Проблемы контроля при экспериментальных исследованиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы контроля при экспериментальных исследованиях



Обзор задач главы

В главе 5 вы познакомились с важнейшими особенностями экспериментального метода — управлением независимой переменной, контролем за всеми остальными факторами и измерением зависимой переменной. В этой главе мы начнем изучать два основных вида экспериментальных планов: межсубъектный план, при котором разные группы участников становятся источниками разных значений независимой переменной, и внутрисубъектный план, в котором на группе одних и те же участников собираются данные всех значений независимой переменной. Вы узнаете, что каждый план имеет свои преимущества и недостатки, а также поймете, каким образом связанные с видом плана проблемы (проблема эквивалентных групп для межсубъектного плана и проблема последовательности для внутрисубъектного плана) должны тщательно контролироваться. В заключительной части главы ставится вопрос искажений и способов контроля за ними. Изучив данную главу, вы:

• сможете отличать межсубъектный план от внутрисубъектного;

• научитесь понимать, каким образом метод случайного распределения решает проблему эквивалентных групп в межсубъектных планах;

• узнаете, в каких случаях для создания эквивалентных групп нужно использовать уравнивание, а не случайное распределение;

• сумеете различать эффект прогрессии и эффект передачи во внутрисубъект-ных планах и поймете, почему позиционное уравнивание лучше решает первую проблему, чем последнюю;

• сможете описать различные варианты позиционного уравнивания, применяемые в зависимости от того, если участники исследуются или один, или более раз при каждом наборе условий;

• сможете рассказать о видах меж- и внутрисубъектных планов, используемых в психологии развития, и охарактеризовать связанные с их использованием проблемы;

• сможете объяснить причины появления искажения, вызванного экспериментатором, и рассказать о способах контроля за ним;

• сможете описать причины возникновения искажения, вызванного участниками, и способы контроля за ним.

В своем выдающемся учебнике по экспериментальной психологии Р. С. Вуд-вортс сразу после знакомства с известным сегодня разделением переменных нанезависимые и зависимые указывает на особую важность контроля за остальнымифакторами для экспериментальных исследований. По его словам, «используетсяли одна или несколько независимых переменных, очень важно поддерживать всеостальные условия постоянными. В противном случае вы не сможете связать наблюдаемое явление ни с одной из возможных причин. Психолог должен быть готов к трудностям, связанным с выполнением данного требования...» (Woodworth,1938, р. 3). С некоторыми из этих проблем мы уже познакомились. Обсуждаемые впредыдущей главе общий вопрос осложнений и конкретные случаи угрозы внутренней валидности в основном связаны с проблемой контроля за внешними факторами. В данной главе мы рассмотрим другие аспекты контроля: проблему создания эквивалентных групп в исследованиях с несколькими группами испытуемых, = эффект последовательности в экспериментах, где участники исследуются более iодного раза, и проблемы искажений.

Вспомните, что независимая переменная должна принимать по крайней мере! два значения, так чтобы исследователь мог сравнивать условие А с условием В. Испытуемые могут исследоваться при значении А, В или при обоих значениях. ' Если они исследуются при значении А или при значении В, но не при обоих, то используется межсубъектный план. Это название было дано, так как сравнение значений АиВ определяет различие между двумя группами испытуемых. Если же каждый участник исследуется при значениях А и В, то можно сказать, что-оба значения имеют место «внутри» одного испытуемого, поэтому такой план называется внутрисубъектным планом (или иногда планом с повторяемыми измерениями).

Межсубъектные планы

Иногда межсубъектные планы используются потому, что это просто необходимо. Если, например, независимая переменная является субъектной, то другого выбора нет. Исследование, в котором сравниваются интроверты и экстраверты, предполагает участие двух групп испытуемых. Пока ученые не могут собрать несколько личностей в одну, у которой бы одна сторона была интровертированной, а другая — экстравертированной, есть только одна возможность — сравнивать различные; группы людей. Один из немногих случаев, когда субъектная переменная не должна быть межсубъектной, — сравнение особенностей поведения, проявляющихся в различном возрасте. При этом одни и те же люди изучаются в различные периоды: их жизни. Другой случай — когда в качестве субъектной переменной рассматривается семейное положение. В такой ситуации люди исследуются до и после замужества или развода. Однако в большинстве случаев субъектная переменная требует использования межсубъектного плана.

Использование межсубъектного плана необходимо в некоторых исследованиях с определенными управляемыми независимыми переменными. Иногда получается, что испытуемые, принимая участие в исследовании с одним значением независимой переменной, приобретают опыт, не позволяющий им продолжать эксперименты при других значениях переменной. Это часто происходит в исследованиях

по социальной психологии, а также в исследованиях с использованием мистификации. Рассмотрим эксперимент по изучению воздействия физической привлекательности подсудимого на определяемый ему срок наказания, проведенный Сигал-лом и Островым в 1975 г. Студентам колледжа раздали описание преступления и попросили определить срок тюремного заключения для совершившей его женщины. Использовались две независимые управляемые межсубъектные переменные. Первая — вид преступления: либо ограбление, при котором «Барбара Хелм» забралась в соседскую квартиру и украла 2200 долларов, либо мошенничество, при котором «Барбара» «вошла в доверие к холостяку средних лет и убедила его вложить 2200 долларов в несуществующую фирму» (Sigall & Ostrove, 1975, p. 412). Второй переменной была физическая привлекательность «Барбары». Одни участники видели фотографию очень привлекательной «Барбары», другие — непривлекательной (для фотографий позировала одна и та же женщина), а контрольная группа вообще не видела фотографий. Был получен интересный результат: если преступление было ограблением, то привлекательность играла на руку подсудимой: привлекательная «Барбара» в среднем получила более легкое наказание (2,8 лет), чем непривлекательная (5,2 года) или контрольная (5,1 года). Но результат был абсолютно противоположным, если преступление было мошенничеством: очевидно, думая, что «Барбара» использовала свою привлекательность для совершения преступления, участники вынесли привлекательной «Барбаре» более строгое наказание (5,5 лет), чем непривлекательной (4,4) и контрольной (4,4).

Из описания исследования понятно, почему его необходимо проводить с использованием межсубъектных переменных. Опыт, полученный испытуемыми в условиях, когда привлекательная «Барбара» совершает воровство, несомненно повлияет на них и не позволит им «начать с нуля» эксперимент, в котором непривлекательная «Барбара» совершает мошенничество. В некоторых исследованиях участие в эксперименте с одним условием делает невозможным участие того же человека в эксперименте со вторым условием. Иногда необходимо, чтобы при каждом условии изучались новые испытуемые.

Преимущество межсубъектного плана заключается в том, что каждый участник начинает эксперимент «с нуля» и не имеет никакой информации о процедуре исследования, а главный недостаток — в том, что необходимо набрать большое количество испытуемых, всех исследовать и для всех провести дебрифинг. Следовательно, этот вид плана требует приложения больших усилий со стороны исследователей. Моя докторская диссертация, посвященная изучению памяти, включала пять различных экспериментов, требующих использования межсубъектных планов, и через мою лабораторию прошло более 600 студентов, прежде чем проект был завершен!

Другой недостаток межсубъектных планов состоит в том, что разница в поведении при различных экспериментальных условиях может быть вызвана независимыми переменными, а может быть связана с различиями между двумя группами. Чтобы устранить возможные осложнители, необходимо создать так называемые эквивалентные группы — группы, равные друг другу во всем, кроме значения независимой переменной. Количество эквивалентных групп в межсубъектном исследовании соответствует количеству различных условий этого исследования, и каждая из групп изучается при каждом из условий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.007 с.)