Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Послания из уз св. Ап. Павла. Время, место и обстоятельства написания, их отличительные особенности.Стр 1 из 10Следующая ⇒
Проблема датировки. Суть проблемы состоит в том, что послания в принципе могли быть написаны и из Кесарии Палестинской и из Рима. Но в силу определенных фактов, следует отдать предпочтение второй версии. Этими фактами являются следующие. (а). Отправляя послания, Павел ждал скорого освобождения, а по свидетельству книги деяний его заключение в Кесарии безнадежно затянулось. Не ясно, что имеется в виду под словом претория – помещение, дом наместника кесаря, которая находится в Кесарии палестинской, или преторианская гвардия, живущая в Риме. Следовательно, следует отдать предпочтение именно той версии, что имеется в виду именно преторианская гвардия. А это означает, что послания были написаны из Рима. Богословский аспект нахождения Павла в узах состоит в том, что через нахождение его в стесненных обстоятельствах и страдания за Христа, ему открылись истины о Христе. Они отразились в той христологии, которая изложена в посланиях, написанным им из уз. Об откровениях бывших ему свидетельствует сам Павел. Так в послании к филиппийцам апостол видит перед собой два пути «ибо для меня и жизнь Христос и смерть приобретение», но ради успеха пасомых и радости их в вере он останется во плоти и пребудет с ними. Иными словами он рассчитывает на освобождение. Надежда на освобождение. Находясь в узах, апостол надеется на скорое освобождение, поэтому в посланиях можно встретить его планы на будущее. Таким образом, можно смело утверждать, что эти первые узы послужили к большему успеху благовествования, и для этой же цели они были временными. Даже поверхностное знакомство с посланиями его из уз (Ефес., Филипп., Кол., Филим.) показывает, насколько они отличаются от его ранних посланий. В половине XIX-го века ученые критического направления (представители так называемой Тюбингенской школы, с Ф. X. Бауром во главе), отрицали на этом основании подлинность посланий ап. Павла из уз. В настоящее время большинство даже либеральных ученых от этого мнения отказались. Главной особенностью посланий из уз является развитое христологическое учение. Ап. Павел останавливается в этих посланиях с такими подробностями, в какие он не вдавался раньше, на учении о лице Господа Иисуса Христа, о Его божественном достоинстве, о Его уничижении в воплощении, о Его прославлении (ср. особенно Филипп. 2:6-11, Кол. 1:15-20, Ефес. 1:19-23 и др.). Христологическое ударение посланий из уз было вызвано историческими условиями момента. Это было время начала гностицизма. Опасность гностицизма заключалась в ложном учении о Христе. Эта опасность сказалась, например, в Колоссах, где, в представлении лжеучителей, ангелы, связываемые с небесными стихиями, как бы заслоняли Христа, заставляли забывать о том единственном месте, которое принадлежит Ему (ср. Кол. 2:8-10 и др.). Ложному учению о Христе было необходимо противопоставить истинное.
Основание Филиппийской церкви. Послание ап. Павла Филиппийцам. Время и обстоятельства его написания. Обзор содержания послания. Повод к написанию Послания. Узнав о тяжелых обстоятельствах ап.Павла во время первых римских уз, филиппийцы собрали денежное вспоможение, послав его к Апостолу через Епафродита, его сотрудника. Тронутый их вниманием в своем благодарном, проникнутом нежностью Послании. Но кроме радости, Епафродит принес и некоторые огорчения. В частности, филиппийцы беспокоились насчет судьбы ап. Павла, даже впали в малодушие, сомнение и тяжелые раздумья относительно самой гонимой веры Христовой. Апостол узнал также о тщеславии и любопрении отдельных членов Церкви, о смутах от иудействующих лжеучителей, о плотском образе жизни. Все это возбудило ревность Апостола и расположило его написать послание, которое он и отправил с тем же Епафродитом. Место написания. Существует традиционное мнение о написании посланий из уз – это Рим. В пользу этого говорит то, что в послании к Флп. 1:25-25 и 2:24 и Фил.22 говорится о том, что ап. Павел ждет своего скорого освобождения. Из глав 24-25 Деяний нам известно, что узы Апостола в Кесарии продолжались долго, и для того чтобы решить эту проблему он апеллировал к кесарю в Рим (Деян.25:11). Здесь, в Риме и должно было ожидать освобождения из уз. В XVIII веке была высказана идея, что послание было написано не из Римских а из Кесарийских уз, когда апостол Павел два года ждал суда. В зависимости от того, какую теорию избрать, различная датировка. Если Ефесская теория, приблизительно 56 год, если Кесарийская 58-60, если Римская – 61-63 годы.
[*] 4. О времени написания послания можно сказать то, что эти узы были первыми, а не вторыми, т.к. ап. Павел приветствует Филиппийскую Церковь с Тимофеем, которого не было при Апостоле при вторых узах (2Тим.4:9-10), т.е. ок. 63-64 г. Здесь же следует сказать о том, что в этом послании находится очень важный догматический отрывок – это учение о кенозисе Спасителя, 2 гл. 6-11. Если смотреть на эти 4 послания в целом, то мы можем увидеть, что эти послания объединяют не только сведения об узах, но и христологическое учение. Послание к Филиппийцам, которое было отправлено в Македонскую Церковь, являет нам послание общения, которое носит отпечаток личного характера. В этом послании мы находим конкретно-исторического содержания более чем в других посланиях из уз.
Содержание послания. 1. Значение уз ап. Павла (1,1-26) Ап. Павел был обеспокоен тем, что филиппийцы неправильно мыслили о скорбях его, о его заключении в узы, впадали в малодушие и уныние. Апостол извещает, что его узы послужили к еще большее успеху благовествования: теперь Евангелие сделалось известно всей претории (1,12-13). Апостол замечает, что некоторые проповедуют «не чисто, думая увеличить тяжесть уз» его (1,16). Это, скорее всего, были иудействующие. Но Апостол и такой проповеди радуется, так как она, хотя и усугубляет тяжесть его уз, в то же время распространяет весть о Христе (1,18-19). Что касается своей будущей судьбы, то Апостол воодушевлен только одним желанием: прославлением Христа и уверен, что «ныне, как и всегда, возвеличится Христос... жизнью ли то или смертью. Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (1,20-21). Оба желания имеют один мотив – любовь ко Христу, иначе они были бы безнравственны (1 Кор. 13,3). Но любовь ко Христу выражается в любви к ближним. Ап. Павел выражает твердую уверенность, что будет освобожден от уз и встретится со своими друзьями в Филиппах (1,25; 2,24). Действительно, искренняя молитва с верой исполнилась: Апостол был освобожден и посетил Филиппы (около 65 г.). 2. Увещания к единодушию и смирению (1,27-2,30) Вместо беспокойства о судьбе ап.Павла, филиппийцам следует «жить достойно благовествования Христова» (1,27). Ап.Павел призывает всякого христианина. Чтобы преподать верующим пример величайшего смирения и расположить их к подражанию ему, Апостол указывает на кенозис Христа в воплощении и крестных страданиях: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, …смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (2,6-8). Апостол утверждает здесь ту мысль, что Христос, как «образ Божий» (En mopfh tou Teou), не считал «хищением» называться Богом, как обвиняли его в этом иудеи, не восхитился к Божеству, подобно языческим мистикам, в экстазе, но был истинный Бог по существу (mopfh – образ, указывает на внутреннее и полное тождество с Первообразом). Уничижение (kenwsis) относится не к божественной, неизменной, но к человеческой природе и к богочеловеческой Личности Христа, Который в воплощении не явился во славе, но «принял образ раба» (mopfh dolou), т.е. самого униженного человека. Вершина смирения и послушания воле Небесного Отца и кенозиса проявилась в крестных страданиях и смерти Христа.
За исполнение воли Божией, за безмерное послушание Богу и «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (2,9), т.е. Его человечество введено в славу Божества (по воскресении). Христос как человек принял то, что как Бог имел всегда. Прославленное человечеству Христа дарованы Богом такие силы и слава, которые поставили Его выше всякой твари, так что Ему поклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних (2,10), т.е. бесплотных духов, людей и душ умерших. Этой великой тайне воплощения, кенозиса и прославления человеческой природы во Христе послужила Пресвятая Дева Мария Своим смирением, разделив уничижение и славу Своего Сына. По этой причине это место (2,5-11) берется для апостольского чтения в Богородичные праздники (икон, Рождества, Успения и Покрова Богородицы). Из этой богословской части Послания филиппийцы должны были сделать вывод, что если Иисус Христос, будучи Богом, смирил Себя до того, что стал во всем подобным им, кроме греха, и был распят и умер на кресте за их грехи, то и в них должна быть такая же безграничная готовность ко всякому уничижению за Христа. Поэтому и филиппийцы должны с такой же радостью относиться к своим скорбям, сорадуясь Апостолу (2,18). 3. Предостережение от лжеучителей (3,1-21) Апостол обращает внимание филиппийцев на опасность, угрожающую им от лжеучителей, требующих обрезания от христиан. Он называет их «псами», способными осквернить все святое и растерзать истинных служителей Бога; «злыми делателями» (3,2), препятствующими распространению Евангелия, держась дел закона (См. Ис.66,3; Мф.7,6). Насколько бесполезно надеяться на дела закона в деле спасения, на плотское обрезание, Апостол показывает на себе. Будучи чистокровным евреем, из колена Вениаминова, в 8-й день обрезанным, по учению – фарисеем, по ревности – гонителем Церкви Божией (3,4-6), – все это он ставит ни во что, когда речь идет о спасении. Ради Христа он отказывается от всех преимуществ иудейства и закона, потому что пришло большее оправдание от веры во Христа и с ним большие преимущества. «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Иисуса Христа, Господа моего: для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (3,7-8).
Далее Апостол указывают, что же приобретает верующий во Христа: 1) оправдание перед Богом через веру в Него (3,9); 2) Богопознание (3,10); 3) соучастие в воскресении Христа через соучастие в Его страданиях и смерти (3,10-11). Страдающий со Христом будет с Ним прославлен, получит великую славу, как Христос получил великую славу. Заключение (гл. 4) Апостол увещает филиппийцев твердо держаться благочестивого строя жизни, всегда радоваться в Господе (4,4), осознавая, что «Господь близко» (4,5). Пребывающий в Боге всегда радуется. Такое состояние переживал народ израильский, когда приветствовал Христа, шедшего в Неделю Ваий в Иерусалим. Стихи (4,4-9) установлены для чтения Апостола в этот праздник. Апостол Павел благодарит филиппийцев за их заботу и любовь, за дела милосердия по отношению к нему, поощряя их к этому, впрочем, не для своей выгоды, а ради их духовной пользы (4,10-19). В конце передает приветствия «от всех святых» т.е. от своих сотрудников, и благословение от Господа.
3. Гимн Христу из Послания ап. Павла Филиппийцам (2.6-11). Гипотезы о его происхождении. Его структура и богословие.
Учение о кенозисе (2, 5-11). В учении о кенозисе надо различать три части. Ап. Павел начинает с утверждения божественного достоинства Христова до Его воплощения: «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу» (ст. 6). Вторая часть есть уничижение, или кенозис (истощание, уничижение Христа как Богочеловека), в собственном смысле слова: «но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (стт. 7-8). Приняв образ человеческий, который есть «зрак раба», Христос дошел, в своем послушании Отцу, до подъятия смерти и, при том, поносной смерти на кресте. Этот предел послушания есть и предел уничижения, но за уничижением следует прославление. Это – третья часть учения о кенозисе: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (стт. 9-11). Прославление Христово выражается в даровании Ему от Бога имени, превыше всякого имени. Целью прославления Христова остается слава Бога-Отца. Но пред именем Прославленного должна преклониться вся тварь. Какое это имя? Из ст. 10 можно было бы заключить, что это имя – Иисус. Но оно принадлежало воплощенному Сыну Божию и до прославления. В свое время мы вычитали имя Прославленного в ст. 11: «Господь Иисус Христос». Этот вывод находится в полном согласии с греческим подлинником Филипп. Очень вероятно, что слова «Господь Иисус Христос» были бы торжественным возглашением исповедующего во славу Бога-Отца Имя Прославленного Богочеловека. Мы видели, что это же имя было, после чуда Пятидесятницы, и на устах Петра (ср. Деян. 2:36).
Чтобы преподать верующим пример величайшего смирения и расположить их к подражанию ему, Апостол указывает на кенозис Христа в воплощении и крестных страданиях: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, …смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (2,6-8). Апостол утверждает здесь ту мысль, что Христос, как «образ Божий» (En mopfh tou Teou), не считал «хищением» называться Богом, как обвиняли его в этом иудеи, не восхитился к Божеству, подобно языческим мистикам, в экстазе, но был истинный Бог по существу (mopfh – образ, указывает на внутреннее и полное тождество с Первообразом). Уничижение (kenwsis) относится не к божественной, неизменной, но к человеческой природе и к богочеловеческой Личности Христа, Который в воплощении не явился во славе, но «принял образ раба» (mopfh dolou), т.е. самого униженного человека. Вершина смирения и послушания воле Небесного Отца и кенозиса проявилась в крестных страданиях и смерти Христа. За исполнение воли Божией, за безмерное послушание Богу и «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (2,9), т.е. Его человечество введено в славу Божества (по воскресении). Христос как человек принял то, что как Бог имел всегда. Прославленное человечеству Христа дарованы Богом такие силы и слава, которые поставили Его выше всякой твари, так что Ему поклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних (2,10), т.е. бесплотных духов, людей и душ умерших. Этой великой тайне воплощения, кенозиса и прославления человеческой природы во Христе послужила Пресвятая Дева Мария Своим смирением, разделив уничижение и славу Своего Сына. По этой причине это место (2,5-11) берется для апостольского чтения в Богородичные праздники (икон, Рождества, Успения и Покрова Богородицы).
4. Послание ап. Павла Колоссянам. Время, место, обстоятельства и причины его написания. Соотношение с посланием Филимону.
I. Христология. 1. «Образ Бога невидимого», искупление (1.14-15); 2. «Перворожденный всея твари» (1.15); 3. Творение мира (1.16-17); 4. Христос – Глава Церкви (1.18); 5. Христос – первенец из мертвых (1.18); 6. Примирение и полнота во Христе (1.20-22, 2.9). II. Колосская ересь. 1. Философия по стихиям мира (2.8); 2. Ложная ангелология (2.15,18); 3. Христианская свобода. Иудаизм (2.16-23). III. Ветхий и новый человек: 1. Смерть во Христе для греха (3.1-9); 2. Облечение в нового человека (3.10 – 4.6). [*] 4. Разделение и краткое содержание Послания. Послание имеет предисловие (1,1-8); догматическую часть (1,9-2,23); нравоучительную часть (3,1-4,6) и заключение (4, 7-18). В богословском отношении это наиболее христологическое послание. В связи с опасностью гностических идей в нем наиболее выразительно изложено самое существенное учение о Христе, какого мы не встречаем ни в какой другой книге Нового Завета. Христос – возлюбленный Сын Божий (1,13), предвечно рожденный (1,15). Он есть образ Бога невидимого (1,15), в Нем обитает вся полнота Божества, телесно (2,9), Он творец и промыслитель мира (1,16-17) и искупитель человечества (1,20; 2, 14-15). Другой важной темой Послания является тема Церкви. Как и в послании к Ефесянам, Церковь мыслится не как местная, но как вселенская, глава которой – Христос, а она – тело Христово (1,18,22,24; 2,18-19). Верующие суть члены Христовы, каковыми они стали через крещение (2,11-13). Поэтому они имеют во Христе полноту освящения и надежду на спасение. Апостол предостерегает от пристрастия к иудейским обычаям относительно пищи, праздников и т.д. – так как это лишь тень настоящего, суть которого – во Христе; предостерегает от самовольного смиренномудрия лжеучителей, от неразумного изнурения тела (2,23). В нравоучительной части (3,1-4,6) Апостол указывает на высоту христианской жизни: она должна быть отрешенной от всего земного – мы должны о горнем мыслить, а не о земном, ибо жизнь наша в Боге сокрыта (3,1-3). Следовательно, мы должны умерщвлять земные, т.е. греховные привычки наши (блуд, нечистоту), совлечься ветхого человека и облечься в нового, образовав новое общество на началах любви (3; 5-15). Апостол излагает ряд частных правил относительно семейных и социальных отношений: жены должны повиноваться мужьям; дети слушать родителей, отцы не раздражать детей; рабы во всем должны повиноваться своим господам; господа обязаны оказывать рабам должное по справедливости (3,18-25). Призывает благоразумно относиться к внешним, слово содержать «приправленное солью», т.е. благодатное (4,1-6). 1. Божественное величие Иисуса Христа. Только во Христе «мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» (Кол.1:14). Ввиду появления среди колоссян лжеучения гностических сект, ап.Павел всесторонне раскрывает учение о Христе, как предвечном, совечном Отцу и воплотившемся в конце времен Сыне Божием, в Котором освящается, обновляется я примиряется все сотворенное. Христос – единый Владыка мира, единый Посредник между Богом и людьмя, единый Спаситель мира, Глава Церкви и источник жизни. Только в Нем «мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» (1,14). а) Христос – Сын Божий и Бог. Как Сын Божий, Христос в то же время есть и Бог истинный: Он «есть образ Бога невидимого» (1,15). б) Иисус Христос – Творец мира видимого и невидимого: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано» (1,16) в) Иисус Христос – Промыслитель мира: «И Он есть прежде всего, и все Им стоит» (1,17). Этим указано высочайшее свойство Христа Спасителя – промышление о сотворенном Им мире, т.е. мир не сам собою стоит, не в себе саамом имеет начало самодвижения, к не представлен сам себе, но «Им стоит», «ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим. II, 36). г) Иисус Христос – глава Церкви (1,18-19). Далее ап. Павел говорит о Богочеловеческом достоинстве Христа, о том, что Он и как человек имеет во всем главенство и первенство. Прежде всего «Он есть глава тела Церкви» (1,18). Как глава Он первым в Церкви все совершает: «Он начаток, первенец из мертвых» (1,18), т.е. первенец из воскресших, победивший смерть. Он первый плод в Церкви, ради которой Он принёс Себя в жертву. Хотя и до Христа в Библии описываются воскресения мертвых, но воскресшие умирали снова, а Христос стал победителем смерти навсегда, ставши источником и нашего воскресения. д) Примирение с Богом во Христе (1,20-23) Во Христе как искупителе мира (1,14) достигнуто примирение с Богом всего тварного мира, и земного, и небесного. «Кровию креста Его... в теле Плоти Его, смертью Его» (1,20,22). Примирение совершилось не в призрачном теле Иисуса Христа, как учили колосокие теософы (докеты), а в реальной человеческой Его плоти («в теле Плоти Его»). Заключение (4,7-18) В заключение Апостол говорит колоссянам, что остальные вопросы они смогут разрешить при личной встрече, когда явятся к ним Тихик и Онисим, с которыми он и посылает свое Послание.
6. Богословие Кол. Христология и обличение ереси.
В богословском отношении это наиболее христологическое послание. В связи с опасностью гностических идей в нем наиболее выразительно изложено самое существенное учение о Христе, какого мы не встречаем ни в какой другой книге Нового Завета. Христос – возлюбленный Сын Божий (1,13), предвечно рожденный (1,15). Он есть образ Бога невидимого (1,15), в Нем обитает вся полнота Божества, телесно (2,9), Он творец и промыслитель мира (1,16-17) и искупитель человечества (1,20; 2, 14-15). Другой важной темой Послания является тема Церкви. Как и в послании к Ефесянам, Церковь мыслится не как местная, но как вселенская, глава которой – Христос, а она – тело Христово (1,18,22,24; 2,18-19). Верующие суть члены Христовы, каковыми они стали через крещение (2,11-13). Поэтому они имеют во Христе полноту освящения и надежду на спасение. 1. Божественное величие Иисуса Христа. Только во Христе «мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» (Кол.1:14). Ввиду появления среди колоссян лжеучения гностических сект, ап.Павел всесторонне раскрывает учение о Христе, как предвечном, совечном Отцу и воплотившемся в конце времен Сыне Божием, в Котором освящается, обновляется я примиряется все сотворенное. Христос – единый Владыка мира, единый Посредник между Богом и людьмя, единый Спаситель мира, Глава Церкви и источник жизни. Только в Нем «мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов » (1,14). а) Христос – Сын Божий и Бог. Как Сын Божий, Христос в то же время есть и Бог истинный: Он «есть образ Бога невидимого » (1,15). б) Иисус Христос – Творец мира видимого и невидимого: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано» (1,16) в) Иисус Христос – Промыслитель мира: «И Он есть прежде всего, и все Им стоит» (1,17). Этим указано высочайшее свойство Христа Спасителя – промышление о сотворенном Им мире, т.е. мир не сам собою стоит, не в себе самом имеет начало самодвижения, и не предоставлен сам себе, но «Им стоит», «ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11, 36). г) Иисус Христос – глава Церкви (1,18-19). Далее ап. Павел говорит о Богочеловеческом достоинстве Христа, о том, что Он и как человек имеет во всем главенство и первенство. Прежде всего «Он есть глава тела Церкви» (1,18). Как глава Он первым в Церкви все совершает: «Он начаток, первенец из мертвых» (1,18), т.е. первенец из воскресших, победивший смерть. Он первый плод в Церкви, ради которой Он принёс Себя в жертву. Хотя и до Христа в Библии описываются воскресения мертвых, но воскресшие умирали снова, а Христос стал победителем смерти навсегда, ставши источником и нашего воскресения. д) Примирение с Богом во Христе (1,20-23) Во Христе как искупителе мира (1,14) достигнуто примирение с Богом всего тварного мира, и земного, и небесного. «Кровию креста Его... в теле Плоти Его, смертью Его» (1,20,22). Примирение совершилось не в призрачном теле Иисуса Христа, как учили колосокие теософы (докеты), а в реальной человеческой Его плоти («в теле Плоти Его»). Построение Еф.
Разделение и краткое содержание Послания. Несмотря на краткость (6 глав), Послание к Ефесянам очень богато содержанием как в догматической, так и в нравоучительной части. Св. Афанасий назвал его «катехизисом христианского учения». Послание условно разделяется на две части: 1) Догматическая (1-3 главы); 2) Нравоучительная (4-6 главы). Главная догматически тема Послания – единство Церкви, а через нее и всего тварного мира, где единый глава – Христос. Христос – духовный центр всего сотворенного. Он же и глава Церкви, а Церковь – Тело Его. Экклесиология строится на духовных образах Церкви: 1) как храма Божьего с краеугольным камнем Христом (2, 10-22); 2) как Тела Христова (1,10,22-23; 3,6; 4,4-7,11-16); 3) как Невесты Агнца Христа (5,23-32). Церковь представляется как новое творение, созданное во Христе, как полнота и совершенство мирового бытия. Все Послание проникнуто идеей единства. Как един Христос, так едина и Церковь – Тело Христово; через единство Церкви объединяется все человечество и вся тварь (2,11-22; 1,10). В нравоучительной части (4-6 гл.) Апостол, научил единству в вере и в жизни, призывает к духовному совершенству. Верующие должны осознать богатство благости Божией, уготованной им через Христа; почувствовать, что они не чужие, а свои Богу (2,11,19), почему и жить должны согласно своему призванию, сохраняя «единство духа в союзе мира» (4,1-3). В семейных отношениях нужно руководствоваться взаимной любовью, подобно тому, как Христос возлюбил Церковь, предав Себя за нас в жертву Богу (5,22-23). Во всех же отношениях христианин должен выступать, как воин Христов, облекшись во все духовное оружие (6,11-18). [Содержание по главам] Глава 1. Величие домостроительства спасения нашего во Христе. Предвечный Совет о искуплении человека. Искупление человечества Кровию Христа. Иудеи и язычники. Церковь – Тело Христово, «полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1,23). Глава 2. Благодатная жизнь. Христиане – новое творение, «созданы во Христе Иисусе на добрые дела» (Еф.2,10). Гибельные последствия жизни без Христа. Глава 3. Призвание язычников. «Домостроительство благодати Божией» (Еф.3,2). О Божественной премудрости. Безграничность Христовой любви. Глава 4. Строй жизни первохристиан. Облечение в нового человека. Христианское долготерпение и Христианское единство: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4,5). Дары благодати. Служители церкви: апостолы, пророки, евангелисты, пастыри, учители (Еф.4,11). Отложение образа жизни ветхого человека. Глава 5. «Подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф.5,1). Свет Христов и дела тьмы. Тайна Христианского брака. Жертвенность любви. Глава 6. Родители и дети. Духовное христианское всеоружие. Сила молитвы. [Программа] Тематический план Ефес. III. Единство Церкви. 1. Иудеи и язычники (2.11-16, 3.6). 2. Единство веры (4.3-6). 3. Сошествие Христа во ад. Единство живых и мертвых (4.9-10). IV. Святость Церкви. 1. Церковь – «святой храм в Господе» (2.19-22). 2. Освящение Церкви искупительной жертвой Христа (5.25-27). V. Молитва ап. Павла (3.14-21). VI. Новый человек. 1. Ветхий и новый человек (4.22-32, 5.1-7). 2. «Чада света» (5.8-11). 3. Брак во Христе (5.22-33). 4. Наставления разным категориям верующих (6 гл.).
9. Богословие Еф. Христология и экклезиология. Образы Церкви в Еф. Иудеи и язычники в Церкви.
Главная догматически тема Послания – единство Церкви, а через нее и всего тварного мира, где единый глава – Христос. Церковь – Тело Христово Бог возвеличил Христа. Он же, как Спаситель всего тварного, по праву является «главою Церкви, которая есть Тело Его », всецело проникнутое Его живым присутствием: «полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1:22-23). Способ возглавления – проникновение везде. Быть главою чего-то значит возглавлять, начальствовать. Но Христос, как Господь всего тварного мира, иначе возглавляет его. Он одновременно пребывает всецело и нераздельно в каждой части Своего творения. Поэтому Апостол и прибавил: «Христос есть полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1:23). «В Церкви и христианах все Христово. Она полна Христом; Он ее наполняет всю, во всем составе и во всех членах и освящая все и всех, и просвещая, и исполняя дарами благодати к доброделанию» (Еп.Феофан, Толк. посл. к Ефес., стр.125). Здесь же апостол дал образ Церкви как таинственного Тела Христова, как единого духовного организма, возглавляемого единым главою – Христом. «Краеугольный камень» – основание единства. Близость между верующими и Богом раскрывается сравнением их с живыми камнями, из которых строится здание Церкви (Еф.2:20-22), Здесь Апостол дает образ Церкви – Небесного града, храма веры. Это здание «утверждено на основании Апостолов и пророков», видевших издали (пророки), а потом вблизи (апостолы) истину Христа. Но более глубоким основанием, является «краеугольный камень» – Христос Господь. Таким образом, Христос есть глава Церкви (Еф.1:22), Он же ее основание (Еф.2:20). Объединение иудеев и язычников под Главою – Христом. Величие Христа как главы Церкви раскрывается и в деле спасения язычников и принятия их в Тело Христово – Церковь, наравне с иудеями. До уверования язычникибыли «без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире» (Еф.2:12). Но крестившись, они сделались наследниками ранее неведомого им обетования: «а теперь во Христе Иисусе вы, бывшие далеко, стали близки Кровию Христовой» (Еф.2:13). Кровь Христова омыла преграду между двумя частями человечества: народом Божиим и всеми остальными, Христос образовал Церковь из иудеев и язычников посредством Своего Креста. Здесь Апостол имеет в виду бывшую стену в Иерусалимском храме. Такой же стеной разделения мира был закон Моисеев, который упразднен исполнением его в Жертве Христовой. Этот дух жизни во Христе, проникая в ранее разделенные части, созидает единое новое человечество – вселенскую Церковь.
10. Основные идеи нравственно-увещательного раздела Еф. (4.1-6.24). Учение о Браке.
Нравственное учение Ефес. 5:3-6:20 построено Павлом, как наставление чад света. Общая тема этого отрывка поставлена в 5:8 и слл. Даже в ст. 9 лучшее чтение есть «плод света», а не «плод Духа», как у нас. Как «свет в Господе», верующие противополагаются той тьме, которою они были в прошлом. С предостережения против греха, в частности и в особенности, против грехов плоти и против любостяжания и начинается этот отрывок (5:3-7). Любостяжание оценивается, как идолослужение (ст. 5), и сопоставляется с блудом и нечистотою, вероятно, потому, что, как плотские грехи, так и любостяжание, представляют собою забвение Творца ради твари. До 5:20 включительно, мысль ап. Павла определяется противоположением света и тьмы (ср. стт. 11 и слл.). Блюдение бодрственного сознания тоже относится к хождению в свете (ср. стт. 14 и слл., в частности, ст. 18). Но благодарность Богу (стт. 19-20), получающая выражение в молитвенных песнопениях и направляющая, как и в Кол. 3, поведение верующих, приводит их ко взаимному послушанию друг другу (стт. 21 и слл.). Не входя в подробное рассмотрение отношений между детьми и родителями (6:1-4), и рабами и господами (6:5-9), ап. Павел сосредоточивает свое внимание на отношениях между супругами (5:22-33). Недаром, в Православной Церкви отрывок 5:20-33 есть апостольское чтение в чинопоследовании таинства брака. Наставление «Чад Света» Все нравственное учение послания к Ефессянам 5 и 6 глав построено св. ап. Павлом, как наставление чад света. И тут же, как бы отвечая на вопрос оппонента: «Что значит ходить как чада света?», говорит, что это значит ходить в благостыне, правде и истине. Так естественно ходят те, в ком обитает и действует Святой Дух, а эти и есть чада света, рожденные от Бога, Который есть Свет. И далее, предлагает испытывать, что благоугодно Богу, т.е. как бы говорит, что если кто ходит днем и свет светит ему, даже среди самого густого леса, все равно видит куда идет, потому что свет освещает ему путь. А тот, кто ночью пойдет и через поле по ровной дороге может легко упасть и разбиться. Ибо бесплодны дела тьмы и греха, и не что иное приносят как только смерть и стыд. Не должен принимать участие в таких делах, но, напротив, обличать, т.е. наставлять тех, кто так поступает. Помышления людей. Все помышления людей скрыты в сердце человека, не видимы окружающим людям, но когда явится Солнце правды Христос, то Своим явлением осветит и тайные помышления людей. По этому Апостол пишет, что «все обнаруживаемое делается явным от света». Как рана, когда закрыта, не поддается лечению, так и грех. Когда будет обнаружен и видим, только тогда возможно и врачевство его. Ибо, когда подвергшись обличению, принесет человек покаяние и получит прощение, не удалиться ли от него тьма? А тайное потому и скрывается, что оно достойно тьмы; но это то и нужно выводить наружу и обличать. Время. Уча, далее, тому, что эта временная жизнь дана нам для приготовления к вечности, призывает христиан не тратить попусту драгоценное время, потому что дни лукавы. Бодрствование. VI глава заканчивается образом бойца, готовящегося к битве (6, 10-20). Христианин должен уподобиться бойцу, чтобы быть достойным всего этого, нужно бодрствовать, быть во всеоружии, постоянно готовым вступить в бой. Апостол Павел рисует этого воина: «наша борьба не против плоти и крови, но против начальств, властей, против мироправителей тьмы всего сего, духов злобы поднебесной». Для сего приимите всеоружие Божией, дабы вы могли противостать в день злой, все преодолев, устоять» (6, 12-13). Далее он говорит о щите веры, шлеме спасения, мече духовном, «который есть Слово Божие » (6, 17). Это апостольское чтение читается на монашеском постриге. Монахи как бы на передовой духовной борьбы. Но это призвание бодрствовать ко всем христианам. Для этого, говорит он, исполняю посольство в узах, чтобы вам преподать учение.
11. Послан
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.121 с.) |