Задачи и система физического воспитания в детском лагере отдыха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи и система физического воспитания в детском лагере отдыха



Интенсификация учебного процесса, увеличение интеллектуаль­ных нагрузок в период учебного года, психические нагрузки, связанные с темпом жизни современного города, настоятельно требуют, чтобы в летний период снималось накопленное физическое и умственное напря­жение, укреплялись мышечная и нервная системы.

Детский лагерь отдыха - основной тип внешкольных воспитатель­но-оздоровительных учреждений, организующих отдых школьников «период летних каникул.

Физическое воспитание в детском лагере отдыха содействует ук­реплению здоровья детей; привитию устойчивых привычек и умений за­ниматься физическими упражнениями; приучению к рациональному ре­жиму дня; к выполнению правил личной и общественной гигиены; орга­низации содержательного активного досуга.

Теоретические исследования и практический опыт позволили обосновать систему физического воспитания в детском лагере отдыха, которая включает в себя следующие элементы:

 

 

 

 

- научно-обоснованный режим дня с обязательной трехчасовой
двигательной активностью для каждого ребенка;

- личная и общественная гигиена, закаливание организма (солнеч­-
ные, воздушные процедуры);

-обучение жизненно-необходимым умениям и навыкам (плава­-
нию, ориентированию на местности);

- формирование физических качеств на тренировочных занятиях и
соревнованиях;

- пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.

Только комплексная реализация всех элементов сложившейся сис­темы при совместной работе всех педагогических работников лагеря от­дыха способна дать наивысший оздоровительный эффект.

Критерии эффективности работы по физической культуре и спорту:

- положительные функциональные сдвиги в организме детей;

- улучшение личных показателей развития двигательных качеств;

- овладение новыми умениями физкультурно-спортивного профи­
ля;

- двигательная и эмоциональная удовлетворенность от насыщен­-
ности средств и разнообразия физкультурно-спортивных мероприятий.

Требования к методике работы по физическому воспитанию еле-. дующие: массовый охват детей при реализации двигательного режима; содержание- и формы организации занятий должны дифференцироваться по возрасту, состоянию здоровья, уровню физической подготовленно­сти; учету интересов и самодеятельности детей.

Обязанности должностных лиц и содержание их работы по руко­водству активным отдыхом.

Начальник детского оздоровительного лагеря, старший воспита­тель, старший вожатый осуществляет общее руководство и контроль, несут ответственность за постановку работы, обеспечивают условия для полноценных занятий.

Педагог по физическому воспитанию выполняет управленческую, инструкторскую и тренерскую деятельность:

- организует общелагерные массовые физкультурно-спортивные
мероприятия, работу секций;

- проводит инструктивно-методическую работу с воспитателями и
вожатыми, физкультурным активом;

- совместно с активом готовит места занятий, обеспечивает инвен-
тарем и оборудованием, ведет учет результатов работы.

Инструктор по плаванию:

- совместно с педагогом по физическому воспитанию участвует в
проведении всех физкультурно-оздоровительных, спортивных меро­приятий;

 

организует и проводит мероприятия по закаливанию, по обуче­-
нию детей плаванию, приемам спасения и оказания первой помощи.

Инструктор по туризму:

- организует обучение школьников туристическим умениям и на-­
выкам;

- проводит туристические слеты, соревнования по туристической
технике, ориентированию на местности;

 

- организует туристические походы, экскурсии.
Вожатый отряда:

- планирует и проводит физкультурную работу в отряде;

 

- комплектует и обеспечивает участие детей отряда в общелагер­-
ных физкультурных мероприятиях;

- осуществляет контроль за выполнением санитарно-гигиеничес­-
ких правил, мероприятий по закаливанию; участвует в обучении детей
плаванию;

- участвует во всех инструктивно-методических занятиях, прово­-
димых педагогом по физическому воспитанию и инструктором по пла­-
ванию.

Педагог-воспитатель принимает активное участие в проведении всех массовых физкультурных мероприятий в отряде; обеспечивает пе­дагогическую направленность в самостоятельных занятиях детей играми и физическими упражнениями.

Педагог по физическому воспитанию разрабатывает также пер­спективный план работы на лето с основными разделами: оздоровитель­ная, спортивно-массовая, учебно-тренировочная, агитационная, хозяйст­венная.

Календарный план физкультурных мероприятий на смену состав­ляется по схеме:

№ 11/П Наименование меро­приятия Дата проведения Участники Ответственный
         

Вожатый, исходя из плана общелагерных мероприятий, составляет план физкультурно-спортивных мероприятий отряда. "Ни дня без спор­та" - обоснованный принцип, так как многие соревнования быстротечны, а дети имеют способность быстро восстанавливать силы.

10.2. Формы и содержание работы по физической культуре

1. Утренняя гигиеническая гимнастика, через 5-7 мин после про­буждения под руководством вожатого выполняются 7-10 упражнений в течение 10-15 мин. Для обеспечения эффективности занятий рекомеиду-

ется использовать разнообразные ее формы (утренняя пробежка, подго­товка нормативных требований в форме игры) с обязательным закалива­нием водой.

2. Отрядные учебно-тренировочные занятия проводятся 6-8 заня­-
тий за смену с целью подготовки команд к соревнованиям, удовлетворе­-
ния интереса к состязательным и игровым формам.

3. Занятия в секциях, кружках, командах и группах (по легкой ат­-
летике, спортивным играм, аэробике, туризму) проводятся для наиболее
подготовленных и желающих совершенствоваться в избранном виде
спорта.

4. Занятия по плаванию организуются в следующих формах: купа­-
ния по отрядам, учебно-тренировочные занятия в секции, занятия по
обучению неумеющих плавать.

5. Спортивные соревнования по отдельным видам упражнений
(день бегуна, день прыгуна, день метателя).

6. Общелагерная спартакиада по футболу, пионерболу, настоль­-
ному теннису, плаванию, шашкам и шахматам, кроссу и др. Ей предше­-
ствует отрядная спартакиада, в которой соревнуются звенья и каждый
участник.

7. Физкультурные мероприятия на празднике. В содержание
праздника включаются массовые подвижные игры и простейшие сорев­-
нования по отдельным видам упражнений, показательные массовые и
индивидуальные выступления, соревнования по спортивным играм.

8. Эстафеты различают линейные, встречные, круговые, ком­-
плексные, туристические, военизированные и т. д.

9. Спортивные конкурсы (метателей в цель и на дальность; си­-
лачей, на лучшую пирамиду; "Зарядка"; на лучшего футболиста и т. д.

 

10. Многоборья (бег 60 м, прыжки в длину, метание мяча, кросс
300-500 м (девочки) и 500-800 м (мальчики)). Составляется сводный
протокол, где по сумме занятых мест можно определить место каждого.

11. "Веселые старты". Включаются 6-8 несложных веселых зада­-
ний, конкурс капитанов, учитываются поощрительные баллы болельщи­-
кам за номера художественной самодеятельности, показательные высту­-
пления.

12. Товарищеские встречи между отрядными командами или
сборными командами соседних лагерей по легкой атлетике, футболу,
пионерболу и т. д.

13. Игры на местности («Встречный маршрут», «Хождение по
азимуту», «Открой тайник» и т. п.)

14. Соревнования по шашкам, шахматам, дартсу, настольному
теннису, а также аттракционы, спортивный КВН, викторины проводятся
при неблагоприятной погоде.

Среди способов проведения соревнований по спортивным и под-

 

вижным (командным) играм наибольшей популярностью пользуются:

- круговая система (при проведении соревнований с небольшим
количеством команд, так как требуется относительно много времени,
потому что все команды играют друг с другом);.

- системы с выбыванием (это олимпийская система, которая при­
меняется при большом числе команд и малом времени на проведение
соревнований - проигравшая команда выбывает);

- смешанная система (вначале участники соревнуются в под­
группах по олимпийской системе, а, например четыре команды, вышед­-
шие во 2-й этап играют по круговой системе. Остальные могут прово­-
дить утешительные игры по олимпийской системе).

10.3. Туризм в системе физического воспитания детей школьного возраста

Туризм является наиболее комплексным видом воспитания здоро­вого и закаленного человека. Туризм расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь, учит коллективизму, дружбе, дисциплинированности, взаимопомощи, является прекрасным средством познания красоты при­роды. У школьников потребность в туризме объясняется романтичным представлением об окружающем мире. В силу возрастных особенностей подростки желают испытать себя в походе, надеются на приключения, желают познать тайны природы.

Насколько будет удовлетворен их интереса во многом зависит от педагога-руководителя похода.

По форме и содержанию туристская деятельность разнообразна: прогулка, экскурсия, экспедиция, поход.

Туристский поход - это путешествие с активным способом пере­движения в отдаленные от места жительства районы, осуществляемое с познавательной, оздоровительной, спортивной, исследовательской, аги­тационной целями.

Комплектование группы и подготовка к путешествию Туристская группа должна представлять собой коллектив, каждый член которого связан с другими дружбой и единством поставленной це­ли. Желательно, чтобы все туристы в группе имели примерно одинако­вый возраст и физическую подготовленность, близкие интересы. Коли­чественный состав туристской группы некатегорийного многодневного похода должен быть не менее 6 и не более 15 человек. В поход выходно­го дня можно вывести отряд лагеря численностью до 40 человек, при условии нахождения с ними 4-х-5-ти взрослых.

Руководитель группы назначается приказом директора школы (на­чальника лагеря отдыха).

 

 

После изучения района путешествия разрабатывается маршрут. Для этого необходимо иметь карту избранного района. Важно устано­вить начальную и конечную точки, основные пункты прохождения, спо­собы передвижения. После этого составляется план-график похода, сме­та расходов и доходов, распределяются обязанности, ведется обучение элементам туристской техники.

Снаряжение

Походное снаряжение подразделяется на личное, групповое и спе­циальное. В перечень личного снаряжения входит рюкзак, спальник, личная посуда, туалетные принадлежности, одежда, обувь. К группово­му снаряжению относятся палатки, посуда, костровые принадлежности, ремонтный набор, компасы, аптечка и т. д. Специальное снаряжение -планшет для топографической съемки, гербарная папка и др. Готовя снаряжение, необходимо заблаговременно его проверить, устранить не­поладки. Желательно иметь одежду из хлопчатобумажной или шерстя­ной ткани, а обувь на размер больше, чтобы можно было надеть шерстя­ной носок.

Организация питания

В походных условиях режим питания определяется особенностями •маршрута, зависит от температуры воздуха, наличия топлива, сезона, вида туризма.

В трехразовом горячем питании на обед отводится 40% дневного рациона, на завтрак - 35%, на ужин - 25%. В суточный рацион могут входить хлеб и хлебные изделия, крупы и макаронные изделия, масло, сахар, мясо консервированное, суповые концентраты, сыр, соль, специи, чеснок, чай, напитки и т. д.

В походных условиях можно приготовить суп картофельный с мя­сом, щи зеленые, суп из рыбных консервов, суп со^свежими грибами, уху «на ниточках», отварную рыбу, картофель печеный, салат витамин­ный, каши, напитки из лесных ягод и т. д.

Организация бивачных работ

Первоочередность оборудования бивака зависит от погодных ус­ловий: при благоприятной - заготовка дров, разведение костра; при при­ближающемся дожде - установка палаток. Дежурный по биваку распре­деляет очередность работ, указывает место складирования дров для ко­стра и места для палаток. Дрова и продукты для завтрака заготавлива­ются с вечера.

Организация привала или ночлега заключается в том, чтобы пра­вильно выбрать для него место, подготовить площадку для палаток, раз­вести, костер, обеспечить безопасность лагеря.

 


 

Место для привала выбирается сухое, ровное, на опушках леса
вблизи источника питьевой воды, места купания. Не рекомендуется для
начала останавливаться на затопляемых отмелях, на вершинах холмов,
перевалах.

Рядом не должно быть гнилых или подрубленных деревьев. Удоб­но место рано освещаемое солнцем. При разведении костра желательно использовать старые очаги либо нужно снять дерн на месте будущего кострища, и при сворачивании лагеря костер погасить, дерн восстано­вить и полить водой. Остатки дров надо сложить штабелем у дерева, му­сор закопать, кухонную посуду вычистить.

Движение на маршруте

Для того чтобы группа была организованной и управляемой, она должна двигаться цепочкой в колонне по одному. Руководитель только на сложных участках идет первым. В остальных случаях ведут группу по очереди дежурные проводники. Задача замыкающего - не допускать отставания, помогать уставшим, подавать ведущему сигнал остановки.

Через 10 минут после выхода на маршрут делается технический привал. В дальнейшем через каждые 30-50 минут делаются 10-тиминутные привалы. При организации страховки, спасательных работ, соревнований в туристской практике используются несколько видов.уз­лов: прямой, академический и брамшкотовый, былинь, проводника, "удавка", схватывающий.

Транспортировка пострадавших в походных условиях может про­изводиться с применением подручных средств: рюкзака, шеста, штор­мовки и т. д.

Ориентироваться на местности - значит найти направление сторон горизонта и свое местонахождение относительно окружающих местных предметов и элементов рельефа. С этой целью важно научить школьни­ков работать с компасом "Спорт" и картой.

Этапы туристской полосы препятствий

Соревнования проводятся с целью проверки знаний туристской техники и заключаются в преодолении командой последовательно рас­положенных этапов:

1. Снятие палатки (ее сворачивают, собирают колышки и оставля­-
ют на старто-фннишной площадке).

2. Вязка узлов (по жребию).

3. Укладка рюкзака (4-5 предметов).

4. Преодоление заболоченного участка "по кочкам" (участок про­-
тяженностью до 15 м).

5. Подъем по крутому травянистому склону с помощью веревки
(до 30 м).

 

 

 

6. Спуск по травянистому склону с использованием веревки
(до 30 м).

7. Переправа через ручей или овраг (способом "маятник" или по
бревну).

8. Переноска пострадавшего на носилках из шестов и штормовок
(до 100 м).

9. Установка палатки (если установлена с ошибками, то дается
время для их устранения).

Организация турслетов

Цель турслетов - пропаганда туризма, обмен опытом организаци­онной работы. Турслеты являются своеобразным смотром проделанной работы и проверкой готовности к туристско-краеведческой работе в на­ступающем сезоне.

Оргкомитет составляет "Положение о слете", разрабатывает и осу­ществляет план подготовки и проведения конкурсов, соревнований и т. д., обеспечивает размещение, питание, медицинское обслуживание.

В районе слета должна быть доброкачественная питьевая вода, дрова; не далее 3-5 км - железно-дорожная или автобусная станции.

На поляне устанавливают мачту для флага, размечают места со­ревнований, место общего костра.

На церемонию открытия отводят не более 10 минут, после чего по возможности проводятся массовые мероприятия: соревнования по туртехнике и ориентированию, по волейболу, футболу, игры, показ кино­фильмов, выставки туристских фотографий, стендов. Можно проводить конкурсы: на лучшую организацию туристской работы в школе (лагере отдыха); на лучшее туристское путешествие; на лучший фотоснимок о походе; на лучший номер художественной самодеятельности; на лучшее оформление бивака; на лучший обед.

Вопросы и задания на усвоение и проверку знаний

1. Разработайте общую схему межлагерных, общелагерных и отрядных со­ревнований.

2.Составьте таблицу отрядной спартакиады.

3.В чем заключается подготовка учащихся к туристскому походу в школе
(лагере отдыха)?

4.Какова последовательность подготовки и проведения туристского слета.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.052 с.)