Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 2. Первобытное общество в истории человечества и в настоящее времяСтр 1 из 22Следующая ⇒
ЛЕКЦИИ ПО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
Самара-2012 ОГЛАВЛЕНИЕ Лекция 1. Всемирная история: научная и учебная дисциплина. Проблема периодизации всемирной истории.......................................................... 3 Лекция 2. Первобытное общество в истории человечества и в настоящее время 5 Лекция 3. Эпоха древнего мира. Древние государства Передней Азии с III тыс. до н. э. до VI в. н. э......................................................................................... 15 Лекция 4. Древний Египет – конец XL-х вв. – IV в. до н. э....................... 22 Лекция 5. Древняя Индия – 23 в. дон. э. – 5 в. н. э..................................... 26 Лекция 6. Древний Китай с 2 тыс. до н. э. до 3 в. н.э................................. 31 Лекция 7. История древней Греции (эллады) – античной цивилизации – XXII в. до н. э. – 30 г. до н. э................................................................................. 36 Лекция 8. История Древнего Рима – VIII в. до н. э. – V в. н. э.................. 51 Лекция 9. Европа в эпоху раннего средневековья – VI-IX вв.................... 73 Лекция 10. Европа на первом этапе развитого феодализма – середина IX – конец XIII вв..................................................................................................... 81 Лекция 11. Европа во второй период развитого феодализма и в эпоху раннего Возрождения – с начала XIV до конца XV вв..................................... 90 Лекция 12. Западная Европа в эпоху Нового времени (эпоху перехода от феодального к буржуазном обществу) – начало XVI – начало ХХ вв. Первый период – с начала XVI в. до середины XVII в..................................... 94 Лекция 13. Второй период Нового времени с середины XVII в. до начала XIX в. 101 Лекция 14. Первый период эпохи развитого буржуазного (современного) общества с начала XIX в. до начала ХХ в............................................................ 113 Лекция 15. Формирование мировой буржуазной колониальной системы c начала XVI в. до конца XIX в......................................................................... 125 Лекция 16. Первая мировая война 1914-1918 гг...................................... 127 Лекция 17. Второй период эпохи развитого буржуазного (современного) общества с 1918 г. до 1945 г.................................................................................. 133 Лекция 18. Вторая мировая война 1939-1945 гг...................................... 136 Лекция 19. Мировое развитие во второй половине ХХ в........................ 138 Лекция 20. Состояние, противоречия и тенденции развития мирового сообщества в конце XX – начале XXI вв.................................................................. 142 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ........................................................ 142
Лекция 1. Всемирная история: научная и учебная дисциплина. Проблема периодизации всемирной истории Функции "всемирной истории" как учебной дисциплины: – формирование исторического сознания как основы для общественного самосознания; – формирование исторического сознания, как основы для понимания современных международных отношений; – формирования научной основы для понимания места и роли России в развитии мировой истории.
"Всемирная история" как научная дисциплина тождественна "истории вообще". Предмет "всемирной истории" – история человечества или история общественной жизни на Земле. Как научная дисциплина "всемирная история" в настоящее время не существует. "Всемирная история" – это обобщающее название для совокупности всех конкретно-исторических наук. В настоящее время историческая наука делится на отрасли по отдельным странам и континентам: история России, истории Германии и т. п.; история Европы и Америки; история Азии и Африки; по историческим эпохам: древняя история, медиевистика (история средневековья), Методология исторической науки и принципы исторической науки: – принцип истины, – принцип историзма, – принцип объективности, – принцип системности, – принцип конкретности, – принцип обоснованности источниками. Общая периодизация всемирной истории: – эпоха первобытного общества – 3-4 млн. лет назад – IV тыс. до н. э. ю. – эпоха древнего мира – с III тыс. до н. э. до V в. н. э. – древний Вавилон и Ассирия, древний Египет, древняя Греция и Рим; – эпоха средневековья с VI в. н. э. до начала XVI в. – с завоевания Рима варварами и до начала формирования буржуазного общества в Англии; – эпоха новой истории – с начала XVI в. до начала ХIХ в. – с начала формирования буржуазного общества в Англии до утверждения развитого буржуазного общества в Англии; – эпоха современного общества – с начала XIX в. до начала XXI вв. с возникновения современного общества в Англии и до настоящего времени. Современные первобытные племена Африки Бушмены Южной Африки Занятия
Мужчины, искусные охотники, охотятся с помощью луков и стрел, наконечники которых отравленны ядом. Яд, парализующий нервную систему жертвы, добывают из высушенных и размолотых особых личинок жуков. Также расставляют силки из сухожилий животных у водопоев. Женщины — собиральщицы, могут собрать до 60 видов съедобных ягод, семян, луковиц, клубней, листьев. В разное время года можно найти съедобные личинки насекомых, муравьиные яйца, медоносные соты. Из семян, которые скапливаются в муравейниках, бушмены варят кашу. Лакомство — жареная саранча. Пекут в золе дыни тсаммы и отжимают из неё воду. В засушливый сезон добывают воду особым способом: на дне пересохшего источника выкапывают яму, затем втыкают трубку и начинают вытягивать ртом из неё воду, набирая в рот воду, выплевывают в скорлупу страусиного яйца. Строение общества бушменов. Бушмены живут группами, состоящие из нескольких семей. Вождей у них нет, но у каждой группы есть знахарь, которому приписывается умение общатся с духами и вызывать дождь, также лечит болезни. Одежда Одеяния составляют набедренные повязки и накидки из шкур животных. Девушки украшают себя ожерельями из скорлупы страусиных яиц, браслетами из травы, окрашенных косточек и семян растений. Культура Письменности нет, счет до трех при помощи пальцев. Устно из поколения в поколение передают сказки, легенды и песни.
На севере Намибии, вблизи границы с Анголой, в провинции Каоколенд, живет поразительное племя химба. В последнее время они стали время от времени допускать к себе людей из "постороннего" мира, а после нескольких репортажей о них, появившихся в крупнейших мировых журналах и на Discovery, появилось немало желающих побывать в их селениях. Привлекает гостей одно: удивительной красоты и особой, странной грациозности женщины химба. На самом деле этого в современной Африке почти не найти: совершенно первобытный образ жизни остался для этих людей естественным, вовсе не показным. Это вам не восточноафриканские масаи, которые уже многие десятилетия практически живут поборами с проезжающих туристов как основным промыслом, и стремглав бегут переодеваться в "первобытные" одежды, едва завидев на горизонте сладкую пыль из-под колес туристического автобуса. А химба такие на самом деле: ведут полуоседлое-полукочевое родоплеменное существование в зонах почти совершенно безжизненной пустыни, в условиях жесточайшего дефицита воды. Не потому, что им "не удалось пробиться к цивилизации", а потому, что и сегодня предпочитают жить именно так и не нуждаются почти ни в чем из того, чего у них нет и никогда не было. Химба живут скотоводством. В сущности, единственное, что у них есть - тощие, но очень неприхотливые и живучие коровы особой породы, готовые, почти как верблюды, неделями обходиться без воды. Продавая в редких и особых случаях этот скот, химба добывают немного денег. Ну, и зачастившие гости все же иногда купят какие-то немудрящие сувениры и поделки. И вот тогда они приходят в город - за кукурузной мукой, сахаром, какими-нибудь лакомствами для детей. Одежда им не нужна - разве что пластмассовые шлепанцы пригодятся в этой каменистой пустыне. Посудой - кроме сосудов из тыквы, иногда заменяемых большими пластиковыми бутылями из-под питьевой воды, - они не пользуются. И вообще, похоже, совершенно не страдают от отсутствия всех этих атрибутов цивилизации.
У химба почти совсем нет воды: каждая капля, которую удается добыть, будет бережно сохранена и выпита. Чтобы водой еще и мыться - этого тут вообразить невозможно. Выжить химба с незапамятных времен помогает волшебная мазь, которой они обязаны своим знаменитым теперь красным оттенком кожи: смесь масла, сбитого из молока их тощих коров, разнообразных растительных эликсиров, а также истолченной в тончайшую пудру ярко-красной вулканической пемзы "окра". Этим составом женщины химба намазывают все тело и волосы по нескольку раз в день. Мазь помогает поддерживать необходимый уровень гигиены, защищает от солнечных ожогов и укусов насекомых. Удивительным образом, кожа у женщин химба - совершенно идеальная. И пахнут они вполне приятно - разве что чуть-чуть отдает топленым маслом... Тот же суперкрем служит основой традиционной прически. Длинные "дреды", впрочем, наращиваются примерно вдвое чужими волосами: обычно мужскими, чаще всего с почтением принятыми от отца семейства.
Кстати, у каждого жителя деревни химба есть, помимо полученного при рождении, еще и "европейское" имя. Его дети получают, когда учатся в передвижных бесплатных школах, организованных государством: учиться ходят почти все, так что практически каждый умеет считать, может написать свое имя, сказать несколько английских слов и фраз (прежде всего, пригодятся знает английские цифры - особенно когда приходит время поторговаться). После первых двух-трех классов продолжают учиться очень немногие. Отправить ребенка в город, в "большую" школу, может позволить себе только богатая семья: учение, жилье, одежда, еда в городе обходятся в среднем в семь коров в год. Первобытные плена в Индии Племена Никобарских и Андаманских островов Группа Никобарских и Андаманских островов расположена в 1400 километрах от побережья Индии. На удаленных островах в полной изоляции проживало шесть примитивных племен: великие андаманцы, онге, джарава, шомпенс, сентинельцы и негрито. После разрушительного цунами 2004 года многие опасались, что племена исчезли навсегда. Однако позже выяснилось, что большая часть из них, к огромной радости антропологов, спаслась. Племена Никобарских и Андаманских островов по своему развитию находятся в каменном веке. Представители одного из них – негрито – считаются самыми древними жителями планеты, сохранившимися до наших дней. Средний рост негрито составляет около 150 сантиметров, и еще Марко Поло писал о них как о "каннибалах с собачьими мордами".
Андама́нские острова́ — архипелаг в Индийском океане между Индией и Мьянмой. Является частью индийской союзной территории Андаманские и Никобарские острова и состоит из 204 островов. Общая площадь островов составляет 4120 км², а их население 250 тысяч человек, из которых сегодня лишь 500 коренные жители. К коренным жителям Андаманских островов относятся девять народностей: онге, джарава, сентинельцы, жители Великих Андаманов и другие. Сентинельцы скрываются от внешнего мира, не желая идти на контакт, поэтому достоверных сведений об их количестве не имеется. Численность других восьми племен не превышает 52 человек, в феврале 2010 года скончалась последняя представительница народа Бо (Боа). В начале XX века на островах проживало около 5000 аборигенов. Всех их объединяет языковое, культурное и этническое родство. Они занимаются собирательством и охотой и относятся к так называемым негритосам, наиболее древнему слою населения Южной Азии. Генетические исследования показывают, что они заселили острова между 70 тысячами и 30 тысячами лет назад, в ходе ранних миграций людей из Африки и вплоть до Нового времени жили изолированно от внешнего мира. Большинство коренных жителей стало жертвами колонизации и использования островов в качестве каторжного лагеря. Языки андаманских туземцев, так называемые андаманские языки, образуют собственную небольшую языковую семью, являющуюся наиболее древней языковой семьёй Южной Азии и не родственную ни одной другой языковой семье.
В Южной Америке Корубо Каннибализм – довольно распространенная практика у примитивных племен. И хотя большинство из них предпочитает находить другие источники пищи, некоторые сохранили эту традицию. Например, корубо, живущие в западной части долины Амазонки. Корубо – чрезвычайно агрессивное племя. Охота и набеги на соседние поселения являются основными способами их пропитания. Оружием корубо являются тяжелые дубинки и отравленные дротики. Корубо не практикуют религиозных обрядов, зато у них широко распространена практика убийства собственных детей. Женщины корубо обладают равными правами с мужчинами.
Пираха В бразильских джунглях, в долине реки Мэйки, живет племя пираха. В племени около двухсот человек, они существуют благодаря охоте и собирательству и активно сопротивляются внедрению в "социум". Пираха отличают уникальные особенности языка. Во-первых, в нем нет слов для обозначения оттенков цвета. Во-вторых, в языке пираха отсутствуют грамматические конструкции, необходимые для формирования косвенной речи. В-третьих, люди пираха не знают числительных и слов "больше", "несколько", "все" и "каждый".
Одно слово, но произносимое с различной интонацией, служит для обозначения чисел "один" и "два". Оно же может означать "примерно один" и "не очень много". Из-за отсутствия слов для чисел пираха не умеют считать и не могут решить простейших математических задач. Они не в состоянии оценивать количество объектов, если их больше трех. При этом у пираха не наблюдается признаков снижения интеллекта. По мнению лингвистов и психологов, их мышление искусственно ограничивается особенностями языка. У пираха нет мифов о сотворении мира, а жесткое табу запрещает им говорить о вещах, не являющихся частью их собственного опыта. Несмотря на это, пираха довольно коммуникабельны и способны к организованным действиям в составе небольших групп. Синта ларга
Племя синта ларга также обитает в Бразилии. Когда-то численность племени превышала пять тысяч человек, однако сейчас сократилась до полутора тысяч. Минимальной общественной ячейкой у синта ларга является семья: мужчина, несколько его жен и их дети. Они могут свободно перемещаться из одного поселения в другое, но чаще основывают свой дом. Синта ларга занимаются охотой, рыбалкой и земледелием. Когда земля, где стоит их дом, становится менее плодородной или из лесов уходит дичь – синта ларга снимаются с места и ищут новый участок для дома. У каждого синта ларга несколько имен. Одно – "настоящее имя" - каждый член племени держит в секрете, его знают только самые близкие родственники. В течение жизни синта ларга получают еще несколько имен в зависимости от их индивидуальных особенностей или важных событий, приключившихся с ними. Общество синта ларга патриархально, в нем распространена мужская полигамия. Синта ларга сильно пострадали из-за контактов с внешним миром. В джунглях, где живет племя, произрастает много каучуковых деревьев. Собиратели резины планомерно истребляли индейцев, утверждая, что они мешают им выполнять работу. Позже на территории, где проживало племя, были обнаружены залежи алмазов, и несколько тысяч горняков со всего мира бросились разрабатывать землю синта ларга, что является незаконным. Сами члены племени также пытались добывать алмазы. Между дикарями и любителями алмазов часто возникали конфликты. В 2004 году 29 горняков были убиты людьми синта ларга. После этого правительство выделило племени 810 тысяч долларов в обмен на обещание закрыть шахты, разрешить выставить возле них полицейские кордоны и самостоятельно не заниматься добычей камней.
В Австралии и Океании Образование древнего государства в Египте в конце XL-х – начале ХХХ-х вв. до н. э. В долине Нила первобытные люди жили, начиная с периода антропосоциогенеза. На рубеже VI и V тыс. до н. э начался переход от собирательства и охоты к мотыжному земледелию, строили небольшие ирригационные кнаналы. Это процесс развивался в V и IV тыс. до н. э. В первой половине IV тыс. до н. э. началось освоение металлов, возникло ремесло, торговля, началось имущественная разделение. Выделяются вожди и родовая знать, жрецы, зажиточные общинники. В результате межплеменных войн возникает домашнее рабство. На этой основе в конце XL-х вв. до н.э. появляется значительное количество государственных образований вокруг крупных поселений, а затем они объединяются в два крупных царства – Царство Верхнего Нила и Царство Нижнего Нила. В 31 в. до н. э. Царство Верхнего Нила завоевало противника и под руководством фараона Мина возникло древнее объединенное государство в Египте со столицей в г. Мемфис.
Основы буддизма Основоположником Буддизма является Будда (просветленный). Светское его имя – индийский царевич Сиддарта Гаутама. Он был сыном царя племени шакья, обитавшего на северо-востоке Индии. Мать Гуатамы – Майя долгое время была бездетной, но в 45 летнем возрасте ей приснился сон, что на нее сошло божество в виде белого слона и после этого она чудесным образом родила сына, вышедшего у нее из правого бока. Мальчик уже на седьмой день начал говорить и ходить. Его оберегали от любых неприятных впечатлений и он не выходил из дворца. Но в 29 лет он вышел из поместья на прогулку и увидел, сначала старика, затем больного, а потом покойника. Это потрясло его. Он ушел из дома, чтобы найти понимание жизни и путь преодоления ее несовершенства. Однажды, когда он сидел под деревом на него снизошло "просветление" и ему открылись "четыре благородные истины": жизнь есть страдание, причиной страданий являются желания, страстные влечения, избавиться от страданий можно, лишь подавив в себе желания, страсти; для достижения избавления от страданий человек должен следовать серединному восьмичленному пути спасения. Цель жизни человека согласно буддизму – самосовершенствование и приближение к Будде для исправления кармы и достижения нирваны. Для этого необходимо выполнять пять правил: не наносить вреда живым существам, быть праведным, не воровать, избегать чувственных наслаждений, не пить спиртного.
Буддизм является одновременного философским мировоззрением и религией. Будда не считается богом. Буддистский центр в Самаре: Самара, ул. Ерошевского д. 1, кв.1. Религиозная организация Буддийский Центр Алмазного пути школы Карма Кагью г. Самары «Карма Чепел Линг» Тел: 8 - 846 - 972 59 44 (центр) Тел: +7 927 207 91 87 (Александр)
Шан-Инь 18-11 вв. до н. э.
Государство Шан-Инь (династия Шан (1756-1154 гг. до н. э.) в 1401 г. изменила свое название на Инь), возникшее в кон. XIV века до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ, было первым государственным образованием бронзового века на территории Китая, Столицей стал город Шан. Город обносился глинобитной стеной, в нем были дворцы и храмы. В результате войн с соседними народами к XI веку до н. э. влияние шанских правителей распространилось на значительные территории. Тогда существовал лунный календарь и использовалась письменность — прообраз современного иероглифического китайского письма. Иньцы значительно превосходили окружающие их народы с военной точки зрения — у них было профессиональное войско, использовавшее бронзовое оружие, луки, копья и боевые колесницы. Достижения этого периода: появление ремесла (освоение бронзы (только для оружия и культовых вещей), появление городов и создание письменности. По богатству захоронений общество делилось на 4 сословия: – правящая царская династия, – богатые и знатные иньцы, – рядовые общинники, – неравноправные члены общества – слуги, пленники или рабы. Пленных как правило убивали. Рабство было еще домашним, поэтому в текстах еще нет специального слова для обозначения рабов. Свою страну иньцы считали центром мира – Поднебесной, в центре которой стоит великий город Шан, где расположена резиденция правителя, который назвался "Ван". Высший расцвет Иньского государства при царе У Дине во второй половине 13 в. Затем наступает период упадка и тирании.
Направление Западной Европы Военная кампания 1915 г. Основные события на Западном фронте – продолжение стратегической обороны английских и французских войск, перенесение основной тяжести войны на Россию. Основные события на Восточном фронте – наступление Германии и Австро-Венгрии в Восточной Пруссии и Галиции с целью нанести решающее военное поражение России; потеря Россией Польши, части Прибалтики, Западной Белоруссии и Украины. Итоги кампании 1915 г. В результате военной кампании 1915 г. России был нанесен серьёзный урон, Германия овладела значительными территориями на Востоке. Однако главная стратегическая цель Германии – перелом в ходе военных действий – достигнута не была. Военная кампания 1916 г. Происходит активизация военных действий на Западном и Восточном фронте. Основные события на Западном фронте – наступление Германии во Франции, сражение у крепости Вердéн под Парижем, обращение Франции за помощью к России, поражение Германии под Верденом. Основные события на Восточном фронте – наступление российской армии на Юго-Западном фронте (Брусиловский прорыв). Итоги кампании 1916 г. В результате военной кампании 1916 г. было предотвращено поражение Франции. С начала 1917 г. Германия перешла к стратегической обороне. Россия к концу 1916 г. оказалась в состоянии глубокого экономического и политического кризиса, который привел к Февральской революции 1917 г. Военная кампания 1917 г. 6 апреля 1917 г. США вступили в войну на стороне Антанты, что изменило стратегическое соотношение сил в пользу Антанты. На Западном фронте начавшееся в апреле наступление было неудачным и общая обстановка на Западном фронте не изменилась. На Восточном фронте, в русской армии из-за Февральской революции 1917 г. началось разложение. В июне наступление русской армии на Юго-Западного фронта провалилось, и русская армии отошли на 50-100 км. 19 июля 1917 года Германия предложила мир без аннексий, но Англия, Франция, США и Россия отвергли его. 7 ноября в России произошла Октябрьская революция, в декабре Россия подписала перемирие с Германией и ее союзниками. 7 ноября создается объединенный Высший военный совет Антанты. Военная кампания 1918 г. На Восточном фронте в марте 1918 г. были подписан Брестский мир между Россией и Германией и ее союзниками и Восточный фронт был ликвидирован. Германия оккупировала значительные западные и южные территории России. На Западном фронте в марте-июле Германская армия предприняла мощное наступление во Франции, однако ни разгромить противника, ни прорвать фронт так и не смогла. В мае на фронте начали действовать американские войска. С июля 1918 г. началось контрнаступления объединенных войск Антанты. К ноябрю была освобождена почти Франция и Бельгия. 3-9 ноября произошла Ноябрьская революция в Германии. 11 ноября 1918 г. Германия подписала капитуляцию. Итоги войны: Спустя полгода на Парижской мирной конференции был подписан Версальский мирный договор (28 июня 1919), официально завершивший Первую мировую войну. В результате войны прекратили своё существование четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская (хотя возникшая вместо кайзеровской Германии Веймарская республика формально продолжала именоваться Германской империей). Страны-участницы потеряли около 12 млн человек убитыми (считая мирных жителей), около 55 млн были ранены. Первая мировая война привела к созданию новой системы международных отношений в Европе – Версáльской системы. Англия со-хранила и усилила свое определяющее влияние в Европе. Франция восстановила роль крупнейшей европейской державы. Германия превратилась во второстепенную державу, потеряв промышленно развитые территории (Эльзáс и Лотарингию), а также право иметь военную промышленность и армию. Российская империя и Австро-Венгрия распались. Польша, Финляндия, Чехословакия и Венгрия получили независимость и стали самостоятельными государствами. На Балканах возникло новое государство – Югославия. Под влиянием войны в Германии и Австро-Венгрии произошли буржуазные революции, а в России – буржуазная и социалистическая революции. Странами-победительницами Версальским договором была создана также Лига Наций – международная организация для поддержания мира между крупнейшими державами и предотвращения новой мировой войны.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
1. Предмет всемирной истории, периодизация всемирной истории 2. Первобытное общество в истории человечества и в настоящее время. 3. Эпоха древнего мира. Древние государства Передней Азии с III тыс. до н. э. до VI в. н. э. 4. Древний Египет (конец 40-х вв. – 4 в. до н. э.) 5. Древняя Индия (23 в. дон. э. – 5 в. н. э.) 6. Древний Китай с 2 тыс. до н. э. до 3 в. н.э. Древняя Греция с 22 в. до н. э. – 30 г. до н. э. 7. Древний Рим с VIII в. до н. э. – V в. н. э. 8. Европа в эпоху раннего средневековья – VI-IX вв. 9. Европа на первом этапе развитого феодализма 10. Европа во второй период развитого феодализма и в эпоху раннего Возрождения – с начала XIV до конца XV вв. 11. Западная Европа в эпоху Нового времени. Первый период – с начала XVI в. до середины XVII в. 12. Второй период Нового времени с середины XVII в. до начала XIX в. 13. Периодизация современной эпохи. Первый период эпохи развитого буржуазного (современного) общества с начала XIX в. до начала ХХ в. 14. Формирование мировой колониальной системы. 15. Первая мировая война 16. Положение в Европе между мировыми войнами 17. Вторая мировая война. 18. Мировое развитие во второй половине ХХ в. 19. Состояние, противоречия и тенденции развития мирового сообщества в конце XX – начале XXI вв.
[1] Сахелантропы – возникли 7 млн. лет назад. Они очсеь близки по строению черепа к нынешнему человеку. И допускается, что именно от них произошли современные человекообразные обезъяны. Описан по находкам, сделанным на северо-западе республики Чад (пустыня Дьюраб, Торос-Менелла) в 2001 году. См.: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%85%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF (дата обращения, 8.03.2012). [2] http://antropogenez.ru/zveno-single/67/ [3] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0
[4] Конфуцианство // http://www.mystic-chel.ru/east/china/172.html (дата обращения, Астахов, Самара, 19.10.2011, 1:09). [5] Бубликов С.З. Экономическая история капиталистических стран: [Учеб. пособие для экон. фак. ун-тов] / С.З. Бубликов, Л.И. Глухарев, В.В. Дроздов; Под ред. Ф.Я. Полянский, В.А. Жамин. - М.: Изд-во МГУ, 1986. – 357 с. Глава 9. Феодализм в Византии // URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/bubl/09.php (дата обращения, 21.11.2011). [6] " К 11 в. феодальные отношения в Византия в основном стали господствующими". "В 11-12 вв. в Византия завершилось формирование основных институтов феодализма". См.: Удальцова З. Византия // Советская энциклопедия. 3-е изд. URL: http://bse.sci-lib.com/article004869.html [7] Похолодание 535-536 годов. — самое резкое понижение среднегодовой температуры в северном полушарии за последние 2 000 лет[1]. Предполагаемая причина похолодания — резкое снижение прозрачности атмосферы в результате нескольких крупных извержений вулканов в тропиках (см. Кракатау и Тавурвур)[2] или в результате столкновения с крупным метеоритом[3]. Похолодание привело к резкому снижению урожая и повсеместному голоду, что стало причиной значительных миграций населения и войн.[3] Историческому периоду 535—536 гг сопутствовали следующие политические события:
URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82 [9] Всемирная история. Т. IV. URL: http://krotov.info/history/00/eger/vsem_064.htm (дата обращения, 28.11.2011). [10] История государства и права зарубежных стран / Под ред. проф. К.И. Батыра. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2003. 496 с. URL: http://yourlib.net/content/view/4434/55/(дата обращения, 28.11.2011). [11] Всемирная история. Т. IV. URL: http://krotov.info/history/00/eger/vsem_064.htm (дата обращения, 28.11.2011). [12] Калиничева Г.И. Экономическая история. Тема 3. Экономическое развитие стран Западной Европ и Азии в период разложения феодализма (XVI-XVII вв.). 2. Разложение феодальных отношений и утверждение капитализма в Нидерландах. К.: МАУП, 2001. - 96 URL: http://tourlib.net/books_others/kalinicheva320.htm (дата обращения, 28.11.2011).
[13] С конца XV века институт Генеральных штатов пришёл в упадок в связи с начавшимся развитием абсолютизма, в течение 1484-1560 годов они вообще не созывались (известное оживление их деятельности наблюдалось в период Религиозных войн — Генеральные штаты созывались в 1560, 1576, 1588, и 1593 годах). С 1614 до 1789 годы Генеральные штаты снова ни разу не собирались. См.: Генеральные штаты (Франция) // Сайт Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%88%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B_%28%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F%29 (дата обращения, 31. 12. 2011).
[14] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0 (дата обращения, 25.03.2012). [15] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D1%8F (дата обращения, 25. 03. 2012). [16] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F (дата обращения, 25.03.2012). [17] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D1%8C%D1%8E-%D0%94%D0%B6%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8 (дата обращения, 25.03.2012). [18] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%A1%D0%A8%D0%90 [19] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%8B (дата обращения, 25.03.2012). [20] Нью-Мексико, Техас, Оклахома, Колорадо, Канзас, Небраска, Вайоминг, Монтана, Северная Дакота и Южная Дакота. См.: Там же. [21] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D1%8F (дата обращения, 26.03.2012). [22] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%A1%D0%A8%D0%90 (Астахов, Самара, 26.03.2012, 1:29). [23] Процесс образования резерваций начался в начале XIX века на основании договоров Вашингтона с отдельными племенами. Эти договоры стали основой государственной индейской политики США в конце 1860-х годов — в последующие десятилетия практически все племена, на тот момент сохранившие свою общность и самобытность, получили в распоряжение свои территории или территории, специально выделенные для них Вашингтоном. В ходе судебных тяжб индейцы неоднократно добивались от правительства США денежной компенсации за отторжение их земель и за незаконное пользование ими. Происходило постепенное сокращение резервационных земель со времен создания резервации из-за обнаружения там полезных ископаемых и по другим причинам. [24] См.: Промышленный переворот в США: основные черты и особенности // URL: http://www.xserver.ru/user/ppvsoc/ (дата обращения, 26.03.2012). ЛЕКЦИИ ПО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
Самара-2012 ОГЛАВЛЕНИЕ Лекция 1. Всемирная история: научная и учебная дисциплина. Проблема периодизации всемирной истории.......................................................... 3 Лекция 2. Первобытное общество в истории человечества и в настоящее время 5 Лекция 3. Эпоха древнего мира. Древние государства Передней Азии с III тыс. до н. э. до VI в. н. э......................................................................................... 15 Лекция 4. Древний Египет – конец XL-х вв. – IV в. до н. э....................... 22 Лекция 5. Древняя Индия – 23 в. дон. э. – 5 в. н. э..................................... 26 Лекция 6. Древний Китай с 2 тыс. до н. э. до 3 в. н.э................................. 31 Лекция 7. История древней Греции (эллады) – античной цивилизации – XXII в. до н. э. – 30 г. до н. э................................................................................. 36 Лекция 8. История Древнего Рима – VIII в. до н. э. – V в. н. э.................. 51 Лекция 9. Европа в эпоху раннего средневековья – VI-IX вв.................... 73 Лекция 10. Европа на первом этапе развитого феодализма – середина IX – конец XIII вв..................................................................................................... 81 Лекция 11. Европа во второй период развитого феодализма и в эпоху раннего Возрождения – с начала XIV до конца XV вв..................................... 90 Лекция 12. Западная Европа в эпоху Нового времени (эпоху перехода от феодального к буржуазном обществу) – начало XVI – начало ХХ вв. Первый период – с начала XVI в. до середины XVII в..................................... 94 Лекция 13. Второй период Нового времени с середины XVII в. до начала XIX в. 101 Лекция 14. Первый период эпохи развитого буржуазного (современного) общества с начала XIX в. до начала ХХ в............................................................ 113 Лекция 15. Формирование мировой буржуазной колониальной системы c начала XVI в. до конца XIX в......................................................................... 125 Лекция 16. Первая мировая война 1914-1918 гг...................................... 127 Лекция 17. Второй период эпохи развитого буржуазного (современного) общества с 1918 г. до 1945 г.................................................................................. 133 Лекция 18. Вторая мировая война 1939-1945 гг...................................... 136 Лекция 19. Мировое развитие во второй половине ХХ в........................ 138 Лекция 20. Состояние, противоречия и тенденции развития мирового сообщества в конце XX – начале XXI вв.................................................................. 142 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ........................................................ 142 Лекция 1. Всемирная история: научная и учебная дисциплина. Проблема периодизации всемирной истории Функции "всемирной истории" как учебной дисциплины: – формирование исторического сознания как основы для общественного самосознания; – формирование исторического сознания, как основы для понимания современных международных отношений; – формирования научной основы для понимания места и роли России в развитии мировой истории.
"Всемирная история" как научная дисциплина тождественна "истории вообще". Предмет "всемирной истории" – история человечества или история общественной жизни на Земле. Как научная дисциплина "всемирная история" в настоящее время не существует. "Всемирная история" – это обобщающее название для совокупности всех конкретно-исторических наук. В настоящее время историческая наука делится на отрасли по отдельным странам и континентам: история России, истории Германии и т. п.; история Европы и Америки; история Азии и Африки; по историческим эпохам: древняя история, медиевистика (история средневековья), Методология исторической науки и принципы исторической науки: – принцип истины, – принцип историзма, – принцип объективности, – принцип системности, – принцип конкретности, – принцип обоснованности источниками. Общая периодизация всемирной истории: – эпоха первобытного общества – 3-4 млн. лет назад – IV тыс. до н. э. ю. – эпоха древнего мира – с III тыс. до н. э. до V в. н. э. – древний Вавилон и Ассирия, древний Египет, древняя Греция и Рим; – эпоха средневековья с VI в. н. э. до начала XVI в. – с завоевания Рима варварами и до начала формирования буржуазного общества в Англии; – эпоха новой истории – с начала XVI в. до
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.222 с.) |