Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы гос-ва: понятие, эл-ты. Причины разнообразия и сменыформ гос-ва.
Существующие в современ.мире гос-ва заметно отличаются по тому, как в них организована гос.власть. Достаточно обратить внимание: - на то, кто и как осуществляет гос. власть в об-ве, как устроены в нем гос.-властные институты; - как объединяется население на определен. терри-тории и каким образом осущ-ся связь этого насе-ления ч/з различные территор.и полит.образ-я с гос-вом вцелом; - какие ср-ва и методы испо-льзует гос-во для обеспечения соц. назначения, в частности для обеспечения обществ. порядка, гарантий прав и свобод гр-н, создания условий стабильного экономич.развития и т.д. Вопрос о форме или устр-ве гос-ва, иначе говоря о том, их каких составных частей оно состоит, каковы сп-бы формир-я гос.власти и методы ее осуществл-я, - это? о взаимосвязи содержания гос-ва и формы выражения этого содержания. В российск.юр.науке длительное время форме гос-ва, отводилась второстепен. роль, т.к. доминиру-ющим, определяющим фактором гос-ва выступало его классовое содержание. В современ.условиях растет осознание важности, значимости политико-правовой формы гос-ва во многом в связи с поисками в российск.об-ве эффективной орг-ии власти. Реформир-е институтов гос.власти обусловило и наличие различных подходов к проблеме формы гос-в, ее интерпретации. М/ выделить 2 подхода к пониманию формы гос-ва: рассмотрение ее в узком и широком смысле. Интерпретация формы гос-ва в узком смысле сводит ее к форме правления. В широком смысле форма гос-ва отождествляется с формой правления и формой гос.устр-ва. Некоторые авторы (Керимов) разли-чают еще внутрен.и внешнюю форму гос-ва. Под внутренней формой гос-ва понимается полит. режим, а под внешней – конкретная орг-ция полит. власти, т.е. совокупность форм правления и гос. устр-ва. Др.ученые (Каск) выделяют в форме гос-ва динамическую и статическую стороны. Динамич. эл-т формы гос-ва представлен полит. режимом, а статическая сторона формы гос-ва воплощена в форме правления и форме гос.устр-ва. Несмотря на все различия, преобладающим в российск.юр.науке явл-ся понимание формы гос-ва как орг-ции гос.власти, взятой в единстве 3 эл-тов: формы правления, формы гос.устр-ва и полит. (гос.) режима. 1) форма правления хар-ет стр-ру высших органов гос.власти и пр-пы взимоотнош-й м/у ветвями власти; порядок формир-я институтов и фомры участия населения в их формир-и. Основания классиф-и: - сп-бы формир-я высших органов гос.власти (престо-лонаследие, выборы, формир-е, назнач-е); - пр-п взаимод-я высших институтов гос.власти (слияние, разделение, сотрудничество властей); - участие населения в формир-и высших органов власти; - формир-е правит-ва, наделение их властными полномочиями, контроль за ними. 2) форма гос. устр-ва отражает территориал.стр-ру гос-ва, соотнош-е м/у гос-вом вцелом и его составными территор.единицами. Основания классиф-ции: - сп-б объединения населения на территории: унитаризм, федерализм, конфедерализм; - распределение гос. власти на территории: централизация и децентрализ-я; - распределение гос. власти по вертикали: наличие (отсутствие) полит. автономии админ.-территориал.единиц; связь гр-н ч/з полит.и территориал.образ-я с гос-вом. 3) форма гос.режима предсталяет собой совокупность ср-в и методов реализации гос. власти, выражающаяся в степени соц. и полит.свободы личности. Основания классиф-ции: - соотнош-е диктатуры и демократии; - гарантир-ть прав личности; - масштаб гос. вмешат-ва в частную жизнь.
Форма гос-ва – совокупность сп-бов формир-я, распределенияи и реализации гос.власти. Пр-ки понятия «форма гос-ва»: 1) это понятие позволяет рассматривать гос-во как с-му, целостность, состоящую из отдельных эл-тов, зависимых др.от др. Эти эл-ты указывают на то, кем и как формируется гос.власть, как она распределяется на территории гос-ва и какими методами осущ-ся; 2) явл-ся понятием, к-рое раскрывает орг-цию гос. власти с различных сторон. Оно указывает: на субъект (носителя) власти; кроме того, оно выяв-ляет порядок образ-я органов власти; указывает на методы реализации власти; 3) вышеуказанные 3 эл-та формы гос-ва составляют органическое единство, т.к. явл-ся 3 сторонами единой формы гос-ва, к-рая принимает всякий раз конкретно-историч. облик. Они взаимосвязаны и взаимозави-симы. Однако ведущая роль в форме гос-ва принадлежит гос.режиму, т.е. любые изменения в ср-вах и методах реализации гос.власти отража-ются как на форме правления, так и на форме гос.устр-.ва; 4) форма гос-ва с помощью своих эл-тов отражает существенные пр-ки гос-ва как полит., структурн. и территориал.орг-ции об-ва. Гос-во как полит.орг-ция возникает в социально неоднород.об-ве, к-рое нуждается в согласовании разнородных интересов, в упорядочивании и регуляции взаиоотнош-й м/у индивидами, соц. группами. Способ-ть гос-ва влиять на д-ть обществ. групп достигается благодаря наличию у него полит.власти, т.е. ср-в и методов властного воздействия, составляющих гос.режим. Гос-во как структурная орг-ция об-ва обнаруживает себя в наличии с-мы органов и институтов публичной власти. Эти институты обладают значит.ресурсами (материал., правовоыми, военными), к-рые делают веления гос-ва общеобязат-ыми. В отличие от др.обществ.и полит.орг-ций органы гос-ва обла-дают монополией на легитимное насилие Органы гос-ва определен.образом сформированы, органи-зованы, субординированы, строят свои отнош-я на нормах права. Стр-рная орг-ция об-ва достигается благодаря форме правления. Наконец, гос-во выступает территориал.орг-цией об-ва, объеди-няющей людей по месту жит-ва. На эту территорию и население, проживающее в гра-ницах данной территории, распространяется гос.власть. управление территорией осущ-ся благодаря делению ее на админ.-терри-ториал. единицы и созданию в них местных органов управления. Территориал.орг-цию полит. власти, соотнош-е гос-ва с входящими в него субъектами отражает понятие «форма гос.устр-ва». Т.о., форма гос-ва отражает различные аспекты орг-ции и функционир-я гос.власти в об-ве.
61. Форма правления: понятие, виды. Форма правления в РФ. Форма правления – стр-ра высших органов гос.власти, порядок их образ-я и распределения компетенции м/у ними. Форма гос.правления дает возможность понять: 1) как создаются высшие органы гос-ва, каково их строение; 2) какой пр-п лежит в основе взаимоотнош-й м/у высшими гос.органами; 3) как строятся взаимоотнош-я м/у верховн.властью и населением; 4) в какой мере орг-ция высших органов гос-ва позволяет обеспечивать права и свободы чел-ка. Основные формы правления: монархия и республика. Монархия – форма правления, при к-рой верхов-ная гос.власть осущ-ся единолично, и переходит, как правило, по наследству. Св-ва: 1) занятие трона по наследству или по праву родства; 2) бесрочное (пожизнен.) польз-е властью; 3) безот-ветственность главы гос-ва; 4) представит-во внешн.сношениях не по поручит-ву, а по собств. праву. Виды монархий: 1. абсолютная. Основной пр-к: отсутствие каких-л.гос.органов ограничивающих полномочия монарха. Ей свойственны: наличие постоян. армии во главе с монархом, гос. казны с с-мой постоянных податей, господство дворян, управляющих с пом-ю особой касты чиновников и полицейских, утверждение политики гражданск. бесправия народа. 2. конституционная – такая форма правления, при к-рой власть монарха значительно ограничена представит.учрежд-ем. Обычно, это ограничение определ-ся консти-туцией, утверждаемой парламентом (монарх не вправе изменить конституцию). Конституц. монархия бывает: 1) парламентская (Япония, Англия)- хар-ся пр-ками: - правит-во формир-ся парламентом из представителей партий, победивших (получивших >во) на выборах (правит-во ответственно перед парламентом); - лидер победившей партии явл-ся главой правит-ва; - в законодат., судеб., исполнит. сферах власть монарха фактически отсутствует (явл-ся симво-лической); - законодат.акты приним-ся парла-ментом и нуждаются в контрасигнации (подписи) монарха; 2) дуалистическая – гос.власть носит двойствен.х-р (она поделена м/у правит-вом, формируемым монархом и парламентом). Управляет страной монарх, перед ним несут ответ-ть министры. Правит-во образуется независимо от партийн.состава в парламенте. Дуализм в том, что монарх преимущественно выр-ет интересы феодалов, а парламент – буржуазии и др.слоев.
Республика – такая форма правления, при к-рой верховн.гос.власть осущ-ся выборными органами, избираемыми населением на определен.срок. Пр-ки: 1) органичение власти главы гос-ва, законодат. и исполнит.органов определен.сроком полномо-чий; 2) выборность главы гос-ва и др.верховн. органов гос.власти; 3) ответ-ть главы гос-ва в случаях предусмотр.з-ном; 4) представит-во им интересов гос-ва в междунар.отношениях по поручению избирателей; 5) обязат-ть решений верховн.гос.власти для всех др.органов гос-ва; 6) защита интересов гр-н; 7) взаимная ответ-ть личности и гос-ва. Виды республик: 1. парламентская – верховн.роль в орг-ции гос.жизни принадлежит парламенту. Он формирует правит-во из представит.партий, получивших >во на выборах. Оно ответственно перед ним и правомочно осущ-ть управление страной до тех пор, пока пользуется его доверием. В противном случае правит-во либо уходит в от-ставку, либо ч/з главу гос-ва добивается роспуска парламента и назначения новых выборов. Главная ф-ция парламента – законодат.д-ть и контроль за исполнит.властью, разработка и утверждение гос.бюджета, определение основных социал.-экономич. направлений развития страны, решение?? внешней политики. Глава гос-ва в таких гос-ва избирается парламентом либо спец.коллегией выборщиков. Он имеет право роспуска парла-мента, обнародует з-ны, издает указы, назначает главу правит-ва, явл-ся главнокомандующим. Глава правит-ва назначается главой гос-ва, а отвечает за свою д-ть перед парламентом. 2. президентская – президент либо совмещает полномочия главы гос-ва и правит-ва, либо непосредственно участвует в формир-и состава правит-ва и назначает его главу. Избир-ся президент непарламент.путем, обладает > широкими, чем в парламент.республике полно-мочиями (объявляет чрезвыч.положение, утверж-дает з-ны, председательствует на заседан. правит-ва, назначает членов Верхов.суда). 3. смешанная (нетипичная) (Россия, Франция) – есть пр-ки и парламент и президент республики: - есть «сильный» президент и парламент; - президент избир-ся всенародно, но не явл-ся главой правит-ва (есть премьер-министр); -правит-во ответст-венно перед президентом (отставка) и перед парламентом (вотум недоверия).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.009 с.) |