Понятие и пр-ки гос-ва. Современный подход к понятию гос-ва. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и пр-ки гос-ва. Современный подход к понятию гос-ва.



До сих пор за термином «гос-во» не закрепилось однозначного содержания. Прежде всего это обусловлено тем, что само гос-во очень много-мерно. Все многообразие определений гос-ва м/ условно объединить в несколько групп: 1 гр. акцентирует внимание на публично-властной природе гос-ва, рассматривая его, по определению Аристотеля, как «естествен. форму общения», как универсальную орг-цию об-ва, созданную для достижения общего блага. 2 гр. рассматривает гос-во как особую орг-цию полит.власти. В этом случае обращается внимание не на естественное сходство интересов и потреб-тей индивидов, а на их различия, к-рые необходимо согласовывать, примирять, на их основе формулировать общезначимые интересы и реализовывать их посредством спец.органов власти. 3 гр. связывает понимание гос-ва с социальным институтом, наделенным набором пр-ков, к-рые отличают его от др. социал. институтов. Основное внимание уделяется внешнему облику гос-ва, стр-ре органов гос-власти. 4 гр. акцентирует внимание на функционал. хар-ке гос-ва, его роли в жизни об-ва, назначении гос-ва. 5 гр. хар-ет гос-во в юридич.смысле (Кельзен). В этом случае гос-во рассматривается в кач-ве правовой орг-ции власти в противовес анти-правовой орг-ции населения (основа концепции правового гос-ва). 6 гр. выводит определение гос-ва из процесса его возникновения, связывая его происхождение либо с божествен.промыслом, либо с природн.или социал.св-вами чел-ка, либо природно-климатич. условиями. ТГП, как общетеоретич. наука, вбирает в себя все эти группы представлений о гос-ве, стремясь преодолеть их односторонность и создать комплексное понимание. В современ. науке гос-во понимается как особая полит.орг-ция, располагающая аппаратом управления и подавления, придающая своим повелениям обязат.силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом.

Пр-ки гос-ва: 1. территория – пространственная основа гос-ва, его физич., материал.основа. Она включает сушу, недра, водное и воздуш. пространство. Без территории гос-во не сущ-ет, хотя м/изменяться во времени. 2. население, т.е. человеч.сообщество, проживающее на территории гос-ва. Население м/состоять из 1 народа или быть многонациональным. 3. публичная власть. Гос.власть осущ-ся посредством органов, учреж-денияй, объединенных в единую иерарх.с-му. Гос.власть в об-ве осущ-ет особый слой людей, к-рые наделены гос.-властными полномочиями (имеют возможность издавать з-ны, использовать гос.принуждение, чтобы подчинить поведение людей воле, отраженной в НПА гос-ва). Отличит.пр-ки гос.власти: 1) всеобщность или публичность, т.е. распространение ее на всю территорию, население; 2) универсальность, т.е. способность решать любые??, затрагивающие общие интересы; 3) обязат-ть ее указаний. Устойчивость гос.власти, ее способ-ть принимать решения и проводить их в жизнь зависит от ее легитимности (законности), т.е. она д/б установлена сп-бами, к-рые признаются справедливыми, правомерными Þ поддержка населения, междунар.признание. Ср-ва обеспече-ния легитимности власти: многопартийные выборы, уход в отставку, референдум. 4. право как с-ма общеобязат.правил поведения явл-ся мощ-ным ср-вом управления и начинает действовать с появлением госуд-ти. Гос-во осущ-ет правотворч-во (издает НПА, адресованные всему населению). 5. правоохран.органы – часть гос.апарата, в к-рую входят судеб.органы, прок-ра, милиция, органы безопасности, внешн.разведки и т.д. Они необходимы любому гос-ву, т.к. власть правителей осущ-ся посредством норм права, приказов, т.е. имеет императив. х-р, если к власти проявл-ся неуважение, то с помощью правоохран.органов применяются предусмотр.правовой с-мой санкции. 6. армия – необходим.атрибут любого гос-ва, главная цель к-рой – гарантир-е территор. целостности гос-ва. 7. налоги – обязат., безвозмезд. платежи, взыскиваемые в заранее установл. размерах и в определен.сроки. Они необходимы для содержания органов управления, правоохран.органов, армии, поддержки соц.сферы. 8. гос.суверенитет – независ-ть гос.власти от всякой др.власти в стране (внутренний) и вне ее (внешний), выраженная в ее исключит.праве сам-но и свободно решать свои дела. 9. гос.символика (герб, флаг, гимн).

Типология гос-ва.

Гос-во - особая полит.орг-ция, располагающая аппаратом управления и подавления, придающая своим повелениям обязат.силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом.

Типология, т.е. классификация гос-в по типам м/б произведена по разным основаниям. Сущ-ет 2 основных подхода: формационный и цивилизаци-онный.

Формационный подход основан на объединении гос-в в рамках конкретной обществ.-экономич. формации. Главный критерий – сп-б пр-ва (уровень развития производит.сил и производств. отношений), к-рый определяется формой собств-ти на ср-ва пр-ва. Каждой формации соответствует свой тип гос-ва и права. Переход от одной формации к др. происходит под воздействием изменений в экономич. базисе и носит объектив. х-р. Смена базиса влечет за собой смену гос.-правовой надстройки. Формацион.подход присущ марксист.учению о гос-ве. Выдел-ся 5 формаций и 4 типа гос-ва: превобытно-общинная (безгосудар-ственная), рабовладельч., феодал, капиталист., социалист-ая. Переход от одного историч.типа гос-ва к др.осущ-ся в ходе социальной революции, основой к-рой служит несоответствие х-ра производ. отношений уровню развития произ-водит. сил. «+» подхода: экономика действительно существенно влияет на тип гос-ва, стр-ру гос.аппарата, ф-ции гос-ва; «-» подхода: игнорир-ся особ-ти историч.развития азиатск.стран; считается, что кадое гос-во д/пройти все формации по очереди, но практика это не всегда подтверждает. Цивилизацион. подход. Суть его в том, что при хар-ке развития конкрет.стран и народов следует учитывать развитие процессов пр-ва, классовые отношения и духовно-культурн.факторы. К ним м/отнести отнести особ-ти духоаной жизни. Ученые заметили, что духовно-культурны.факторы способны: а) полностью блокировать влияние того или иного сп-ба пр-ва; б) частично парализовать его; в) прервать поступательное формационное движение; г) усилить соц.-экономич.развитие Þ экономич. процессы и факторы цивилизации тесно взаимодействуют, стимулируя др.др. Выделяются этапы цивилизации: локальные (шумерская, эгейская), особенные (китайская, западноевро-пейска), всемирная. Представители этого подхода Данилевский, Гумилев. «+» подхода: он ориен-тирует на познание социальных ценностей Þ позволяет объяснить многовариантность историч. развития; «-» подхода: игнорирование экономич. фактора в развитии гос-ва; классификация недоработана.

Эти 2 подхода нельзя противопоставлять др.др., они дополняют др.др. и их надо рассматривать в компексе. Это позволяет наи> полно характе-ризовать тип гос-ва с учетом не только соц.-экономич., но и духовно-культурн.факторов.

Иные класссификации делят гос-ва на: 1) демократич-е и недемократич.; 2) гос-ва западной и восточной цивилизации; 3) по их отношению к религии (светские – все религ.орг-ции отделены от гос-ва, клерикальные – одна из религий занимает статус государственной (Англия, Испания), теократические – власть принадлежит церкви (Пакистан), атеистические – религия преследуется гос-вом).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.019 с.)