Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и пр-ки гос-ва. Современный подход к понятию гос-ва.
До сих пор за термином «гос-во» не закрепилось однозначного содержания. Прежде всего это обусловлено тем, что само гос-во очень много-мерно. Все многообразие определений гос-ва м/ условно объединить в несколько групп: 1 гр. акцентирует внимание на публично-властной природе гос-ва, рассматривая его, по определению Аристотеля, как «естествен. форму общения», как универсальную орг-цию об-ва, созданную для достижения общего блага. 2 гр. рассматривает гос-во как особую орг-цию полит.власти. В этом случае обращается внимание не на естественное сходство интересов и потреб-тей индивидов, а на их различия, к-рые необходимо согласовывать, примирять, на их основе формулировать общезначимые интересы и реализовывать их посредством спец.органов власти. 3 гр. связывает понимание гос-ва с социальным институтом, наделенным набором пр-ков, к-рые отличают его от др. социал. институтов. Основное внимание уделяется внешнему облику гос-ва, стр-ре органов гос-власти. 4 гр. акцентирует внимание на функционал. хар-ке гос-ва, его роли в жизни об-ва, назначении гос-ва. 5 гр. хар-ет гос-во в юридич.смысле (Кельзен). В этом случае гос-во рассматривается в кач-ве правовой орг-ции власти в противовес анти-правовой орг-ции населения (основа концепции правового гос-ва). 6 гр. выводит определение гос-ва из процесса его возникновения, связывая его происхождение либо с божествен.промыслом, либо с природн.или социал.св-вами чел-ка, либо природно-климатич. условиями. ТГП, как общетеоретич. наука, вбирает в себя все эти группы представлений о гос-ве, стремясь преодолеть их односторонность и создать комплексное понимание. В современ. науке гос-во понимается как особая полит.орг-ция, располагающая аппаратом управления и подавления, придающая своим повелениям обязат.силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом. Пр-ки гос-ва: 1. территория – пространственная основа гос-ва, его физич., материал.основа. Она включает сушу, недра, водное и воздуш. пространство. Без территории гос-во не сущ-ет, хотя м/изменяться во времени. 2. население, т.е. человеч.сообщество, проживающее на территории гос-ва. Население м/состоять из 1 народа или быть многонациональным. 3. публичная власть. Гос.власть осущ-ся посредством органов, учреж-денияй, объединенных в единую иерарх.с-му. Гос.власть в об-ве осущ-ет особый слой людей, к-рые наделены гос.-властными полномочиями (имеют возможность издавать з-ны, использовать гос.принуждение, чтобы подчинить поведение людей воле, отраженной в НПА гос-ва). Отличит.пр-ки гос.власти: 1) всеобщность или публичность, т.е. распространение ее на всю территорию, население; 2) универсальность, т.е. способность решать любые??, затрагивающие общие интересы; 3) обязат-ть ее указаний. Устойчивость гос.власти, ее способ-ть принимать решения и проводить их в жизнь зависит от ее легитимности (законности), т.е. она д/б установлена сп-бами, к-рые признаются справедливыми, правомерными Þ поддержка населения, междунар.признание. Ср-ва обеспече-ния легитимности власти: многопартийные выборы, уход в отставку, референдум. 4. право как с-ма общеобязат.правил поведения явл-ся мощ-ным ср-вом управления и начинает действовать с появлением госуд-ти. Гос-во осущ-ет правотворч-во (издает НПА, адресованные всему населению). 5. правоохран.органы – часть гос.апарата, в к-рую входят судеб.органы, прок-ра, милиция, органы безопасности, внешн.разведки и т.д. Они необходимы любому гос-ву, т.к. власть правителей осущ-ся посредством норм права, приказов, т.е. имеет императив. х-р, если к власти проявл-ся неуважение, то с помощью правоохран.органов применяются предусмотр.правовой с-мой санкции. 6. армия – необходим.атрибут любого гос-ва, главная цель к-рой – гарантир-е территор. целостности гос-ва. 7. налоги – обязат., безвозмезд. платежи, взыскиваемые в заранее установл. размерах и в определен.сроки. Они необходимы для содержания органов управления, правоохран.органов, армии, поддержки соц.сферы. 8. гос.суверенитет – независ-ть гос.власти от всякой др.власти в стране (внутренний) и вне ее (внешний), выраженная в ее исключит.праве сам-но и свободно решать свои дела. 9. гос.символика (герб, флаг, гимн).
Типология гос-ва. Гос-во - особая полит.орг-ция, располагающая аппаратом управления и подавления, придающая своим повелениям обязат.силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом. Типология, т.е. классификация гос-в по типам м/б произведена по разным основаниям. Сущ-ет 2 основных подхода: формационный и цивилизаци-онный.
Формационный подход основан на объединении гос-в в рамках конкретной обществ.-экономич. формации. Главный критерий – сп-б пр-ва (уровень развития производит.сил и производств. отношений), к-рый определяется формой собств-ти на ср-ва пр-ва. Каждой формации соответствует свой тип гос-ва и права. Переход от одной формации к др. происходит под воздействием изменений в экономич. базисе и носит объектив. х-р. Смена базиса влечет за собой смену гос.-правовой надстройки. Формацион.подход присущ марксист.учению о гос-ве. Выдел-ся 5 формаций и 4 типа гос-ва: превобытно-общинная (безгосудар-ственная), рабовладельч., феодал, капиталист., социалист-ая. Переход от одного историч.типа гос-ва к др.осущ-ся в ходе социальной революции, основой к-рой служит несоответствие х-ра производ. отношений уровню развития произ-водит. сил. «+» подхода: экономика действительно существенно влияет на тип гос-ва, стр-ру гос.аппарата, ф-ции гос-ва; «-» подхода: игнорир-ся особ-ти историч.развития азиатск.стран; считается, что кадое гос-во д/пройти все формации по очереди, но практика это не всегда подтверждает. Цивилизацион. подход. Суть его в том, что при хар-ке развития конкрет.стран и народов следует учитывать развитие процессов пр-ва, классовые отношения и духовно-культурн.факторы. К ним м/отнести отнести особ-ти духоаной жизни. Ученые заметили, что духовно-культурны.факторы способны: а) полностью блокировать влияние того или иного сп-ба пр-ва; б) частично парализовать его; в) прервать поступательное формационное движение; г) усилить соц.-экономич.развитие Þ экономич. процессы и факторы цивилизации тесно взаимодействуют, стимулируя др.др. Выделяются этапы цивилизации: локальные (шумерская, эгейская), особенные (китайская, западноевро-пейска), всемирная. Представители этого подхода Данилевский, Гумилев. «+» подхода: он ориен-тирует на познание социальных ценностей Þ позволяет объяснить многовариантность историч. развития; «-» подхода: игнорирование экономич. фактора в развитии гос-ва; классификация недоработана. Эти 2 подхода нельзя противопоставлять др.др., они дополняют др.др. и их надо рассматривать в компексе. Это позволяет наи> полно характе-ризовать тип гос-ва с учетом не только соц.-экономич., но и духовно-культурн.факторов. Иные класссификации делят гос-ва на: 1) демократич-е и недемократич.; 2) гос-ва западной и восточной цивилизации; 3) по их отношению к религии (светские – все религ.орг-ции отделены от гос-ва, клерикальные – одна из религий занимает статус государственной (Англия, Испания), теократические – власть принадлежит церкви (Пакистан), атеистические – религия преследуется гос-вом).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.019 с.) |