Современные первобытные общества Африки, Южной америки, австралии и океании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные первобытные общества Африки, Южной америки, австралии и океании



 

Большинство африканских цивилизаций и протоцивилизаций переживало подъём в конце XV—XVI веков. С конца XVI века, с проникновением европейцев и развитием трансатлантической работорговли, продолжавшейся до середины XIX века, происходит их упадок. Вся Северная Африка (кроме Марокко) к началу XVII века вошла в состав Османской империи. С окончательным разделом Африки между европейскими державами (1880-е годы) наступил колониальный период, насильственно приобщивший африканцев к индустриальной цивилизации. к 1900 был разделён между рядом европейских держав: Великобританией, Францией, Германией, Бельгией, Италией, свои старые колонии сохранили и несколько расширили Испания и Португалия.

В ходе Первой мировой войны Германия утратила (в основном уже в 1914) свои африканские колонии, которые после войны перешли под администрацию других колониальных держав по мандатам Лиги Наций.

После второй мировой войны в 1960-е гг. колонии Африки превратились в самостоятельные государства и перешли к государственному уровню существования.

Современные первобытные племена Африки

Бушмены Южной Африки

Занятия

Мужчины, искусные охотники, охотятся с помощью луков и стрел, наконечники которых отравленны ядом. Яд, парализующий нервную систему жертвы, добывают из высушенных и размолотых особых личинок жуков. Также расставляют силки из сухожилий животных у водопоев.

Женщины — собиральщицы, могут собрать до 60 видов съедобных ягод, семян, луковиц, клубней, листьев. В разное время года можно найти съедобные личинки насекомых, муравьиные яйца, медоносные соты.

Из семян, которые скапливаются в муравейниках, бушмены варят кашу. Лакомство — жареная саранча. Пекут в золе дыни тсаммы и отжимают из неё воду.

В засушливый сезон добывают воду особым способом: на дне пересохшего источника выкапывают яму, затем втыкают трубку и начинают вытягивать ртом из неё воду, набирая в рот воду, выплевывают в скорлупу страусиного яйца.

Строение общества бушменов.

Бушмены живут группами, состоящие из нескольких семей. Вождей у них нет, но у каждой группы есть знахарь, которому приписывается умение общатся с духами и вызывать дождь, также лечит болезни.

Одежда

Одеяния составляют набедренные повязки и накидки из шкур животных. Девушки украшают себя ожерельями из скорлупы страусиных яиц, браслетами из травы, окрашенных косточек и семян растений.

Культура

Письменности нет, счет до трех при помощи пальцев. Устно из поколения в поколение передают сказки, легенды и песни.

 

 

На севере Намибии, вблизи границы с Анголой, в провинции Каоколенд, живет поразительное племя химба. В последнее время они стали время от времени допускать к себе людей из "постороннего" мира, а после нескольких репортажей о них, появившихся в крупнейших мировых журналах и на Discovery, появилось немало желающих побывать в их селениях. Привлекает гостей одно: удивительной красоты и особой, странной грациозности женщины химба.

На самом деле этого в современной Африке почти не найти: совершенно первобытный образ жизни остался для этих людей естественным, вовсе не показным. Это вам не восточноафриканские масаи, которые уже многие десятилетия практически живут поборами с проезжающих туристов как основным промыслом, и стремглав бегут переодеваться в "первобытные" одежды, едва завидев на горизонте сладкую пыль из-под колес туристического автобуса.

А химба такие на самом деле: ведут полуоседлое-полукочевое родоплеменное существование в зонах почти совершенно безжизненной пустыни, в условиях жесточайшего дефицита воды. Не потому, что им "не удалось пробиться к цивилизации", а потому, что и сегодня предпочитают жить именно так и не нуждаются почти ни в чем из того, чего у них нет и никогда не было.

Химба живут скотоводством. В сущности, единственное, что у них есть - тощие, но очень неприхотливые и живучие коровы особой породы, готовые, почти как верблюды, неделями обходиться без воды. Продавая в редких и особых случаях этот скот, химба добывают немного денег. Ну, и зачастившие гости все же иногда купят какие-то немудрящие сувениры и поделки. И вот тогда они приходят в город - за кукурузной мукой, сахаром, какими-нибудь лакомствами для детей. Одежда им не нужна - разве что пластмассовые шлепанцы пригодятся в этой каменистой пустыне. Посудой - кроме сосудов из тыквы, иногда заменяемых большими пластиковыми бутылями из-под питьевой воды, - они не пользуются. И вообще, похоже, совершенно не страдают от отсутствия всех этих атрибутов цивилизации.

У химба почти совсем нет воды: каждая капля, которую удается добыть, будет бережно сохранена и выпита. Чтобы водой еще и мыться - этого тут вообразить невозможно. Выжить химба с незапамятных времен помогает волшебная мазь, которой они обязаны своим знаменитым теперь красным оттенком кожи: смесь масла, сбитого из молока их тощих коров, разнообразных растительных эликсиров, а также истолченной в тончайшую пудру ярко-красной вулканической пемзы "окра". Этим составом женщины химба намазывают все тело и волосы по нескольку раз в день. Мазь помогает поддерживать необходимый уровень гигиены, защищает от солнечных ожогов и укусов насекомых. Удивительным образом, кожа у женщин химба - совершенно идеальная. И пахнут они вполне приятно - разве что чуть-чуть отдает топленым маслом... Тот же суперкрем служит основой традиционной прически. Длинные "дреды", впрочем, наращиваются примерно вдвое чужими волосами: обычно мужскими, чаще всего с почтением принятыми от отца семейства.

 

Кстати, у каждого жителя деревни химба есть, помимо полученного при рождении, еще и "европейское" имя. Его дети получают, когда учатся в передвижных бесплатных школах, организованных государством: учиться ходят почти все, так что практически каждый умеет считать, может написать свое имя, сказать несколько английских слов и фраз (прежде всего, пригодятся знает английские цифры - особенно когда приходит время поторговаться). После первых двух-трех классов продолжают учиться очень немногие. Отправить ребенка в город, в "большую" школу, может позволить себе только богатая семья: учение, жилье, одежда, еда в городе обходятся в среднем в семь коров в год.

Первобытные плена в Индии

Племена Никобарских и Андаманских островов Группа Никобарских и Андаманских островов расположена в 1400 километрах от побережья Индии. На удаленных островах в полной изоляции проживало шесть примитивных племен: великие андаманцы, онге, джарава, шомпенс, сентинельцы и негрито. После разрушительного цунами 2004 года многие опасались, что племена исчезли навсегда. Однако позже выяснилось, что большая часть из них, к огромной радости антропологов, спаслась. Племена Никобарских и Андаманских островов по своему развитию находятся в каменном веке. Представители одного из них – негрито – считаются самыми древними жителями планеты, сохранившимися до наших дней. Средний рост негрито составляет около 150 сантиметров, и еще Марко Поло писал о них как о "каннибалах с собачьими мордами".

 

Андама́нские острова́ — архипелаг в Индийском океане между Индией и Мьянмой. Является частью индийской союзной территории Андаманские и Никобарские острова и состоит из 204 островов. Общая площадь островов составляет 4120 км², а их население 250 тысяч человек, из которых сегодня лишь 500 коренные жители.

К коренным жителям Андаманских островов относятся девять народностей: онге, джарава, сентинельцы, жители Великих Андаманов и другие. Сентинельцы скрываются от внешнего мира, не желая идти на контакт, поэтому достоверных сведений об их количестве не имеется. Численность других восьми племен не превышает 52 человек, в феврале 2010 года скончалась последняя представительница народа Бо (Боа). В начале XX века на островах проживало около 5000 аборигенов. Всех их объединяет языковое, культурное и этническое родство. Они занимаются собирательством и охотой и относятся к так называемым негритосам, наиболее древнему слою населения Южной Азии. Генетические исследования показывают, что они заселили острова между 70 тысячами и 30 тысячами лет назад, в ходе ранних миграций людей из Африки и вплоть до Нового времени жили изолированно от внешнего мира. Большинство коренных жителей стало жертвами колонизации и использования островов в качестве каторжного лагеря.

Языки андаманских туземцев, так называемые андаманские языки, образуют собственную небольшую языковую семью, являющуюся наиболее древней языковой семьёй Южной Азии и не родственную ни одной другой языковой семье.

 

В Южной Америке

Корубо

Каннибализм – довольно распространенная практика у примитивных племен. И хотя большинство из них предпочитает находить другие источники пищи, некоторые сохранили эту традицию. Например, корубо, живущие в западной части долины Амазонки. Корубо – чрезвычайно агрессивное племя. Охота и набеги на соседние поселения являются основными способами их пропитания. Оружием корубо являются тяжелые дубинки и отравленные дротики. Корубо не практикуют религиозных обрядов, зато у них широко распространена практика убийства собственных детей. Женщины корубо обладают равными правами с мужчинами.

 

Пираха

В бразильских джунглях, в долине реки Мэйки, живет племя пираха. В племени около двухсот человек, они существуют благодаря охоте и собирательству и активно сопротивляются внедрению в "социум". Пираха отличают уникальные особенности языка. Во-первых, в нем нет слов для обозначения оттенков цвета. Во-вторых, в языке пираха отсутствуют грамматические конструкции, необходимые для формирования косвенной речи. В-третьих, люди пираха не знают числительных и слов "больше", "несколько", "все" и "каждый".

Одно слово, но произносимое с различной интонацией, служит для обозначения чисел "один" и "два". Оно же может означать "примерно один" и "не очень много". Из-за отсутствия слов для чисел пираха не умеют считать и не могут решить простейших математических задач. Они не в состоянии оценивать количество объектов, если их больше трех. При этом у пираха не наблюдается признаков снижения интеллекта. По мнению лингвистов и психологов, их мышление искусственно ограничивается особенностями языка.

У пираха нет мифов о сотворении мира, а жесткое табу запрещает им говорить о вещах, не являющихся частью их собственного опыта. Несмотря на это, пираха довольно коммуникабельны и способны к организованным действиям в составе небольших групп.

Синта ларга

Член племени синта ларга

Племя синта ларга также обитает в Бразилии. Когда-то численность племени превышала пять тысяч человек, однако сейчас сократилась до полутора тысяч. Минимальной общественной ячейкой у синта ларга является семья: мужчина, несколько его жен и их дети. Они могут свободно перемещаться из одного поселения в другое, но чаще основывают свой дом. Синта ларга занимаются охотой, рыбалкой и земледелием. Когда земля, где стоит их дом, становится менее плодородной или из лесов уходит дичь – синта ларга снимаются с места и ищут новый участок для дома.

У каждого синта ларга несколько имен. Одно – "настоящее имя" - каждый член племени держит в секрете, его знают только самые близкие родственники. В течение жизни синта ларга получают еще несколько имен в зависимости от их индивидуальных особенностей или важных событий, приключившихся с ними. Общество синта ларга патриархально, в нем распространена мужская полигамия.

Синта ларга сильно пострадали из-за контактов с внешним миром. В джунглях, где живет племя, произрастает много каучуковых деревьев. Собиратели резины планомерно истребляли индейцев, утверждая, что они мешают им выполнять работу. Позже на территории, где проживало племя, были обнаружены залежи алмазов, и несколько тысяч горняков со всего мира бросились разрабатывать землю синта ларга, что является незаконным. Сами члены племени также пытались добывать алмазы. Между дикарями и любителями алмазов часто возникали конфликты. В 2004 году 29 горняков были убиты людьми синта ларга. После этого правительство выделило племени 810 тысяч долларов в обмен на обещание закрыть шахты, разрешить выставить возле них полицейские кордоны и самостоятельно не заниматься добычей камней.

 

В Австралии и Океании



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.015 с.)