Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классические исследования- проблема отбора и исполнительные обезьянки
В апрельском номере за 1958 г. журнала «Сайентифик америкэн» была напечатана примечательная статья, озаглавленная «Язва у "исполнительных" обезьян». В ней описывались эксперименты Джозефа В. Брэди из Военного исследовательского института Уолтера Рида. Заинтересованный военными исследованиями, показавшими взаимосвязь между желудочной секрецией солдат во время медицинского осмотра и последующим развитием язвы желудка, Брэди решил исследовать взаимосвязь между эмоциональными и физическими расстройствами путем изучения эмоционального поведения обезьян, принадлежащих к виду макак-резус. К глубокому сожалению ученого, многие из обезьян умерли, а вскрытие показало, что большинство из них страдали язвой желудка. В основном эти обезьяны использовались для формирования у них условного избегания. В ходе эксперимента их пристегивали к специальным стульям, позволяющим реагировать на идущий к ступням электрический разряд только нажатием рычага. Брэди предположил, что развитие язвы могло быть связано или с повторяющимся разряом, или со стрессом, вызванным процедурой выработки условного избегания. Чтобы выявить возможность развития язвы из-за воздействия электрического разряда, применив метод фальсификации, ученый разработал особый эксперимент. Он поместил двух обезьян на соседние стулья; одна из них, «исполнитель» (обратите внимание на аналогию с вечно занятым и испытывающим стресс исполнительным директором), могла избегать разряда, подаваемого каждые 20 секунд, нажав на рычаг в промежуток между двумя разрядами. У контрольной обезьяны рычаг не работал, и она испытывала разряд каждый раз, когда управляющая обезьяна пропускала 20 секунд и получала разряд. Таким образом, обе обезьяны испытывали разряд одинаково часто, но только одна из них могла контролировать ситуацию. Так продолжалось в течение 6 часов, а затем следовал 6-часовой отдых. Далее, через 24 часа эксперимент возобновлялся - проводились две попытки по 6 часов с двумя периодами 6-часового отдыха (при этом обезьяны ни разу не покидали стульев). Через двадцать три дня (!) обезьяна-исполнитель умерла, после чего обнаружили, что у нее была язва желудка. У контрольной обезьяны язва не была обнаружена. Брэди повторил эксперимент с другой парой обезьян и получил те же результаты. В дальнейшем он привел отчет об исследовании с четырьмя парами животных (Brady, Porter, Conrad & Mason, 1958), в котором сделал вывод, что психологический стресс, вызванный ситуацией, когда приходится управлять не только собственной судьбой, но также и судьбой подчиненного, может привести к проблемам со здоровьем, в данном случае к язве желудка. Догадываетесь, почему армия профинансировала это исследование?
Описание данного исследования было приведено во многих учебниках по общей психологии, а публикация в «Сайентифик америкэн» привлекло к нему еще большее внимание. Однако тщательное изучение использованного Брэди метода показало, что в нем имело место осложнение из-за процедуры выбора субъектов. Брэди разделил обезьян на две группы не случайным образом, а на основании того, как быстро они освоили процедуру избегания. Сначала все восемь обезьян испытывались как исполнители, а затем те, которые реагировали быстрее, были сделаны исполнителями на время эксперимента. Брэди не знал, что животные различаются по присущей им эмоциональности и более эмоциональные быстрее реагируют на болевое воздействие, поэтому он невольно сделал исполнителями более эмоциональных животных (т. е. предрасположенных к язве желудка), а более спокойных поместил в контрольные условия. Первым на эту проблему указал Вейсс в 1968 г. Его исследования с крысами были лучше организованы (например, Weiss, 1977) и показали результаты, противоположные результатам Брэди. Как вы узнаете из рассказа об эквивалентных контрольных группах в главе 7, Вейсс обнаружил, что язва развилась у меньшего количества животных, имеющих возможность контролировать электрический разряд, и у большего количества животных, не имеющих такой возможности. Еще один аспект исследования Брэди, который вы, вероятно, уже отметили, заключается в том, что сегодня Комиссия по использованию животных потребует существенных изменений в процедуре исследования. Изучение взаимосвязи между стрессом и физическими расстройствами является жизненно важным, но его можно исследовать с помощью менее жестокой процедуры, когда обезьян не будут привязывать к стульям и оставлять практически обездвиженными в течение нескольких недель.
Истощение Испытуемые не всегда участвуют в экспериментах вплоть до их завершения. Некоторые исследования могут проводиться довольно долгое время, и люди могут прекратить свое участие, потерять интерес или даже умереть. В ходе некоторых исследований участники могут испытывать дискомфорт и воспользоваться правом отказа от участия в дальнейших экспериментах. Поэтому вследствие различных причин в начале исследования в нем могут участвовать 100 человек, а в конце остаться только 60. Эту проблему иногда называют «смертностью» испытуемых, но я предпочитаю не использовать столь печальное выражение и вместо него применяю термин истощение. Истощение является проблемой, так как если одни люди более склонны к тому, чтобы бросить исследование, чем другие, то в конце исследования состав участников качественно будет отличаться от исходного. Данная проблема сходна с проблемой выбора, поскольку в результате группа, начинающая исследование, становится неэквивалентной группе, завершающей его. Чтобы проверить, различаются ли продолжающие исследование участники и покидающие его, можно сравнить оценки предварительного тестирования или другие показатели, полученные до начала экспериментов, у обеих групп. Если покинувшие исследование и продолжающие участвовать в нем испытуемые не различались в начале, то общие выводы в конце исследования не пострадают, даже несмотря на потери в связи с истощением. На этом мы завершаем введение в экспериментальный метод. В трех следующих главах будут подробно рассматриваться вопросы, связанные с этой темой. Глава 6 откроется описанием различий межсубъектых и внутрисубъектных планов (или планов с повторяющимися измерениями). Далее в ней будут обсуждаться проблемы, связанные с управлением экспериментальными исследованиями, в том числе вопросы создания эквивалентных групп для экспериментов с межсубъектными планами, контроля за эффектом последовательности для внутрисубъектных планов, а также искажения, возникающие из-за того, что и экспериментаторы и участники — это живые люди. Главы 7 и 8 посвящены рассмотрению различных планов исследований, начиная от планов с одной независимой переменной (глава 7) и заканчивая планами с множеством независимых переменных, известными как факторные планы (глава 8). Резюме
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.005 с.) |