№ / Дата
|
Тема
|
Количество
часов
|
Репертуар
| Цели, задачи,
ключевые знания,
музыкальные термины
|
1.
|
Введение
Развитие музыки
|
|
«Марш» Т.Хренников
«Марш» Ф.Шуберт
«Разные ребята» Д.Кабалевский
«Почему медведь зимой спит?» Л.Книппер
«Котёнок и щенок» Т.Попатенко
| Введение термина «развитие музыки» как изменение или повторение интонации, отражение жизни, звучание музыки. Связь содержания музыки и средств выразительности, зависимость интонации и развития музыки от содержания. Мелодия, краски музыки.
Место композитора, исполнителя и слушателя, их роль в жизни музыки.
Введение буквенных обозначений – И, Р
|
2.
3.
|
Виды развития
Исполнительское развитие
|
|
«Игра в слова» Д.Кабалевский
«Почему медведь зимой спит?» Л.Книппер
«Котёнок и щенок» Т.Попатенко
«Петя и волк» С.Прокофьев
(Темы Пети, птички, утки, кошки, волка)
| Сопоставление двух видов развития музыки. Повтор или изменение мелодии. Творчество и стиль С.С.Прокофьева. Идея симфонической сказки. Состав симфонического оркестра и тембр инструментов. Сходство и различие интонаций в развитии. Разбор характера героев музыки и передача в исполнении, движениях. Инсценировка песен. Роль исполнителей при передаче образа и его интонаций.
|
4.
5.
6.
|
Композиторское развитие
|
|
«Петя и волк» С.Прокофьев
(Темы Пети, птички, утки, кошки, волка, дедушки, охотников)
«Во поле берёза стояла» рус.нар.песня
«Песня о пограничнике» С.Богуславский
«Купание в котлах» Р.Щедрин
Финал симфонии №4 П.Чайковский
«Орлёнок» В.Белый
| Определение средств выразительности, элементов музыкальной речи. Роль динамики, темпа, ритма, лада в развитии музыки. Изобразительность в музыке.
Народная и композиторская музыка, место народной песни в симфонии и творчестве П.Чайковского. Определение характера песни и его изменения. Маршевые интонации образов.
Балет, симфония, финал, вариация, куплет, песня, хоровод, сцена, театр.
|
7.
|
Развитие в музыке
Ф. Шопена
|
|
«Полонез» Ф.Шопен
«Прелюдия» №7, №20 Ф.Шопен
«Со вьюном я хожу» рус.нар.песня
«Любитель-рыболов» М.Старокадомский
| Особенности творчества Ф.Шопена, обращение к народным истокам. Определение контраста интонаций. Определение развития в самой музыке без участия исполнителей. Особенности русских народных песен: солист, хор, подголоски, двухголосие, канон, распев, переменный лад, широкое дыхание. Виды и значение лада в развитии музыки. Мажор, минор.
|
8.
|
Развитие в музыке
Ф. Шуберта
|
| «Вальс» Ф.Шуберт
Пьеса «Аллегретто» Ф.Шуберт
«Со вьюном…»
| Творчество Ф.Шуберта – австрийского композитора-романтика. Роль ритма и темпа. Ладо - гармоническая интонация. Вариативность развития хороводных песен. Повтор элементов муз. речи.
|
9.
|
Развитие в музыке
Э.Грига
|
| «Утро» Э.Григ
«В пещере горного короля» Э.Григ
«Со вьюном я хожу» рус.нар.песня
«Любитель-рыболов» М.Старокадомский
| Проблемная ситуация по определению музыкального произведения: интонация, образ, название, принадлежность, тип развития. Связь развития основной темы музыки с изобразительностью.
Особенности творчества Э.Грига, роль и место природы в его музыке. Образы движения и передача его развития при исполнении – инсценировка.
Сюита, вариация, темп, динамика, регистр, кульминация.
|
10.
| Обобщение
Интонация и развитие – основы музыки
|
| Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С.Прокофьев
Музыкальная викторина
Кроссворд «Основа музыки»
| Определение интонаций и развития мелодий как главных основ музыки, зависимых от содержания музыки и личности композитора. Закрепление элементов музыкальной речи. Контраст характеров в развитии содержания сказки. Отработка выразительности при исполнении песен четверти.
|