути сохранения прибыльности за счет рационализации, распределения внутрикорпоративных ресурсов, стремления к максимальной загрузке производственных мощностей, снижения издержек, совершенствования перевозочных услуг. Конкуренция привела к целому ряду слияний и поглощений автотранспортных компаний, что вызвало создание сложных многоуровневых организационных структур управления.
Начиная с 60-х годов изменился характер потребительского спроса на АТУ. Чтобы добиться успеха на рынке, АТО должна была своевременно внедрять в перевозочный процесс новейшие достижения науки и техники, использовать современные методы оптимизации и технологические схемы перевозок. Усилилось рыночное регулирование со стороны государства посредством налогов и субсидий, лицензий и квот. В этот период очень сильно пострадали мелкие и частично средние автохозяйства, которые не смогли конкурировать с крупными АТО. Возникла мощная конкурентная борьба между отраслями транспорта. Например, в США железнодорожный транспорт, который в течение нескольких десятилетий лицензировался государственными органами, больше не мог противостоять быстрому, удобному и более дешёвому автотранспорту. Лицензирование же на автомобильном транспорте быстро отразилось на финансовом состоянии мелких предприятий и частных перевозчиков, которые зачастую не могли приобрести лицензию. Однако вскоре выход был найден, и развернулась настоящая «торговля» лицензиями, когда крупные автотранспортные фирмы стали оформлять более мелких в качестве своих отделений. Произошли значительные изменения в системе управления автотранспортных организаций: основное внимание стало уделяться долгосрочному планированию, которое являлось отправной точкой при построении организационной структуры, методов мотивации персонала и системы контроля деятельности. Применение долгосрочного планирования явилось реакцией перевозчиков на быстрый рост, изменение размеров и сложности среды функционирования. Оно дало возможность широкому применению маркетинговой концепции менеджмента, быстро доказало свою полезность в подготовке предприятий к будущим конкурентным проблемам и было принято большинством перевозчиков. Долгосрочное планирование позволило в будущем перейти к составлению прогнозов. Это было значительным шагом в эволюции управления.
Изменения в 70-х годах привели к тому, что автомобильный транспорт превратился из национального в интернациональный. Государственное регулирование национальных рынков АТУ стало происходить с такой быстротой, что многие автотранспортные организации оказались не в состоянии своевременно реагировать на них. Значительное влияние на работу отрасли оказал энергетический кризис середины 70-х годов. Он привел к замедлению экономического роста во всех отраслях экономики. Это стало причиной удорожания автотранспортных услуг, и многие клиенты в этот период стали отказываться от них. В таких условиях смогли выжить лишь те АТО, руководство которых сумело быстро приспособиться к изменяющимся требованиям и своевременно обновляло производственную базу и технологические процессы в соответствии с законами рынка и требованиями среды. Для того чтобы осуществлять такие преобразования потребовалось изменить характер функционирования системы управления, выделить стратегические задачи и создать специальные отделы для их решения. Первыми начали этот процесс крупные автотранспортные организации, и постепенно он распространился на средние и мелкие. АТО встали перед выбором: либо внедрять новые методы перевозок и расширять рынки услуг, либо развиваться по пути диверсификации, то есть осваивать новые направления деятельности, связанные с доставкой грузов. Побудительными причинами появления стратегического планирования стали общий спад в экономике стран Западной Европы и США, а также ускорение процессов изменения среды их функционирования. Особенностью стратегического планирования в этот период стало переключение внимания с производственно-технологических проблем на комплекс вопросов, направленных на составление маркетинговых программ, планирование таких показателей, как объем перевозок, контролируемая доля рынка, перспективы конкуренции. Основой стратегического планирования является анализ внутренних возможностей организации и внешних конкурентных сил, а также поиск путей улучшения реакций АТО на изменение рынка и поведение конкурентов. Все шире внедряются в практику управления АТО методы прогнозирования. Стратегическое планирование и прогнозирование дополняют друг друга, образуя логическое единство.
В 80-х годах общество обратило внимание на проблемы экологии. Правительствами большинства развитых стран в законодательном порядке были введены жесткие требования к эксплуатации автомобильного транспорта. Общество стало диктовать свои требования, как к продукции, так и к условиям ее производства. Кроме того, предприниматели вынуждены были заниматься решением общесоциальных проблем. Например, федеральные власти США подключают крупные АТО к разработке и финансированию проектов строительства дорог и дорожной инфраструктуры, оказанию помощи в реализации медицинских и природоохранных программ и т.д. На рынке транспортных услуг стали появляться организации, осуществляющие комплексное транспортно-логистическое обслуживание клиентуры. Усложнение внешней среды функционирования привели к необходимости адекватной перестройки процесса менеджмента в автотранспортной организации. Существенно изменился подход к процессу прогнозирования и планирования в рамках менеджмента. АТО стали адаптироваться только к таким факторам внешней среды, которые являются неуправляемыми, и на них невозможно оказывать воздействия. Остальные факторы подвергаются целенаправленному регулированию и планируются через целевые программы и разрабатываемые стратегии, которые охватывают все функциональные области деятельности (маркетинг, производство, финансы, инновации и т.д.) и увязываются с имеющимися ресурсами. Управление АТО описывается её современной модификацией - системой стратегического управления. Стратегический менеджмент представляет собой комплекс не только стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование организации на изменение внешней конъюнктуры, которое может повлечь за собой необходимость маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития. Важным элементом стратегического управления является прогнозирование в самом широком смысле. Стратегическое управление широко использует системный и ситуационный подходы. Планирование деятельности сопровождается планированием возможностей АТО. Таблица 1.1 составлена по материалам зарубежных публикаций (США и Таблица 1.1 Эволюция систем управления автотранспортных организаций США и Западной Европы в XX веке
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.007 с.) |