Активной социализации школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Активной социализации школьников



► Компенсаторная (компенсация недостатков первичной социализации, прежде всего, недостатка семейного тепла).

► Снятие зажатости, предупреждение и коррекция детских комплексов через эффект «старшего друга», с которым ребёнок готов поделиться, посоветоваться (отсюда – обучение в паре, в группе).

► Социометрическая (своевременное выявление изолированных и отверженных детей).

► Обеспечение открытости образовательного пространства.

Как подчёркивается в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование), «подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодёжи. Это приводит к ещё большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, атомизации личности, снижению её жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни».

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) и внешкольную деятельность.

К программе воспитания и социализации в качестве её разветвления могут также прилагаться различные программы внеурочной (внеучебной) деятельности и школьного дополнительного образования. Внеучебная деятельность школьников[2] – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая существенно отличается от урочной системы обучения и выбирается по желанию учеников и их родителей.

Виды (игровая, досуговая, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная и др.) и формы внеучебной деятельности (деловая игра, праздник, дебаты, трудовой десант, спортивный турнир и др.) определяются в каждом учреждении самостоятельно, с учетом имеющегося кадрового потенциала и разнообразных ресурсов, с обязательной ориентацией на запрос участников образовательного процесса, прежде всего - родителей.

Помимо этого существует также школьное дополнительное образование, которое является подсистемой дополнительного образования детей. Оно объединяет разнообразные объединения в школе, осуществляющие свою деятельность на основе программ, разрабатываемых и реализуемых педагогом дополнительного образования детей. Школьное дополнительное образование включает комплекс дополнительных образовательных услуг, направленных на решение проблем обучающихся по освоению основных образовательных программ или на удовлетворение особых интересов и потребностей социальных групп, заинтересованных в общем образовании.

В ходе апробации ФГОС родителям учащихся младших классов и учителям был задан вопрос, желают ли они, чтобы в их школе начали действовать детские организации того или иного типа. Распределения ответов родителей первоклассников и четвероклассников в этом вопросе оказываются практически идентичными. Против идеи детских организаций выступают лишь 9% опрошенных родителей. Однако родители разошлись в вопросе о предпочтительном типе детской организации. Треть опрошенных родителей считает, что это должна быть единая отечественная организация, причем две трети из их числа указывают в качестве ориентира на октябрят. Однако более половины родителей предпочли бы для своих детей различные тематические организации по интересам (военно-исторические клубы, учебно-научные сообщества, этнокультурные организации и т.п.). Причем сопоставление данных 2007 и 2008 гг. демонстрирует небольшой сдвиг в сторону усиления последней позиции, в противовес единой организации.

Основное и дополнительное образование в начальной школе должны находиться в согласовании, единстве и взаимодействии. Конкретные формы такого взаимодействия могут быть самыми разными. Это, прежде всего, интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт), элективные курсы, факультативы, проводимые в учебное время, но на основе принципов дополнительного образования детей. Помимо этого, необходимо творческое переосмысление собственно учебной программы и переход к разработке авторских образовательных программ, совмещающих подходы основного и дополнительного образования.

Необходимо в программах также предусмотреть рациональное совмещение и чередование внеучебной и учебной деятельности в свободное от основных уроков время как продолжение учебной деятельности, но с расширением содержания того или иного школьного предмета (факультативы, спецкурсы, предметные кружки и др.).

Возможны также варианты интеграции дополнительного образования и внеучебной деятельности(концерты, выставки, соревнования и др. общешкольные дела массового характера, праздники) во внеучебное время, через вовлечение не только тех детей, которые ходят в различные творческие объединения, но и их руководителей, педагогов-организаторов, учителей, всех желающих.

Основной признак того, что в ОУ удалось организовать согласованную совместную деятельность по организации учебной, внеучебной деятельности и школьного дополнительного образования – формулирование единой цели, общей мотивации, распределение и единовременное осуществление единых последовательных действий и операций, достижение единого конечного совокупного результата её участниками, совместная коррекция полученных результатов в соответствие с общей целью. Взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования - эффективный механизм обеспечения полноты и цельности образования.

В основу программ внеурочной деятельности и школьного дополнительного образования могут быть положены следующие принципы:

} развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

} непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

} единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;

} системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.004 с.)